Образовательная область "Познание". Тематическое планирование по экологии (средняя. старшая, подготовительная группы).
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) по теме
В данном материале содержиться работа по экологии, которя включает в себя: занятия. поседневную деятельность, экспериментирование, досуги. Все разделы взаимосвязаны между собой, что облегчает работу педагога, делает ее более содержательной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya-plany.docx | 59.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Средняя группа
Дата | Занятия | Повседневная деятельность | Экспериментальная деятельность | Досуги |
сентябрь | Диагностика 1.Рассматривание предметов: «Овощи». Игры: «»Угадай, что это?», «Что лишнее?». Чтение Ю,Тувим «Овощи и фрукты. Г.Я.Затулина, стр.28-29. В.В.Гербова, стр.33-34(ср.гр.) О.Е.Громова, стр.102-106. | -Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, за погодой (первый признак осени – похолодание – уточнять представления о характерных признаках осени). Д/в №7-97 стр.42-43. -«Красивые цветы», цикл наблюдений. Обратить внимание на клумбы. Что на них растет? Какие они? Что у них есть – уточнить названия цветов, отметить особенности внешнего вида (строение, окраска, форма лепестков).Побуждать к сравнению, высказываниям. Д/в №7-97 стр.41. -Экологическая разминка «Почему засохла бегония?», (дети уехали на дачу, а про цветы забыли). -Игровое упражнение «Дорисуй картинку про осень». -Чтение стихотворения «Не рвите цветы», игра «Магазин цветов»», ознакомление с растениями. | -Свойства песка (делаем дорожки и узоры из песка). -Сбор природного материала детьми на прогулках; с привлечением родителей | «Кончилось лето» « В нашем саду» |
октябрь | 1. «Люблю березку русскую,(дерево, куст). Чтение А. Прокофьева «Люблю березку русскую». О.Ф.Горбатенко., стр.44-46; Н.А.Алешина, стр.25; Н.Г.Зеленова, стр.32; О.Е.Громова, стр.52. 2.Стаи птиц улетают прочь за синие моря. Загадывание загадок. Т.И.Петрова, стр.65-71. В.В.Гербова 4-6 лет, стр.112-113. | -Наблюдение за солнцем: осенью оно позже встает и раньше заходит. Дни стали короче, а ночи длиннее. Света и тепла стало меньше, утром – холодно. -Наблюдения за птицами, их многообразием, отлет птиц. -«Листопад, листопад!» - учить любоваться красотой осеннего пейзажа. -«Насекомые» - закреплять представления о насекомых. Устанавливать простейшие взаимосвязи: похолодало – исчезли насекомые. Д/и «Чудесный мешочек» - расширять представления об овощах и фруктах. Д/в №8-98 стр.72 | «Тень»: когда длиннее, когда короче (солнце высоко – тень короче) | «Улетели птицы вдаль». «Путешествие в осенний лес». |
ноябрь | 1.На бабушкином дворе. Д/И «Кто чем питается?», «Кто в хозяйстве живет?». Л.Г.Горькова, стр.14-15. О.Ф.Горбатенко, стр. 60-61. 2.Осень спросим. Д/и «Да или нет?» Л.Г.Горькова, стр.6-9; Т.И.Петрова, стр.11-13; Г.Я.Затулина, стр.49-51. Н.Г.Зеленова, стр.42-47. | Продолжить наблюдения: -за птицами – введение понятия «перелетные птицы». -Погодными явлениями, осадками: туман, тучи, изморозь, заморозки, солнце, пасмурное и ночное небе, первый снег. Поддерживать активный интерес, развивать наблюдательность, умение делать простые умозаключения (первый снег тает – еще тепло) | Закреплять знания о свойствах воды: жидкая - переливаем из одной емкости в другую; изменяет форму, прозрачная. | «Волшебная осень». «Девочка в лесу» |
декабрь | 1.Здравствуй, зимушка-зима! Р.А.Жукова, стр.37-39. Н.Г.Зеленова, стр.49-53. О.Ф.Горбатенко, стр.61-62. 2.Дикие звери зимой. Игра имитация «Большой медведь и маленький медведь». О.Ф.Горбатенко, стр.47-49; 57-59. | Подготовить детей к восприятию сведений о зиме. Углублять и расширять знания о зимних природных явлениях. -Деревья и кустарники. Что с ними стало, почему на них нет листьев? -Игровое упражнение «Дорисуй животное». -Игровое упражнение с разрезными картинками «Составь животное». -Чтение стихов о животных, рассказ воспитателя об отличии домашних и диких животных. | «Вы мороза не боитесь?» | |
январь | 1.Мой край марийский. Природа родного края (леса, озера, реки). Ж. «Воспитатель ДОУ», стр.32-33 2.Зимующие птицы. Загадывание загадок. Игра «воробышки и автомобиль». В.В.Гербова 4-6лет, стр.112-113. Г.Я.Затулина, стр.69-79; Л.Г.Горькова, стр.84-85; Н.Г.Зеленова, стр.39-42. Р.А.Жукова, стр.49-51. | Изменения в природе: зимой небо часто затянуто облаками, солнце светит, но не греет. Пословица: «Солнце на лето, зима на мороз». -Наблюдение за дымом: во влажную ветреную погоду дым стелется; в морозную – дым столбом. -Птицы нашего края. Уточнить названия зимующих птиц. Учить различать их по 2-3 характерным признакам. Какие птицы прилетают на участок. Ворона, воробей, голубь. | «Цветные льдинки» - показать, что вода прозрачная, бесцветная, может быть разноцветной, если в нее добавить краски. Состояния воды: лед, вода. | «В гости к птицам и лесным зверям». «Приключения в лесу» |
