Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе "Новогоднее путешествие капельки или секреты воды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Через интересные и познавательные эксперименты узнать новое о трех состояниях воды в природе. А помогать детям будут подсказки Деда Мороза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
опытно-экспериментальная деятельность | 36.59 КБ |
Соревнования мальчиков и девочек с интересными заданиями к 23 февраля | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Центр образования №26»
пос. Комсомольский
КОНСПЕКТ
опытно-экспериментальной деятельности
подготовительной к школе группы
«Новогоднее путешествие капельки
или секреты воды»
Автор: Соколова Н.А. – воспитатель подготовительной гр.
первая категория
Тула, 2016г.
Цель: развивать желание познавать окружающий мир через опытно- исследовательскую деятельность детей.
Образовательные задачи:
- Закрепить полученные знания о воде: познакомить детей со свойствами воды, как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, принимать форму); расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное); показать с помощью опытно-экспериментальной деятельности круговорот воды в природе.
- Сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое.
- Учить задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать любые ответы и благодарить за них.
Развивающие задачи:
- Развивать любознательность наблюдательность детей, способность экспериментировать и устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
- Самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.
- Развивать способность сотрудничать и договариваться в совместной деятельности, готовность прийти на помощь, радоваться успехам товарищей, разрешать возникающие конфликты.
- Развивать желание проявлять заботу об окружающей среде.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
- Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.
- Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
- Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам планеты.
Словарная работа:
обогащать словарь детей новыми словами: жидкое и газообразное состояние, твердое состояние; пресная вода; испарение; опыты; ученый; молекула, частица.
Активизация словаря:
«вода как вещество», «пар», «лед», «газ», «растворитель».
Методы и приемы:
- Наглядные: созданная детьми и воспитателем совместная выставка опытов о воде, схемы, презентация к занятию
- Словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка.
- Положительная мотивация.
- Художественное слово.
- Практические действия: проведение опытов.
- Физкультминутка «Превращения капельки».
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов, стихов, разгадывание загадок.
- Нахождение материала о воде дома.
- Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
- Прослушивание музыкальных записей.
- Проведение исследований, опытов.
Ход занятия.
Воспитатель: Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
Сегодня в нашей группе много гостей. Они вместе с нами примут участие в нашем занятии и, может быть, узнают что-то новое о чудесных свойствах и превращениях воды.
Друзья мои, к нам утром по электронной почте пришло видеопослание от Деда Мороза. Послушайте его.
Слайд I
Дети подходят к интерактивной доске и смотрят видео.
Воспитатель: Ребята, как же снежинка передаст нам задание Деда Мороза? Что с ней случится, если она попадет к нам в группу?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, растает как в стихотворении, которое мы учили.
Дети или один ребенок рассказывают стих:
…
Летают снежинки,
Почти невидимки,
Как много всегда их зимой.
И вот я снежинку -
Пушистую льдинку
Поймал наконец-то рукой.
Заплакала тихо
Хрустальная льдинка...
На теплой ладони
Осталась слезинка. (Аркадий Мельников)
Воспитатель: Так, может быть, снежинка, т.е. капелька уже здесь? Давайте её поищем!
Дети играют в игру «Найди капельку!».
Воспитатель: Наконец-то, мы вместе нашли капельку. Но что это, как вы думаете, ребята?
Ответы детей (письмо Деда Мороза, которое подтаяло и распалось на части с заданиями)
Воспитатель: Что же, почитаем: Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без ... (воды)
А давайте спросим у гостей, правильно ребята отгадали загадку?
Ответ гостей.
Воспитатель: А вот дедушка Мороз спрашивает, сможете вы определить, где вода, а где нет? Ребята, давайте подойдем к столу.
Игра «Найди воду!» (поднос, на котором стоят стеклянные стаканы с водой, молоком, соком, желе)
Ответы детей (какая вода? без вкуса, без запаха – значит пресная и т.д.)
Воспитатель: Вода состоит из маленьких частичек. Как они называются? Что происходит с ними, когда вода – жидкое вещество?
Ответы детей
Воспитатель: А вот и первая часть письма Деда Мороза.
Слайд II – первый пазл.
Воспитатель: Ребята, аккуратно садитесь на стульчики.
Дети садятся.
