Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Снеговичок»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ибрагимова Елена Александровна

Выявить и расширить представления детей о свойствах снега.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл snegovik.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с №9

Краснодарский край, г. Кропоткин

Воспитатель:

Ибрагимова Елена Александровна

Конспект познавательно-исследовательской деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Снеговичок»

Цель: Выявить и расширить представления детей о свойствах снега.

Задачи:

  • Развивать умение замечать изменения в природе.
  • Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.
  • Развивать речь, мышление, воображение.
  • Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Материал: Снеговичок - игрушка, снег в ведерке, белые альбомные листы А-4, две половины альбомного листа - А4, (заготовки из ватных дисков), клей, красные фломастеры, иллюстрации «Зимние развлечения».

Интеграция:

Коммуникация: Учить участвовать в беседе, способствовать развитию любознательностипомогать детям, выражать свою точку зрения, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Художественное творчество: Развивать образные представления, воображение.

Здоровье: Продолжать работу по укреплению здоровья детей.

Безопасность: Знакомить детей с правилами игр со снегом.

Физкультура: Сохранение равновесия при ходьбе и беге на носочках.

Предварительная работа: Заучивание стихов о зиме, «Зима» И. Суриков, «Падал снег на порог» П. Воронько.

Ход игры

Воспитатель подзывает детей к столу, на котором стоит ведерко со снегом.

 - Ребята у меня для вас – сюрприз! Подходите скорее к столу. Посмотрите, какое красивое ведерко, а ведерко не простое, а волшебное. Давайте все вместе скажем волшебные слова, закроем глаза и посмотрим, чем наполнится наше ведерко! Ребята, только я все волшебные слова, забыла, помогите мне. Напомните волшебные слова. Какие волшебные слова вы знаете?

Дети: - предлагают варианты волшебных слов (Крибе-крабле-бумс; Ведерко- ведерко покружись и ребятам покажись; Еще можно подуть на ведерко и сказать 1,2,3).

Воспитатель: - Молодцы знаете волшебные слова! Закрываем все глазки и произносим все вместе «Крибле-Крабле-Бумс». (Дети закрывают глаза и произносят вместе с воспитателем волшебные слова.) Ребята глазки не открывайте, потрогайте ручками. Скажите, что у меня в ведерке?

Дети трогают снег руками.

- Ой как холодно!

- Холодно, и в руке появляется вода

- ой ручка мерзнет!

- Я знаю это снег!

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы правильно определили, наше волшебное ведро наполнилось снегом! Я предлагаю вам поиграть со снегом и подержать его в ладошках. Но наша игра со снегом в группе только «Минутка радости». Почему минутка радости?

Ответ детей: - Снег в теплой комнате растает и превратится в воду.

- Снег тает в комнате быстро, за минутку. Снегом детки играют на улице!

Воспитатель: - Да, через несколько минут наш снег растает и превратятся в воду. Но мы с вами можем поиграть и с водой. Придумайте, в какие игры?

Ответ детей: - Воду можно оставить в волшебном ведерке, потом вынести на улицу оставить там и она замерзнет и превратится в лед!

Воспитатель: - Хорошо, я согласна с вами ребята, мы так и сделаем. Вынесем ведерко на улицу. А утром, посмотрим, что произошло с нашей водой! (Выносит на улицу ведерко с растаявшим снегом и оставляет на ночь. Утром на прогулке, вместе с детьми рассматривают что случилось с водой и почему она замерзла.)

Беседы о правилах игр со снегом.

Наблюдения на прогулке за снегом.

Экспериментирование: опыты со снегом и водой (замораживание, рассматривание на прогулке замерзшей воды на балконе в волшебном ведерке, проводится на следующий день после игры «Минутка радости»).

Словарная работа: «сверкает», «оттепель», «морозный день», «солнечная погода».

 

Ход занятия

Воспитатель: - Ребята становитесь в кружок. Приготовьте свои ручки для игры - «Игрушки»

 (Дети стоят в кругу, проводится пальчиковая игра.)

- Все, что захотим, Хлопают в ладоши.

- Мы из снега смастерим.

- Ваня лепит колобок, Складывают ладошки ковшиком, лепим колобок.

- А Наташа - теремок, Соединяют прямые ладони над головой («крыша»).

- Геля лепит разных рыб, Прижимают ладони друг к другу и двигают ими Вправо-влево.

- Ну а Даня снеговик! Ладошки «ковшиком и лепят колобки».

Воспитатель обращает внимание детей на звуки, которые, которые доносятся из –за двери.

Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто-то плачет? Послушайте! (Дети прислушиваются).

Давайте, посмотрим, кто же это плачет? (Дети вместе с воспитателем подходят к двери, открывают ее и видят снеговика (игрушку), который заблудился и боится растаять в теплой комнате.)