февраль | 1.Как живут домашние животные (беседа о кролике и утке). Д/и « Какую пользу приносит?» О.Ф.Горбатенко, стр48-49. 2.»Кто живет в воде». Загадывание загадок. Игра «Караси и щука». Г.Я.Затулина, стр.77-78 О.Ф.Горбатенко, стр.40-41. | -Наблюдения за снегопадом и вьюгой. Отметить, в какую погоду летят мелкие снежинки, а в какую – хлопья (снежная буря). -Снежинки: разнообразие, красота. -Сугробы. Где растут быстрее: на открытой местности, около деревьев и т.д. Как появляются сугробы? Где они выше. ? -Притопывание снега после снегопада вокруг деревьев. Укутывание кустарников снегом. ИОС «Рыбки живые и игрушечные: сравнение внешнего вида» | Рассматривание снежинок на варежках, одежде через лупу: На ладошке – тают (тепло); На варежках – нет (холодно) | «Тайны лесовичка». «В гостях у зайки – побегайки». |
март | 1.Посадка лука (беседа с элементами труда). Загадывание загадок. Работа по схеме. О.Ф.Горбатенко, стр.65;70. Л.Г.Горькова, стр.21-22. 2.Весна, весна, поди, сюда! Рассматривание веток деревьев. О.Е.Громова, стр.86-88; Т.И.Петрова, стр.43-45; Н.Г.Зеленова, стр.78-82. Г.Я.Затулина, стр.97-98. | -Систематизировать наблюдения за сезонными изменениями в природе, за погодой, долготой дня. -Уточнить представления о характерных признаках весны(часто ли светит солнце, небо, оживление природы). -Первые признаки весны: капель, кругом вода, солнечные блики, набухание почек на деревьях, кустарниках. ИОС «Посадка лука: что будет, если его не поливать?» | Посадка лука (в ящике и баночке), сравнение. Отметить изменения: удлинились корни, подросла зелень. Напомнить. Что произошло это благодаря воде, свету, теплу. Сравнить луковицу без воды (зарисовка) Д/в №1-98 стр.57; №2-98 стр. 4. | «Встречаем весну». |
апрель | 1.Весна в лесу. Что растет в лесу? Игра: «Назови детеныша». Н.Г.Зеленова, стр.82-84. О.Ф.Горбатенко, стр.66-68. Л.Г.Горькова, стр.27-30. 2.Цветы на подоконнике. Пальчиковая гимнастика «Посадим цветы». О.Е.Громова, стр.92-95; Р.А.Жукова, стр.72-74. О.Ф.Горбатенко, стр.42-43;53-54. Л.Г.Горькова, стр.25-27. | -Игра имитация «Изобрази животное» -Беседа: «Мои зеленые друзья» - формировать интерес к растительному миру. -Рассматривание модели «Растение». | Занести в помещение веточки деревьев, кустарников. Наблюдение и оформление дневника наблюдений за распусканием листьев. Опыты. Потребность растении во влаге (одно растение – поливаем, другое – нет). Сравнение. | «Земля – наш дом родной», Л.И.Грехова. 220-222. |
Май | 1.Советы Айболита (забочусь о своем здоровье). Почему болят зубы. Игра: «Что полезно для здоровья, что вредно». О.Ф.Горбатенко, стр.49-50;74 2.Насекомые. Загадывание загадок. Игры: «Бабочки и цветы», «Один-пять». О.Ф.Горбатенко, стр.70-71. Т.И.Петрова, стр.109-112; О.Е.Громова, стр.116-119. | -Игровое упражнение «Кому спасибо говорим», о продуктах питания человека. Д/и «Хорошо - плохо» (конфета – это хорошо или плохо). -Экологический тренинг. Пришли дети на луг и стали бегать, кричать, рвать цветы, ловить насекомых. Правильно ли они вели себя? ИОС «Почему у Пети болят зубы?» | ||
Лето | -Систематические наблюдения за: -Цветущими растениями и кустарниками (рассматривание стеблей, листьев, цветов, их форма). -Насекомые бабочки (окраска, места приземления). Д\В №7-96. -Работа с календарем погоды, отгадывание загадок о живой и неживой природе. -Чтение про летние месяцы: Берестов «Корзинка», обыгрывание произведений С.Я.Маршак «Где обедал воробей?», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке». -Чтение рассказов Е.Чарушин о домашних и диких животных. - Сбор природного материала, изготовление поделок их них. -Продолжать работу в уголке природы. -Праздник «Бал цветов», д/в №,5-98, стр35; «Веселый огородный концерт». Д/в 5-98, стр.38; Концерт «Кошки, мышки и котята», 38. -Игры с водой, песком. |
Старшая группа
Месяц | занятия | Повседневная деятельность | Экспериментальная деятельность | досуги |
