Конспект по исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме "Мы исследователи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Продолжать знакомить детей с органами дыхания. Закрепить знания детей о том, как загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Закрепить произношение звуков «Ш» и «С». Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия « Мы – исследователи».
Программное содержание: Дать детям представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Продолжать знакомить детей с органами дыхания. Закрепить знания детей о том, как загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать словарь. Закрепить произношение звуков «Ш» и «С». Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
Активизация словаря: воздух, учёные-исследователи, лаборатория, опыт, загрязнение воздуха.
Материал: Визитка «Учёный – исследователь»; камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало; вырезанные из бумаги силуэты дерева с густой кроной; карандаши – на каждого ребёнка. Банка с водой, воронка, стакан, кусок резины, резиновая игрушка. Весы. Панно «Берегите воздух»( улицы города с домами, без деревьев).
Ход занятия.
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Он - прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней лёг на стёкла
Пышной белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
(Воздух)
Воспитатель: Правильно вы догадались, что речь идёт о воздухе. А почему вы так решили?
Дети: Воздух везде: вокруг нас, и под землёй, и на земле, и высоко в небе. Он может принимать любую форму, может заполнить любое пространство.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам стать учёными и заняться исследованием воздуха. Вы знаете, кто такие учёные–исследователи? ( Ответы детей.)
Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его обнаружить, какими свойствами он обладает.( Прикрепляет на грудь детям визитки.)
Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдёмте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
Дети проходят к столам, на которых подготовлен материал к опытам.
Опыт с камнем.
Воспитатель: Возьмём в руки камешек, сожмём его в руке. Какой он на ощупь?
Дети: Твёрдый, жёсткий, крепкий.
Воспитатель: Камень – это твёрдое тело. Какие твёрдые тела вы можете назвать? (Ответы детей.) А можно ли взять в руки воздух и сжать его?
Дети: Нет, воздух сжать нельзя.
Воспитатель: Делаем вывод: воздух – не твёрдое тело.
Опыт с водой.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, возьмём стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она?
Дети: Вода – прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.
Воспитатель: Ребята, скажите, что умеет делать вода?
Дети: Вода течёт, бежит, струится, журчит.
Воспитатель: Какой же можно сделать вывод? Что такое вода?
Дети: Вода – это жидкость.
Воспитатель: Назовите другие жидкости.
Дети: Сок, кефир, молоко, кисель.
Опыты с воздухом.
Воспитатель: И так исследователи, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать в руке. Значит, он - не твёрдое тело. Воздух не течёт, его нельзя пить. Это значит, он – не жидкость.
Можно сделать вывод: воздух – не твёрдое тело и не жидкость. Воздух – это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот наше открытие.
Продолжим исследования.
Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?
Опыт 1: Возьмём полиэтиленовый пакет и начнём скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? Делаем вывод: он наполнен воздухом, но мы его не видим.
Опыт 2: Помашем ладонью около лица. Что мы чувствуем?
Дети: Мы ощущаем ветерок, воздух движется.
Воспитатель: Делаем вывод: движение воздуха мы можем ощущать.
Физкультминутка.
Ветер веет над полями,
И качается трава.
(Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывёт над нами,
Словно белая гора.
(Потягивание – руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья –
Вправо – влево, взад – вперёд,
А потом наоборот.
(Наклоны вправо – влево, назад – вперёд.)
Мы взбираемся на холм,
(Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём.
(Дети садятся.)
Воспитатель: Воздух есть везде. Проверим это.
Опыт 1: Коллеги, возьмём резиновую грушу, сожмём её в руке. Что вы услышали?
Дети: Свист. Воздух с шумом выходит из груши.
Опыт 2: Ребята, закройте пальцем отверстие резиновой груши и попытайтесь сжать её. Она не сжимается? Что же этому мешает? (Ответы детей.) делаем вывод: воздух, находящийся в груше мешает её сжать.
Опыт 3: Бросим в стакан с водой кусочек мела. Что же происходит?
Дети: видно, что из мела выходят пузырьки воздуха.
Воспитатель: Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли?
Дети: воздух есть везде: в пакете, в груше, в меле.
Воспитатель: А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.
Занимает ли воздух место?
