Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с народным праздником «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»
методическая разработка (старшая группа) по теме

ДИДУЩЕНКО ИРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

празднование в саду пятого дня масленицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shirokaya_maslenica.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Непосредственная  образовательная  деятельность по    ознакомлению   старших дошкольников   с  народным праздником   «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

                                         (пятый день Масленицы)


ЦЕЛЬ:

 -   дать детям представление о народном празднике – Масленица.

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. заучить с детьми заклички, обрядовые песни, посвящённые Масленице;
  2. продолжать учить детей петь а капелла;
  3. продолжать детей учить петь выразитель, передавая характер песни;
  4. совершенствовать умение детей слаженно играть в шумовом оркестре;
  5. воспитывать любовь и уважение к традициям русского народа.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:

Чучело масленицы,

Инструменты для шумового оркестра: ложки, бубны.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Беседа о празднике – Масленица.

Зал оформлен  в виде русской горницы. Под русскую народную мелодию дети входят в зал и занимают свои места. В зал входят девочки в русском костюме, это – Машенька и Сашенька, у них в руках корзиночки с рукоделием.

Сашенька:   Кончается масленая неделя, сегодня уже пятница. А в пятницу надо ждать гостей, подружек и друзей. Все ли я приготовила к  их приходу? Самовар вскипел, блины - горячие, пора бы и гостям прийти…(раздается     стук  в дверь). А вот и гости!

Медведь:       Как на масленой неделе

                        Из печи блины летели!

                        Пройдет Масленица-

                        Кончится гуляньице!

Сашенька:  Проходи, Медведь, присаживайся!

Цыганка: Ой, Масленица, протянися!

                    Ты за дуб, за колоду зацепися!

                    Ой, сказали - нашей Масленице

                    Семь годков,

                    А всего у Масленицы

                    Семь деньков.

                    Ой, Масленица- обманщица!

                    Обманула, провела,

                    Нагуляться не дала!

Конкурс «Наряди на праздник»

(Мальчики  наряжают воспитателей)

Воспитатель: Ой, какие молодцы! Какие мы нарядные будем на празднике!

                          А блины вы печь умеете? Сейчас мы проверим!

Игра «Приготовься печь блины»(Перед мальчиками коробка с различными предметами)

Воспитатель: Вы должны выбрать только те предметы и продукты, которые вам понадобятся для приготовления блинов.

Машенька: Эй, подружки-хохотушки,

                       Развеселые болтушки!

                       Эй, ребята – молодцы,

                       Озорные удальцы!

                       Выходите поплясать,

                       Зимний вечер коротать…..

Русский народный танец

Козел: Спасибо вам, Машенька и Сашенька, что позвали нас к себе на посиделки. Пора Масленицу провожать, весну встречать. А вы слышали:

                              С крыши- капели,  

                              Грачи прилетели,

                              Воробьи чирикают,

                              Они весну кликают!  

Машенька:  Это все Весна- красна да весеннее Солнышко! А давайте Солнышко покличем, лето красное поищем!

Гости и дети образуют два круга- внутренний и внешний. Начинают читать закличку и играть:

                          Солнышко- колоколнышко,

                          Ты пораньше взойди,

                          Нас пораньше разбуди.

                          А зачем всходить?

                          А зачем будить?

                          Нам в поля бежать,

                          Нам весну встречать…..

Оба круга двигаются в противоположном направлении. Затем внутренний круг, поднимая сомкнутые руки, отходит назад, пропуская детей из внешнего круга в центр, затем - наоборот. Это выполняется на каждую фразу заклички.

По окончании заклички те, кто оказался во внутреннем круге, догоняют остальных детей.

Игра «Ручеек»

После игры садятся на свои места.

Сашенька: Правда ль, есть у нас девицы-

                     На все руки мастерицы,

                     И петь, и плясать,

                     И на ложках играть?

«Ложкари» (дети сидя на стульчиках играют на ложках)

Медведь: Кончится весельице,

                  Возьмемся за дельце,

                  Готовьте сошеньку

                  Выехать на пашенку.

Машенька: А ведь и правда. После Масленицы надо к весеннему севу готовиться: семена перебрать, поглядеть, проверить.

Козел: А чего семена проверять – то? Бросил в землю - сами взойдут!

Машенька: Это - не скажи! Не каждое семечко в земле прорастет. Вот,  к примеру, посеешь ты вместо укропа лебеду - и вырастет лебеда.

Козел: Что я овощи от травы не отличу?

Машенька: А давай проверим, как ты овощи знаешь? А ребята тебе помогут.

                              Что за скрип, что за хруст?

                               Это что еще за куст?

                               Как же быть без хруста,

                               Если я……… ( капуста)

Сашенька:       В золотистой кожуре

                               Больше нравится он мне,

                               Стоит счистить шелуху-

                               Слезы проливать начну (лук)

                               Ой, не трогайте меня.

                               Обожгу и без огня! (крапива)

Козел: Я знаю, это - чеснок!

Машенька: Вот и не угадал! Это крапива! Вот и посеешь у себя на огороде крапиву вместо чеснока!

Козел: Ну, подумаешь, ошибся!

Хоровод «Огород»

(дети надевают на головы шапки овощей)

Медведь: Что ж ты, Машенька, нас блинами не порадуешь?

Воспитатель: А давайте мы с вами в игру поиграем.

Игра «Блины»

(девочки надевают на голову блины, сделанные из картона, держат их за веревочки, играет музыка,  мальчики выбирают себе девочку, подбегают к ней и снимают с головы блин, дети танцуют)

Машенька: Вот мы с Сашенькой  все ждем, когда вы волшебные слова скажете, у Масленицы угощения попросите?

Козел: А какие  же это слова-то волшебные?

Машенька: Слушайте да запоминайте!

                        Как на масленой неделе

                        Из печи блины летели!

                        Масленица - угощай,

                        Всем блиночков подавай!

Песня «Блиночки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника"Широкая Масленица"(для детей старшего дошкольного возраста)

Масленица-один из любимых праздников детворы:шумный,веселый ,с блинами,"катанием на лошадях"....

Сценарий праздника "Широкая масленица" для старших и младших дошкольников

Скоморох. Масленица самый веселый праздник. Каждый день недели имеет свое название. а название говорит о том. что в это день полагается делать....

Сценарий фольклорного праздника «Широкая масленица» в старшей группе

Новые поколения людей забывают старые обряды. Традиции – это то, что поддерживает связь с прошлым. А не зная прошлого, нельзя выстроить верное будущее.Масленица в детском саду - это замечательны...

Сценарий праздника на воздухе для детей средней, старшей и подготовительной групп «Широкая Масленица»

Цель: Приобщать детей к народным традициям.Задачи:1. Развивать ловкость, силу, быстроту.2. Доставлять детям радость от народных игр и песен.3. Воспитывать любовь к народным песням, играм, тр...

Сценарий праздника «Широкая Масленица» (старшая группа)

Цель: расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике Масленица, его значении и традициях празднования.Задачи: способствовать приобщению воспитанников, их родителей и сотрудников ДОУ к трад...

МАСТЕР КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ ПО ТЕМЕ: «Народные традиции в системе воспитания и празднования народного праздника «Широкая масленица» с дошкольниками»

- демонстрация игровых технологий в системе воспитания и празднования праздника «Широкая масленица» на основе традиций народа...