сентябрь | 1.Что летом родиться, зимой пригодится. Д/и «Вершки корешки». Г.Я.Затулина, стр.17-18. Т.М.Бондаренко (5-6л), стр.52-53. 2.Волшебница – вода. Игра «Ходят капельки по кругу. Л.Г.Горькова, стр125-131. | -Наблюдение за изменениями в природе, цветником, крапивой. Цикл наблюдений за солнцем (в течение нескольких дней). Обратить внимание на то, что уменьшилось количество солнечных дней, стало холодно. -«Насекомые». Насекомых становиться меньше. Почему? (похолодание, завяли цветы…) Д/и «Назови маму у детеныша животного, «У кого кто?», «Назови правильно» В.В.Гербова, стр.140. | Состояние почвы в зависимости от температуры. Водопроницаемость песка и глины. Свойства песка. | «Здравствуй, осень!» |
октябрь | 1.Золотая осень. Д/И «Кто больше назовет?». И.Г.Зеленова, стр.28-30; .Н.Волчкова, стр.21-25; О.Ф.Горбатенко, стр.89-91 .Ю.В.Полякевич, стр26-30. 2.Во саду ли в огороде. Д/И «Определи на ощупь», «Определи на вкус». В.В.Гербова (4-6л), стр.10-11; Л.Г.Горькова, стр.48-50; С.Н.Николаева, стр.113-115; 3. Незнайка пришел в гости. Могут ли овощи принести вред. В.М.Корнилова, стр.19-20; Л.Г.Горькова, стр.50-53; Г.М.Блинова, стр.44-50. 4.Грибы, ягоды. В.Н.Волчкова,стр.198-202; Т.М.Бондаренко, стр.38-42. «Как обеспечить безопасность дошкольников, стр.33-36. | -Наблюдение за работой дворника – расширять знания о труде взрослых осенью. -«Листопад, листопад» - обратить внимание на красоту разноцветных листьев, их форму. На березе желтые листочки, осина – красные, клен – разноцветные, дуб – коричневые. Д/и «Каких листьев больше», «Программа в д/с», Соломенникова,66. -Систематические (в течение года), наблюдения и уход за обитателями живого уголка (растения, животные – живые существа, у них есть потребности в определенных условиях). -Д/и «Чем похожи?», «Чем отличаются?». Рассматривание картин: И,Левитан «Осень», «Натюрморт с фруктами». -ИОС.Постановка и решение вопроса: нужны ли детям витамины? -Д/И «Что полезно для здоровья, что вредно. (Связь с сезоном: одежда, пища, поведение детей, закаливающие процедуры) «Не ошибись», «Кто больше соберет?». Съедобные и несъедобный грибы». | Как влияет погода на интенсивность листопада, (в тихую погоду листья падают поодиночке….) А.И.Иванова «Экол. набл.иэксперим. в д/с»,171. | «Осенний праздник». «За грибами» |
ноябрь | 1.Сохраним свое здоровье сами. Н.В.Волчкова, стр.64-66; Г.М.Блинова, стр.40-44. 2.Люби свой край и воспевай. Редакция журнала «Марий Эл учитель « Природа – наш дом, стр.92.. С.Н.Николаева, 135-136; 183-184. 3.Как звери готовятся к зиме. Д/и «Кому что?» (питание) Н.В.Коломина, стр.25-31; Т.М.Бондаренко, 59—62; С.Н.Николаева, 126-127. 4. Домашние птицы. О.Ф.Горбатенко,46. | Продолжить наблюдения за птицами – закрепить понятие: «перелетные птицы» - воспитывать интерес и любовь к пернатым. -Наблюдение за березой – продолжить знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года. -Систематические наблюдения за погодными явлениями, осадками. Сравнение: какая погода бала вчера, сегодня. Фиксация в календаре природы. - Беседа: «Дикие животные готовятся к зиме» - уточнить знания детей о животных наших лесов, выделять и характеризовать особенности внешнего вида животных. -Д/и «Узнай по описанию», внешний вид природных объектов (птицы, рыбы, животные…) -Чтение «Звери наряжаются в зимние шубы. Г Скребицкий ИОС «Чья шубка лучше? - мимикрия. | Опыт: «Сохраняет ли шуба тепло?». | «Кошки - мышки». Губанова», 217-219.Театральная деятельность дошкольников, |
Декабрь | 1.Зима,зимушка,зима! Чтение стих-я И.Сурикова «Белый снег пушистый». Д/и «Зима-это хорошо или плохо?» Предметная среда. Сенсорика, Экология, стр.65-68. Н.В.Коломина, стр.52-54;Г.Я.Затулина, 90-92 Т.М.Бондаренко, 79-81; Л.Г.Горькова, 91-93. В.М.Корнилова, 49-50; 73-74; В.Н.Волчкова, 60-62; Л.Б.Фесюхова, 62-65. 2.Наши друзья-пернатые. Д/и «Птичья столовая». Чтение отрывка из рассказа «Проказы старушки зимы» К.Д.Ушинский. В.В.Гербова(4-6лет), 113-114, 144-145. О.Ф.Горбатенко, 91-92; Л.Г.Горькова, 84-85; В.Н.Волчкова, 66-69; Т.М.Бондаренко, 76-79,64-67. 3.Домашние животные (беседа). Д/и «Вспомни и назови». Л.Г.горькова, 71-74; Горбатенко, 106-108; Т.М.Бондаренко, 72-73. С.Н.Николаева, 120-122. 4.Дикие животные. Д/и « Кто живет в лесу?».Рассматривание картин из серии «Дикие животные». И.Г.Зеленова, 63-65; Г.М.Блинова, 87-90; В.М.Корнилова, 50-54; ТМ.Бондаренко, 104-106; С.Н.Николаева, 137-138; Л.Б.Фесюхова, 67-71. 5.Лес-многоэтажный дом. О.Ф.Горбатенко, 75-76; Л.Г.Горькова, 67-71; С.Н.Николаева, 142-143,199. | -Наблюдения за сезонными изменениями. Стало холодно, падает снег, мороз. Самые короткие дни, длинные ночи. -Обратить внимание на деревья. Напомнить о бережном отношении к растениям(деревья, кустарники) во время мороза: ветки в это время хрупкие, легко ломаются. –Чтение С.Есенина «Белая береза». -Продолжить знакомство с объектами неживой природы – солнце. Познакомить с пословицей: «Зимнее солнце что мачеха, светит, но не греет». -Игровая обучающая ситуация: «Сравнение игрушечной ели и живой», С.Н.Николаева «Место игры в экологическом воспитании дошкольников», 24-25. Загадывание загадок о живой и неживой природе. Игровое упражнение: «Назови охраняемых животных, раскрась их». -Загадывание загадок о животных, разгадывание кроссворда. -Лепка животных, чтение рассказов | Опыт: «Греет ли солнышко зимой». | «Всем ребятам очень, очень нравится зима». |