Воспитатель: Прочтем следующее задание Деда Мороза: «Ребята, я очень тороплюсь собрать для вас новогодние подарки, много хлопот у меня. Очень я устал. Ведь я, хоть и Мороз, но все-таки старый дедушка. Пожалуйста, приготовьте для меня полезные напитки для моего здоровья особенно зимой».
Игра «Приготовь напиток»: участники – два ребенка, один стакан с гладкими стенками, другой с гранёными (в одном стакане растворяем капли лимона, в другом – мёд)
Воспитатель: Напитки получились действительно полезные. Попробуйте их на вкус! (детям можно поменяться напитками) Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Вкус у них одинаковый? Почему?
Ответы детей (вода - растворитель)
Воспитатель: Правильно, а вот и вторая часть письма Деда Мороза.
Слайд III – 1+2 пазла. (не складывать пазлы)
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! И сколько знаете о свойствах воды! Вода – прозрачная, безвкусная, без запаха, она текучая. А все ли свойства вы перечислили? Посмотрите внимательно на стаканы с водой, подумайте.
Ответы детей (вода принимает форму сосуда, в который налита)
Воспитатель: И еще один верный ответ и на доске третья часть письма Деда Мороза.
Слайд IV – 1+2+3 пазла. (не складывать пазлы)
Воспитатель: Берем следующее задание Дедушки Мороза:
Был водой, теперь летаю.
С виду я туман напоминаю (пар)
Ответы детей.
Воспитатель: Пар – это другое состояние воды. Какое? Как оно называется?
Ответы детей (газообразное состояние воды)
Воспитатель: Расскажите, какой он пар, на что похож?
Ответы детей.
Воспитатель: А когда вода превращается в пар?
Ответы детей
Воспитатель: А что происходит с маленькими частичками (молекулами) в газообразном состоянии? Как они себя ведут?
Ответы детей
Воспитатель: Вот и еще часть письма Новогоднего волшебника!
Слайд V – 1+2+3+4 пазла. (не складывать пазлы)
Воспитатель: Скажите, ребята, где на нашей планете большие запасы воды?
Ответы детей
Воспитатель: Но в речке, в море, в океане воду никто не кипятит, а она испаряется, т.е. превращается в пар?
Ответы детей
Воспитатель: Как это происходит я сейчас покажу.
Опыт с водой и подогревом воздуха в стакане.
Воспитатель: Вам понравился наш опыт? Представьте себя большими умными учеными, которые раскрывают тайны природы. Что заставляет воду подниматься вверх, что её затягивает в стакан?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, наш стаканчик помутнел. Это капелька превратилась в пар, её нагрел горячий воздух. Давайте покажем нашим гостям. Вот и ещё часть письма Деда Мороза открыта!
Слайд VI – 1+2+3+4+5 пазлов. (не складывать пазлы)
Воспитатель: Ребята, что же это получается: капелька превратилась в пар, улетела в небо и все, там исчезла?
Ответы детей.
Воспитатель: А здесь в группе мы сможем поймать пар и превратить его в облако? Попробуйте сделать это руками!
Дети пытаются поймать пар.
Опыт с увлажнителем и полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель: Что происходит внутри пакета? Расскажите.
Ответы детей (пар охладился и опять превратился в капельку, капелька потихоньку растет и становится тяжелой, большой)
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, что опять справились с заданием! Еще одна часть письма Деда Мороза отгадана!
Слайд VII – 1+2+3+4+5+6 пазлов. (не складывать пазлы)
Воспитатель: Представьте, ребята, если бы внутри нашего облака стало холодно-холодно? Что стало бы с капелькой?
Воспитатель: Посмотрите, наша капелька-снежинка улыбается, ей нравятся ваши ответы. Но в письме есть еще задания. Вот послушайте:
Очень холодно, не так ли?
Все дорожки замело.
Лишь вчера была я каплей,
А сегодня — как стекло.
Я Снежинкина сестрица,
Затвердевшая водица. (Льдинка)
Ответы детей.
Воспитатель: Какой он этот лед? Что происходит с молекулами, когда вода – лёд?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы назвали три состояния воды. А теперь давайте поиграем и покажем изменения внутри самой воды, что происходит с её мельчайшими частицами – молекулами.
Игра «Превращения капельки» под музыку (Бетховен IIIчасть сонаты ре минор)
Слайд VIII – картинки с изображением воды, пара, льда со схемами.
ВОДА - ЖИДКОСТЬ | |
ВОДА - ПАР | |
ВОДА - ЛЕД |
Воспитатель: И еще часть письма раскрылась и разгадана!
