Права с самого рождения Образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Смирнова Елена Львовна

 

Северо-Восточный Административный Округ Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение детский сад№1495.

 

 

 

 

 

 

Права с самого рождения

Образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                Подготовила и провела

                                                                                Смирнова Е. Л.                                                                                                                        

 

 

 

                                                   Москва 2013

Цель: Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка в доступной для них форме.

Задачи:

●Дать понятие, что такое права, право на имя, отчество, семью, проживание в ней, и право на гражданство.

●Дать элементарное представление индивидуализации человека, т. е. (именем). Познакомить с происхождением имен, их смысловой значимости.

●Закрепить понятие «семья», «отношение в семье», применять по смыслу уже знакомые слова внук, внучка.

● Пополнить словарный запас такими словами как; полное имя, родственники, Россия, россияне, документ -  (свидетельство о рождении), Конвенция о правах ребенка, генеалогическое древо.

Применяемые образовательные области:

«Социализация

«Познание»

«Коммуникация»

«Чтение художественной литературы»

 

. Материалы.

1.Запись плача (младенца).

2.Бирки (из роддома).

3.Таблица « соц. Лестница взросления».

4.Генеалогическое древо.

5.Свидетельство о рождении.

6.Книга ««Конвенция о правах ребенка».

Ход работы

Звучит запись плача ребенка.

Воспитатель. Ввозит коляску в группу, где лежат куклы -  младенцы и спрашивает детей, кто это плачет?

Дети. Маленький ребенок.

Воспитатель. Да, с этим плачем рождаются все дети. Примерно так они выглядят. (Показывает в коляске кукол-младенцев-новорожденных). Посмотрите,  как эти детки похожи друг, на друга скажите: эти новорожденные чем-нибудь отличаются друг от друга?  что это у них?  (Обратите внимание на руки кукол, где прикреплены «бирки» с  указанием  даты рождения, веса, роста, пола ребенка). Как вы думаете, зачем нужна эта «бирка»?

Все новорожденные похожи,  друг на друга их  очень трудно различить,  имен у них нет, есть только «бирки» с цифрами.

Рассматривают несколько «бирок», которые принесли родители детей.

Как вы думаете, у вас  были «бирки»?

Дети отвечают.

Вам бы понравилось, если бы вас называли цифрой, которая была на вашей бирке: второй, пятый, десятый?

Дети отвечают….

Так зачем же людям имена?

Дети отвечают….

Каждому человеку при рождении дают имя, и оно выделяет его среди других. Так мы можем общаться друг с другом. Так на что, имеет право каждый человек со дня рождения?

Дети.  Каждый человек со дня рождения имеет право на собственное имя.

Когда у родителей рождался ребенок, они продумываю, как же его назвать? Имя дают  в честь родственников, либо имя очень нравится  родителям, и они вкладывают в него смысл и свои надежды. Еще в народе издавна говорили «Береги свое доброе имя» люди избегали плохих поступков, чтобы не опозорить свой род.

Воспитатель ……Хорошо там и тут, где, по имени зовут.

Я загадаю вам загадку, а вы  постарайтесь ее отгадать.

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет;

Никто ни у кого его не видал,

А у каждого оно есть.

Дети отвечают…(имя).

Воспитатель. Дети, а как вас называют ласково ваши родители?

Дети отвечают….

Воспитатель. А как вы думаете, как вас будут называть, когда вы вырастите?

Мы, растем, и растет наше имя.

А как будет звучать ваше имя, когда вы станете взрослыми?

Дети отвечают

Давайте рассмотрим, как вы растете (Показываем морфотаблицу “Социальная  лестница взросления”).

   Какими вы были? Какими стали сейчас? Какими будете?

Дети отвечают……

Назовите себя полным именем.

Воспитатель  рассказывает значение наиболее распространенных имен детей своей группы, каждое имя имеет свое значение и происхождение.

1 Никита - от греч. «Победитель».

2. Екатерина - от греч.  « Чистая, непорочная».

3. Максим - от лат. «Величайший».

4. Иван – от библ. «Милость божья».

5. Дмитрий - от греч. «Плодородный».

6. Дарья – от перс. «Обладающая  добром».

