Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воды»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воды»
2024г.
Цель:
Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
Закрепить знания детей о свойствах воды, о ее значении в жизни человека, обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов, развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Оборудование и материалы:
Столы, накрытые клеенкой, фартуки; соль, сахар, растительное масло; одноразовые прозрачные стаканчики, пипетки, 2 сырых яйца, мерные ложечки, прозрачные баночки разной формы, марганцовка, перекись.
Рекомендации к проведению:
Перед началом экспериментирования необходимо провести инструктаж по технике безопасности; необходимо привлечь к проведению опытов и экспериментов как можно большее количество детей, поэтому на каждый этап опыта вызывается помощник ранее не участвовавший из числа желающих; необходимо стараться добиваться от детей самостоятельных ответов, давая подсказки и задавая наводящие вопросы, важно не допускать длительных заминок.
Методы и приемы:
•Организационный момент
•Художественное слово
•Уточнения, опросы, игровые приемы
•Алгоритмы для составления модели этапов деятельности
•Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности.
Ход занятия:
Формирование положительной мотивации:
Воспитатель:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
1-ая часть: Вводная
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем. Сегодня мы с вами отправимся в лабораторию «Удивительных превращений». А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей) Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы вместе проведём опыты. (Воспитатель надевает халат)
- Вам интересно узнать, с каким веществом мы будем проводить опыты? (ответы)
Это вы узнаете, отгадав загадку:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
Звучит запись журчания ручейка (аудиозапись).
- Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, а давайте вспомним с вами, что мы знаем о воде. Как вы думаете, человеку и животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Пить можно только чистую вода, овощи и фрукты всегда нужно мыть перед едой. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей). Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами.
Давайте немного отдохнём.
Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились (шагаем на месте),
Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на пояс),
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши),
Вот так славно освежились (встряхиваем руками).
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс (круги двумя руками вперёд),
Одной, другой – это кроль (круги руками поочерёдно),
Вот поплавали мы с вами,
Вышли на берег крутой (шагаем на месте) и отправились домой.
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая , прозрачная, не имеет запаха и вкуса.
Опыт 2. Какой формы вода?
Воспитатель спрашивает у детей, имеет ли форму вода?
(ответы детей: да, нет)
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы воспитатель спрашивает с помощью чего можно узнать форму воды.(Ответы детей -предлагают взять узкую баночку и наполнить ее водой, потом перелить эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.)
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы
Опыт №3 «Вода имеет плывучесть»
- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А где легче всего плавать? (Дети: в море). А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит), абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.
В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине.
Вывод: в соленой воде плывучесть легче .
Опыт №4 «Окрашивание воды»
- Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
(растворяю в воде кристаллики марганцовки, дети любуются, завороженные этим зрелищем).
Какого цвета получился раствор? (Дети: малиновый). А что будет, если туда добавить прозрачную жидкость? (Дети: ничего, цвет слегка побледнеет. добавляю пипеткой в раствор немного перекиси водорода и жидкость становится прозрачной).
А теперь нам нужно снова отдохнуть.(встаем в круг)
Опыт №5 «Растворитель».
Воспитатель: Сейчас мы попробуем узнать, растворится ли в воде масло. Как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: Проверим опытным путем. Перед вами стакан с водой и в баночке масло. Наберите растительное масло в пипетку и капните 3-4 капли в воду, посмотрите, что произойдет. (ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Масло не растворилось в воде, а плавает на ее поверхности. Попробуйте хорошо перемешать ложечкой воду. Что произошло? (ответы детей)
(при перемешивании масло не растворилось и всплыло на поверхность воды).
Итог:
Ребята, спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами и справились со всеми опытами. Какой опыт вам понравился больше всего? (ответы детей). Впереди нас ждут новые открытия, до новых встреч в лаборатории «Удивительных превращений».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха».
Непосредственно образовательная деятельность по экологии с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе. Разработано в соответствии с Программой «От рождения до школы» ...
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе « Свойства воды».
Цель: Совершенствовать представление детей о воде и ее свойствах.Образовательные задачи:1. Закрепить полученные знания о воде.2. Расширить и...
Конспект интегрированной НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе "Свойства дерева"
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально- коммуникативное развитие....
Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Свойства магнита»
Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов...
Занятие по экологии в подготовительной к школе группе "Свойства воды."
Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Значение свойств воды поможет детям лучше п...
Конспект занятия по опытно - экспериментальной деятельности во второй младшей группе "Свойства воды"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Свойства воды.»закрепить умение играть с водой и добывать знания о предмете и исследовать его путём опыт...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе. Свойства воды.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе. Свойства воды....