Коньки бывают разные.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Систематизировать знания о коньках с помощью колец Луллия.
Знакомство детей с изобретением коньков. История создания и названия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конмпект образовательной деятельности | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коньки бывают разные»
Конспект образовательной деятельности
по ознакомлению детей с окружающим миром
в подготовительной к школе группе.
Макодзеба Л.В.
Самородова Л.А.
воспитатели МБДОУ
Детский сад № 123
Программное содержание:
- Учить нетрадиционному взгляду на привычные предметы, выражать свои мысли словесно и графически.
- Учить ценить своё и чужое время.
- Классифицировать все известные виды спорта на коньках.
- Систематизировать знания о коньках с помощью колец Луллия.
- Закрепить владению приёмами фантазирования, используя приём смещения во времени.
- Закрепить владение способом мышления по системному оператору: рассматривать объект в его временном развитии, видеть историю постоянных усовершенствований.
- Способствовать расширению представлений о прошлом, настоящем и будущем.
- Формировать представления о том, как изменяется предмет во времени, в процессе творческой мысли и деятельности человека.
- Развивать способность к анализу и синтезу.
- Воспитывать умение с первого раза понимать словесные инструкции, предложения взрослого.
- Развивать чувство юмора.
- Воспитывать любовь к спорту.
Материалы: Системный оператор, часы времени (разработала Макодзеба Л.В.), морфологическая таблица, кольца Луллия; спортивный инвентарь – роликовые коньки, фигурные коньки, конькобежный костюм, шлем хоккеиста; иллюстрации спортивного инвентаря; мультимедийная презентация, мультимедиа.
Интернет – ресурсы: сайт sch1216/students/Skating/ ,картинки и история о коньках.
Ход занятия:
Дети рассаживаются на стульчики полукругом.
Воспитатель:
- Ребята, какое сейчас время года? (зима)
- Чем можно заняться на улице зимой? (кататься с горы, на лыжах, коньках, и т. д.)
- Кататься на лыжах и санках вы все умеете. Поднимите руку, а кто умеет кататься на коньках? Оказывается, на коньках умеют кататься не многие. А вы хотите научиться кататься на коньках? (эмоциональный отклик детей)
- Ребята, я пригласила к нам в гости Рассеянного, с улицы Бассейной, и предложила ему сходить с нами покататься.
(Стук в дверь, входит Рассеянный в костюме конькобежца, на голове хоккейный шлем, на правой ноге роликовый конек, на другой ноге конек фигуриста).
Дети рассматривают Рассеянного. Здороваются с ним.
Воспитатель: Здравствуй, Рассеянный, что с тобой случилось?
Рассеянный: Здравствуйте, ребята. Я получил ваше приглашение, но коньков было много и они все разные, помогите мне разобраться. Я все перепутал.
Воспитатель: Ребята, вы согласны помочь Рассеянному?
Игра «Нравится – не нравится. Что можно изменить?»
Дети рассуждают, называют спортивный инвентарь разных видов спорта, который Рассеянный объединил в одном костюме. Сначала перечисляют положительные качества, затем выявляют недостатки.
Вывод: Весь инвентарь из разных видов спорта и вместе их соединять нельзя.
Воспитатель: Рассеянный, а ведь у каждой из твоих вещей есть своя пара. Сейчас ребята тебе всё покажут.
1 задание. Воспитатель предлагает игру «Кто без чего не может быть?» Дети подбирают пару к картинкам. Для это им предлагаются картинки: конькобежец, хоккеист, фигурист, спортсмен на роликах. (4 вида коньков: конькобежные, фигурные, хоккейные и роликовые).
2 задание. Морфологическая таблица на полу. Игра «Найди свой домик»
Спортс- \виды мены \ коньков | хоккейные | фигурные | конькобежные | роликовые |
Фигурист | ||||
Конькобежец | ||||
Роллер | ||||
Хоккеист |
(морфологическая таблица: состоит из картинок разных видов коньков, и картинок спортсменов в костюмах различных видов спорта на коньках, в пустых клеточках разноцветные кружки)
Детям предлагается встать на кружок, который соединяет картинки по вертикали и горизонтали, соответствующий спортивному инвентарю со спортсменом.
