Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Секреты кухни».
план-конспект занятия (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_eksperimentirovaniyu_fgos.doc | 109 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему «Секреты кухни».
Цель: Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.
Задачи:
- Исследовать свойства соли опытным путем, с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
- Стимулировать познавательный интерес.
- Формировать умение самостоятельно находить причинно-следственные связи в процессе опытнической деятельности;
- Развивать самостоятельное мышление, доказательную речь.
- Воспитывать устойчивое внимание; упорядочить имеющиеся у детей представления и сообщить им новые сведения о соли, познакомив со свойствами и качествами соли, через эксперименты.
Ожидаемый результат: дети участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы, устанавливая причинно-следственные связи; активно взаимодействуют с взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Материал и оборудование: три вида соли, стаканы с водой, миски с солью, ложки, одноразовые тарелочки, цветная гуашь, лупы.
Словарная работа: Соленый, соляной, вещество, растворить, минерал, кристалл, кристаллизовать, сыпучая.
Предварительная работа. Беседа с детьми «Что мы знаем о соли?», просмотр презентации на тему: «Как соль приходит к нам на стол» (5-7 минут), сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная), чтение пословиц ,поговорок о соли, русская народная сказка «Соль», отгадывание загадок, «Рисуем с помощью соли» ( рисование по нетрадиционной технике), опыты « Кристаллизация соли» (выращивание кристаллов соли), «Плавающее яйцо», «Незамерзающая соль»; изучение энциклопедий.
1 этап: способствуем формированию
у детей внутренней мотивации к деятельности
Воспитатель
- Друзья, я вчера у себя в кухне на полке обнаружила вот такую баночку, в которой находиться белое вещество.
- Интересно для чего она? И что в ней находится? (варианты ответов детей)
- Возможно это так.
- Кухня очень интересное место, которое таит в себе много секретов. На каждой кухне есть своя хозяйка – это мама или бабушка и только они знают все секреты, как вкусно готовить еду.
- Мне так хочется узнать эти секреты.
- А вам? (ответы детей)
Воспитатель берет в руки стеклянную банку, в которой находиться белое вещество и спрашивает детей: что, по их мнению, лежит в банке. Дети предлагают свои варианты ответов.
- А как можно проверить ваши предположения? (варианты детей)
- Да ребята, вы оказались правы. Это соль.
- Может быть, это она помогает хозяйкам так вкусно готовить пищу?
- Как мы сможем это проверить? (варианты ответов детей)
2этап: способствуем планированию детьми их деятельности
-Может быть, кто то из вас знает, откуда появляется соль на наших столах?
Если затрудняются воспитатель делиться информацией .
-А как известно источниками соли являются моря и океаны. Есть много видов соли. Есть морская соль - содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов.
- А теперь самое время посетить нашу секретную кухню. Но прежде чем отправиться на кухню я предлагаю нам одеть вот такие классные фартуки.
Воспитатель вместе с детьми одевает фартуки.
- А как же на кухне нам узнать, что время приготовления блюда окончено? блюдо уже готово?
Если дети затрудняются, то воспитатель приводит примеры – таймер часовой на микроволновке, песочные часы.
- Вот как раз таймер и будет нам сегодня помощником. Когда мы услышим короткий сигнал это означает, что время подходит к концу, а когда услышим длинный – это значит , что время истекло и необходимо убрать свои рабочие места.
- Вот мы и на секретной кухне. На кухне у любой хозяйки могут быть свои секреты. И я как хозяйка зашифровала для вас свои секреты в разных кастрюлях.
На каждой кастрюле наклеен овощ определённого цвета : красный помидор, зелёный огурец и дыня желтого цвета.
Цвет овоща имеет определённое значение, которое означает уровень сложности эксперимента - 1-сложная (зелёный огурец), 2-сложнее-(жёлтая дыня), 3-самая сложная-(красный помидор)
В каждой кастрюле рецепт – инструкция в виде схемы или рисунка. В кастрюле только инструкция и каждый ребёнок готовит для себя индивидуальный набор для эксперимента, так как опыт может получиться у каждого по- разному.
Воспитатель - Как вы считаете для чего все это мне нужно? (ответы детей)
Если нет, нужного ответа воспитатель спрашивает у детей разрешения раскрыть свой секрет.
- С каким рисунком кастрюля вам больше нравиться ту и выбирайте.
Воспитатель:
- Ребята, обратите внимание, что кастрюль три. А вас сколько? Как поступим?
Воспитатель ожидает от детей предложений по выбору партнеров и уровней сложности.
Если дети разделились не одинаково, то воспитатель предлагает ребенку выступить в качестве партнёра.
- Я могу предложить тебе свою помощь?
В случае если ребёнок захочет работать один, то воспитатель предлагает в случае сложности обратиться за помощью.
-Подойдите к своим кастрюлям! Помните, что время для выполнения заданий у нас ограничено, будьте внимательны. Как только услышите сигнал, нужно будет приступить к выполнению экспериментов. Договорились?
Воспитатель использует любые визуальные подсказки для фиксации времени: таймер, песочные часы, мультимедийную презентацию со звуком и т.д.
Воспитатель с детьми рассматривает задание первой кастрюли
Задание кастрюли с изображением красного помидора
Опыт 1. «Имеет ли соль цвет, вкус и запах? Твердая, жидкая или сыпучая?»
Воспитатель: как вы думаете, какого цвета соль, какой имеет запах и какой вкус у соли?
Дети предлагают свои варианты ответов, стараясь при этом аргументировать свою точку зрения.
А как это можно узнать? (ответы детей)
- Давайте рассмотрим соль, перед вами поваренная, морская и каменная соль.
Рассмотрите, чем они отличаются и чем похожи.