Слайд IX – 1+2+3+4+5+6+7 пазлов ( складываем пазлы)
Воспитатель: Давайте соберем все открывшиеся пазлы.
Что же хочет Дедушка Мороз? Догадались?
Ответы детей (чтобы дети приготовили ледяные игрушки для украшения елочки на участке)
Воспитатель: Я приготовила формы для льда, стаканчики с водой, краски.
Дети заливают формочки разноцветной водой.
Воспитатель: Много свойств есть у воды. Но есть еще одно уникальное свойство воды – она умеет слышать и понимать человеческие слова. Откликаться на добрые слова, пожелания и пугаться резких, гневных, недобрых слов. Посмотрите на экран.
Слайд X – дети смотрят видео «Живая вода»
Воспитатель: Чтобы наши игрушки-льдинки получились с красивыми, правильными кристаллами давайте произнесем хорошие добрые слова, прочтем стихи о нужности воды.
Дети читают стихи, говорят добрые слова, пожелания.
Река, и озеро, и пруд
Всегда нас летом в гости ждут,
В жару приятно очутиться
И у ручья — воды напиться.
Повсюду, всем вода нужна:
Она и кораблям важна,
Плывут что на морском просторе,
Пшенице, спеющей на поле...
И для людей, и для зверей
Нет ничего воды ценней.
Водой всем нужно дорожить,
Ведь без нее нам не прожить! (Стовба А.)
Воспитатель: А вот и последняя часть письма Деда Мороза.
Слайд XI – 8 пазл .
Воспитатель: Наши ледяные фигурки мы отнесем на холод, а потом украсим ими елочку.
Рефлексия: Что понравилось, что запомнилось, ребята, вам на занятии?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы хорошо сегодня потрудились, и я думаю, что Дедушка Мороз обязательно приготовит для вас подарки.
Предварительный просмотр:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Конспект НОД на тему «23 февраля – «День защитника Отечества!»
Цель: расширять представления детей о государственном празднике; поддерживать познавательный интерес к истории своей страны.
Задачи:
Образовательные: дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества.
Развивающие: в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о Российской армии; активизировать в речи детей слова, обозначающие рода войск, детали военного обмундирования, названия частей корабля; развивать внимание, память, мышление; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи; формировать двигательную активность детей, умение работать в группах.
Воспитательные: воспитывать у детей чувство гордости за Российскую армию, вызвать желание быть похожими на сильных, смелых воинов, воспитывать дружелюбие, мужественность, чувство ответственности, любовь к Родине, к родным, доброту, умение дружить.
Предварительная работа: беседы об Армии, Родине; рассматривание альбомов, книг, иллюстраций; пение песен, слушание музыкальных произведений (маршей), чтение художественных произведений, заучивание стихотворений, отражающих военную тему и любовь к Родине (О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора»; А. Твардовский «Рассказ танкиста», З. Александрова «Дозор», С. Жаров «Пограничник», З.Александрова «Родина»).
Материал и оборудование: мультимедийная установка, экран, презентация “Защитники Отечества”, стилус; дидактическая игра «Защитники Отечества»; карточки по развитию речи с изображением эмблем и знамён различных родов войск, военной техники и военнослужащих; мяч; воздушные шары для украшения группы; два конверта с головоломками-лабиринтами; фломастеры, две фуражки для командиров штабов, наградные эмблемы.
Ход образовательной деятельности (занятие проводится в групповом помещении):
Дети, одетые в военные пилотки, морские фуражки, десантные береты, входят в группу под музыку «Служить России!» (авторы Э.Ханок и И.Резник). Для командиров штабов отдельные военные фуражки. Поле для игры - это столы, украшенные вазами с российскими флагами.
На интерактивной доске включена презентация.
I слайд:
Воспитатель: - Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы встречаем гостей. Для начала давайте поздороваемся.
Дети здороваются (стоя в шеренге).
Воспитатель: - Хочу прочитать вам стихотворение. Внимательно послушайте и скажите о чем оно.
Дуют ветры в феврале
Воют в трубах громко
Змейкой вьется по земле
Легкая поземка.
Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье! (по С. Маршаку)
Ответы детей (стоя в шеренге)
Воспитатель: - Верно, ребята. Это стихотворение о дне Рождения родной армии. Мы продолжаем разговаривать о замечательном празднике, который наша страна отмечает в феврале – День защитника Отечества!
