Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Снеговичок»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Выявить и расширить представления детей о свойствах снега.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
snegovik.docx | 23.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с №9
Краснодарский край, г. Кропоткин
Воспитатель:
Ибрагимова Елена Александровна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
«Снеговичок»
Цель: Выявить и расширить представления детей о свойствах снега.
Задачи:
- Развивать умение замечать изменения в природе.
- Расширять представления о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки, лед и снег в теплом помещении тают.
- Развивать речь, мышление, воображение.
- Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Материал: Снеговичок - игрушка, снег в ведерке, белые альбомные листы А-4, две половины альбомного листа - А4, (заготовки из ватных дисков), клей, красные фломастеры, иллюстрации «Зимние развлечения».
Интеграция:
Коммуникация: Учить участвовать в беседе, способствовать развитию любознательности, помогать детям, выражать свою точку зрения, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Художественное творчество: Развивать образные представления, воображение.
Здоровье: Продолжать работу по укреплению здоровья детей.
Безопасность: Знакомить детей с правилами игр со снегом.
Физкультура: Сохранение равновесия при ходьбе и беге на носочках.
Предварительная работа: Заучивание стихов о зиме, «Зима» И. Суриков, «Падал снег на порог» П. Воронько.
Ход игры
Воспитатель подзывает детей к столу, на котором стоит ведерко со снегом.
- Ребята у меня для вас – сюрприз! Подходите скорее к столу. Посмотрите, какое красивое ведерко, а ведерко не простое, а волшебное. Давайте все вместе скажем волшебные слова, закроем глаза и посмотрим, чем наполнится наше ведерко! Ребята, только я все волшебные слова, забыла, помогите мне. Напомните волшебные слова. Какие волшебные слова вы знаете?
Дети: - предлагают варианты волшебных слов (Крибе-крабле-бумс; Ведерко- ведерко покружись и ребятам покажись; Еще можно подуть на ведерко и сказать 1,2,3).
Воспитатель: - Молодцы знаете волшебные слова! Закрываем все глазки и произносим все вместе «Крибле-Крабле-Бумс». (Дети закрывают глаза и произносят вместе с воспитателем волшебные слова.) Ребята глазки не открывайте, потрогайте ручками. Скажите, что у меня в ведерке?
Дети трогают снег руками.
- Ой как холодно!
- Холодно, и в руке появляется вода
- ой ручка мерзнет!
- Я знаю это снег!
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы правильно определили, наше волшебное ведро наполнилось снегом! Я предлагаю вам поиграть со снегом и подержать его в ладошках. Но наша игра со снегом в группе только «Минутка радости». Почему минутка радости?
Ответ детей: - Снег в теплой комнате растает и превратится в воду.
- Снег тает в комнате быстро, за минутку. Снегом детки играют на улице!
Воспитатель: - Да, через несколько минут наш снег растает и превратятся в воду. Но мы с вами можем поиграть и с водой. Придумайте, в какие игры?
Ответ детей: - Воду можно оставить в волшебном ведерке, потом вынести на улицу оставить там и она замерзнет и превратится в лед!
Воспитатель: - Хорошо, я согласна с вами ребята, мы так и сделаем. Вынесем ведерко на улицу. А утром, посмотрим, что произошло с нашей водой! (Выносит на улицу ведерко с растаявшим снегом и оставляет на ночь. Утром на прогулке, вместе с детьми рассматривают что случилось с водой и почему она замерзла.)
Беседы о правилах игр со снегом.
Наблюдения на прогулке за снегом.
Экспериментирование: опыты со снегом и водой (замораживание, рассматривание на прогулке замерзшей воды на балконе в волшебном ведерке, проводится на следующий день после игры «Минутка радости»).
Словарная работа: «сверкает», «оттепель», «морозный день», «солнечная погода».
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята становитесь в кружок. Приготовьте свои ручки для игры - «Игрушки»
(Дети стоят в кругу, проводится пальчиковая игра.)
- Все, что захотим, Хлопают в ладоши.
- Мы из снега смастерим.
- Ваня лепит колобок, Складывают ладошки ковшиком, лепим колобок.
- А Наташа - теремок, Соединяют прямые ладони над головой («крыша»).
- Геля лепит разных рыб, Прижимают ладони друг к другу и двигают ими Вправо-влево.
- Ну а Даня снеговик! Ладошки «ковшиком и лепят колобки».
Воспитатель обращает внимание детей на звуки, которые, которые доносятся из –за двери.
Воспитатель: Ребята, вы слышите? Кто-то плачет? Послушайте! (Дети прислушиваются).
Давайте, посмотрим, кто же это плачет? (Дети вместе с воспитателем подходят к двери, открывают ее и видят снеговика (игрушку), который заблудился и боится растаять в теплой комнате.)