Воспитатель: - Ой! Ребята, посмотрите, Снеговичок! Давайте, спросим у Снеговичка, как он попал в нашу группу? (Воспитатель вносит Снеговичка в группу усаживает его на стульчик, а дети усаживаются рядом на ковре и идет беседа.)

Даня: Снеговичок, что ты делаешь в нашей раздевалке?

Милана: - Как ты, попал в наш детский сад?

Ваня: - Снеговичок, ведь ты можешь растаять в теплой комнате и превратиться в воду!

Снеговик (воспитатель, изменив голос, отвечает на вопросы детей) Я шел к вам в гости на участок, хотел с вами немного поиграть, на прогулке загадать вам мои любимые загадки, но заблудился и попал в теплую комнату и боюсь растаять!

Воспитатель: - Снеговичок, я помогу тебе! Давай мне твои загадки, я их загадаю ребятам! А ты, быстрее беги на участок и жди нас! Мы пойдем на прогулку и поиграем с тобой! Ребята, вы хотите поиграть со снеговиком на прогулке?

- Дети: - Да, хотим поиграть!

Снеговик: - До встречи на прогулке! Я убегаю и жду вас на участке! (Снеговик уходит, воспитатель, прячет снеговика.)

Воспитатель: - Ребята садитесь на стульчики, и слушайте любимые загадки нашего снеговика! (Дети садятся на стульчики и отгадывают загадки.)

Загадки

1. Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

- Дети (Зимой)

2. Мягкий он, а не подушка,

Липнет он, а не пушок,

Он холодный, как лягушка

А согреешь - ручеек.

Дети - (Снег).

Беседа о снеге

Воспитатель: - А почему Снеговичок любит зиму и снег? Как вы думаете?

Ответ детей: - Снеговичок любит зиму и снег, потому, что зимой холодно, мороз и снеговики не тают, а когда на улице жарко, то снеговик может растаять.

Воспитатель: В жарких южных странах холодной зимы не бывает, и поэтому, у нас снег бывает редко.  А в некоторых странах его вообще не бывает.  Представьте, что вы приехали в Африку. Что вы можете рассказать африканским детям о снеге? Ребята, расскажите свойствах снега. Дети перечисляют свойства снега:

 - Снег белый, пушистый, холодный. Он появляется на земле когда на улице холодно.

 - Из пушистых облаков падают на землю легкие снежинки. Они похожи на маленькие звездочки, состоящие из лучиков.

Они сияют и переливаются на солнышке.

- Когда люди наступают на снежинки, лучики ломаются и снег скрипит под ногами.

 А еще можно стихи рассказать о снеге. 

      Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело

Точно пеленою

Все его одело

Темный лес – что

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко непробудно

Стали дни короче.

Солнце светит мало.

Вот пришли морозцы

И зима настала!

Воспитатель:Кто знает стихотворение о зиме и хочет рассказать.

 «Падал снег на порог»

Падал снег на порог,

Кот лепил себе пирог,

А пока лепил и пек -

Ручейком пирог утек.

Пирожки себе пеки

Не из снега, - из муки».

Воспитатель: - Ребятки, а теперь давайте изобразим как хрустят снежинки, когда у них ломаются лучики, пошагали, с пятки на носочек и сказали. Скрип-скрип, Хруст- хруст! (Дети, ходят по группе в разных направлениях изображая скрип снега под ногами.) Молодцы, а сейчас вы превращаетесь в легкие, белые снежинки и летите на стульчики и усаживаетесь перед доской! И рассматривают иллюстрации о зимних забавах детей.

Воспитатель: - Трудно передать словами, как скрипит снег в морозный день под ногами. Как блестит снег в солнечную погоду. Мы любим красоту зимней природы, а еще мы любим зимние забавы. Посмотрите на иллюстрации «Зимние развлечения». Представьте, что эти картинки детских игр на снегу мы показали африканским ребятам. Расскажите о том, что нарисовано на картинках. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ был так же интересен, как интересно бывает нам играть в зимний день на улице.

Ответ детей: - можно кататься на санках с горки, так – же, как катаются детки на картинке санки едут с горки очень быстро и можно свалиться в белый мягкий и пушистый снег. Вот один мальчик упал, а санки покатились с горки вниз. Но когда падаешь в снег, не больно, потому, что он пушистый все смеются, всем весело.

Воспитатель: Я думаю, что деткам в Африке захочется прокатиться на санках после такого рассказа.

- Со снегом можно играть в снежки, вот на этой картинке детки играют в снежки. Но это опасно можно больно бросить снежком в деток. Играть в эту веселую игру нужно осторожно!