Отдельно останавливаемся на поваренной соли!
Перед вами баночки с поваренной солью, внимательно рассмотрите ее. Давайте попробуем описать наше вещество.
- Какого цвета соль?
- Какую имеет структуру?
- На что похожи ее частицы?
Возьмите ваши баночки с солью и поднесите к носу.
- Имеет ли она запах?
Теперь возьмите маленькие ложечки и попробуйте соль на вкус.
- Имеет ли вкус? Какой?
Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали).
Значит соль, какая? (сыпучая, рассыпчатая).
Воспитатель: какой можно сделать вывод? соль - она какая? (белого цвета, без запаха, солёная на вкус, соль это не жидкое, а твердое и сыпучее вещество, состоит из кристаллов)
Если ребята справляются самостоятельно, не мешает им, обращая внимание на всех участников деятельности.
Если ребята справляются с заданием:
-Как здорово, что ты смог правильно выбрать нужные материалы для своего эксперимента и выполнил все его этапы правильно.
Если затрудняются: - Что здесь не так?
Воспитатель с детьми рассматривает задание второй кастрюли
Задание кастрюли с изображением желтой дыни
Опыт № 2: «Соль растворяется в воде».
Воспитатель: Ребята, перед вами стаканы с водой, положите в стакан ложку соли, размешайте.
Что произошло с солью? ( растворилась)
Воспитатель: Все верно, соль растворилась в воде. А соль исчезла?
-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась? (попробовать на вкус)
- Молодцы, вы очень внимательны. Значит, какой можно сделать вывод? (соль растворяется в воде)
- Поэтому и в пословице говорится, что соль-воды боится.
Если ребята справляются с заданием:
-Замечательно у тебя получилось!
Если ребята затрудняются:
Напомни, пожалуйста, порядок выполнения эксперимента.
Воспитатель с детьми рассматривает задания третьей кастрюли
Задание кастрюли с изображением зеленого огурца
Опыт № 3: «Раскрашивание соли».
(У каждого ребенка разный цвет краски)
Воспитатель: У вас на столах у всех находится разноцветная краска.
Возьмем кисточку, наберем на неё краску и соединим с солью
. Что с ней произошло? (она закрасилась)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (соль закрасилась)
- А теперь смойте кисточку водой положите на подставку
Воспитатель: Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи краски.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, соль полезна или вредна для нас с вами?
Дети предлагают свои варианты ответов, стараясь при этом аргументировать свою точку зрения.
Если ребята справляются с заданием:
-Замечательно, что тебе удалось правильно подобрать необходимый нам материал!
Если ребята затрудняются:
-Вспомни….
Воспитатель:
Ну что, ребята, все справились с заданиями, давайте проверим!
Итак, первый этап нашей работы сделан, осталось проверить все ли секреты мы раскрыли.
3 этап: способствуем реализации детского замысла.
Воспитатель: - Ну что, ребята, все справились с заданиями, давайте проверим!
- Какой секрет кастрюли мы раскроем первым?
Ели возникает спор, воспитатель берёт инициативу на себя и открывает тот секрет, над которым работало меньшинство детей.
Кто выбрал кастрюлю, на которой изображен огурец? Что у вас было за задание?
Дети, рассказывая о своем задании, демонстрируют ,как они раскрашивали соль и какие для этого использовали материалы.
- Вы проделали отличную работу!
- Кто работал над секретом кастрюли, на которой изображена дыня? В чем заключалось его усложнение? (ответы детей)
Дети, рассказывая о своем задании, показывают, что у них получилось.
- Я очень рада, что у тебя все получилось!
-Прекрасно справились с заданием!
- Кто работал над секретом кастрюли, на которой изображён красный помидор? Что у вас была за задание и как вы с ним справились?
Дети, рассказывая о своем задании, делятся тем, как они проводили эксперименты.
- Я верила в то, что ты справишься!
- Вы замечательно поработали, друзья!
Ну вот, секреты кухни раскрыты. Но это только малая часть. У нас все с вами впереди.
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Воспитатель приготовил кастрюлю, в которой находятся силуэты овощей с «шифровальными» рисунками вопросы . Каждый ребенок достаёт овощ и делиться своими впечатлениями.
- Что нового я узнал?
– Что было трудного?
– Как преодолевал трудности?
– Что рассмешило тебя? Что понравилось?
– Что и кому расскажешь?
– Что запомнилось?
Воспитатель - Согласна с вами!
Воспитатель -Ты прав, было непросто! Как ты справился?
В случае, если трудностей не возникло:
Воспитатель - Спасибо за участие! Было здорово! Я так рада, что у вас все получилось! Мне было с вами сегодня приятно и интересно общаться и узнать много нового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Школа магии и волшебства: Воздух".
В данной работе представлена совместная экспериментальная деятельность воспитателя и дошкольников по изучению свойств воздуха....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: Развитие познавательных интересов детей, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; формиров...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».
Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»....
Конспект познавательно – исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по тропе безопасности»
В конспекте представлен материал в форме путешествия по тропе безопасности. Актуальность данной деятельности позволяет расширить знания детей о правилах поведения и мерах безопасности в экстрема...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Снеговичок»
Выявить и расширить представления детей о свойствах снега....
Конспект непосредственно образовательной деятельности в области "Познавательное развитие", познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Чистая вода».
Задачи:Образовательные:-учить ставить перед собой цель, планировать свою работу;-совершенствовать умение общаться со сверстниками во время опытов;-закреплять в речи детей слова: водопровод, авария.Раз...
Сценарий познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Профессия портной. Почему одежду шьют из ткани?»
С. -Закрепить знания о процессе изготовления одежды и трудовых действиях портного: выбирает модель изделия, ткань, снимает мерки, раскраивает ткан...