Опыт 1: Опустим перевёрнутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете? (Вода в стакан не вливается.) Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему?
Дети: Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей.
Опыт 2: Закроем трубочку воронки и опустим её в воду. Что произошло?
Дети: Вода не поступает в воронку.
Воспитатель: Открываем отверстие воронки. Почему вода вошла в воронку? (Воздух вышел из воронки, и туда влилась вода.) Делаем вывод, коллеги: воздух занимает место.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, давайте выясним : имеет ли воздух вес?
Опыт 1: Возьмём два воздушных шарика. Кладём их на весы. Что мы наблюдаем?
Дети: Чаши весов неподвижны.
Воспитатель: Надуем один шарик. Чаша весов перевесила. Почему?
Делаем вывод: чаша весов перевесила, потому что шарик наполнен воздухом. Значит, воздух имеет вес.
Если развязать нитку на надутом шарике, что произойдёт?
Дети: Из шарика выйдет воздух.
Проводится этюд на расслабление мышц « Насос и мяч». Дети делятся на две группы: 1-мячи, 2-дети, которые надувают эти мячи. Дети-насосы надувают, сопровождая движением рук и звуком «с». «Мячи», услышав звук «с» вдыхают порцию воздуха, поднимаются на носочки, надувают щёки; руки отводят в стороны от боковых частей туловища. Дети-насосы имитационными движениями выдёргивают из детей-мячей шланг насоса, и из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Играющие дети меняются ролями.
Опыт 2: Возьмём кусочек резины и бросим в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? (Предположения детей.) Что у неё внутри? (Воздух.) Делаем вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха?
Дети: Воздух занимает место и имеет вес.
Воспитатель: Правильный вывод, коллеги. А для чего нам необходим воздух?
Дети: Для дыхания.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь я предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.
Опыт 1: Возьмём стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько в неё подуем. Что вы наблюдаете?
Дети: Пузырьки воздуха.
Воспитатель: Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.
Опыт 2: Подышим на зеркало. Оно запотело. Подумайте, почему? (Предположения детей.) Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.
Коллеги, положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается).Здесь находятся лёгкие – органы, с помощью которых мы дышим.(Обратить внимание на плакат «Строение человека».)
Что происходит с лёгкими при дыхании? (Ответы детей.) Правильно, делаем вывод: при вдохе лёгкие расширяются, а при выдохе сжимаются. Убедиться в этом мы сможем, если проведём опыт.
Опыт: Возьмём воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется воздухом. Когда это происходит с нашими лёгкими?
Дети: При вдохе.
Воспитатель: Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с лёгкими? (При выдохе.)
Проделав ряд опытов, мы узнали, как воздух поступает в наше тело. А как вы думаете, мы можем не дышать? (Ответы детей)
Делаем вывод: без дыхания нет жизни.
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Как вы предполагаете, что приводит к загрязнению воздуха? (Размышления детей.)
Вспомните, что может происходить с человеком, если он дышит загрязнённым воздухом?
Дети: У человека начинается кашель; он может задохнуться.
Воспитатель: Мы с вами должны заботиться о своём здоровье. Кто из вас знает, что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?
Дети: Надо сажать больше деревьев и цветов.
Воспитатель: Деревья выделяют в атмосферу большое количество кислорода, необходимого для дыхания. Давайте вместе посадим деревья.
Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляя раскрашенные силуэты деревьев.
Воспитатель: Уважаемые коллеги, на этом наши исследования заканчиваются, лаборатория закрывается, нам пора возвращаться в детский сад.
Дети под музыку отходят от столов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".
В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....
Проект по познавательно- исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»
Развитие интереса к исследовательскому поиску у детей старшего дошкольного возраста....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формиров...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по тропе безопасности»
В конспекте представлен материал в форме путешествия по тропе безопасности. Актуальность данной деятельности позволяет расширить знания детей о правилах поведения и мерах безопасности в экстрема...
Программа дополнительного образования «Юные исследователи» (по познавательно – исследовательской деятельности) для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
Дополнительная образовательная программа по познавательно-исследовательской деятельности...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Снеговичок»
Выявить и расширить представления детей о свойствах снега....
Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Секреты кухни».
Важной чертой детского поведения является стремление наблюдать, исследовать, дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент.Представленный конспект – является автор...