Открытое занятие по русско-народным традициям "В гостях у тетушки Катерины"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Данное занятие проводилось в старшей группе. Дети знакомились с традициями и обычаями русского народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_imeniny_ispravlkennyy.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
В гостях у тетушки Катерины.
Интегрированное занятие в старшей группе
Цель. Расширять представление о русских народных семейных обычаях.
Задачи: Обогащать словарный запас ( именины, колыбель, лапти, чугунок, сундук, старинный, деревянный, расписной, узорчатый и др.).
Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику рук.
Формировать интерес к народному творчеству. Учить мастерить ангела из бумаги.
Материал и оборудование. Сундук с косынками и кушаками. Костюм Тётушки Арины. Пироги, каравай с изюмом и капустой, материал для аппликации, аудиозапись с музыкой.
Предварительная работа. Беседы «Я и моё имя», «Предметы русской старины». Посещение мини-музея «Русская изба», рассматривание ангелочков. Чтение русских народных сказок, былин, слушание песен, проведение игр.
Ход занятия:
Дети входят в мини-музей «Русская изба». Их встречает Тётушка Арина (взрослый в костюме). | |
Тётушка Арина | Здравствуйте, гости дорогие Ой, вы гости дорогие, Побываешь не напрасно, (Звучит магнитофонная запись). У тетушки Арины Волшебный ларец… (обращаюсь к сундуку) Там заперт на ключ…(показываю ключ) Волшебный дворец… Позвонили в бубенец…(звук колокольчика) И попали во дворец… Открывается палата (поднимаю крышку) Смотрим, чем она богата? Нет ли там чудовища? (Нет) Есть ли там сокровища? (Да) Я вас ждала и наряды припасла. (Девочки достают из сундука и повязывают косынки, мальчики - кушаки.) Теперь вы стали добрыми молодцами да красными девицами. Покажитесь-ка. |
А я тётушка Арина приглашаю вас не стесняйтесь | |
поудобнее располагайтесь. Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. (Указывает на самовар.) Это что? | |
Дети. | Самовар. В нём кипятили воду. |
Тётушка Арина | Сверху пар, снизу жар - шипит русский самовар. (Показывает чугунок.) А это что? |
Дети. | Чугунок. В нём варили еду. |
Тётушка Арина | В чугуне щи варили, кашу томили, молоко топили. (Показывает лапти.) А это что, детушки? |
Дети. | Лапти. Их надевали на ноги. |
Тётушка Арина | Лапти, лапти, лапоточки, из лыка да бересты плетет, лёгкие да просторные. На онучи их надевали, оборами подвязывали. (Звучит аудиозапись плача ребёнка.) Кто тут плачет, слёзы льёт? (Достаёт из колыбели куклу.) Да это малец-удалец. Сегодня родился да вдруг рассердился. Возьмём его на руки, он и успокоится. |
Ребёнок качает куклу. Плач стихает. | |
Тётушка Арина Дети Тётушка Арина | С давних времён так повелось: когда ребёнок рождается, его именем нарекают. Давайте выберем этому младенцу имя, да не модное заграничное, а старинное русское. Какие вы знаете старинные имена? (Дети называют имена.) Имена не нужно придумывать - издавна их хранит церковная книга – месяцеслов, святцы (показывает её). Раньше в старину ребёнка на 8-ой день после его рождения крестили в храме. (кого из вас крестили?) Имя давали в честь святого. (Выбирает 3 имени по святцам.) |
Дети выбирают для ребёнка имя Егорушка. | |
Тётушка Арина
| Человек растет, и имя его растёт. Пока он кроха, его все будут называть ласково Егорушкой. Подрастет малыш, станут Егором звать. Давайте с вами познакомимся, а для этого мы поиграем в интересную игру |
она называется « Шляпное знакомство» | |
Дети | (поочерёдно называют себя) Я красна девица Ирина. Я добрый молодец Саша... |
Игра «Шляпное знакомство» | |
Дети под музыку передают шляпу под музыку друг другу, как только музыка остановилась, у кого шляпа - называет своё имя, говорит, что оно означает в переводе с другого языка: Кирилл - « господин» Кира – «госпожа» Милана - «милая» Полина - «Солнечная» Маргарита - «Жемчужина» Екатерина - «непорочная» чистая» Артём – «невредимый» Владимир – «владеющий миром» Александр – «защитник» Марк — «молоток» Максим - «величайший» Платон — «широкоплечий» Анастасия – «воскресение, возвращение к жизни» |
В старину говорили, что имя это не пустой звук. И я надеюсь, ребята, что доброе имя, которое вы носите, поможет и вам стать сильными, красивыми и умными. «Я сейчас давайте ещё раз заглянем в Святцы и посмотрим у кого именины в январе: Полина…….. Посмотрите какая у нас именинница! А хотите узнать как праздновали именины на Руси? В день именин мать пекла пирожки и их разносили тем, кого хотели пригласить в гости к имениннику. (А вы как приглашаете к себе гостей? ответы).