Январь | 1.Что мы знаем о рыбах? Жизнь рыб зимой. Л.Г.Горькова, 66-67; Г.М.Блинова, 90-94; Л.Б.Фесюхова, 85-89. 2.Комнатные растения. Уголок природы. Г.М.Бондаренко, 98-100, 108-110; Л.Г.Горькова, 93-95; О.Ф.Горбатенко, 84-85» С.Н.Николаева, 116-119. 3.Экскурсия в парк. Т.М.Бондаренко, 70; Н.В.Коломина, 40-42. | -Беседа о водоеме – развивать представления о водоеме, как экосистеме. -Рассматривание иллюстрации о водоеме т его обитателях. -Игра «Поход к водоему» (оформление водоема с помощью Схем, картинок). -Наблюдение за снежным покровом - подвести к выводу, что снег состоит из воды, он легче, хрупкий, тает от тепла, липкий. -Экскурсия в зимний парк – развивать наблюдательность, чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц в зимний период. Воспитывать любовь и интерес к природе родного края. Развивать речь, умение анализировать и делать простейшие выводы. Настольно-печатная игра «Прогулка в лес» - правила поведения в лесу. -Работа с моделями (для закрепления знаний о растениях, птицах). | Опыт со снегом: Опустить снег (комочек) в стакан воды – не тонет, держим на ладони – тает. Таянье в тепле, сохранение тепла – вода в бутылке под снегом не промерзает, какой снег быстрее растает: рыхлый или плотно уложенный в стакане. | «Зимние забавы». «Вечер загадок и отгадок»,(природа) |
Февраль | 1.Животный мир полярных районов страны. Экзотические животные. Л.Г.Горькова, 76-79. 2.Слушаем во все уши. В.Н.Волчкова, 68-70; Горбатенко, 100-101. 3.Посадка лука. Л.Г.Горькова, 90-91; С.Н.Николаева, 144-145; 147-153. 4.Куда исчез снеговик? Снег и его свойства. Л.Г.Горькова, 79-81. | «Снегопад» - явление природы. Обратить внимание на то, как подает снег (хлопьями). -Ветер – обогащать и систематизировать знания детей о воздушных потоках, их направлении в соответствии со сторонами. Лаптева, 44-45. -Обратить внимание на поведение птиц во время снегопада (нахохлились, спрятались). Уточнить и пополнить знания о зимующих птицах. Д/и «Что за птица?», Кобзева,131. - П.И.Чайковский - слушание фрагментов из зимней тематики «Времена года». -Рисование зимнего парка. Пальчиковое рисование «Снегопад, деревья в снегу». | «Зеленые веточки» (для деревьев нужно тепло и вода). | Развлечение «Путешествие в зимний лес». М. Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду». |
Март | 1.Воздух-невидимка. Опыты с воздухом. Л.Г.Горькова, 36-38; Н.В.Коломина, 35-38; В.Н.Волчкова (позн), 158-159; Г.М.Блинова, 81-83. 2.Смотри во все глаза. В.Н.Волчкова, 70-73; Горбатенко, 99-100. 3.Весна. Чайковский «Времена года» (слушание). В.Н.Волчкова, 96-98. 4.Перелетные птицы. О чем поют птицы весной? Н.В.Коломина, 72; В.Н.Волчкова, 106-111; Л.Б.Фесюхова, 141-145. 5.Хлеб-всему голова. В.В.Гербова(4-6), 15-16; В.В.Гербова, 41-43, 48; Л.Г.Горькова, 42-45; Г.Я.Затулина, 38-41; Л.Б.Фесюхова, 51-53. | -Наблюдения за изменениями, происходящими в природе. Снег стал рыхлым, грязным, тает, с крыш свисают ледяные сосульки. Лаптева, 93. Таянье снега, льда, Лаптева, 90. Учить определять погоду по приметам: «Снега глубоки – так травы высоки». «Прилетел снегирь под окошко – к оттепели», «Чем наряднее зимние художества, тем пышнее зелень летом». -Наблюдение за облаками – формировать представления о многообразии неживой природы, умение видеть красоту неба, Лаптева, 176; 180 -Наблюдение за березой – учить самостоятельно, наблюдать за знакомым растением, выделять среди других деревьев, Лаптева, 78. -Наблюдение за кошкой. Обратить внимание на поведение. -Чтение рассказа М.Пришвина «Светлая капель». Игровая обучающая ситуация: «Айболит осматривает животных уголка природы» (по методике С.Николаевой) | Опыты: Воздух, способы его обнаружения (качание деревьев, пузырьки в воде). Свойства воздуха. | «Идем вдоль ручейка». Л.Б.Фесюкова, 86. |
