Перспективный план по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников.
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Методы и формы работы с детьми по патриотическому воспитанию.
Перспективный план на год для детей старшей группы.
Преспективный план на год для детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspiktivnyy_plan.docx | 42.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные методы и формы патриотического воспитания дошкольников.
Комплексный подход к вопросам формирования у детей любви к своей Родине – взаимосвязь различных областей, средств и методов воспитания.
Важнейшим методом педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Точнее сочетание наблюдения с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотром фильмов.
Большое значение имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо.
Для этого мы используем разные формы организации деятельности детей.
Основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения («труд в колхозе раньше и теперь», «счеты и компьютеры», «интерьер дома раньше и теперь» и т.д.), вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей.
Для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к ней. Кроме того, в соответствии с ФГТ, необходимо объединение одной темой несколько видов детской деятельности не только по родному языку, но и ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью, ручным трудом (например, «Мой город», «Столица нашей Родины – Москва и т.д.».).
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны для повышения познавательной активности детей, и для создания эмоциональной атмосферы непосредственно образовательной деятельности. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить, из чего сделана поделка и каким узором украшена. Большой интерес вызывают у детей игры в различного рода походы, поездки и путешествия (по Волге, в прошлое города и т.д.).
Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.).
Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений, фотовыставок, выставок детских рисунков и поделок, конкурсов и т.д.
Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому необходимо использовать художественную литературу, иллюстрации, дидактический материал, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду (по типу «избы»). Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобных помещениях расширяются возможности игрового способа подачи разнообразных сведений.
Перспективный план образовательной деятельности по реализации проекта « Воспитание начал патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем".
(старшая группа)
месяц | Тема: задачи и содержание работы
| Формы работы: непосредственно образовательная деятельность, игры, художественное слово. Работа с родителями. |
сентябрь | Тема : «Моя семья»
| Фотовыставка «Моя семья». Этические беседы на тему: «Семья». Рассматривание картин «Моя семья». Рисунок «Отдыхаем всей семьей». Художественная литература: Н.Артюхова, «Трудный вечер»; Е.Благинина, «Солнечный луч»; Д.Габе, «Моя семья». Сборник стихов Р.Миннуллин «Ох уж эти взрослые». Советы родителям: рассказать детям о членах семьи, ближайших родственниках по линии матери и отца, как поддерживаются связи (переписка, разговор по телефону, посещения). |
октябрь | Тема: «Дружная семья народов»
| Рассматривание литографий Л.Вдовичева «Домашние крестьянские занятия», «Вечер в крестьянской избе», «Жатва», иллюстраций Серова к стихотворениям А.Пушкина. Рассматривание иллюстраций о жизни и быте татар, иллюстраций Рената Хариса "Мой дом". Рассказывание русских и татарских сказок. Разучивание пословиц о дружбе. |
ноябрь | Тема: «Мой дом, моя улица»
| Непосредственно образовательная деятельность ОБЖ «Дети и улица», по правилам дорожного движения. Беседа познавательного цикла: «Кто благоустраивает город», «Чья улица лучше». Рисунок «Моя улица». Игра «Строительство улицы», «Строительство магазина, школы». Советы родителям «Что можно интересного рассказать ребенку о своей улице». |
декабрь | Тема: «Новогодняя Казань»
| Экскурсии по праздничным улицам, к новогодним елкам в парках, к витринам магазинов. Составление детьми рассказов из личного опыта «Что интересного я видел на новогодних улицах города». Изобразительная деятельность «Новогодний город Казань». Рекомендовать родителям посетить с детьми новогодние елки, обращать их внимание на новогодние улицы. |
январь | Тема: «Как мы живем в детском саду»
