Конспект по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Свойства воды»
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно – экспериментальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_vody.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по
опытно – экспериментальной деятельности
на тему: «Свойства воды»
в подготовительной к школе группе
Выполнила воспитатель: Баймер Наталья Николаевна.
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
Образовательные:
-совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно – экспериментальную деятельность.
Развивающие:
-уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умение работать с водой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
-активизировать мыслительную деятельность, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, строить связные высказывания, предложения, делать выводы;
-обогащать словарный запас.
Воспитательные:
-воспитывать умение действовать в коллективе, учитывать мнение партнера;
-воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу;
-воспитывать интерес к практической деятельности.
Методы и приемы:
словесный метод: рассказ, объяснение, обсуждение, беседа;
наглядный метод: показ;
метод поощрения: оценка деятельности детей, похвала
Предварительная работа:
• Беседа с детьми о значении воды
• Чтение стихотворения Н. Николаенко «Дождик-душ»
• Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой
• Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
• Чтение сказки «Путешествие Капельки»
• Просмотр презентаций на тему: «Почему воду нужно беречь»
• Знакомство с круговоротом воды в природе
Оборудование: глобус, капельки (из бумаги), фартуки на каждого ребенка, стаканчики с водой на каждого ребёнка, сахар, соль, краски, кисти, сосуды для воды разной формы, стаканчики с молоком на каждого ребенка, пуговицы, чеснок, лимон, тарелки с молоком на каждого ребенка, пипетки, моющее средство, ватные палочки.
Ход:
1 часть: Вводная (информационно-познавательная):
- Отгадайте загадку:
Я и тучка, и туман, я – река и океан.
Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу. (Вода)
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
- А что такое глобус?
(Глобус - это модель Земли.)
- А как вы понимаете – модель Земли? (дети высказывают, объясняют)
- Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Глобус показывает форму нашей планеты, характер ее поверхности, где моря, океаны, а где суша, то есть материки
- А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.)
- Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)
Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета?
(Синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озёра)
А что вы знаете о воде? Какая она?
- Кому нужна вода?
- Зачем вода нужна растениям?
- А как они её получают?
- Почему животные не могут жить без воды?
- Ребята, а людям нужна вода?
(Дети объясняют, делают выводы)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
- У меня есть капельки. Давайте мы с вами внимательно посмотрим на нашу группу, и скажем где в нашей группе могут жить капельки.
«Один, два, три, четыре, пять- будем капельки искать»!
– Подумайте, живут ли капельки в уголке природы?
– Да. Цветы живые, без воды засохнут, завянут. Им вода необходима. (приклеивают капельку из бумаги к цветочному горшку).
– Посмотрите внимательно, где в группе еще живут капельки (дети подходят к графину с питьевой водой).
– В воде, которую мы пьем (приклеивают капельку).
– И из крана по водопроводным трубам к нам в группу течет вода! (приклеиваем капельку).
Физкультминутка
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
2 часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Нам предстоит серьезная работа. Давайте на нее правильно настроимся.
Наши глаза внимательно смотрят и все видят.
Уши внимательно слушают и все слышат.
Голова хорошо думает.
Наши ноги нам не мешают.
Наши руки нам помогают.
- Пройдемте к нашим лабораторным столам.
Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться.)
- Давайте наденем фартуки и сядем за столы.
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Вода – растворитель .
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(солёная).
- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?
(сладкая).
Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.
Опыт 2. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется .
Вывод: вода не имеет формы и
принимает форму того сосуда,
в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте
они растекаются, в ямках собираются,
а в землю впитываются их не видно,
только земля влажная. И так вода
не имеет формы.
Опыт 3. Какого цвета вода?
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем пуговицу и опустим ее в стакан с водой. Нам видно пуговицу? (ответы детей).
- А теперь опустим пуговицу в стакан с молоком. Что мы обнаружили?
Вывод: через воду пуговицу видено, а через молоко – нет. Значит вода прозрачная жидкость.
Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Опустим в ее пуговицу. Пуговицы не видено. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
Физкультурная минутка
- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)
Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»
- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. (Воспитатель одевает на голову ободок «Тучка»). Я буду – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки, а Таня пусть будет Солнышком. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Капелькам становится тесно. Вдруг подул сильный ветер и капельки оторвались от тучки, полетели вниз, очутились на земле, но им скучно стало поодиночке, и
собрались они сначала в маленький ручеёк. Встретились ручейки и
стали большой рекой. (Взявшись за руки, дети под музыку
выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой
реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут
вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой.
А тут как раз Солнышко пригрело, Капельки стали
лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме
Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх). Все капельки
испарились под лучиками солнца, к маме вернулись, идите ко мне,
я по вам соскучилась. Молодцы, капельки, а теперь, капельки,
расскажите мне, как вы путешествовали, что делали?
(ответы детей). Мы путешествовали с вами по кругу,
как это путешествие называется в природе? (ответы детей).
- Круговорот воды в природе.
- Благодаря тому, что вода может переходить из одного состояния в другое, в природе происходит круговорот воды. - Посмотрите на рисунок. Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – это дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе.
Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. Понюхать стакан с водой. (Ответы детей)
Затем предложить положить в воду чеснок и помешать. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Затем предложить положить кусочек лимона и помешать. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
Опыт 5. Салют в тарелке.
- Возьмем тарелочки с молоком. Пипеткой добавим в него несколько капель краски ( зеленой, красной, синей, желтой). Старайтесь делать это аккуратно, что краски не смешались между собой.
- Ребята, а теперь мы заставим молоко двигаться!
- Возьмем ватную палочку, макнем её в моющее средство и дотронемся ею до центра тарелки с молоком.
- Посмотрите, что происходит! Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!
3 часть. Рефлексия.
- Ребята, вам понравилось работать в нашей лаборатории?
- Расскажите мне, о каких свойствах воды мы сегодня говорили ?
- Молодцы, ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу,
вы сегодня были настоящими лаборантами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»
Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качес...
Конспект опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»
Детское экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. В дошкольном возрасте он является ведущим. Сохранить, поддержать, развить это природное качес...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: «Интересное рядом»
Детское экспериментирование - широкое понятие. Можно экспериментировать с объектами природы, а можно - с игрушками, окружающими ребенка предметами. Если ребенку предоставляется возможность самостоятел...
Конспект НОД. Опытно экспериментальная деятельность детей. Подготовительная к школе группа №8 Школа 1015 СП№3. Тема: "Профессия - Строитель".
Расширять представление детей о профессии - строитель.Знакомство со строительным материалом - бетоном, со способом его приготовления....
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»
Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»...
КОНСПЕКТ ООД познавательно-исследовательского характера по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Интересное рядом»
Цель: развивать у детей интерес к опытно - экспериментальной деятельности.Задачи:1. Расширять представления детей об окружающем мире и здоровье человека через опытную деятельность с яйцом.2. Вос...
Образовательный проектопытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Удивительная вода»
ull;Цель: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, через эк...