Воспитатель: - Посмотрите на картинку, как весело дети играют в снежки, девочки и мальчики лепят снежки и бросают их в друг друга. А как вы, думаете зимний день теплый, или морозный?

Ответ детей: в снежки играют в теплый зимний день, когда из липкого снега можно лепить снежки.

Воспитатель: - А как еще можно играть зимой? Кто ответит?

Ответ детей: Еще зимой можно кататься на лыжах с горки и на коньках на льду.

Воспитатель: А мы могли бы привезти Снеговичка в Африку?

Ответ детей: в Африке очень жарко, там никогда не бывает зимы и снеговик может растаять.

- Воспитатель: - Как это можно сделать?

Ответ детей: Снеговика можно посадить в холодильник и быстро-быстро на самолете, отвезти, показать ребятам. Посадить его снова в холодильник и привезти обратно

Воспитатель: - А какие трудности могут возникнуть у Снеговичка, если мы попытаемся его оставить в Африке на один, на два, на три дня, на неделю?

Ответ детей: в Африке нельзя оставлять даже на одну минутку, он растает и превратится в воду.

- Воспитатель: - Ребята, а из всякого ли снега мы можем зимой лепить снеговика?

Ответ детей: - Нет, снеговиков можно лепить только из влажного липкого снега!

Воспитатель: - Да, снеговика можно слепить только из влажного липкого снега. Оказывается снег, бывает разный. В морозный день он хрустящий и рассыпается! А вот если потеплеет на улице и наступит легкий небольшой морозец, снег станет липким, и мы сможем вылепить снежную бабу, построить снежную крепость, и поиграть в снежки.

Ребята, что у снеговика вместо носа? (Морковка). А я однажды видела снеговика с сосулькой вместо носа. Подумайте, откуда появилась сосулька?

Ответ детей: - Снег лежал на крыше, на солнце он немного растаял, превратился в воду, а ночью ударил мороз, вода снова замерзла и превратилась в сосульку.

Воспитатель: - А мы с вами можем слепить снеговика в группе, если занесем снег?

Ответ детей: Нет, снег в группе растает. Мы уже лепили из снега снеговиков в группе, и они растаяли и превратились в воду.

Воспитатель: -Мы с вами, заменим снег белой бумагой, и я уверена, у вас получатся настоящие снеговики. Ребята, подходите к столам. Становитесь вокруг поудобнее берите большой лист бумаги, мните ее, скатайте двумя руками бумажный колобок, это у вас буде туловище чтобы у вас получились колобки разного размера теперь берите листок поменьше таким-же образом превращаете его в колобок поменьше – это у вас будет голова, один большой, другой маленький, потом берете клей-карандаш смазываете клеем ту, часть и маленького и большого колобка, где у вас будет соединение. Ставите бумажные колобки один на другой. Все склеили свои колобочки? Молодцы! На тарелочках лежит еще один листочек, делите его на две равные части. Складываете уголок к уголочку и ровно складываете пополам приглаживаете пальчиками, разворачиваете листок, берете ножницы и режете пополам. Показать, ребятам как нужно правильно складывать листок. Показать, как нужно правильно держать листок и ножницы? Мнете бумагу и превращаете в два маленьких колобка – это ручки. Намазываете клеем, ту часть маленького колобочка, где у вас будет соединение и приклеиваете Снеговичку ручки. Угольки для глаз и маленькие морковочки для носа, у вас лежат на тарелочках. Берем сначала угольки, аккуратно приклеиваем глазки в верхней части головы снеговика на одинаковом расстоянии друг от друга. Приклеили? Теперь берите морковочки и клейте носик снеговику. Молодцы, ребята! Но мне кажется, что наши Снеговички грустные. Почему? Как думаете?

Ответ детей: Снеговички грустные, потому, что они не улыбаются! У них нет ротика.

Воспитатель: - Правильно, они грустят, не улыбаются нам! Я предлагаю вам ребята посмотреть друг на друга, улыбнуться весело. (Дети улыбаются друг другу.) Возьмите красный фломастер и нарисуйте веселую улыбку своим Снеговикам!

Какие замечательные Снеговички у вас получились. Я предлагаю сфотографировать их, выложить на сайт и пусть африканские ребята посмотрят наших Снеговиков в интернете! (Воспитатель фотографирует Снеговичков.)

Итог занятия

Зима - чудесное время года. Жаль немного, что у нас редко бывает снег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".

В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:  Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формиров...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1.      Учить ставить ...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по тропе безопасности»

В  конспекте представлен материал в форме путешествия по тропе безопасности. Актуальность данной деятельности позволяет расширить знания детей о правилах поведения и мерах безопасности в экстрема...

конспект ООД Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды».

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».

Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Секреты кухни».

Важной чертой детского поведения является стремление наблюдать, исследовать, дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент.Представленный конспект – является автор...