Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством формирования представлений о родном крае в рамках реализации инвариативной части ООП.
статья на тему

Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_morgunova.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования «Светловский городской округ» -  д/с №9 «Улыбка»

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством формирования представлений о родном крае в рамках реализации инвариативной части ООП.

Воспитатель:

Моргунова Любовь Николаевна

г.Светлый, 2016 год

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил структуру основной образовательной программы дошкольного образования как сочетание обязательной и вариативной части. Согласно ФГОС ДО, вариативная часть формируется участниками образовательного процесса и отражает видовое разнообразие, приоритетные направления деятельности ДОУ, специфику условий, в которых осуществляется образовательный процесс. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации  процесса  воспитания  патриотических чувств у дошкольников.

Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам, Калининградской области.

Поэтому в нашем детском саду была разработана программа «Янтарик» по ознакомлению детей с историей, культурой, природными богатствами. Эта программа является моделью реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования.

Программа «Янтарик» направлена на освоение общечеловеческих ценностей посредством приобщения к культурному наследию Калининградской области, имеющий широкий спектр форм воспитания и обучения. В процессе реализации программы у воспитанников происходит накопление знаний и впечатлений о родном крае, о людях, прославивших его, формируются этические, познавательные и эстетические представления, расширяется круг интересов, потребностей и мотиваций детей. Знания и навыки, приобретаемые дошкольниками в процессе освоения данной программы, помогут им понять значимость малой Родины.

Цель программы –  воспитание гражданственности, формирование ценностного отношения и любви к своей Родине.

Задачи программы:

  • Расширить представления о родном городе, названиях улиц, закреплять знания о достопримечательностях города, области.
  •  Обобщить знания детей об истории города, области, символах (герб, флаг). Вызвать интерес, положительное отношение к изучению истории родного города. Подвести детей к пониманию того, что история родного города, региона неразрывно связана с историей России.
  • Дать знания о флоре и фауне родного края
  • Познакомить со знаменитыми людьми города и области
  • Познакомить с полезными ископаемыми родного края

Прежде чем перейти к реализации программы мы в своей группе на основе анализа диагностики и индивидуальных бесед с детьми, сделали вывод: дети имеют поверхностные представления о родном городе, крае, о Родине в целом. Чувство патриотизма должно быть осознанным и прочным, должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности. Поэтому в группе был оформлен центр по патриотическому воспитанию.

Начиная работу по патриотическому воспитанию детей в старшей группе  были поставлены  следующие задачи:

  • воспитание чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким;
  • формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения  символики Калининградской области и города;
  • воспитание чувства патриотизма средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;
  • приобщение родителей к решению проблем патриотического воспитания.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Содержание программы в старшей группе осуществляется по следующим направлениям: «Моя семья», «Мой детский сад», «Шедевры из янтаря», «Родной город», «Городские праздники», «Микрорайон детского сада», «Знаменитые люди города и области», «Наше море - Балтийское», «Куршская коса – природный заповедник», «Символика города и области».

Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, к детскому саду, городу. Поэтому работу по патриотическому воспитанию начали с темы «Мой дом, моя семья». Дети рассказывали о членах своих семей, составляли с родителями рассказы на тему. В сюжетно-ролевых играх «Дом», «Семья» дети отражали знания о своем ближайшем окружении, об именах близких людей, о семейных традициях. На занятиях по ознакомлению с окружающим провела беседы «Мама – самое прекрасное слово на земле», «Мамин день». Дети с удовольствием рассказывали о своих мамах, об их профессиях, рисовали портреты своих мам и изготавливали для них подарки. Вместе с детьми подобрали стихи и песни о маме и с удовольствием исполняли их.

Работа по теме «Мой любимый детский сад» началась у нас с путешествия по детскому саду и бесед о профессиях работающих здесь людей, а также с экскурсии по микрорайону, где расположен детский сад «Улыбка». Проводились фронтальные и подгрупповые занятия с использованием мультимедийного оборудования – «Мы – самые старшие в детском саду» и «Наши добрые дела».

Воспитывая у детей гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше, мы сформулировали тему «Родной город». На занятиях был проведен цикл бесед «Мой родной город» («Город, где я родился»). Дети придумывали рассказы на тему «Из окна, из окна наша улица видна». Благодаря прогулкам и экскурсиям у детей постепенно складывается интерес к изучению исторических сведений. Прогуливаясь по улицам, дети интересуются: «А что здесь было раньше?». У них появляется разграничение старого  и нового, понимание смысла слов «сейчас», «раньше», «теперь», «давно».  Возникает интерес к тому, как было «раньше», что было «давно».Такая форма работы как тематические прогулки и экскурсии обогащает дошкольников новыми, яркими впечатлениями о нашем городе, о людях нашего города. Также были созданы мультимедийные презентации - «Шедевры из янтаря», «Наше море – Балтийское», «Куршская Коса – природный заповедник».

В результате целенаправленной работы у детей группы сформировались навыки поведения на улицах города, чувство гордости за свой город и родной край.

Воспитывая любовь к родному Отечеству, нельзя забывать об его защитниках. Я провела с детьми беседы «Тот герой, кто за Родину горой», «Наша армия родная». Созданы мультимедийные презентации «Боевая техника», «Армия и флот», «На аэродроме», которые включались в занятия на разных этапах. В рамках работы по этой теме уделила особое внимание празднику День Победы. С детьми проводились беседы «Праздник нашей победы», «Дети войны», «Как хорошо, когда мир на земле». Детям

очень понравилась экскурсия к памятнику, но особенно запомнилась встреча с ветераном – фронтовиком.

В ходе работы мы привлекали родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках, к сбору познавательного материала.

В процессе познания малой Родины дети научились любить ее, любить и уважать людей, живущих рядом.

   Дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире.

            Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников в ходе ознакомления с родным городом».

Сообщение о воспитании нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников....

Проект «Развитие патриотических чувств у старших до-школьников через ознакомление с родным краем» для детей старшей группы.

Участники проекта – воспитатели, дети старшей группы и их родители.Тип проекта – педагогическийМасштаб – долгосрочный  (сентябрь 2016г. – май 2017г.)Актуальность:У каждого из нас на свете есть ме...

Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем

«С чего начинается Родина? » - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу (поселку).Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом г...

Проект «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с «малой Родиной».

Характеристика проекта:По доминирующей в проекте деятельности – познавательныйПо характеру содержания: ребенок, социальное окружение, исторические и культурные ценности села.По характеру контакт...

Педагогический опыт работы на тему: "Воспитание нравственно - патриотических чувств старших дошкольников посредством формирования любви к родному краю"

В докладе описан опыт работы воспитателя по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников, посредством ознакомления с родным краем....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С РОДНЫМ КРАЕМ»...

Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств У старших дошкольников посредством дидактического пособия Додекаэдр «Я патриот»

Тема : «Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств у старших дошкольников посредством    дидактического  пособия «Додекаэдр «Я патриот&ra...