Воспитатель: - Ой! Ребята, посмотрите, Снеговичок! Давайте, спросим у Снеговичка, как он попал в нашу группу? (Воспитатель вносит Снеговичка в группу усаживает его на стульчик, а дети усаживаются рядом на ковре и идет беседа.)
Даня: Снеговичок, что ты делаешь в нашей раздевалке?
Милана: - Как ты, попал в наш детский сад?
Ваня: - Снеговичок, ведь ты можешь растаять в теплой комнате и превратиться в воду!
Снеговик (воспитатель, изменив голос, отвечает на вопросы детей) Я шел к вам в гости на участок, хотел с вами немного поиграть, на прогулке загадать вам мои любимые загадки, но заблудился и попал в теплую комнату и боюсь растаять!
Воспитатель: - Снеговичок, я помогу тебе! Давай мне твои загадки, я их загадаю ребятам! А ты, быстрее беги на участок и жди нас! Мы пойдем на прогулку и поиграем с тобой! Ребята, вы хотите поиграть со снеговиком на прогулке?
- Дети: - Да, хотим поиграть!
Снеговик: - До встречи на прогулке! Я убегаю и жду вас на участке! (Снеговик уходит, воспитатель, прячет снеговика.)
Воспитатель: - Ребята садитесь на стульчики, и слушайте любимые загадки нашего снеговика! (Дети садятся на стульчики и отгадывают загадки.)
Загадки
1. Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
- Дети (Зимой)
2. Мягкий он, а не подушка,
Липнет он, а не пушок,
Он холодный, как лягушка
А согреешь - ручеек.
Дети - (Снег).
Беседа о снеге
Воспитатель: - А почему Снеговичок любит зиму и снег? Как вы думаете?
Ответ детей: - Снеговичок любит зиму и снег, потому, что зимой холодно, мороз и снеговики не тают, а когда на улице жарко, то снеговик может растаять.
Воспитатель: В жарких южных странах холодной зимы не бывает, и поэтому, у нас снег бывает редко. А в некоторых странах его вообще не бывает. Представьте, что вы приехали в Африку. Что вы можете рассказать африканским детям о снеге? Ребята, расскажите свойствах снега. Дети перечисляют свойства снега:
- Снег белый, пушистый, холодный. Он появляется на земле когда на улице холодно.
- Из пушистых облаков падают на землю легкие снежинки. Они похожи на маленькие звездочки, состоящие из лучиков.
Они сияют и переливаются на солнышке.
- Когда люди наступают на снежинки, лучики ломаются и снег скрипит под ногами.
А еще можно стихи рассказать о снеге.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело
Темный лес – что
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко непробудно
Стали дни короче.
Солнце светит мало.
Вот пришли морозцы
И зима настала!
Воспитатель:Кто знает стихотворение о зиме и хочет рассказать.
«Падал снег на порог»
Падал снег на порог,
Кот лепил себе пирог,
А пока лепил и пек -
Ручейком пирог утек.
Пирожки себе пеки
Не из снега, - из муки».
Воспитатель: - Ребятки, а теперь давайте изобразим как хрустят снежинки, когда у них ломаются лучики, пошагали, с пятки на носочек и сказали. Скрип-скрип, Хруст- хруст! (Дети, ходят по группе в разных направлениях изображая скрип снега под ногами.) Молодцы, а сейчас вы превращаетесь в легкие, белые снежинки и летите на стульчики и усаживаетесь перед доской! И рассматривают иллюстрации о зимних забавах детей.
Воспитатель: - Трудно передать словами, как скрипит снег в морозный день под ногами. Как блестит снег в солнечную погоду. Мы любим красоту зимней природы, а еще мы любим зимние забавы. Посмотрите на иллюстрации «Зимние развлечения». Представьте, что эти картинки детских игр на снегу мы показали африканским ребятам. Расскажите о том, что нарисовано на картинках. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ был так же интересен, как интересно бывает нам играть в зимний день на улице.
Ответ детей: - можно кататься на санках с горки, так – же, как катаются детки на картинке санки едут с горки очень быстро и можно свалиться в белый мягкий и пушистый снег. Вот один мальчик упал, а санки покатились с горки вниз. Но когда падаешь в снег, не больно, потому, что он пушистый все смеются, всем весело.
Воспитатель: Я думаю, что деткам в Африке захочется прокатиться на санках после такого рассказа.
- Со снегом можно играть в снежки, вот на этой картинке детки играют в снежки. Но это опасно можно больно бросить снежком в деток. Играть в эту веселую игру нужно осторожно!
Воспитатель: - Посмотрите на картинку, как весело дети играют в снежки, девочки и мальчики лепят снежки и бросают их в друг друга. А как вы, думаете зимний день теплый, или морозный?
