Конспект занятия к совету педагогов. Тема: «Родословная — русская народная традиция»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_1_0.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия к совету педагогов.
Тема: «Родословная — русская народная традиция»
Программное содержание:
Расширять представления дошкольников о семье: составе, истории, традициях
Формировать представление о родословной и первичные навыки её построения.
Развивать речевую активность, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы, употребляя в речи имя, отчество родных.
Закреплять умение понимать и объяснять смысл русских пословиц.
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, родным;
Поддерживать интерес к традициям русского народа.
Активизировать словарь: родословная, традиция, древо, семья.
Предшествующая работа:
- Разучивание стихов, пословиц, поговорок, песен о семье, доме
- Чтение произведений русского народного творчества:
сказка «Золотое веретено»
сказка «Хаврошечка»
- Повторение терминов родства: бабушка, дедушка, дядя, тётя, сын, дочь, внук, жена, муж и т.д.; ласковых, уважительных старинных форм терминов (батюшка, матушка, братец, тётушка и т.д.)
Ход занятия:
Воспитатель: «Тема нашего занятия: «Родословная — русская народная традиция»
Пройти к мольберту, там изображены дома города и деревни.
Воспитатель: «Из какого материала изготовлены дома?»
Дети: «Городские - из кирпича, деревенские - из брёвен».
Воспитатель: «Почему?»
Дети: «Кирпич делают из глины, цемента, а раньше этого не было. Но было много леса. Дома были теплее, хоть там и была одна печь».
Воспитатель: «Какие они были по размеру?»
Дети: «Были большими, просторными, т.к. жили большими семьями (бабушка, дедушка, родители и много детей).
Воспитатель: «Такие дома называли избами. Строили всей семьёй. «Чем больше рук, тем легче труд» - так говорили в старину. Избу строили не где попало, а по старинному обычаю - бросали 3 лепёшки (это маленький круглый хлеб) на землю, если упадут верхней стороной вниз, значит там удачное место».
Воспитатель: «А что означают пословицы:
«Семья сильна, если крыша одна»?
«Семья в куче, не страшна и туча»?
Дети: «Это значит то, что беды и несчастья пережить легче, можно поддержать друг друга, помочь, заступиться, порадоваться за близкого человека».
Воспитатель: «Послушайте ещё пословицы и скажите, о ком в них говорится:
«Какие вершки - такие и корешки» (Какие родители - такие и дети).
«Вся семья вместе, душа на месте»
Дети: «О родителях, детях, семьях».
Воспитатель: «А как вы обращаетесь к родителям? (мама, папа). А раньше - батюшка, матушка, сестра говорила «братец», а брат - «сестрица». Такие обращения мы видим теперь только в русских народных сказках» Воспитатель: «А кто такие предки?»
Дети: «Это люди, которые жили перед бабушками, дедушками» Воспитатель: «Есть такая поговорка: «Кто был твоим предком на Руси, свою фамилию спроси»
Например, «Иванов» - т.е. сын Ивана или «Кузнецова» - т.е. дочь кузнеца. У нас в группе есть дети, у которых есть подобные фамилии, это «Лазарева», «Нестеров», «Тихонова».
Воспитатель: «Раньше предки были не только вежливы, заботливы, внимательны, а самое главное - трудолюбивы. Они сеяли, пололи, копали, рыли. Много пословиц сложено о труде. Назовите, какие знаете.
Воспитатель: «Дети, а что такое традиции? (Это обычаи, которые передаются от наших предков). Назовите.
«Новый год» - украшают ёлку «Пасха» - красят яйца «Крещение» - купаются в проруби «Свадьба» - невеста в белом «День рождения» - торт, свечи
Воспитатель: «Много ещё есть разных хороших традиций, но самая главная - много знать о своих родственниках. Издавна люди ведут родословную. Что это такое? Это рассказ о семье, предках. Изображали генеалогическое древо.
Рассказ Кати, Вовы, Андрея, Егора о своей родословной
Воспитатель: «Что означает слово «семья»? Расскажет Катя
«Когда-то о нём не слыхала Земля»,
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам Кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я»
«Кто их воспитает, царица моя?»
И Ева покорно ответила: «Я»
«Кто пищу сготовит, о, радость моя?»
И Ева всё также ответила: «Я»
«Кто платье сошьёт, постирает бельё,
Меня приласкает, украсит жильё?»
«Я, я — тихо молвила Ева - я, я»
Сказала она знаменитых 7 «я»
Вот так на Земле появилась «семья»
Воспитатель: «Семья - это самое главное, что есть у человека в жизни, поэтому русские люди слагали пословицы, сказки, загадки о семье.
- Друг на дружке ровно в ряд Эти кубики стоят.
В каждом есть окно и вход,
В каждом кто-нибудь живёт
(дома)
- Самый радостный для человека день, который бывает только раз в году и у каждого он свой
(день рождения)
- Папа, дядя, старший брат,
Мама, дедушка Игнат Много разных тут родных А все вместе кто они?
(семья)
Воспитатель: «Где мы сейчас находимся? (В детском саду). В детском саду вы проводите много времени, друг друга любите, уважаете и этим похожи на семью. В свободное время мы составим своё генеалогическое древо.
В старину люди собирались вместе, водили хороводы, веселились, пели песни. Возьмитесь за руки, споём песню «Мы желаем счастья вам» (1 куплет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «Родословная — русская народная традиция»
Конспект занятия к совету педагогов на тему русских традиций....
Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей.Семейная гостиная.План встреч по теме"Русские народные традиции. Народная игрушка"для детей среднего дошкольного возраста и родителей.
Методическая разработка представлена, как план встреч педагога с родителями и детьми в непринуждённой обстановке, объединении их общей темой разговора, а также приобщении к совместному творчеству дете...
Опыт работы по теме: «Роль русской народной игры в воспитании детей в народных традициях».
Опыт работы раскрывает актуальность становления нравственных качеств дошкольника, воспитывая у него гуманное отношение к окружающим, через народную игру....
Интеллектуально-творческая игра для педагогов ДОУ "О русских обычаях, традициях и народном творчестве"
Анализ в игровой форме профессиональной деятельности педагогов в области народного творчества, обычаев и традиций древних славян....
Семинар для педагогов "Основы русских народных традиций их классификация и значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста"
Большинство детей очень поверхностно знакомы с народной культурой. В основе человеческой культуры лежит духовное начало....
«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов
Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...
Сообщение на педагогическом совете на тему: «Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям»
Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития, обеспечивающим духовное единство народа и объединяющее его моральные ценности....