Апрель | 1.Его величество-лес. Т.М.Бондаренко, 33-35; Н.В.Коломина, 31-34; Л.Б.Фесюхова, 13-15. 2.Покорение космоса. Л.Г.Горькова, 100-104; В.Н.Волчкова, 162-165. 3.Наша Земля. В.Н.Волчкова, 121-126(экология); В.Н.Волчкова, 155-158(позн.). 4.Солнце,воздух и вода-наши лучшие друзья. | -Рассматривание почек деревьев – у каждого дерева почки особые, отличаются от других (продолговатые, мелкие, крупные). У березы почки - мелкие, продолговатые, сравнить с другими. Оживают деревья, их соки, согретые теплым солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. Лаптева, 173. «День птиц» - уточнить представления о знакомых птицах, их внешнем виде, условиях жизни; учить сравнивать объекты по выделенным признакам. -Наблюдение за солнцем: яркость, голубизна неба, отсутствие облаков, Лаптева, 184, 193, 208. -Игра: «Что сначала, что потом», (с использованием моделей о развитии птиц: гнездо, гнездо с яйцами, с птенцами, подросшие, взрослые птенцы)» | Опыт по смачиванию пера в воде: «Почему оно не намокает?» | Именины у Земли» |
Май | 1.Цветы.Первоцветы. О.Ф.Горбатенко, 110-112; Г.Я.Затулина, 160; В.Н.Волчкова, 101-106. 2.Зеленая аптека. И.М.Новикова, 50-51; Книга «Как обеспечить безопасность дошкольников», 27-33; В.Н.Волчкова, 92-95; Г.М.Блинова, 62-65. 3.Насекомые. Загадывание загадок. Горбатенко, 77-79; В.Н.Волчкова, 112-119; В.М.Корнилова, 103,108-109; Л.Г.Горькова, 105-106; Г.М.Блинова, 99-104; Как обеспечить безопасность дошкольников, 36-40. 4.Лето,ах лето. Загадывание загадок. Г.Я.Затулина, 164-165. | -Рассматривание веток деревьев – дерево живой организм, который нуждается в воде, свете, тепле. Учить отличать деревья по внешнему виду, Лаптева,76. - Наблюдение за растениями – определение знакомых деревьев, травы (Лаптева, 185); одуванчик (Л. 201.211) -Наблюдение за дождем – каплю стекают по стеклу, ветер гнет ветки, птицы спрятались, люди спешат. -Первая гроза, Соломенникова, 205. -Наблюдения за насекомыми – что происходит под корой дерева: майский жук, С., 203; бабочки, С.,210; кузнечик, С.,205; стрекоза, С.,212; пчела, С., 73; муравей, С.,209; Лаптева, 69. | Опыт: влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений. Зависимость развития от солнечного освещения. | «Весна – красна» |
Лето | Систематические наблюдения за: -Сезонными изменениями в природе. -Беседа «Дары марийского леса». -Работа в уголке природы. -Исследовательская работа |
Подготовительная группа
Месяц | Занятия | Повседневная деятельность | Экспериментальная деятельность | Досуги |
Сентябрь | 1.Прогулка в осенний лес. О.Ф.Горбатенко. , 157-158;Л.Г.Горькова., 137-138; Т.М.Бондаренко, 71-74; Н.И.Пахмутов, 25-35; Ю.В.Полякевич, 22. 2.Листопад,листопад-листья желтые летят. Д/и «Дорисуй лист». Н.В.Коломина, 13. | -Наблюдение за красотой осенних листьев на деревьях. Отметить деревья, начинающие желтеть первыми. Уточнить, что деревья желтеют с верхушки, т.к. она больше подвержена холодному ветру. -Обратить внимание на цветник: большинство растений закончили рост и начинают увядать: вспомнить, какими они были летом. Собрать семена. -Беседа о сборе урожая в садах и на огороде, заготовках нам зиму. Познакомить с осенними полевыми работами. -Напомнить о ведении календаря природы и необходимости обращать внимание на состояние погоды. | Воздух повсюду:обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. | «Ах, картошка, ты, картошка», Камратова, 80. «Какой гриб лучше?», Новикова, 61. |
Октябрь | 1.В гостях у Чипполино. Д/и «Узнай на ощупь», «Узнай по вкусу». Л.Б.Фесюкова, 27-29; Алябьева 2 книга, 37-38. 2.Скатерть-самобранка: «От зернышка до булочки». Г.Я.Затулина, 29; Н.В.Лободина, 239(К.З); Н.В.Алешина, 23-27, 35-38; Л.Б.Фесюкова, 51. 3.Сезонные изменения в природе. Чтение В.Даль «старик-Годовик». Л.А.Обухова, 94-95; Л.Б.Фесюкова, 39-41. 4.Что мы сажаем, сажаем леса. Л.Г.Горькова, 145-150; К.З, 305. | -«Листопад, листопад» - наблюдение за листопадом в тихую и ветреную погоду. -Рассматривание семян и плодов (рябина, сирень, береза), собрать их для зимней подкормки птиц. -Наблюдение за муравьями, уточнить, куда скрылись другие насекомые. Подвести к пониманию зависимости живой природ от солнечного света и тепла. -Уточнить знания о домашних животных, их роли в жизни человека. -Напомнить о календаре погоды (отмечать сокращение светового дня и высоту стояния солнца). -Наблюдение за туманом (это охлажденные капельки воды, повисшие в воздухе). Обратить внимание на крыши, траву, дорожки после заморозков, отметить первые заморозки. -Учить определять дождь (затяжной, мелкий, моросящий, холодный..) | Просмотр мультипликационного фильма «Грибок-теремок». | |
