Конспект интегрированного занятия «Страна Чудес»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

В процессе занятия решаются задачи по формированию у детей умения устанавливать простейшие зависимости между объектами, умение читать,  считать, использовать в речи слова -антонимы. у детей развивается любознательность, интерес к природе, мышление,  умение  работать со    схемой, умение работать сообща, желание  оказать посильную помощь в решении проблемной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie_strana_chudes.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

 






Интегрированное занятие

«Страна чудес»

для детей старшего дошкольного возраста



Башкаева Елена Геннадьевна

воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения «Детский сад № 5 «Родничок»

г. Енисейска





Конспект интегрированного занятия «Страна Чудес»

Цель: продолжать  систематизировать и закреплять  представления детей о  значении стихий для жизни всего живого на земле.

Задачи:

  1. Образовательная: активизировать освоенные детьми умения устанавливать простейшие зависимости между объектами, умение читать,  считать, использовать в речи слова -антонимы.
  2. Развивающая:  развивать любознательность, интерес к природе, мышление,  умение  работать со    схемой, выполнять задания на обобщение, декодировать информацию в работе с блоками Дьенеша, во время чтения текста с пиктографическими рисунками, формировать интерес к образу слова с помощью ассоциативных  связей (синквейн), совершенствовать звуковую культуру речи; развивать двигательную активность во время смены динамических поз, проведения коррекционной работы с использованием пуговичных ковриков, укреплять мышцы глаз.
  3. Воспитательная:   воспитывать умение работать сообща, желание  оказать посильную помощь в решении проблемной ситуации.

Предварительная работа:

     Ребята знакомятся с экологическими сказками о природных стихиях,   проводятся подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, пальчиковые игры по данной тематике, непрерывно ведётся работа по совершенствованию звуковой культуры речи (с использованием игр для развития мелкой моторики, проговариванием и заучиванием стихов и чистоговорок).   Продолжается словарная работа по расширению активного и пассивного словарного запаса детей. Совершенствование синтаксической стороны речи ведётся в нескольких направлениях:

  1. беседы;
  2. дидактические игры, побуждающие к составлению самостоятельных предложений; рассматривание серий сюжетных картинок и составление рассказов;
  3. составление описательных цепочек по синквейнам;
  4. составление рассказов из личного опыта с использованием  опрных схем;
  5. ориентация на карте мира и глобусе, рассматривание атласа мира;
  6. словесные игры, требующие полных ответов;  
  7. наблюдения в природе, обратить внимание детей на  положительные проявления стихий, несущие пользу человеку.  

Ход занятия.

Воспитатель: Бюро путешествий «Страна Чудес» приглашает  участников  сказочного полёта. Уважаемые туристы, поприветствуйте друг друга. Занимайте свободные места.  

      Я, как сотрудник бюро путешествий  «Страна чудес»,   расскажу вам  о последних событиях в нашей сказочной стране.

Рассказ воспитателя сопровождается видеоизображением с фонограммой «У природы нет плохой погоды».

        Как вы знаете, в мире есть 4 стихии: самая мокрая – вода, самая твердая – земля, самая горячая – огонь, самая незаметная – воздух.  Они жили на большой  цветочной  поляне, с которой     утром улетали по своим делам, а вечером возвращались.

     Воздух несся   в глубокие шахты, на подводные корабли… Огонь мчался в холодные юрты.  Вода   летала к рекам, морям, озерам.   Потом  ее ждали в пустыне животные и люди. А земля раздавала людям урожай. Она всегда с радостью щедро одаривала планету.

        Однажды   все стихии как обычно, полетели по своим делам. А в это время над их домиком  проплывала тучка. Ей так понравилась  чудесная полянка, что она загостилась   и сладко уснула, свернувшись калачиком, как  серый пушистый котенок. Все вокруг стало невзрачным, поэтому     стихии     не нашли свое жилище и разбрелись, кто куда, искать себе ночлег. Туча все спит и спит, и некому ее разбудить. А цветам так необходимы теплые лучики солнца, чистый дождик, легкое дуновение ветерка. А без этого, они стали потихоньку увядать. И цветок в нашем бюро перестал расти.  Надо  спасать цветы: встретиться со стихиями и разбудить тучку.

Вопросы для детей по содержанию услышанного рассказа.

  1. Вы готовы отправиться со мной в путешествие?  
  2. Как называются стихии, с которыми мы должны встретиться?
  3. Кого нам нужно разбудить?  
  4. Эта тучка похожа  на спящего котёнка или щенка?  
  5. Зачем необходимо ее разбудить?  

Бюро путешествий предлагает  на выбор летательные средства, рассмотрите их и помогите   назвать.

Подбор слова в рифму.