(Полина разносит пирожки)
Тётушка
Арина
Ну-ка в круг большой вставайте,
Громче, музыка, играй!
Для друзей своих сегодня
Испечем мы каравай!
Хоровод «Каравай»
Пожелайте Полине что-нибудь хорошее, доброе.
Никогда не болей, будь здоров.
Расти сильным, крепким да удалым.
Слушай отца-батюшку да родную матушку.
Тётушка
Арина
Будь добр, и пусть тебе встречаются добрые люди.
Живи-поживай да добра наживай.
Ой, каравай то уже в печи готов. Видно вкусный каравай? Мы его обязательно попозже попробуем. Знаете, ребята, а в старину на именины пекли не один каравай. Как вы думаете сколько?
Дети (ответы детей )
Тётушка
Арина
Оказывается, раньше на именины пекли два пирога, один был с капустой, а другой с изюмом. И тот, который с изюмом разламывали над головой именинника, а чем больше изюма высыпается на него, тем счастливее будет у него год и богаче.
Давайте и мы так же сделаем над нашей именинницей.
(разламывают пирог над головой)
Тётушка
Арина
Ребята, когда ребенку при крещении дают имя, бог дает ему ангела-хранителя. Святые, имена которых мы носим, называются нашими ангелами-хранителями, а день именин – день ангела. Ангел охраняет нас, заступается за нас.
Я сделала вот такого ангелочка. Вы хотите сделать такого же?
Дети (ответы детей )
Тётушка
Арина
Предлагаю смастерить каждому из вас своего ангела.
Аппликация ангела из заготовок.
Вот и славно! Настало время нам прощаться, вам в группу возвращаться. А наряды в сундук сложим. |
Понравилось вам у меня в русской ? Что нового в гостях узнали Дети (ответы детей ) Тётушка Арина Спасибо за работу вашу и за старание. До скорого свидания! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое открытое занятие: «Калейдоскоп русских народных сказок»
Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев) - Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диал...
Знакомим с русской народной культурой "В гостях у городецких мастеров", конспект занятия в старшей группе
Программное содержание: воспитывать интерес к русскому народному творчеству, развивать творческие способности детей, стремление подражать народным мастерам; продолжать знакомить с произведениями народ...
Открытое занятие "Изготовление русской- народной куклы"
Открытое занятие в младшей группе на тему: "Изготовление русской - народной куклы".Конспект открытого занятия «Изготовление народной куклы»Участники: дети младшего воз...
Открытое мероприятие по русским народным сказкам «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: обобщить и систематизировать знания детей о русских народных сказках.Программное содержание:1. Обобщить знания о сказках, развивать умение узнавать сказки и их героев.2. Учить детей по иллюстрац...
конспект открытого занятия по русской народной сказке "Теремок"
Способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия и состояния персонажей....
Конспект открытого занятия: Драматизация русской народной сказки «Колобок»
middot; Прививать интерес к русским народным сказкам и театрализованной игре.· Создать атмосферу творчества и доверия;· Воспитывать артистические качества, раскрывать тво...
Открытое занятие Чтение русской народной сказки " У страха глаза велики"
Открытое занятие...