Теперь давайте посмотрим, правильно ли вы нашли пару (см. презентацию со 2-го по 5-й кадр).
Воспитатель: Рассеянный, теперь ты понял, что ты перепутал?
Рассеянный: Да, спасибо за помощь. Вы мне помогли. А я знаю, как двигаются эти спортсмены, и я вам могу показать. Хотите? (да) Тогда вставайте и повторяйте за мной.
Физкультминутка: игра «Зеркало». Рассеянный выполняет движения спортсменов (фигуриста, хоккеиста, конькобежца), а дети повторяют движения, как перед зеркалом.
Воспитатель: Ребята, что же объединяет этих четырех спортсменов? (ответы детей: коньки)
Далее детям предлагается посмотреть на волшебный экран (системный оператор; системный оператор – это, девятиэкранное наборное полотно - см. презентация 6-й кадр).
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР:
Надсистема прошлого | Надсистема | Надсистема будущего |
Система прошлого | Система | Система будущего |
Подсистема прошлого | Подсистема | Подсистема будущего |
Воспитатель: Ребята, давайте поместим картинку современных коньков в середину волшебного экрана (система).
- Коньки это что? (рассуждения детей, это спортивный инвентарь)
(открывается второй экран – надсистема, ставим картинку разного спортивного инвентаря).
- Давайте рассмотрим, из каких частей состоят коньки (ботинки, полозья, шнурки).
(открывается третий экран – подсистема).
- Ребята, а вы знаете, какие коньки были у наших предков? А как вы думаете, как они выглядели? (эмоциональный отклик) Вы хотите узнать? В этом нам помогут «Часы времени». Крутим стрелки назад…и попадаем в прошлое (звучит загадочная мелодия).
Давайте посмотрим историю происхождения коньков (см. презентацию с 7-го по 11-й кадр).
История происхождения коньков.
Коньки – одно из древнейших изобретений человечества (см. презентацию 8-й кадр). Ещё 3000 лет назад под городом Одесса (что стоит у Черного моря, на Украине) были найдены первые коньки, сделанные из клыков моржей и костей животных. Кость стачивали с одной стороны, а на конце делали отверстия для веревки, затем такие коньки привязывали к обуви. Первые коньки были прототипом лыж, т.к. не имели заострённых ребёр. Да ещё и отталкивались люди при помощи палок, поэтому движение происходило, намного быстрее и увереннее. Такие костяные коньки существовали в глубокой древности.
Истории известно, что в средневековье коньки изготавливались из дерева, (см. презентацию 9-й кадр) а остриё делали из тонкого пласта металла. Такие коньки служили человеку средством передвижения по замёрзшим рекам, озёрам и каналам. Такие своеобразные коньки прикрепляли к ногам при помощи верёвок или специальных ремней.
В начале 18 века на севере Европы появились первые стальные коньки, (см. презентацию 10-й кадр) но их крепление было слабое, они часто слетали с ног любителей покататься на льду. Прочное крепление придумал наш царь Петр I, (см. презентацию 11-й кадр) который увлекался катанием на коньках. Он сразу понял, что коньки и обувь должны составлять единое целое. Петр I прикручивал коньки к сапогам. Мастеров заставлял переднюю часть «бегунков» делать в виде лошадиной головы, отсюда и пошло название «коньки». С этого времени катание на коньках стало любимым зимним развлечением. Самые первые коньки для бега с тонким лезвием, были придуманы в 1888 г., двумя норвежскими бегунами изобретателями А. Паульсоном и К.Вернерром. На таких коньках увеличилась скорость спортсменов и первым чемпионом мира по скоростному бегу на коньках, стал русский спортсмен Александр Никитович Паншин. Одновременно с широким распространением катания и бега на коньках шло и их усовершенствование. Поэтому теперь у нас много разных коньков.
Воспитатель: Давайте посмотрим на наш волшебный экран. Мы должны открыть четвертый экран, прошлого времени. Узнав историю коньков, какую картинку туда поместим? (ответы детей – костяные коньки)
- Правильно ребята, но мы с вами рассмотрим коньки с металлическими полозьями (см. презентацию 12-й кадр).