  1. Ступа от бабы Яги  -       порхает, как снежинка, как лёгкая «Пушинка»
  2. Метла – «Молния» - мы метлой не подметаем, мы на ней всегда летаем.
  3. Сапоги-скороходы – чок-чок-чок-чок, золотой  «Каблучок»
  4. Гуси-лебеди –      прилежные, а цветом «Белоснежные»
  5. Ковёр-самолёт –  не стул, не табуретка, пахнет, как «Конфетка»

Какой вид транспорта мы выберем для полета, чтобы улететь всем вместе?

Вы согласны? Ковер – самолет  (выносят дети, сотрудники бюро путешествий.)

Воспитатель: Уважаемые воздушные туристы! Вам  предоставляется возможность пройти на борт ковра самолёта «Конфетка», выполняющему рейс по маршруту «Детский сад – страна Чудес – детский сад». Просьба пройти регистрацию согласно   билетам.

Работа с карточками-кодами по блокам Дьенеша (цвет, форма, размер, величина)

Внимание!  Вам  необходимо проследовать по волшебному трапу (пуговичные коврики) – рыцари пропускают дам вперёд.

  1. три  раза топните, три раза хлопните,
  2. влево - вправо повернитесь,  выпрямитесь,
  3. улыбнитесь, оглянитесь,
  4. сядьте ровно,  поднимитесь.

Прошу проследовать на ковер-самолет.                            

А теперь наши волшебные слова:

Наш ковер-самолет

Отправляется в полет!!!!!                                                                                                    

Видим речку, поле, лес,

Сказку, полную чудес,

Четыре океана, шесть материков,

Горы-великаны, много островов,

В морях киты, дельфины,

Большие корабли.

Мы в космосе далеком,

Не видно уж земли.

Мы радуемся солнцу,

Звездам и кометам,

Названия мы знаем

Всем девяти планетам.

Вот пояс зодиака

Блестит он и сверкает

Созвездий в нем 12

Ребята это знают.

Работа с карточками. Вот мы и прилетели в сказочную страну.  Вы не забыли, зачем мы здесь оказались?   А я хочу проверить, что вы о них знаете с помощью наших пяти маленьких верных помощников. Станьте полукругом напротив карточек (пять органов чувств – глаза, язык, нос, рука, ухо).

  1. Что можно услышать? (журчанье ручья, плеск волны, треск огня, шум ветра, рёв шторма, взрыв вулкана)
  2. Что можно попробовать на вкус? (сладкий чай, кислый сок, соленое море, горькое лекарство)
  3. Что можно увидеть? (яркий костер, красивый луг, голубое море, как сверкает молния, мерцание звёзд)
  4. Что можно потрогать и ощутить? (теплый песок, мокрый камень, холодный ветер,  ледяной дождь, тёплое море, солнечное тепло (тепло солнца)
  5. Что можно  понюхать? (дым костра, аромат цветов, свежесть после дождя)

Работа с игровизором.

Вижу, что вы готовы встретиться со стихиями и узнать их.  Теперь вы с легкостью сможете навести порядок в игровизорах, где спрятались все 4 стихии.  Задание «Зачеркни  лишнее».

Кто закончил работу, подчеркните свое имя в карточке.

С какой  стихией мы встретимся?

Кто не ведает границ?

Кто летит быстрее птиц?

Он -  то грозен, то мятежен,

То как пух весенний нежен

Кто свободней всех на свете?

Догадались? Это…

Какой бывает ветер?

Поиграем в игру «Скажи наоборот». Говоря правильный ответ, дети по очереди берут флюгеры.

Добрый – злой            

Слабый – сильный

Колючий – нежный

Северный – южный

Западный – восточный

Грозный – ласковый

Теплый – холодный

 

Игра «Ветерок». Дети под музыку двигаются по комнате, создавая с помощью флюгеров ветерок, от которого колышутся «солнечные зайчики» (плоскостные блестящие фигурки, подвешенные на тонких нитях к потолку)  

Кто подарил нам солнечных зайчиков?  

 Верно. Солнце – это стихия огня. Оно дарит тепло всему живому на земле. Можно смотреть на настоящее солнце? Верно, это опасно для нашего зрения. У меня есть портрет солнца, проследите газами за его движением по небосклону.

(Работа с тренажёром «Солнышко», дети следят глазами за траекторией движения в виде восьмёрки).

А теперь найдите  солнечных зайчиков, которые отразились от зеркального куба.

(Поиск глазами сигнальных меток на стене) Но вы не всех зайчиков нашли. Одному  из них  очень  понравился наш ковер, и он приглашает вас к себе. Помогите зайчику найти недостающие картинки, в которых живет огонь,  и поставьте их в свои планшеты.

