Перспективное планирование в соответствии с ФГТ. Познание (Формирование целостной картины мира). Средняя группа.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Неделя, | Тема, литература | Программные задачи | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная работа детей | Совместная деятельность с родителями |
Август 3 неделя «Здравствуй детский сад!» | «Детский сад» | Познакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. Уточнить знание адреса детского сада и маршрута в детский сад и домой. Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Приобщать детей к деятельности по оформлению детского сада. |
| Активное участие в оформлении группы. | Совместно с родителями сделать перестановку в групповой комнате. |
Август 4 неделя «Здравствуй детский сад!» | Предметное окружение. «Расскажи о любимых предметах» Дыбина О.В. с.9 | Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; учить описывать предмет. Называя его название, детали, функции, материал. |
|
| Игры с любимыми игрушками |
СЕНТЯБРЬ 1НЕДЕЛЯ День знаний | «В гостях у Сентябринки» Горькова Л.Г. С.5 | Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о местах их произрастания; формировать представления о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу; развивать сенсорные чувства, речь, внимание; вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку. |
|
| Труд в саду и огороде. |
Сентябрь 2неделя День знаний | Явления окружающей жизни. «Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь». Дыбина О.В. с. 17 | Уточнить знания детей о детском саде. Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Попросить детей, чтобы они рассказали своим родителям о том, что видели на экскурсии. |
Сентябрь 3неделя Природа РМ | Природное окружение. «Что нам осень принесла» Соломенникова О.А. с.8 | Расширять представления детей об овощах и фруктах, растущих в Мордовии. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов. |
|
| Рассматривание иллюстраций. |
Сентябрь 4 неделя Природа РМ | Формирование элементарных экологических представлений. «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» Соломенникова О. А. с.10 | Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях лесов Мордовии: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Рассматривание иллюстраций. Прогулка по осеннему лесу. |
ОКТЯБРЬ 1 неделя Я в мире человек | Предметное окружение. «Петрушка идет трудиться» Дыбина О.В. с.12 | Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Совместный труд с ребенком в саду или в огороде. |
Октябрь 2неделя Я в мире человек | Явления окружающей жизни. «Мои друзья» Дыбина О.В. с.14 | Формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать. Проявлять заботу и внимание друг к другу. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Попросить ребенка, чтобы он своим родителям рассказал о своем лучшем друге. |
Октябрь 3 неделя Я в мире человек | Природное окружение. «Знакомство с декоративными птицами» Соломенникова О.А. с.16 | Дать детям представления о декоративных птицах. Показать особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за живыми объектами. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Сходить с ребенком в зоомагазин и понаблюдать за декоративными птицами. |
Октябрь 4 неделя Мой поселок, моя страна | Формирование элементарных экологических представлений. «Прохождение экологической тропы» Соломенникова О.А. с.13 | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Игра «Найди такой же листок, какой покажу» |
Октябрь | Явления окружающей жизни. «В гостях у бабушки» | Дать детям представление о домашних животных. Рассказать детям об особенностях содержания домашних животных. Формировать желание наблюдать и ухаживать за домашними животными. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Наблюдение за домашними животными. |
НОЯБРЬ 1НЕДЕЛЯ Мой поселок, моя страна. | Предметное окружение. «Петрушка идет рисовать» Дыбина О.В. с 16 | Продолжать учить группировать предметы по назначению; развивать любознательность. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Рисовать вместе с детьми красками. |
Мониторинг | |||||
Ноябрь 3неделя Осень | Природное окружение. «Осенние посиделки» Соломенникова О.А. с.18 | Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о домашних животных. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Вспомнить и рассказать ребенку какие домашние животные были и есть у вас в деревне. |
Ноябрь 4 неделя Осень | Формирование элементарных экологических представлений. «Скоро зима!» Соломенникова О.А. с.20 | Дать детям представление о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Порассуждать с детьми о том, как трудно живется бродячим кошкам и собакам. |