- Ребята, кто был внимательным, скажите, для чего нужны были коньки нашим предкам? (ответы детей – средство передвижения).
- Из чего они состояли? (ответы детей - полозья, деревянная планка и веревка для крепления к ногам). Картинка ставиться в подсистему прошлого.
- Молодцы. Давайте вспомним, кто придумал название конькам. (Петр I)
- Да, а до этого времени неизвестно, как они назывались. А как бы вы их назвали?
Игра «Придумай название древним конькам»
(бегунки, скороходы и т.д.)
- Интересные названия вы придумали, молодцы. А сейчас я вам предлагаю быть изобретателями. Давайте придумаем такие коньки, чтобы ими могли пользоваться все спортсмены и мы с вами, чтобы они были как средство передвижения и спортинвентарём. Открыли экран надсистему будущего.
Для того чтобы стать изобретателем, нужно вспомнить все, что мы о них знаем, а Рассеянный возьмёт себе лучшие работы с собой. Но рисовать нужно быстро, поэтому на помощь я позвала волшебника Быстрых Минут, который ускоряет процессы, происходящие вокруг него (включаются быстрые стрелочки).
Дети обобщают знания и рисуют коньки будущего. Рисунками детей, заполняем экран будущего, на системном операторе и часах времени.
Рассеянный: Спасибо, ребята. Какие вы молодцы. Теперь я всё понял про костюмы и коньки. Может, вы мне расскажете, где и когда я смогу покататься на одних из этих коньков? (да)
Воспитатель: Рассеянный, конечно же, ребята тебе расскажут.
Предлагается пособие кольца Луллия. Оно состоит из 5 кружков разного диаметра (круги кладутся друг на друга в порядке уменьшения, самый верхний круг с прорезью).
1 круг самый маленький – изображены картинки, символизирующие времена года.
2 круг побольше – место для катания (поля)
3 круг еще больше – костюмы спортсменов
4 круг самый большой – коньки.
5 круг – размером самого большого круга, с прорезью (окошечко) ¼ части круга.
При вращении кругов, соединяются картинки между собой, дети рассматривают в окошечке соединенные картинки и рассуждают (например: лето, ледовое поле, фигурные коньки и конькобежец – может ли такое быть или нет, и т.д.).
Рассеянный: Как хорошо, вы мне все объяснили. Теперь я точно знаю, в какое время года, где и на каких коньках можно кататься. Какие коньки необходимы для определённого вида спорта. Спасибо вам, ребята. Я обязательно, в следующий раз приду, и возьму коньки, которые мне понравились.
Воспитатель: Спасибо и тебе, Рассеянный, что показал, как двигаются спортсмены. Мы будем ждать тебя, и пойдем все вместе на каток. До свидания! Ну, а мы с вами ребята, познакомим с нашими изобретёнными коньками родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вкусы бывают разные (занятие по социально-эмоциональному воспитанию с детьми I мл.гр.)
Задачи занятия: формировать представления детей о вкусах; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; учить детей входить в образ персонажа в игре....
МИНИ – ПРОЕКТ «МЕДВЕДИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ»
среднесрочный фронтальный творческо-информационный проект для детей 5-6 лет о медведях....
Мячи бывают разные
Презентация на тему "Какие бывают мячи"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дома бывают разные»
Данные презентации помогут показать детям многообразие жилищ, углубить знания детей об истории жилища; научат ориентироваться в прошлом и понимать, что люди постоянно стремятся улучши...
Конспект занятия "Транспорт бывает разный разный"
Конспект занятия во 2 младшей группе «Транспорт бывает разный»Программное содержание:способствовать формированию умения детей различать по внешнему вид; называть грузовой и легковой автомо...
конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Какая бывает вода? Она бывает разная"
занятие по ознакомлению с окружающим для детей средней группы о свойствах воды...
Педагогический проект "Профессии бывают разные, бывают они и опасные"
Старший дошкольный возраст...