Ответ детей: в снежки играют в теплый зимний день, когда из липкого снега можно лепить снежки.
Воспитатель: - А как еще можно играть зимой? Кто ответит?
Ответ детей: Еще зимой можно кататься на лыжах с горки и на коньках на льду.
Воспитатель: А мы могли бы привезти Снеговичка в Африку?
Ответ детей: в Африке очень жарко, там никогда не бывает зимы и снеговик может растаять.
- Воспитатель: - Как это можно сделать?
Ответ детей: Снеговика можно посадить в холодильник и быстро-быстро на самолете, отвезти, показать ребятам. Посадить его снова в холодильник и привезти обратно
Воспитатель: - А какие трудности могут возникнуть у Снеговичка, если мы попытаемся его оставить в Африке на один, на два, на три дня, на неделю?
Ответ детей: в Африке нельзя оставлять даже на одну минутку, он растает и превратится в воду.
- Воспитатель: - Ребята, а из всякого ли снега мы можем зимой лепить снеговика?
Ответ детей: - Нет, снеговиков можно лепить только из влажного липкого снега!
Воспитатель: - Да, снеговика можно слепить только из влажного липкого снега. Оказывается снег, бывает разный. В морозный день он хрустящий и рассыпается! А вот если потеплеет на улице и наступит легкий небольшой морозец, снег станет липким, и мы сможем вылепить снежную бабу, построить снежную крепость, и поиграть в снежки.
Ребята, что у снеговика вместо носа? (Морковка). А я однажды видела снеговика с сосулькой вместо носа. Подумайте, откуда появилась сосулька?
Ответ детей: - Снег лежал на крыше, на солнце он немного растаял, превратился в воду, а ночью ударил мороз, вода снова замерзла и превратилась в сосульку.
Воспитатель: - А мы с вами можем слепить снеговика в группе, если занесем снег?
Ответ детей: Нет, снег в группе растает. Мы уже лепили из снега снеговиков в группе, и они растаяли и превратились в воду.
Воспитатель: -Мы с вами, заменим снег белой бумагой, и я уверена, у вас получатся настоящие снеговики. Ребята, подходите к столам. Становитесь вокруг поудобнее берите большой лист бумаги, мните ее, скатайте двумя руками бумажный колобок, это у вас буде туловище чтобы у вас получились колобки разного размера теперь берите листок поменьше таким-же образом превращаете его в колобок поменьше – это у вас будет голова, один большой, другой маленький, потом берете клей-карандаш смазываете клеем ту, часть и маленького и большого колобка, где у вас будет соединение. Ставите бумажные колобки один на другой. Все склеили свои колобочки? Молодцы! На тарелочках лежит еще один листочек, делите его на две равные части. Складываете уголок к уголочку и ровно складываете пополам приглаживаете пальчиками, разворачиваете листок, берете ножницы и режете пополам. Показать, ребятам как нужно правильно складывать листок. Показать, как нужно правильно держать листок и ножницы? Мнете бумагу и превращаете в два маленьких колобка – это ручки. Намазываете клеем, ту часть маленького колобочка, где у вас будет соединение и приклеиваете Снеговичку ручки. Угольки для глаз и маленькие морковочки для носа, у вас лежат на тарелочках. Берем сначала угольки, аккуратно приклеиваем глазки в верхней части головы снеговика на одинаковом расстоянии друг от друга. Приклеили? Теперь берите морковочки и клейте носик снеговику. Молодцы, ребята! Но мне кажется, что наши Снеговички грустные. Почему? Как думаете?
Ответ детей: Снеговички грустные, потому, что они не улыбаются! У них нет ротика.
Воспитатель: - Правильно, они грустят, не улыбаются нам! Я предлагаю вам ребята посмотреть друг на друга, улыбнуться весело. (Дети улыбаются друг другу.) Возьмите красный фломастер и нарисуйте веселую улыбку своим Снеговикам!
Какие замечательные Снеговички у вас получились. Я предлагаю сфотографировать их, выложить на сайт и пусть африканские ребята посмотрят наших Снеговиков в интернете! (Воспитатель фотографирует Снеговичков.)
Итог занятия
Зима - чудесное время года. Жаль немного, что у нас редко бывает снег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".
В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формиров...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познание, познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Чистая вода»Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.Задачи:Образовательные:1. Учить ставить ...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по тропе безопасности»
В конспекте представлен материал в форме путешествия по тропе безопасности. Актуальность данной деятельности позволяет расширить знания детей о правилах поведения и мерах безопасности в экстрема...
конспект ООД Тема: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды».
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления со свойствами воды...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».
Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...
Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Секреты кухни».
Важной чертой детского поведения является стремление наблюдать, исследовать, дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент.Представленный конспект – является автор...