Ноябрь | 1. «Улетают журавли» . К.З. 61-63. 2.Рябина. Н.И.Пахмутова, 76; К.З. 57 3.В речном царстве. О.Ф.Горбатенко, 121-122; Л.Г.Горькова, 189-191; конспект. 4.Воздушный океан. Л.Г.Горькова, 120-122; Г.М.Блинова, 81;Т.М.Бондаренко, 126-130; конспект. 5.«Я –человек». Правила гигиены. Г.М.Блинова, 40-53; Л.Г.Селихова, 74-81; О.Ф.Горбатенко, 126-127; Н.И.Пахмутова, 47-54; | -Цикл наблюдений за природными явлениями- развивать интерес к окружающему миру, знакомить с народными приметами. (комплексные занятия, 123.) -Сравнить деревья в начале осени и в ноябре. -Жизнь водоема осенью. -Наблюдение за небом (в тучах, хмурое); солнцем (длина тени в полдень, путь солнца все короче, рано темнеет, день уменьшается). -Вести график солнечных и пасмурных дней. -Рассмотреть внешний вид самки и самца снегирей. Рассказ воспитателя о дятле – лесном докторе. | Воздух работает:дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.). | «Кто в лесу живет?». Новикова, 75. «Осторожно – микробы», Новикова, 65. |
Декабрь | 1.Зимушка-зима. Как узнать зиму. Л.Г.Горькова, 177-179; О.Ф.Горбатенко, 146-148; Т.М.Бондаренко, 103-105; Н.В.Коломина, 106-108; Н.И.Пахмутова, 94-102. 2.Живой мир полярный районов земли. «Почему белые медведи не живут в лесу?» Т.М.Бондаренко, 51-55; Н.В.Коломина, 91-92(Арктика и Антарктида); 98-99(Тундра); Е.П.Фефилова, 160-162; Т.Н.Зенина, 28;К.З. 214-215. 3.Зимующие птицы. Е.П.Фефилова, 62-64; 163-168; 170-172; К.З. 187; Л.И.Грехова, 61,161; Н.В.Коломина, 86; Т.М.Бондаренко, 92; О.Ф.Горбатенко, 127,136,167; Л.Г.Горькова, 179;211. 4.«Красавица елка». О.Ф.Горбатенко, 137-138. | -Обогащать представления о сезонных изменениях зимой (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т.д.). Декабрь – самый темный месяц в году, 22 декабря самый короткий -Обратить внимание, что на некоторых деревьях остаются плоды – это корм для птиц -Наблюдение за повадками птиц на кормушке, закреплять названия зимующих птиц (снегирь, синица, свиристели..).Птицы нашего края. -Наблюдение за снегопадом и его предвестниками (низкие тучи, темно). Рассматривание деревьев после снегопада (изменились очертания деревьев и кустов). Деревья находятся в покое, для защиты от холодов у них за лето отложился пробковый слой (чем старше дерево, тем он толще). Снег защищает дерево от холодов. -Рассмотреть следы на свежевыпавшем снегу – учить определять, кому они принадлежат, куда направлены. | Измерение глубины сугробов (где больше снега на открытой местности или у предметов). | «Выручаем друга Айболита». |
Январь | 1.Сравнение диких и домашних животных. Т.М.Бондаренко,90-92; О.Ф.Горбатенко, 145-146. 2.Дикие животные средней полосы. Г.М.Блинова, 87-90; Л.Г.Горькова, 155; Т.М.Бондаренко, 90. 3.Животные жарких стран. Степная зона. Н.В.Коломина, 111-113; О.Ф.Горбатенко, 120,153. | -Закреплять умение определять свойства снега (пушистый, рассыпается, липкий; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки). -Рассмотреть узоры на окнах – развивать творческое воображение. -Рассматривание почек на деревьях, показать, что они плотно закрыты и залиты клейким веществом. -Зимовка насекомых, рыб – учить делать выводы: насекомые зимуют в коре деревьев, зимой они в спячке; рыбы в сильные морозы опускаются на глубину, многие рыбы засыпают. -Рассматривание альбома: «Марий Эл» - дикие животные наших лесов. | Наблюдение за путем солнца, тенью от столба в полдень. «Воздух вокруг нас» - значение воздуха для всего живого. Голицына, 35; Новикова,63. | «Зимушка – зима» |
Февраль | 1.Экологические цепочки. Д/и «Расселим жильцов», «Пищевые цепочки». О.Ф.Горбатенко, 141-142; Т.М.Бондаренко, 96-98. 2.Жалобная книга природы. Красная книга-сигнал опасности. Заповедники РМЭ. Н.В.Коломина, 102-104; Т.М.Бондаренко, 122-126; Е.П.Фефилова, 231-239;конспект. 2.Животные жарких стран. Зона пустыни(верблюд). О.Ф.Горбатенко, 120-121; Н.В.Коломина, 118; Л.Г.Горькова, 174; Т.М.Бондаренко,98; Т.Н.Зенина,27. 4.Что такое природа? Живая и неживая природа. Ознакомление с неживой природой. Л.Ф.Павленко, 11; Е.П.Фефилова, 102-105; Н.И.Пахмутова, 65-69; Т.М.Бондаренко, 40-44; О.Ф.Горбатенко, 150-151;конспект. | -Сравнить солнечное тепло в январе и феврале, отметить частые перемены погоды (вьюги, метели, оттепели. Учить замечать, что в феврале погода меняется: то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах появляются сосульки. -Экскурсия в парк. Отметить, как под тяжестью снега опустились ветки деревьев, зимой ветки деревьев особенно хрупки. Полюбоваться красотой заснеженного парка. -Деревья в нашем д/с. Рассматривание почек и сравнение их на разных деревьях -Наблюдение за птицами на кормушке: их стало больше (подкармливать нужно 2-3 раза в день) -Закреплять знания о диких животных юга и севера Беседа: «Могут ли встретиться белый медведь и пингвин». -Наблюдение за облаками. Обухова, 177. Рассказ о национальном парке «Марий Чодра». | Каждому камешку свой домик - классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях Можно ли менять форму камня и глины:выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить). Камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). | КВН «В гостях у животных», Коломина, 90. «Как зима с весной встретились» |