ДЕКАБРЬ 1 НЕДЕЛЯ Зима | Предметное окружение. «Петрушка физкультурник» Дыбина О.В. с.19 | Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования. Развивать наблюдательность. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | «Веселые старты» |
Декабрь 2 неделя Зима | Явления окружающей жизни. Целевая прогулка « Что такое улица» Дыбина О.В. с.21 | Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад. Объяснить, как важно знать свой адрес. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Погулять по улицам города Саранска. |
Декабрь 3 неделя Новый год | Природное окружение. «Дежурство в уголке природы» Соломенникова О. А. с.22 | Показать детям особенности в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Рассмотреть энциклопедию «Комнатные растения» |
Декабрь 4 неделя Новый год | Формирование элементарных экологических представлений. «Почему растаяла Снегурочка?» Соломенникова О.А. с.24 | Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Лепка фигур из снега. |
ЯНВАРЬ 2 неделя Новый год | Предметное окружение. «Узнай все о себе, воздушный шарик» Дыбина О.В. с.23 | Познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связи между материалом , из которого сделан предмет, и способом его использования. | Игры с игрушками из разных материалов. | 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Иры с воздушными шарами. |
Январь 3 неделя Мой родной край | Явления окружающей жизни. «Замечательный врач» Дыбина О.В. с. 24 | Дать детям представление о значимости труда врача и медсестры, их заботливом отношении к детям, людям. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Приобрести детский медицинский набор для игры . |
Январь 4 неделя Мой родной край | Формирование элементарных экологических представлений. «Стайка синиц на ветках рябины» Соломенникова О.А. с.27 Программа «Мы в Мордовии живем» | Расширять представления детей о многообразии птиц, живущих на территории Мордовии. Учить выделять характерные особенности синички. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок, и подкармливать их. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Наблюдение за птицами во время прогулок. |
ФЕВРАЛЬ 1 неделя День защитника Отечества | Предметное окружение. «В мире стекла» Дыбина О.В. с.25 | Помочь детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Показать (или приобрести) детям красивые стеклянные сувениры |
Февраль 2 неделя День защитника Отечества | Явления окружающей жизни. «Наша Армия» Дыбина О.В. с. 27 | Дать детям представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «Защитник Отечества». Познакомить с некоторыми военными профессиями. Воспитывать гордость за наших воинов. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Посмотреть фильм о военных. |
Февраль 3 неделя День защитника Отечества | Формирование элементарных экологических представлений. «Рассматривание пограничной собаки» | Дать детям представление о пограничных собаках. Учить выделять характерные особенности внешнего вида собак. Формировать интерес к животным. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | . Совместно нарисовать любимого животного. |
Февраль 4 неделя 8 Марта | Природное окружение. «Посадка лука» Соломенникова О.А. с. 33 | Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения. Дать элементарные представления о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Вместе с детьми дома посадить лук в ящик (или горшок цветочный). |
МАРТ 1 неделя 8 Марта | Предметное окружение. «В мире пластмассы» Дыбина О.В. с. 30 | Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Выяснить: много ли пластмассовых игрушек у вашего ребенка? Нравится ли ему с ними играть? |
Март 2 неделя Весна | Явления окружающей жизни. «Забота о маме» Комплексные занятия. Н.Е.Веракса Т.С.Комарова М.А.Васильева С.231 | Воспитывать доброе и внимательное отношение к маме, стремление помогать ей; учить описывать маму. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Прослушать детские песенки о маме. |
Март 3 неделя Весна | Природное окружение. «Мир комнатных растений». Соломенникова О.А. с. 35 | Расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по их внешнему виду. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Дома поручить ребенку поливку цветов и протирание листочков. |
Мониторинг | . | ||||