| Этические беседы о дружбе, друзьях. Составление рассказов из коллективного опыта «Как мы помогаем сотрудникам детского сада». Изготовление подарков, открыток для сотрудников к праздникам. Экскурсии в кабинеты. Просмотр фильма о детском саде. Индивидуальные беседы с детьми. Чтение «Гнездышко» И.Соколов-Микитов. Игра «Кто больше знает о нашей улице?». В родительский уголок поместить информацию «Ими именами названы улицы Советского района». |
февраль | Тема: «Знакомство с жизнью и творчеством М.Джалиля»
| Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи. Показ портрета поэта. Рассказ воспитателя о его жизни и подвиге. Выставка книг М.Джалиля на татарском и русском языках. Чтение стихов М.Джалиля «Мой пес», «Девочка из Мензелинска», «Соловей», «Клятва», «Красная ромашка». Рекомендовать родителям посетить памятник и Дом музей М.Джалиля, почитать его стихи. |
март | Тема: «Путешествие по Казанскому Кремлю»
| Непосредственно образовательная деятельность «Экскурсия в Казанский Кремль». Фотовыставка видов архитектурных памятников Кремля. Рисование «Казанский Кремль». Конструирование «Строим соборы». Развивающие игры «Пройди до указанного места» (лабиринты, карты схемы и т.д.), «Разбитая картинка» (сложи вид Кремля из мозаики). Рекомендовать родителям совершить экскурсию вместе с детьми в Казанский Кремль. Консультация для родителей «Что можно рассказать о Казанском Кремле». |
апрель | Тема: «Габдулла Тукай»
| Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи: «рассказ воспитателя о жизни Г.Тукая». Чтение и беседа по стихам и сказкам: «Белый дед», «Шурале», «Забавный ученик», «Колыбельная песня». Рассматривание портрета, иллюстраций экспозиций музея в Кырлае. Рисование по знакомым произведениям Г Тукая. Советы родителям «Читайте, произведения Г.Тукая». Рассматривание репродукции скульптуры «Г.Тукай», памятника Г.Тукаю в Кырлае. |
май | Тема: «Мой край родной – республика Татарстан »
Развлечение на тему: «Дружно мы живем в краю нашем родном»
| Специально организованная непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла. Рассматривание карты республики. Рассматривание герба, флага города. Слушание гимна республики. Выставка репродукции республики Татарстан. Рассматривание иллюстраций, фотографий городов республики. Рассматривание репродукций Васильев К.А. «Над Свиягой», Усманов М.У. «Новый город на Каме». Игра «Кто знает больше городов, рек нашей республики?». Привлечь к подготовке развлечения родителей. Пригласить родителей на утренник в качестве гостей и участников. |
Перспективный план образовательной деятельности по реализации проекта « Воспитание начал патриотизма у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем".
(подготовительная к школе группа)
месяц | Тема: задачи и содержание работы
| Формы работы: непосредственно образовательная деятельность, игры, художественное слово. Работа с родителями. |
сентябрь | Тема: «Моя семья, родословная»
| Непосредственно образовательная деятельность «Подари радость близким», «Мое семейное древо». Рисунок «Наша семья», «Рисуем в подарок». Игры: «Кто я?», «Что я знаю о себе». Чтение художественной литературы: Осеева «Хорошие», В.Драгунский «Сестра моя Ксения», А.Барто «Две сестры глядят на братца», «Разлука», «Одиночество», Е.Серова «Папа дома», «Стирка», Р.Миннуллин «Я – как папа», «Помогаю маме», «Про папу с мамой». Разучивание татарских и русских пословиц о доме и семье. Игровые упражнения: «Мама расстроилась, утешь ее» и т.д. Родители с детьми рисуют генетическое дерево, уточняют прадедов и других членов рода, их достоинства. |
октябрь | Тема: «Как зернышко превращается в булочку»
| Беседа по теме «Откуда хлеб пришел». Рассматривание картин на тему: «Труд хлеборобов в прошлом и сейчас». Этическая беседа «Береги хлеб». |
ноябрь | Тема: «Русское и татарское гостеприимство»
| Вечер досуга «Отдыхаем всей семьей» (чаепитие по-русски и по-татарски). Выставка открыток с блюдами татарской и русской кухни. Экскурсия в дом татарской кулинарии. Непосредственно образовательная деятельность: лепка из соленого теста «Угощения для моих близких». Рассматривание репродукции Зуев Е. «Эчпочмак и перемяч», «Чак-чак и чай». Консультация для родителей «Знакомство с кулинарными традициями своего народа». |
декабрь | Тема: «Путешествие в далекое прошлое»
| Экскурсия в исторический музей вместе с родителями. Рассматривание иллюстраций первобытного человека, изображения археологических находок. Рассматривание иллюстраций из журналов «Казань», рассказывающих о работе археологов и их находках. Рисование «Предметы древнего человека» - выставка детских работ. Сюжетно-ролевая игра «Мы - археологи». Творческая игра «Мы пришли в музей», «Машина времени – путешествуем в прошлое города». Просмотр исторического музея в интернете (задание на дом). |