Назовите их. (Камин, блики, гирлянда, маяк, вулкан, печь, газовая плита, рассвет, закат, солнечный зайчик, лампочка, фонарь, люстра, костёр, свеча, спичка…)

А чего огонь боится больше всего?   Верно, воды, которая зажурчала в нашем ручейке.

Вода – единственный минерал в природе, который бывает в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. Назовите их.

Игра « Ручеек». Водящий, выбирая пару, называет слово – (туман, сосулька, ручей, озеро, море, фонтан, снеговик, океан, озеро, пар, пруд….)   А что поможет нашему ручейку стать сильнее?

Работа с таблицей в форме дидактического  синквейна с картинками  «Дождь».

Молодцы! Загадку мы разгадали, а откуда идет дождь?  Посмотрите на наши сказочные тучи. Рассмотрите их. Они пролились дождем, а сколько упало капель, определите по карточкам. Задание – посчитать капли и найти соответствующую данному количеству капель  цифру.      

  От такого звонкого, шумного дождя проснулась наша тучка.

   И снова засияло солнышко. Все они встретились в стихотворении, которое надо прочесть.  

Прислушайтесь…….. Цветы просят пить, ведь над полянкой  ещё не прошёл дождик.

Возьмите ведра и полейте наши цветы.

         У нас прошел дождь, засияло солнце, но чего- то не хватает. Что бывает после дождя? (после дождя бывает радуга). Надо ей помочь появиться. Выкладывание радуги из цветных бумажных комочков на ватмане (поверхность ватмана заклеена двойным скотчем).

Красивая получилась радуга, а цвета её помогут нам ощутить всю красоту земли .

Релаксация.

Прилягте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себе, что комната наполнена красным воздухом.  Это сияющий радостный праздничный цвет.  Цвет поменялся на оранжевый.    Он пахнет апельсинами!  Вдруг воздух стал желтым! Вы как будто купаетесь в лучах солнца!  А теперь   мы   окунулись в зелёную весну! Почувствуйте ее прекрасную свежесть и аромат…Воздух   заиграл всеми оттенками голубого цвета бездонного утреннего неба! Наслаждайтесь сияющей голубизной, которая  постепенно сгущается, плавно переходит в синий цвет моря.   И, наконец, воздух окрасился в фиолетовый цвет. Вдыхайте цвет вечерней прохлады и надежды на замечательный веселый день.  Вы выходите из последнего цвета радуги и медленно открываете глаза. Нас ждет сказочный ковер – самолет.  

Наш ковёр-самолёт отправляется в полёт.  

        Песня про солнышко.

СВЕТИТ СОЛНЫШКО (муз. А.Ермолова, сл. В.Орлова)
День открылся на заре
Золотистым ключиком,
Чтоб досталось на Земле
Каждому по лучику.

Чтобы пальмы подросли
И берёзки с ёлками,
Чтоб весною соловьи
На ветвях защёлкали.

Припев (2 раза):
Светит солнышко для всех,
Чтоб звенел весёлый смех,
Детвора не плакала.
Светит солнышко для всех,
Чтоб звенел весёлый смех,
Светит одинаково.

Выход  по трапу из пуговичных ковриков.

  1. Три раза топните, три раза хлопните,
  1. Влево – вправо повернитесь, выпрямитесь,
  2. Улыбнитесь, оглянитесь,
  3. Сядьте ровно, поднимитесь

Как вы думаете, мы справились с заданием?

 И   цветок  из нашего бюро путешествий начал расти, и не только расти – посмотрите, что с ним произошло (во время занятия происходит замена ростка на цветущий тюльпан), он расцветает  и говорит вам спасибо. Вы оказались незаменимыми помощниками в нашем удивительном путешествии, которое подошло к концу. Но я с вами не прощаюсь, с удовольствием   приглашаю вас в гости в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Страна восходящего солнца" (подготовительная группа)

Конспект интегрированного занятия "Страна восходящего солнца" был разработан мной для участия в конкурсе "Учитель года", на котором я заняла 2 место в городе....

Конспект интегрированного занятия: "Поле чудес" "Какие мы знаем эвенкийские слова?"

Конспект интегрированного занятия: "Поле чудес" "Какие мы знаем эвенкийские слова?"...

Конспект интегрированного занятия: «Лаборатория чудес».

Конспект НОД по познавательному развитию о пользе молока и молочных продуктов....

Конспект интегрированного занятия «Лесные чудеса

Занятие по развитию речи и познавательному развитию...

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в волшебную страну сказок и чудес".

Активизировать речь детей, вызвать радостное настроение от встречи со сказочными героями и волшебными предметами, закрепить знания детей по пройденным темам....