Конспект занятия «Родословная — русская народная традиция»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект занятия к совету педагогов на тему русских традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_1.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия к совету педагогов. Образовательная область «Познание»
Тема: «Родословная — русская народная традиция»
Программное содержание:
Расширять представления дошкольников о семье: составе, истории, традициях
Формировать представление о родословной и первичные навыки её построения.
Развивать речевую активность, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы, употребляя в речи имя, отчество родных.
Закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц.
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, родным;
Поддерживать интерес к традициям русского народа.
Активизировать словарь: родословная, традиция, древо, семья.
- Разучивание стихов, пословиц, поговорок, песен о семье, доме
- Чтение произведений русского народного творчества:
сказка «Золотое веретено»
сказка «Хаврошечка»
- Повторение терминов родства: бабушка, дедушка, дядя, тётя, сын, дочь, внук, жена, муж и т.д.; ласковых, уважительных старинных форм терминов (батюшка, матушка, братец, тётушка и т.д.)
Воспитатель: «Тема нашего занятия: «Родословная — русская народная традиция»
Пройти к мольберту, там изображены дома города и деревни.
Воспитатель: «Из какого материала изготовлены дома?»
Дети: «Городские - из кирпича, деревенские - из брёвен».
Воспитатель: «Почему?»
Дети: «Кирпич делают из глины, цемента, а раньше этого не было. Но было много леса. Дома были теплее, хоть там и была одна печь».
Воспитатель: «Какие они были по размеру?»
Дети: «Были большими, просторными, т.к. жили большими семьями (бабушка, дедушка, родители и много детей).
Воспитатель: «Такие дома называли избами. Строили всей семьёй. «Чем больше рук, тем легче труд» - так говорили в старину. Избу строили не где попало, а по старинному обычаю - бросали 3 лепёшки (это маленький круглый хлеб) на землю, если упадут верхней стороной вниз, значит там удачное место».
Воспитатель: «А что означают пословицы:
«Семья сильна, если крыша одна»?
«Семья в куче, не страшна и туча»?
Дети: «Это значит то, что беды и несчастья пережить легче, можно поддержать друг друга, помочь, заступиться, порадоваться за близкого человека».
Воспитатель: «Послушайте ещё пословицы и скажите, о ком в них говорится:
«Какие вершки - такие и корешки» (Какие родители - такие и дети).
«Вся семья вместе, душа на месте»
Дети: «О родителях, детях, семьях».
Воспитатель: «А как вы обращаетесь к родителям? (мама, папа). А раньше - батюшка, матушка, сестра говорила «братец», а брат - «сестрица». Такие обращения мы видим теперь только в русских народных сказках» Воспитатель: «А кто такие предки?»
Дети: «Это люди, которые жили перед бабушками, дедушками» Воспитатель: «Есть такая поговорка: «Кто был твоим предком на Руси, свою фамилию спроси»
Например, «Иванов» - т.е. сын Ивана или «Кузнецова» - т.е. дочь кузнеца. У нас в группе есть дети, у которых есть подобные фамилии, это «Лазарева», «Нестеров», «Тихонова».
Воспитатель: «Раньше предки были не только вежливы, заботливы, внимательны, а самое главное - трудолюбивы. Они сеяли, пололи, копали, рыли. Много пословиц сложено о труде. Назовите, какие знаете.
Воспитатель: «Дети, а что такое традиции? (Это обычаи, которые передаются от наших предков). Назовите.
«Новый год» - украшают ёлку «Пасха» - красят яйца «Крещение» - купаются в проруби «Свадьба» - невеста в белом «День рождения» - торт, свечи
Воспитатель: «Много ещё есть разных хороших традиций, но самая главная - много знать о своих родственниках. Издавна люди ведут родословную. Что это такое? Это рассказ о семье, предках. Изображали генеалогическое древо.
Рассказ Кати, Вовы, Андрея, Егора о своей родословной
Воспитатель: «Что означает слово «семья»? Расскажет Катя
«Когда-то о нём не слыхала Земля»,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам Кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я»
«Кто их воспитает, царица моя?»
И Ева покорно ответила: «Я»
«Кто пищу сготовит, о, радость моя?»
И Ева всё также ответила: «Я»
«Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?»
«Я, я — тихо молвила Ева - я, я»
Сказала она знаменитых 7 «я»
Вот так на Земле появилась «семья»
Воспитатель: «Семья - это самое главное, что есть у человека в жизни, поэтому русские люди слагали пословицы, сказки, загадки о семье.
- Друг на дружке ровно в ряд Эти кубики стоят.
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живёт
(дома)
- Самый радостный для человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой
(день рождения)
- Папа, дядя, старший брат,
Мама, дедушка Игнат Много разных тут родных А все вместе кто они?
(семья)
Воспитатель: «Где мы сейчас находимся? (В детском саду). В детском саду вы проводите много времени, друг друга любите, уважаете и этим похожи на семью. В свободное время мы составим своё генеалогическое древо.
В старину люди собирались вместе, водили хороводы, веселились, пели песни. Возьмитесь за руки, споём песню «Мы желаем счастья вам» (1 куплет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по русской народной сказке "Заяц-хваста".
Для педагогов ДОУ....
Конспект занятия "Калейдоскоп русских народных сказок"
итоговое занятие по разделу "Сказка" для детей младшего дошкольного возраста...
Конспект занятия Модификация русской народной сказки «Репка»
Такие занятия учат решать проблемные ситуации; изменять сказку, придумав новую ситуацию: как репка спасла деда. Образовывать прилагательные от существительных (дерево, стекло, пластм...
Конспект занятия по русской народной сказке "Теремок"
конспект занятия для воспитателей...
Конспект занятия по русской народной сказке «Игра-драматизация – «Теремок» для детей второй младшей группы
Цель: Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности.Образовательные области:«Социализация» приобщение к правилам поведения в театре,...
Конспект занятия к совету педагогов. Тема: «Родословная — русская народная традиция»
Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие"...
Открытое занятие по русско-народным традициям "В гостях у тетушки Катерины"
Данное занятие проводилось в старшей группе. Дети знакомились с традициями и обычаями русского народа...