Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

ОсипянМарина Вачагановна

Конспект занятия по опытно-экспериментальной  деятельности в подготовительной к школе группе             «Свойства воды»

                                                                             

 

                                               2024г.

 

                                                                                                                                                                                          

Цель:

Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

Закрепить знания детей о свойствах воды, о ее значении в жизни человека, обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов,  развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Оборудование и материалы:

Столы, накрытые клеенкой, фартуки; соль, сахар, растительное масло; одноразовые прозрачные стаканчики, пипетки,  2 сырых яйца, мерные ложечки, прозрачные баночки разной формы, марганцовка, перекись.

Рекомендации к проведению:

Перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей, поэтому на каждый этап опыта вызывается помощник ранее не участвовавший из числа желающих; необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.

Методы и приемы:

•Организационный момент

•Художественное слово

•Уточнения, опросы, игровые приемы

•Алгоритмы для составления модели этапов деятельности

•Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.

 

Ход занятия:

Формирование положительной мотивации:

Воспитатель:

 

Доброе утро! Я вам говорю.

Доброе утро! Я всех вас люблю!

Желаю вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

 

1-ая часть: Вводная

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем. Сегодня мы с вами отправимся в лабораторию «Удивительных превращений». А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей) Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы вместе проведём опыты. (Воспитатель надевает халат)

- Вам интересно узнать, с каким веществом мы будем проводить опыты? (ответы)

Это вы узнаете, отгадав загадку:

 

В морях и реках обитает,

 

Но часто по небу летает.

 

А как наскучит ей летать,

 

На землю падает опять. (Вода)

 

Звучит запись журчания ручейка (аудиозапись).

 

-  Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, а давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде.  Как вы думаете, человеку и животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда нужно мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей). Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами.

 

Давайте немного отдохнём.

Физкультминутка:

 

К речке быстро мы спустились                   (шагаем на месте),

Наклонились и умылись                              (наклоны вперёд, руки на пояс),

Раз, два, три, четыре                                    (хлопаем в ладоши),

Вот так славно освежились                         (встряхиваем руками).

Делать так руками нужно:

Вместе раз – это брасс                                 (круги двумя руками вперёд),

Одной, другой – это кроль                          (круги руками поочерёдно),

Вот поплавали мы с вами,

Вышли на берег крутой (шагаем на месте) и отправились домой.

 

Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»

Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.

Вывод детей: Вода - жидкая , прозрачная, не имеет запаха и вкуса.

 

Опыт 2. Какой формы вода?

Воспитатель спрашивает у детей, имеет ли форму вода?

(ответы детей: да, нет)

Для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы воспитатель спрашивает с помощью чего можно узнать форму воды.(Ответы детей -предлагают взять узкую баночку и наполнить ее водой, потом перелить эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.)

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы

 

Опыт №3 «Вода имеет плывучесть»

- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А где легче всего плавать? (Дети: в море). А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит), абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.

В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине.

Вывод: в соленой воде плывучесть легче .

 

Опыт №4 «Окрашивание воды»

- Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.

(растворяю в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим зрелищем).

Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый). А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. добавляю пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной).

А теперь нам нужно снова отдохнуть.(встаем в круг)

 

Опыт №5 «Растворитель».

Воспитатель: Сейчас мы попробуем узнать, растворится ли в воде масло. Как вы думаете? (ответы детей)

Воспитатель: Проверим опытным путем. Перед вами стакан с водой и в баночке масло. Наберите растительное масло в пипетку и капните 3-4 капли в воду, посмотрите, что произойдет. (ответы детей)

Воспитатель: Правильно! Масло не растворилось в воде, а плавает на ее поверхности. Попробуйте хорошо перемешать ложечкой воду. Что произошло? (ответы детей)

(при перемешивании масло не растворилось и всплыло на поверхность воды).

 

Итог:

 

Ребята, спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами и справились со всеми опытами. Какой опыт вам понравился больше всего? (ответы детей). Впереди нас ждут новые открытия, до новых встреч в лаборатории  «Удивительных превращений».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха».

Непосредственно образовательная деятельность по экологии  с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе. Разработано в соответствии с Программой  «От рождения до школы» ...

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе « Свойства воды».

Цель: Совершенствовать  представление детей  о воде и ее свойствах.Образовательные задачи:1.     Закрепить полученные знания о воде.2.     Расширить и...

Конспект интегрированной НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе "Свойства дерева"

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие....

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Свойства магнита»

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов...

Занятие по экологии в подготовительной к школе группе "Свойства воды."

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Значение свойств воды поможет детям лучше п...

Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности во второй младшей группе "Свойства воды"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Свойства воды.»закрепить умение играть с водой и добывать знания о предмете и исследовать его путём опыт...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе. Свойства воды.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе. Свойства воды....