II слайд: (дети подходят к доске)
- ОТЕЧЕСТВО… очень интересное слово. А что оно означает, вы знаете? С каким словом оно созвучно?
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, со словом «отец». Папа, отец – родной, близкий, дорогой человек. Отечество, Родина – это важное слово для каждого человека. Это место, где он родился, вырос, где его дом, на родной земле человек учится говорить на родном языке, здесь живут его друзья. Родина – это тоже дом для каждого человека. Родина, Отечество – слова великие, значительные. Мы когда-то говорили с вами, что Родина, как и мама, бывает только одна. И сейчас давайте вспомним стихотворение, которое так и называется «Родина».
Дети читают стихотворение Зинаиды Александровой «Родина»:
Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна! (прим: можно стих сократить)
III слайд
Воспитатель: - Наша Родина – Россия, огромная страна. Мы – россияне, люди, которые живут в этой стране, любят её. А как вы думаете, что значит любить Родину?
Ответы детей.
Воспитатель: - Правильно, любить – значит трудиться, учиться хорошо, беречь родную природу, охранять её, защищать границы родины. Поэтому вторым главным словом в названии этого праздника является слово «защитник». А защитники Родины – это только военные?
Ответы детей.
Воспитатель: - Конечно, это и папы, и старшие братья, и все те, кто проходил, проходит службу в рядах Российской армии. Защитники России всегда были и всегда будут. Посмотрите на карту нашей Родины, какая она большая. Как вы думаете, надо ли защищать её с воздуха?
Ответы детей.
Воспитатель: - А с моря?...С суши?… А под водой?... А для защиты нужна сильная армия и мощная военная техника?
IV слайд
- Посмотрите сюда, какую военную технику вы узнаете? Что можете о ней рассказать? (прим: на слайде картинки с изображением танка, крейсера, истребителя, подводной лодки, ракетная установка).
Ответы детей.
Воспитатель: - А сейчас предлагаю вам поиграть в военную игру, представить себя военнослужащими. Разделимся на два штаба - штаб мальчиков и штаб девочек (прим: можно разделить просто по количеству детей). Каждый штаб получает задание и награду за победу (если задание выполнено верно), в конце игры награды подсчитываются и определяется победитель. В каждом штабе есть свой командир, его распоряжения и приказы все слушают и выполняют безоговорочно (прим: дети расходятся по штабам и садятся на стулья возле столов). Что главное для военного человека?
Ответы детей.
Воспитатель: - Все верно – это дисциплина, внимание, ответственность. А сейчас – первое задание. Штаб девочек строит военную крепость, а штаб мальчиков – военные корабль. Но перед этим ответьте мне на вопрос: как называется профессия людей, которые разрабатывают новые военные сооружения или новую военную технику?
Ответы детей.
Воспитатель: - Это профессия называется конструктор. Вот сейчас вы на немножко станете военными конструкторами попробуете придумать военную крепость и военный корабль.
Ход игры и правила: два комплекта напольного крупного строителя, из него дети сооружают две постройки – крепость и корабль на время. Жюри (приглашенные гости) оценивают постройки по внешнему виду и по времени. Победившая команда получает награду – символическую эмблему к 23 февраля. В это время ребенок из любой команды выполняет задание на доске и приносит для своей команды дополнительную эмблему.
V слайд (прим: геометрические фигуры для постройки танка на интерактивной доске). Дети возвращаются за столы и вместе анализируют постройку танка на доске, называя геометрические фигуры.
Воспитатель: - Какой бы современной не была техника, а управляют ею военные. Много военных профессий есть в армии, попробуем их вспомнить и назвать. Я попрошу два наших штаба встать в одну шеренгу и поиграть в игру «Назови военную профессию?»
Ход игры и правила: воспитатель, в руках которого мяч, бросает его ребенку и называет военную технику, а в ответ ребенок называет профессию военного, который управляет этой техникой. Например:
танк – танкист;
граница – пограничник;
десант – десантник;
пехота – пехотинец;
истребитель – летчик, пилот;
подводная лодка – подводник;
артиллерия – артиллерист;
ракета – ракетчик и т.д.
Задание можно усложнить: говорить ответы, например, во множественном числе. После игры дети садятся за столы.
Воспитатель: - Командиры штабов получают второе задание, более сложное. Я раздаю каждому штабу карточки. На одних - военная техника, на других – военные, которые управляют этой техникой. Вы самостоятельно подбираете к военной технике нужную военную профессию и складываете карточки вместе. А на доске мы проверим правильность ваших ответов.