Март | 1.В гостях у солнышка. Л.Г.Горькова, 193-196; Т.М.Бондаренко, 132-134. 2.Весна-красна. Народные праздники на Руси. О.Ф.Горбатенко, 162-163; Н.В.Коломина, 129-131. 3. «Сорок сорок», птицы прилетели-весну принесли. Н.И.Пахмутова, 166-171; О.Ф.Горбатенко, 151; Л.Г.Горькова, 167,211; Г.М.Блинова, 95; Л.Б.Фесюкова, 25,141. 4.Чем богаты недра земли. Игра-обследование. С.Н.Николаева, 12-15, 42-45; О.Ф.Горбатенко, 161;К.З. 142 | -Деревья. Рассматривание почек на деревьях: отметить их набухание. Сравнить почки березы, сирени. Уточнить их строение. Закреплять знания об условиях необходимых для роста, развития. -Чтение М.Пришвин «Разговор деревьев». -Обратить внимание на сосульки (их появление и таяние). Послушать капель. Чтение, «Каким бывает снег». О.С.Ушакова «ЗИгровые задания и упражнения «Как солнце весне помогало». | «Волшебное превращение снега» (свойства снега), Нифонтова, 55. Опыт: внести сосульку, снег в тепло, рассмотреть талую воду. «Чудесные превращения веточек». Занести веточки и поставит в вазу с водой. Свет повсюду:показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Ловись, рыбка, и мала, и велика:выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | |
Апрель | 1.Вода вокруг нас. Круговорот в природе. Т.Н.Зенина, 11-14;О.Ф.Горбатенко, 149-150; Л.Г.Горькова, 122-131; Т.М.Бондаренко, 106-110; конспект. 2.Космос.Звезды и планеты. Л.Г.Селихова, 32-40; Л.Г.Горькова, 209-211; Т.Н.Зенина, 115-116; Е.П.Фефилова, 197-206. 3.Земля-живая планета. Т.Н.Зенина, 22-29, 37-41. 4.Комнатные растения. Уход, размножение. Т.М.Бондаренко, 61-64; О.Ф.Горбатенко, 118-120, 155-156; Л.Г.Горькова, 198-203; Е.П.Фефилова, 26-28;конспект; Н.В.Коломина, 115. | -Игровое упражнение «Продолжи фразу: человеку нужна чистая вода для того, чтобы…» -Отметить появление первой травы на проталинах, появление первоцветов. -Чтение К.Бальмонт «Подснежник» -Отметить где и какая почва высыхает быстрее (на солнце или в тени). -Организация опытно-поисковой деятельности: когда появились первые насекомые? Почему? -Рассматривание клопов-солдатиков (ярко красные с черными пятнами). Уточнить, зачем им яркая окраска. | «Чудесные превращения" Наблюдение и фиксация изменений, происшедших с веточками. Опыт: «Вода» - продолжать знакомить со свойствами воды (Новикова 64). Показать через лупу хоботок и челюсти у клопа - солдатика. | «День здоровья». «Праздник Весны». Микляева, 181. |
Май | 1.Лес весной. Весенние первоцветы. Л.Г.Горькова, 214-217; Н.В.Коломина, 131; О.Ф.Горбатенко, 2.Что такое лес, или Путешествие маленького Бельчонка. Л.Г.Горькова, 217-220; Е.П.Фефилова, 33-37. 3.Здравствуй, лето! Природа и здоровье. Т.М.Бондаренко, 30-33, 44-47; Н.И.Пахмутова, 182-188; конспект; Л.Б.Фесюкова, 188; Л.Г.Горькова, 221. 4. «Шестиногие малыши». В гостях у пчелки. Г.М.Блинова, 99-104; О.Ф.Горбатенко, 122-124; Т.М.Бондаренко , 34-36; Н.В.Коломина, 139-140; Е.П.Фефилова, 54-58; Ю.В.Полякевич, 138. | -Одуванчики и другие дикорастущие цветы. -Чтение М.Пришвин «Золотой луг». -Обратить внимание на появление шмелей, пчел. Чтение И.Соколов-Микитов «Рай». «Солнце» - светит и греет. Почему? Учить делать умозаключения. -Организация опытно-поисковой деятельности. Развитие логического мышления, «Весенний дождь лишним не бывает». Почему? -Гроза. Природа перед грозой – расширять знания, учить замечать изменения в природе. - «Лягушки», Рассказать почему кваканье лягушек слышно далеко. Чтение В.Бианки «Голубые лягушки». | Опыт: положить на солнцепёк металлический предмет и деревянный. Какие предметы больше нагреваются: деревянные или металлические; темные или светлые | «Как природа помогает нам здоровым быть». Новикова, 70. |
Лето | -Систематические наблюдения за: -Сезонными имениями в природе. -Уголок природы: рассматривание уход за растениями, животными. -Фиксация результатов наблюдений в календаре природы. -Индивидуальная работа с помощью д/и, схем, игровых ситуаций. -Сбор природного материала. -Чтение художественной литературы, загадывание загадок. -Викторина: «О растениях и животных», Л.И.Грехова, 137. -Праздники: 5- июня – Всемирный день защиты окружающей среды; 22 июня светлейший день, светлейшего месяца. Духов день, праздник цветов. |