АПРЕЛЬ 1 неделя Мордовская народная культура и традиции мордвы | Предметное окружение. «Алдуня в гости пришла» Программа «Мы в Мордовии живем» | Формировать первичные представления о народах, населяющих Мордовию, об их языках. Познакомить с куклой в национальной одежде; познакомить с традициями мордовского народа. Рассказать о быте мордовского народа. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Сходить с детьми в Мордовский краеведческий музей. |
АПРЕЛЬ 2 неделя Мордовская народная культура и традиции мордвы | Явления окружающей жизни. «Мой поселок» Дыбина О.В. с.35 Программа «Мы в Мордовии живем» | Продолжать закреплять знания детей о названии поселка, знакомить с его достопримечательностями. Подвести к пониманию, что люди, которые живут в поселке ,очень стараются, чтобы он был красивым и чистым. Воспитывать чувство гордости за свой поселок. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Экскурсия по поселку. Показать детям достопримечательности поселка. |
Апрель 3 неделя Весна | Формирование элементарных экологических представлений. «Экологическая тропа весной» Соломенникова О.А. с.44 | Расширять представления детей о весенних изменениях в природе. Показать весенние изменения в весенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Рисование дерева. Слушание р.н.песни «Во поле березка стояла». |
Апрель 4 неделя День Победы | Предметное окружение. «Поможем Незнайке вылепить посуду» Соломенникова О.А.с.42 | Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить посуду. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Лепить различные предметы вместе с детьми. |
МАЙ 1 НЕДЕЛЯ День Победы | Явление окружающей жизни. «День Победы» | Рассказать детям о Дне Победы, о героизме людей во время войны. Закрепить понятие «Защитник Отечества». Воспитывать гордость за наших воинов. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Сходить с детьми на митинг, посвященный Дню Победы. |
Май 2 неделя ЛЕТО | Предметное окружение. «Путешествие в прошлое одежды» Дыбина О.В.с.37 | Знакомить детей с назначением и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека. Учить устанавливать связи между материалом и способом применения предметов одежды. Подвести к пониманию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности. Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Разукрасить силуэты бумажных платьев . |
Май 3 неделя ЛЕТО | Природное окружение «Все цветы разные» Комплексные занятия . Н.Е.Веракса Т.С.Комарова М.А.Васильева с. | Учить наблюдать за цветами на клумбе и за травой. Учить рассматривать одуванчик и замечать отличительные признаки растений. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Во время прогулки с ребенком обратить внимание на красоту природы. |
Май 4 неделя ЛЕТО | Формирование элементарных экологических представлений. «Здравствуй, ласточка» Комплексные занятия. Н.Е.Веракса Т.С.Комарова М.А.Васильева С. | Дать представления о перелетных птицах. Воспитывать доброжелательное отношение к ним. Учить рисовать ласточку. |
| 1. Сюжетно-ролевые игры. 2. Рассматривание. 3. Игра-экспериментирование. 4. Исследовательская деятельность. 5. Развивающие игры | Совместно нарисовать рисунок «Лето» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность в средней группе Познание. Формирование Целостной Картины Мира «Свойства воды»
материал предназначен для педагогов мдоу....
Содержание работы непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (средней группы)
Дети дошкольного возвраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способами умственной деятельн...
Конспект итоговой НОД по образовательным областям:"Познание.ФЭМП" и "Познание.Формирование целостной картины мира" в средней группе №6 "Солнечная полянка".Тема:"Весенняя сказка".
Конспект итогового занятия в средней группе....
КОНСПЕКТ НОД для детей средней группы Образовательная область Познание (Формирование целостной картины мира) тема: "Насекомые.» Составила воспитатель Смирнова О.А. ГБОУ 2075 средняя группа «Акварельки»
Образовательные задачи: Расширить представление детей о жизни насекомых. Формировать умения называть характерные особенности внешнего вида.Активизировать употребление в речи названий частей тела насек...
Календарно-тематическое планирование "Формирование целостной картины мира" (средняя группа)
Содержание непрерывно образовательного процесса на учебный год с указанием учебно-методического комплекта....
Перспективное планирование. Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора).
Перспективное планирование. Познание (формирование целостной картины мира, расширение кругозора)....
НОД .Формирование целостной картины мира. (средняя группа) Тема: «В гости к Деду Природоведу». Прохождение экологической тропы осенью.
Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представлен...