VI –XIII слайды (прим: на слайдах правильные ответы)
Проводится дидактическая игра «Защитники Отечества».
Ход игры и правила: каждой команде раздаются карточки с военной техникой и военными профессиями. Дети, анализируя изображение техники, подбирают нужную военную профессию. Жюри оценивает результат по времени и правильности ответа, награждается победившая команда.
Воспитатель: - Посмотрите, какие вы сегодня красивые, настоящие военные. Потому что на вас военные пилотки. А на ком еще вы видите военную одежду?
Ответы детей.
Воспитатель: - Вы очень внимательны. На этих картинках изображены мальчишки в форме разных родов войск. Кого вы смогли узнать по военной форме?
Ответы детей.
Воспитатель: - Молодцы! Правильно: у летчика – шлем и комбинезон, у десантника – голубой берет и защитный костюм, у танкиста – шлем с наушниками, у пограничника – темно-зеленая форма и фуражка. Предлагаю поиграть в новую игру «Одень мальчика солдатом!». В этой игре важно время. Ведь солдату надо уметь одеваться быстро. Это и будет вашим третьим заданием.
XIV слайд
Ход игры и правила: на слайде игра «Одень мальчика солдатом!» и представляет собой вариант игры «Одень бумажную куклу». Ребенок на время одевает мальчика либо в летний вариант военной формы, либо в зимний. Главное – правильность последовательности надевания вещей и аккуратность. Жюри оценивает и награждает. Можно поиграть 2 раза.
XV слайд
Воспитатель: - Любой военный принимает участие в параде. Предлагаю отдохнуть и построиться на парад за своими командирами (прим: проводится музыкальная физкультминутка «На парад»)
XVI слайд (прим: на слайде лабиринт с танкистом в одной стороне и танком в другой)
Воспитатель: - Каждый военный должен уметь ориентироваться на местности и знать карту. В каждый штаб я даю командирам конверт с секретным донесением и картой. Но карта старая, она порвалась на части. Необходимо собрать её и помочь танкисту добраться до танка и отдать командиру донесение. Это ваше четвертое задание.
Ход игры и правила: необходимо выбрать нужный путь в головоломке и прочертить его до танка. Командам надо еще собрать карту, догадаться выполнять задание коллективно: одни придерживают части карты, а другой ребенок выбирает и чертит путь. В это время на доске выполняется тоже задание (например, ребенком из команды, набравшей меньшее количество очков). Жюри оценивает правильность выполненного и время. Раздаются награды.
Воспитатель: - Наша командная игра в военных подошла к концу и теперь предстоит узнать, какой штаб является победителем. Для этого подсчитаем награды… Ребята, вам понравилась игра?... А что больше всего запомнилось?...А что показалось трудным?... Настроение у вас я вижу бодрое, радостное, веселое. А как военные выражают свою радость?
Ответы детей.
Воспитатель: - Давайте по команде прокричим тоекратное Ура! Ура! Ура!
А теперь вы можете собрать пазлы на интерактивной доске с изображениями военных. Под музыку «Служить России!» (авторы Э.Ханок и И.Резник) занятие заканчивается.
XVII слайд
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД познавательного цикла в подготовительной к школе группе «Путешествие капельки»
Работа способствует накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, воды. Развивает речь, мышление, умение делать выводы, умозаключения....
Сценарий совместной творческой деятельности в подготовительной к школе группе «Путешествие за подснежниками»
Сценарий занятия в подготовительной группе.Интеграция образовательных областей " Художественное творчество", "Познание", " Чтение художественной литературы" , "Социализация" , "Коммуникация"....
Организованная образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну загадок»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Художественное творчество».Цели:– знакомство с происхождением и природой загадок; развитие умен...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе детского сада «Волшебные свойства воды» -
Закрепить знания детей об основных свойствах воды: прозрачная, без запаха и вкуса, растворяет некоторые вещества. Формировать представления о том, что вода бывает жидкой, твердой, превращается в пар. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие с капелькой"
Создать целостное представление о воде, как о природном явлении. Познакомить со свойствами воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная). Воспитывать бережное отношение к воде. Дать по...
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие Незнайки в школу"
Конспект непрерыввной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие Незнайки в школу" Образовательные области: "Социально-коммуникативное развитие", ...