январь | Тема: «Путешествие в Булгары»
| Рассказывание легенд и предания. Непосредственно образовательная деятельность: «Экскурсия в Волжскую Булгарию». Рассматривание иллюстраций, памятников архитектуры булгар, изображения украшений, оружия, предметов быта. Знакомство с творчеством художника Л.Якупова «Пролог», с картиной татарского художника Л.Фаттахова «Думы». Предложить родителям вместе с детьми посетить Волжскую Булгарию. |
февраль | Тема: «Мы гордимся защитниками своего Отечества»
| Непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла - беседа "О защитниках отечества". Беседа по произведениям М.Джалиля, о мужестве и храбрости. "Песня о храбрости", "Песня о храбром джигите". Рассматривание иллюстраций о различных родах войск. Индивидуальные беседы с детьми о родственниках, служивших в Армии. Фотостенд "Солдаты - казанцы". Художественная деятельность "Пограничники", "Часовой". Утренник, посвященный 23 февраля. Сюжетно-ролевые игры: "Пограничники", "Военный корабль". |
март | Тема: «Наша страна Россия»
| Непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла "Моя Россия". Игры - путешествия по России. Рассматривание глобуса, физической карты страны. Подвижные игры народов Поволжья. Творческие игры "На уроке географии", "Путешествуем по реке Волга". Рассматривание репродукций картин, худ. открыток, фотографий города Москвы, Кремля Красной площади. |
апрель | Тема: «Наши знаменитые земляки»
| Непосредственно образовательная деятельность познавательного цикла. Рассматривание портретов, беседа о жизни и творчестве знаменитых людей, их вкладе в культуру края. России. Чтение произведений. Рассматривание картин. Посещение детьми и родителями мест, связанных с именами знаменитых земляков. Посещение музея. |
м ай | Тема: «Наш край в годы Великой Отечественной войны»
Тема: «Будь достоин имени казанца»
- о закипевшем котле; - что город получил название от реки Казанки, на которой стоит, а она названа так потому, что в ней много омутов и котловин; - считают название Казани происходит от слова "казан", что означает котел. Такое название Казани некоторые объясняют ее расположением в углублении, в виде котла, котловине.
| Беседа с детьми. Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций с военной продукцией заводов. Сюжетно-ролевая игра "Госпиталь". Выставка портретов знаменитых людей, фотографирование тех мест Казани, которые связаны с их именами. Рисование "Мой любимый город Казани". Составление детьми рассказов о местах, связанных с местам известных людей. Легенды о Казани. Рекомендовать родителя посетить с детьми Булгары, памятные места Казани. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
олимпийские игры как средство воспитания патриотических чувств у старших дошкольников...
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с геральдикой и родословной
Значение геральдики в патриотическом воспитании дошкольников нельзя недооценивать. Осознание неповторимости родной страны, края, даже небольшого города, его значения в истории государства, чувство гор...
Тематическое планирование — важное условие воспитания патриотических чувств у старших дошкольников
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников....
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников, основанный на любви к малой Родине Кубани.
Патриотическое воспитание очень актуальная тема в наше время....
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством формирования представлений о родном крае в рамках реализации инвариативной части ООП.
Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую ду...
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников на героических примерах Великой Отечественной Войны
Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм- это любовь к своей Родине и своему народу....
Проект «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с «малой Родиной».
Характеристика проекта:По доминирующей в проекте деятельности – познавательныйПо характеру содержания: ребенок, социальное окружение, исторические и культурные ценности села.По характеру контакт...
Комментарии
Здравствуйте! Мы с Вами
Здравствуйте! Мы с Вами участвуем в одном конкурсе.Давайте поддержим друг друга.Я проголосовала за Вашу работу,а Вы проголосуйте за мои: "Растения Красной книги" и "Космос". Удачи!
Здравствуйте. Голосую за вашу
Здравствуйте. Голосую за вашу работу. Поддержите и мои 4 работы. Спасибо