Конспект комплексного занятия-ознакомления с окружающим – рисование на тему «Жил – был еж» в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект комплексного занятия-ознакомления
с окружающим – рисование на тему
«Жил – был еж» в старшей группе.
2013г.
Программное содержание: Обогатить знания детей о диких животных: ознакомить с внешними признаками ежа, уточнить, где живут, чем питаются, почему впадают в спячку, какую пользу приносят. Воспитать любовь к животному, уметь ухаживать за ними. Развивать у ребенка зрительную память и воображение, самостоятельность и творческую активность при рисовании ежика, учить подбирать цвет для передачи сходства с реальной краской. Формировать уверенные движения карандашом и кистью – умение замыкать округлую форму одним движением.
Подготовка к занятию: книга И. Акимушкина «Жил-был еж»; живой ежик с уголка природы; краски; карандаши; бумага (корзинка для ежа).
Ход занятия:
1я часть:
- Загадываю загадку: «Под соснами, под елками бежит мешок с иголками».
- Показываю картинку про ежа, спрашиваю: - кто это? Где он живет? Чем питается? Что еще знаете про ежа? (ответы 3-4 детей).
- Правильно. Еж животное добродушное, безобидное, поэтому его можно встретить в детском саду, в уголке природы. Толстое и короткое тело ежа покрыто сверху длинными и острыми иголками (показ), а мордочка и брюшко мягкое покрытое шерстью. Мордочка вытянута, глаза маленькие, рот большой, ноги короткие, но, когти на них длинные и крепкие.
- Зачитываю отрывок из книги «Жил-был еж» : «Топ- топ – топ!» - слышится в ночной тишине, кто посмел нарушить предрассветный покой?! Кузнечики умолкли, лягушки квакать перестали и, тут вдруг – «топ-топ-топ» - чьи-то не торопливые шаги…, и вот уже хрустит жук во рту у ежа (топнула). Нагнать топтуна совсем не трудно – он тут же свернется шаром, а прикоснетесь к нему, вмиг уколитесь!
- Рассказываю дальше: У ежей развита кожная мускулатура при помощи, которой зверек может свернуться в клубок, спрятав под брюхо ножки и рыльце и ощетинившись во все стороны иглами. До осени бродят ежи ночами по лесам, полям и огородам, а зима придет – устраивают свое гнездо, где-нибудь в корнях деревьев, трухлявых пнях, кустах, коре. Устилают сухими листьями, мхом, соломой и т.д., и спят до весны, как медведи в берлоге. А весной ежик строит уютное гнездышко и выводит в них ежат: двух, трех, а то и десять! (показ иллюстраций). Случается это в любое теплое время года: и в мае, и в июне, и в сентябре можно найти в лесу новорожденных ежат. Отец-ёж живет вместе с матерью-ежихой, пока не родятся ежата, потом ходит и больше не возвращается, предоставив матери заботу о ежатах. Пока глаза после рождения еще не открылись, ежата из гнезда никуда не уходят, а как прозреют тут же торопятся посмотреть, что творится вокруг. Полтора месяца ежиха учит своих колючих детишек премудростям жизни, а потом подросшие ежата разбегаются, кто куда.
- Выпускаю из клетки живого ежа, предлагаю сесть вокруг него и предложить корм, блюдечко с молоком.
- Продолжаю знакомить, чем же питаются ежи: « По образу жизни ежи ночные животные. День ежи проводят в норе, а за добычей выходят в сумерки. Питаются они мелкими животными: мышами, лягушками, лесными полевыми мышами, жабами, ужами, ящериц ёж тоже не щадит, поедают и массу насекомых: слизней, кузнечиков, дождевых червей. Разоряют, к сожалению и птичьи гнезда, едят маленьких зайчат, так что есть от ежей и некоторый вред! Но по сравнению с пользой, но не велик! Поэтому берегите ежей.
Физкультминутка: Дети по лесу гуляли и грибочки собирали, много их и тут и там, везде – и на кочках и в траве, но вот ветер зашипел – ш-ш-ш-ш –сквозь деревья засвистел- с – с – с - с! Набежали тучки, дождик – кап – кап - кап - выглянуло солнышко, пошли дети вновь собирать грибочки!
- Задаю наводящие вопросы: А как живет ежик в нашем живом уголке? Быстро ли он привык к неволе? А как ухаживаете за ним? Может ли ежик плавать? Устраиваете ли вы ему купание? Чем кормите? (Поощряю детей давших ответы полными предложениями).
- Обобщаю: Зрение у ежей слабое, а чутье отличное, когда он выходит на охоту он обнюхивает все предметы встречающиеся ему на пути. Ёж не боится воды, он хорошо плавает, подняв вверх рыльце, но не выносит, когда его обливают (поэтому не делайте этого). К неволе привыкают быстро, живут в коробке, перевернутой к верху дном с окошечком, под коробку положить сено или мох – это будет спальное место. Едят ежи в неволе сырое и вареное мясо, рыбу, белый хлеб, намоченный в молоке, ломтики яблок, тертую морковь, так же необходимо давать свежую воду, кормить три раза в день, остатки пищи вычищать. Если ежа приучить есть днем, ночью он будет спать!
- Заканчиваю отрывком из книги «Жил был ёжик». И предлагаю занять места для рисования ежика.
2я часть:
- Предлагаю вспомнить и подумать, что есть у ежика (туловище, голова, лапки, мордочка, иголки и т.д.), и предлагаю нарисовать на корзиночке ежа.
- Показ способа рисования ребенком
- Показ рисования педагогом
- Обобщение – расскажи о своем рисунке : сумел или не сумел ты изобразить ежика? Как ты рисовал? Чем тебе нравится твой ёжик? Удобно ли ему в корзинке?
В конце занятия предлагаю дорисовать листочки по всей корзинке, укрыть ёжика и хвалю всех детей: Все занимались хорошо, особенно …… .
Длительность 30-35мин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия (ознакомление с окружающим+ИЗО в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий (технологии: презентация Microsoft Power Point 2007) на тему "Республика Татарстан»
Цель:Воспитание патриотических чувств – любви к Родине, уважение к флагу и гербу Татарстана....
Конспект комплексной образовательной деятельности по окружающему миру и развитию речи для детей второй младшей группы на тему «Знакомство с животными»
Знакомить детей с классификацией животных (дикие, домашние)....
Конспект по НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Знакомство с календарём" в старшей группе
Знакомтсво детей с календарём и праздничными датами....
Конспект комплексного занятия (ознакомление с окружающим, музыка) в группе компенсирующей направленности.
Закрепить элементарные знания о зимних явлениях: зимой холодно, везде лежит снег, деревья стоят голые, только елки зеленеют в лесу, медведь спит в берлоге, зайцы прячутся от лисы и волка.Развивать вни...
Конспект ООД по рисованию на тему: «Паучок на паутинке» в старшей группе. (Декоративное рисование)
Задачи: учить рисовать лесную паутину линией и линейным контуром; развивать эстетическое чувство цвета; формировать умение использовать в рисунке цвет как средство выражения содержания; воспитыв...
Комплексное занятие (ознакомление с миром природы, рисование) "Чудо ягода - рябина"
Данный материал рекомендован воспитателям ДОУ....
Конспект игровой образовательной ситуации. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования: рисование солью. Тема: «Зимующие птицы» для детей старшей группы компенсирующей направленности
Нетрадиционное рисование способствует развитию познавательного интереса детей, их творческих способностей, воображения, образного мышления. Детей очень легко увлечь творческим процессом создания необы...