7. Анна – от евр. «Благодать, милость».

8. Артем - от греч. «Здоровый, невредимый».

9. Наталия - от лат. «Родная».

10.Михаил -  от библ. «Кто как Бог».

11.Петр - от греч. «Камень, скала».

12.Анастасия - от лат. «Воскресение».

13.Леонид - от греч. «Происходящий  от льва».

14.Федор - от лат. «Счастливый».

Подумайте, как вас будут звать, когда вы станете взрослыми?

Правильно по имени отчеству. Вы имеете право не только на имя, но и на отчество, которое присваивается по имени отца.

Чтобы быть вежливыми, надо обращаться к взрослому человеку по имени отчеству, а  если перед вами ровесник его можно называть просто по имени. Когда рождается человек, ему дают  имя,  и он получает документ «Свидетельство о рождении», где указаны его данные, имя и гражданство.

      Воспитатель показывает несколько детских  документов,  которые принесли родители, затем вместе с детьми рассматривают   «Свидетельство о рождении»: графы, печать, изображение  герба.

Если на документе герб России, значит мы граждане какой страны? В какой стране мы родились и  живем?

Дети отвечают….

Вы имеете право не только на имя, но и на гражданство той страны, где вы родились. Вы граждане России.

    Но когда вы станете совершеннолетними, вы можете изменить имя, фамилию и даже место  жительства,  например, уехать жить в другую страну.

 Для того чтобы  вас уважали, надо имя свое нести с честью, вдруг вы станете известными  людьми на всю страну, и прославите нашу Родину своим именем, а мы будем гордиться, что вы ходили в наш детский сад, что и моя частичка заслуги в том, что вы выросли достойными людьми.

              Физкультминутка.

Кто живет у нас в квартире?

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища вправо – влево)

Мой сверчок (повороты туловища вправо – влево)

Вот и вся моя семья.

                «Семейное дерево»

Рассматривание генеалогического древа: наша семья как дерево.

Воспитатель. Корни – это наши дедушка и бабушка, ветки родители, листья и цветы – это дети.

Дети отвечают…..

В народе говорят: В гостях хорошо, а дома лучше. Не красна изба углами, а красна пирогами. Дети не в тягость, а в радость. Когда семья в месте, и сердце на месте.

Так какой должна быть семья?

               Дети. Дружной, крепкой, заботливой, работящей, веселой, здоровой.

Воспитатель. У вас есть еще и  право жить в семье!

              Дидактическое упражнение «Исправь предложение»

1.Сначала родились мы, а потом наши родители.

2.Бабушка младше мамы.

3.Я – бабушкина дочка (сыночек).

4.Я, бабушка, дедушка, папа, мама – соседи.

5.Вся моя семья родилась в России – мы американцы.

6.Когда мы рождаемся, мы получаем паспорт.

   Мы сегодня на занятиях говорили о ваших правах. Так на что вы имеете право?

Дети. На имя, гражданство, проживание в семье.

Воспитатель. Все ваши права записаны в этой книге.

Показ книги «Конвенция о правах ребенка».

   Дети рассматривают книгу.

    Эта книга будет находиться у нас в группе в книжном уголке, и каждый из вас сможет ее рассматривать. Мы уже с вами говорили о ваших правах, и будем повторять об этом еще не раз.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права с самого рождения Образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией о правах ребенка.

Северо-Восточный Административный Округ Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение детский сад№1495.      Права с самого рожденияОбразовательная деятельно...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН «О правах ребенка» «Страна счастья»

Татаринцева Е. АВозрастная группа: ПодготовительнаяЗадачи:Образовательные:  ознакомить с Конвенцией «О правах ребенка» в доступной для детей старшего дошкольного возраста форме; дать понятие о то...

Методическая разработка по ознакомлению старших дошкольников с Конвенцией ООН "О правах ребёнка" "Солнечный город"

Этот материал поможет закрепить знания детей о гражданских правах и обязанностях, развивает интерес к собственным правам и обязанностям, формирует навыки социального поведения, воспитывает чувст...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с социальным миром «Город, в котором мы живем».

Для реализации одной из задач образовательной области «Познавательное развитие»: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о малой Родине и т.д....