Литература:
1.БондаренкоТ.Б. Экологические занятия с детьми 6-7 лет Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Т.Ц. «УЧИТЕЛЬ» Воронеж 2004
2. Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 2005. - №7. – с. 10-15.
3. Волчкова В.Н, Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. -131с.
4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. – СПБ.: Детство-Пресс, 2001. - -160с.
5.ГреховаЛ.И. В союзе с природой. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми. - М.:Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001. – 288с.
6.Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.:ВАКО, 2005. -240с.
7.Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных обраовательных учреждениях: информационно - методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры / авт.-сост. О.ФГорбатенко.- Волгоград: Учитель, 2007.-286с.
8. Иванова А.И. Экологические наблюдения эксперименты в детском саду и растений. – М.:Т.Ц. Сфера, 2005. -240с.
9. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1985. – 48 с.
10. Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. Сценарии занятий. - М.:ТЦ Сфера, 2010. -144с.
11. Кравченнко И.В.,Т.Л.Долгова Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред.Г.М.Кисеелевой, Л.И.Понаморевой.- М.:Т.Ц. Сфера, 2010. – 208с.
12.Кобзева Т.Г., Александрова Г.С. Холодова И.А. Организация деятельности детей нам прогулке. Старшая группа /авт. – сост.–Волгоград: Учитель, 2001. – 287с.
13.Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 5-6 лет. Программа для детского сада и не только. – СПб: Речь: М: Сфера, 2010. – 127с.
14. Лямина Г. Развитие познавательной деятельности. // Дошкольное воспитание. – 1975. - №4. – с. 7-12.
15. Лучич М.В. Детям о природе. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.
16. Методика ознакомления с природой в детском саду. /Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
17. Мазурина А.Ф. Наблюдение и труд детей в природе. – М.: Просвещение, 1976. – 206 с.
18. Маркова Т.А., Виноградова Т.А. Как научить детей любить природу. // Дошкольная педагогика. – 2004. - № 4.- с. 8-11.
19.«Мы» Программа экологического образования детей/ Н.Н.Кондратьева и др., -СПб: М94 «Детство – пресс, 2005 – 240с.
20. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224
21. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2003. – 120 с.
22. Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. – 96с.
23. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987. – 224 с.
24. Природа – наш дом (из опыта работы дошкольных образовательных учреждений Медведевского района Республики Марий Эл, г.Йошкар - Ола, 1995г.
25. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. – 432 с.
25. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий / авт.-сост. Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 271с.
27.Фесюкова Л.Б. Времена года. Комплексные занятия. ХП.: Ан ГРО ПЛЮС», 2008, -208с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа По освоению детьми образовательной области« Познавательное развитие» : экология, здоровье, безопасность (средняя, старшая, подготовительная группы)
экология, здоровье, безопасность (средняя, старшая, подготовительная группы)...
Календарно-тематическое планирование на октябрь в старшей- подготовительной группе
Планирование в соответствии с ФГОС на октябрь...
Календарно-тематическое планирование. Образовательная область: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие речи (средняя, старшая, подготовительная группы)
Календарно-тематическое планирование по развитию речи для разновозрастной группы в малокомплектном детском саду: средняя, старшая, подготовительная группы...
Календарно-тематическое планирование по познанию в старше-подготовительной группе в детском саду
Календарно-тематическое планирование по познавательному развитию в етском саду по программе "Радуге" под редакцией .И Т. Гризик, Доронова Т.Н....
Календарно - тематическое планирование для детей средняя, старшая, подготовительная группы детского сада
Календарно - тематическое планирование для детей средняя, старшая, подготовительная группы на год...
Перспективно - тематические планирование лексических тем в старше-подготовительной группе на 2023-2024гг.
В перспективно-тематическом планировании лексические темы сгруппированы блоками по месяцам, например, сентябрь - "Дары осени", октябрь -"Хочу все знать", ноябрь -"Мир в которо...