Конспект по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Свойства воды»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Баймер Наталья Николаевна

Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно – экспериментальную деятельность.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vody.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по

опытно – экспериментальной деятельности

на тему: «Свойства воды»

в подготовительной к школе группе

Выполнила воспитатель: Баймер Наталья Николаевна.

Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.

Задачи:

Образовательные:

-совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно – экспериментальную деятельность.

Развивающие:

-уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с водой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;

-активизировать мыслительную деятельность, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, строить связные высказывания, предложения, делать выводы;

-обогащать словарный запас.

Воспитательные:

-воспитывать умение действовать в коллективе, учитывать мнение партнера;

-воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу;

-воспитывать интерес к практической деятельности.

Методы и приемы:

словесный метод: рассказ, объяснение, обсуждение, беседа;

наглядный метод: показ;

метод поощрения: оценка деятельности детей, похвала

Предварительная работа:

• Беседа с детьми о значении воды

• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»

• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой

• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»

• Чтение сказки «Путешествие Капельки»

• Просмотр презентаций на тему«Почему воду нужно беречь»

• Знакомство с круговоротом воды в природе

Оборудование: глобус, капельки (из бумаги), фартуки на каждого ребенка, стаканчики с водой на каждого ребёнка, сахар, соль, краски, кисти, сосуды для воды разной формы, стаканчики с молоком на каждого ребенка, пуговицы, чеснок, лимон, тарелки с молоком на каждого ребенка, пипетки, моющее средство, ватные палочки.

Ход:

1 часть: Вводная (информационно-познавательная):

- Отгадайте загадку:

Я и тучка, и туман, я – река и океан.

Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)

На ноге стоит одной

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (глобус)

- А что такое глобус?

(Глобус - это модель Земли.)

- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)

- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Глобус показывает форму нашей планеты, характер ее поверхности, где моря, океаны, а где суша, то есть материки

- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.)

- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)

Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?

(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)

А что вы знаете о воде? Какая она?

- Кому нужна вода?

- Зачем вода нужна растениям?

- А как они её получают?

- Почему животные не могут жить без воды?

- Ребята, а людям нужна вода?

(Дети объясняют, делают выводы)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

- У меня есть капельки. Давайте мы с вами внимательно посмотрим на нашу группу, и скажем где в нашей группе могут жить капельки.

«Один, два, три, четыре, пять- будем капельки искать»!

– Подумайте, живут ли капельки в уголке природы?

– Да. Цветы живые, без воды засохнут, завянут. Им вода необходима. (приклеивают капельку из бумаги к цветочному горшку).

– Посмотрите внимательно, где в группе еще живут капельки (дети подходят к графину с питьевой водой).

– В воде, которую мы пьем (приклеивают капельку).

– И из крана по водопроводным трубам к нам в группу течет вода! (приклеиваем капельку).

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

(шагаем на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,

(хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.

(встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

(круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.

(круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

(шагаем на месте)

И отправились домой.

2 часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Нам предстоит серьезная работа. Давайте на нее правильно настроимся.

Наши глаза внимательно смотрят и все видят.

Уши внимательно слушают и все слышат.

Голова хорошо думает.

Наши ноги нам не мешают.

Наши руки нам помогают.

- Пройдемте к нашим лабораторным столам.

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.)

- Давайте наденем фартуки и сядем за столы.

- Приступим к нашему исследованию.

Опыт 1. Вода – растворитель .

- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?

- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(солёная).

- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(сладкая).

Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.

Опыт 2. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется .

Вывод: вода не имеет формы и 

принимает форму того сосуда,

в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте

они растекаются, в ямках собираются,

а в землю впитываются их не видно,

только земля влажная. И так вода

не имеет формы.

Опыт 3. Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем пуговицу и опустим ее в стакан с водой. Нам видно пуговицу? (ответы детей).

- А теперь опустим пуговицу в стакан с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду пуговицу видено, а через молоко – нет. Значит вода прозрачная жидкость.

Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Опустим в ее пуговицу. Пуговицы не видено. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

Физкультурная минутка

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. (Воспитатель одевает на голову ободок «Тучка»). Я буду – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки, а Таня пусть будет Солнышком. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Капелькам становится тесно. Вдруг подул сильный ветер и капельки оторвались от тучки, полетели вниз, очутились на земле, но им скучно стало поодиночке, и

собрались они сначала в маленький ручеёк. Встретились ручейки и

стали большой рекой. (Взявшись за руки, дети под музыку

выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой

реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут

вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой.

А тут как раз Солнышко пригрело, Капельки стали

лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме

Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх). Все капельки

испарились под лучиками солнца, к маме вернулись, идите ко мне,

я по вам соскучилась. Молодцы, капельки, а теперь, капельки,

расскажите мне, как вы путешествовали, что делали?

 (ответы детей). Мы путешествовали с вами по кругу,

как это путешествие называется в природе? (ответы детей).

- Круговорот воды в природе.

- Благодаря тому, что вода может переходить из одного состояния в другое, в природе происходит круговорот воды. - Посмотрите на рисунок. Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – это дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе.

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах. Понюхать стакан с водой. (Ответы детей)

Затем предложить положить в воду чеснок и помешать. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Затем предложить положить кусочек лимона и помешать. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Опыт 5. Салют в тарелке.

- Возьмем тарелочки с молоком. Пипеткой добавим в него несколько капель краски ( зеленой, красной, синей, желтой). Старайтесь делать это аккуратно, что краски не смешались между собой.

- Ребята, а теперь мы заставим молоко двигаться!
- Возьмем ватную палочку, макнем её в моющее средство и дотронемся ею до центра тарелки с молоком.
- Посмотрите, что происходит! Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

3 часть. Рефлексия.

- Ребята, вам понравилось работать в нашей лаборатории?

- Расскажите мне, о каких свойствах воды мы сегодня говорили ?

- Молодцы, ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу,

вы сегодня были настоящими лаборантами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»

Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качес...

Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»

Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качес...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»

Детское экспериментирование - широкое понятие. Можно экспериментировать с объектами природы, а можно - с игрушками, окружающими ребенка предметами. Если ребенку предоставляется возможность самостоятел...

Конспект НОД. Опытно экспериментальная деятельность детей. Подготовительная к школе группа №8 Школа 1015 СП№3. Тема: "Профессия - Строитель".

Расширять представление детей о профессии - строитель.Знакомство со строительным материалом - бетоном, со способом его приготовления....

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»

Конспект  занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе  на тему: «Интересное рядом»...

КОНСПЕКТ ООД познавательно-исследовательского характера по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»

Цель: развивать  у детей интерес к опытно - экспериментальной деятельности.Задачи:1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека через опытную деятельность с яйцом.2. Вос...

Образовательный проект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Удивительная вода»

ull;Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через эк...