Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с геральдикой и родословной
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Значение геральдики в патриотическом воспитании дошкольников нельзя недооценивать. Осознание неповторимости родной страны, края, даже небольшого города, его значения в истории государства, чувство гордости за его великих людей – вот результат целенаправленной работы по ознакомлению детей с государственной символикой.
Но, говоря о патриотическом воспитании, нужно упомянуть и о семье. Мудра пословица: «Русский человек без родни не живет». Поэтому изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как предки. Ребенок, который узнает о прошлом своих близких, чувствует себя частью большого и надежного целого, он окунается в добрую и благодарную атмосферу, необходимую для его развития.
Таким образом, формирование у детей представлений об истории своей семьи, своего города и страны способствует их гармоничному, всестороннему развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geraldika_i_rodoslovnaya_opyt_raboty.docx | 14.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы в дошкольном учреждении показывает, что в таких понятиях, как «геральдика», «родословная» дети ориентируются недостаточно хорошо. Современный ребенок знает много названий стран, причем даже экзотических. А вот просьбы перечислить знакомые города России вызывают затруднения. Дети знают членов своей семьи, но часто не могут ничего рассказать о тех родственниках, которые жили в отдаленном от них времени. Родители не всегда считают нужным сообщать детям об истории своей семьи или родного города, ограничиваясь именами родственников или некоторыми событиями из жизни семьи. Поэтому я считаю необходимым вести в детском саду работу по ознакомлению детей как с историей страны в целом, так и с историей своей семьи в частности.
Знакомить детей с понятиями «родословная» и «геральдика» я начала в подготовительной к школе группе. Но такая работа может быть начата и с младшими дошкольниками, ведь именно в период 3-5 лет у детей формируется база для получения дальнейших знаний. При этом большая часть работы проводится в форме игровой совместной деятельности.
В младшей группе дети знакомятся с окружающим их миром, с понятием «семья», проводится работа по осознанию ребенком своего места в семье. У детей воспитываются добрые чувства к окружающим людям и, прежде всего, к своим родственникам, формируется интерес к их жизни и к жизни своей группы в детском саду.
В средней группе я продолжила формирование у детей знаний о родственных отношениях в семье, воспитание уважения к членам своей семьи. В совместную деятельность я включала также игры на осознание детьми своего имени, его возможных форм, беседы о составе семьи, о взаимоотношениях ее членов.
Также в этой возрастной группе я начала работу по формированию первоначальных знаний о родном городе.
В старшей группе начинается работа по ознакомлению детей с государственной символикой России – ее гербом, флагом и гимном. Продолжается работа по теме «Моя семья», в совместной деятельности можно планировать также дидактические игры по знакомству детей с гербом родного города.
В подготовительной группе свою работу я строила поэтапно:
I этап – диагностический. В ходе бесед с детьми («Моя Родина», «Семья глазами ребенка»), совместных игр («Герб города», «Найди Российский флаг»), при рассматривании альбома иллюстраций с гербами городов России я выясняла имеющиеся у детей знания о себе, своей семье, семейных корнях и традициях, о своем городе и стране, о государственной и городской символике. Наблюдение показало недостаточный уровень знаний у большинства детей по этим темам.
На II этапе проходила подготовка к последующей работе с детьми: расширение собственного кругозора в этих областях, подбор и изучение методической литературы, определение форм работы, изготовление дидактических игр и пособий, отбор демонстрационного материала.
III этап – формирование у детей знаний о своей родословной, о геральдике.
В ходе работы с детьми решаются следующие задачи:
Знакомить детей с понятием «символ» и его значением, с историей происхождения герба, многообразием гербов городов России;
Формировать у детей знания о видах гербов, учить «читать» заложенную в них информацию;
Через гербы городов России дать детям представления о разнообразии природы нашей страны, воспитывать любовь к родному краю, желание сберечь природу;
Знакомить детей с понятием «родословная», углублять представления о семье, родственных отношениях;
Воспитывать чувство гордости за своих предков, верность и преданность Родине.
Для решения поставленных перед собой задач я запланировала такие работы с детьми, как НОД, досуги, викторины, беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые и дидактические игры, изодеятельность с использованием нетрадиционной техники, детские опросы («интервью»).
По моему мнению, изучение детьми семейных корней, традиций невозможно без участия семьи. Поэтому, наравне с работой с детьми, необходимо осуществлять и работу с родителями. При этом используются различные формы работы: анкетирование, информационные стенды, круглый стол, оформление семейных альбомов, участие в различных выставках, фотовыставках, конкурсах, в создании коллекции открыток, реализация нескольких проектов, помощь в изготовлении стенгазет, обмен семейным опытом, рекомендации по посещению музеев.
Таким образом, успешное формирование у старших дошкольников представлений о своей родословной, о геральдике должно осуществляться в условиях целенаправленной, систематической работы с детьми и родителями, при четком отборе доступных детям знаний и максимальном использовании возможностей различных видов деятельности в их единстве и взаимосвязи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический проект «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем, городом»
Материал дает возможность педагогам выделить интересные фрагменты и при желании включиться в работу по их переносу в условия своего коллектива, обновляя образовательную практику. Опыт может быть реали...
Презентация «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой»
«Определение путей оптимизации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с художественной литературой»...
Проект «Развитие патриотических чувств у старших дошкольников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.
Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный (сентябрь 2015г. – май 2016г.)Актуальность:У каждого из нас на свете есть ме...
Проект «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с «малой Родиной».
Характеристика проекта:По доминирующей в проекте деятельности – познавательныйПо характеру содержания: ребенок, социальное окружение, исторические и культурные ценности села.По характеру контакт...
Проект "Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через положительное отношение к семье и семейным традициям"
quot;Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через положительное отношение к семье и семейным традициям"...
ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ.
В статье сообщается о воспитании нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возрста через ознакомление их с родным краем. Представлены цели и задачи работы, условия и этапы р...
Представление педагогического опыта на педсовете «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников через изучение героического прошлого народа, семьи»
В материале описан опыт проектной деятельности патриотического содержания...