Взаимосвязь театрализованной деятельности и художественной литературы
статья по окружающему миру по теме

Евстигнеева Анна Александровна

В детском  саду мы, воспитатели,  знакомим детей  с лучшими произведениями художественной литературы   и на этой основе решаем целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud_lit_i_teatr_deyat.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

Детский сад №9 «Малинка» комбинированного вида

          Сообщение на тему:  

Взаимосвязь театрализованной деятельности и художественной          литературы.

Составила:     Евстигнеева   А. А.

воспитатель подготовительной

 логопедической группы.

В детском  саду мы, воспитатели,  знакомим детей  с лучшими произведениями художественной литературы   и на этой основе решаем целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.
Знакомясь с художественными произведениями, дети учатся  сопереживать героям, учатся следить за развитием сюжета, сопоставлять события, описанные в произведении, с теми, что им приходится наблюдать в жизни. Также учатся определять основных героев, высказывать свое отношение к ним (кто нравится, а кто нет, почему),определять жанр произведения(стихотворение , сказка, рассказ), учатся улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

Мы уже знаем, что знакомство с художественным произведением не должно ограничиваться только лишь его прочтением. Работа над художественным произведением должна проходить через все виды деятельности  такие как : художественное творчество, коммуникация, конструирование, социализация. И конечно же здесь большое значение имеет театрализованная деятельность.

Немного о театрализованной игре. Ведь театрализованная игра – это такой вид деятельности, в котором происходит развитие личности ребенка, а также он учится овладевать актерским мастерством. Здесь идет интеллектуальное развитие, развитие речи ( активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура), происходит развитие памяти, углубляются чувства ребенка.( Ведь одно дело когда ребенок просто прослушал художественное произведение, и совсем другое дело когда во время драматизации ребенок пропускает как бы через себя эмоции и переживания того или иного героя.) Также театрализованная игра помогает раскрыть творческий потенциал ребенка, снять накопившееся психологическое  напряжение.

 Театрализованная деятельность присутствует в нашей работе ежедневно. Например когда мы озвучиваем мотивацию к образовательным видам деятельности( к нашим занятиям), когда хотим собрать внимание детей, когда выполняем различные виды гимнастик. И конечно каждый из нас (воспитателей) является актером. Ведь чем ярче , красочнее, живее речь педагога,  его действия, тем быстрее и охотнее  дети откликаются  на наши слова или выполняют различные задания.

 Наши детки  очень любят театрализованные игры. Даже самые маленькие дети(первая младшая группа) с удовольствием демонстрируют как ходит косолапый мишка, как прыгают зайчики, как летают гуси-лебеди и т.д. Ну а детки чуть постарше (вторая младшая, средняя группы)  с большим удовольствием наряжаются, одевают  костюмы различных животных, тем самым как бы перевоплощаясь в другой образ.

Вернемся к художественной литературе. Театрализованная деятельность здесь помогает лучше усвоить художественное произведение, характер героев, литературный язык произведения. Работу надо проводить с учетом возрастных особенностей детей. В младших группах  лучше проводить драматизацию не целого произведения, а какого- либо отрывка. Хорошо использовать театральные этюды , связанные с конкретным художественным произведением. Например  русская народная сказка «Морозко», здесь можно использовать следующие театральные этюды: « Согреем ручки», «Ворчливая старуха». Еще пример «Сказка про глупого мышонка», здесь можно делать упражнения на тембр голоса: споем как мышка-мама, как тетя лошадь, как тетя свинка и т.д. Также в этом возрасте можно делать театрализованные игры по потешкам, колыбельным. Во время исполнения колыбельных сначала надо провести работу по интонационной выразительности, а затем работу над передачей выразительного образа. Девочки могут  одеть  косыночки, положить одну руку на другую и покачивать из стороны в сторону, как бы укачивая малыша.

С детьми постарше можно делать драматизацию всего произведения. Но надо помнить, что здесь должна вестись постепенная и постоянная работа.   Прочитали произведение, разобрали сюжет, разобрали героев, их характеры, можно поделать упражнения на тембр голоса, затем поработать над передачей выразительности образа , используя различные игровые упражнения. Вся эта работа проводится со всей группой детей. А например в конце недели, как итог, ребят можно разделить : одни будут актерами, другие зрителями. Здесь уже можно использовать различные элементы костюмов героев, театральные маски, шапочки и т.д.  

Различные игры, упражнения  для маленьких артистов  можно найти в литературе по театрализованной деятельности. А сейчас я бы хотела познакомить вас с  игрой –тренингом автор М. Давыдова «В некотором царстве».В этом тренинге с помощью гласных звуков дети должны постараться передать образ героев.

Часть 1.

В некотором царстве жил-был король по имени О.

  1. Повторите, как его звали.
  2.  Расскажите, каким он был.
  3.  Покажите, каким он был.

(Данные три вопроса повторяются с появлением нового персонажа)

Целыми днями король ходил по дворцу и всем кого он встречал, говорил -О.

У короля был первый министр. Его звали - У.(Далее три вопроса). Каждое утро министр приходил к королю и делал ему доклад. Он говорил -У, У(жаловался : денег не хватает, налоги надо повысить…)

А король слушал его внимательно и серьезно отвечал –О, О.(В местах ,где появляются диалоги, разговоры героев можно проговаривать по ролям). Еще у короля был генерал. Звали его –Я. Каждое утро генерал тоже приходил к королю и делал ему доклад. Он говорил -Я,Я, а король отвечал –О,О. Министр и генерал  часто спорили. Министр говорил -У,У, а генерал говорил –Я,Я. Ну а король слушал их и говорил –О,О.


Часть 2.

У короля была жена- королева.  Её звали –И. Целыми днями королева ходила по дворцу и всем кого встречала, говорила- И,И. У королевы была служанка. Она была китаянка, звали ее –Ю-Ю. Каждый день служанка приходила к королеве и рассказывала ей все новости и сплетни, которые происходили во дворце. Китаянка говорила Ю-Ю, а королева слушала и отвечала- И,И.

 У короля и королевы были дети: принц и принцесса. Девочку звали - А(три вопроса), а мальчика звали –Э(три вопроса). Целыми днями принц и принцесса играли в прятки в парке, который окружал королевский дворец. Когда прятался принц, то принцесса его звала -Э(нежным своим голоском). А когда пряталась  принцесса, принц звал её –А(грозным своим голосом). За пределами королевского парка начинался дремучий лес. Там жили злые волки, которые все время рычали –Ы,Ы. Гулять по лесу детям строго запрещалось. Принц и принцесса были очень послушными детьми и никогда не нарушали правила.  Поэтому все жили долго и счастливо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....

Конспект НОД по теме «В семье все бывает» ведущий вид детской деятельности - восприятие художественной литературы ( художественное произведение: рассказ В. Осеевой «Печенье»)

"...Восприятие (чтение) художественной литературы является универсальной культурной практикой ребенка, так как выступает одним из элементов процесса познания мира; выступает тем идущим от взросло...

Конспект интегрированного занятия по театрализованной деятельности и художественной литературе

Конспект интегрированного занятия по театрализованной деятельности и художественной литературе «Путешествие в деревню «Сказки»...

Конспект ООД театрализованная деятельность по художественной литературе в средней группе русская народная сказка «Теремок»

Конспект  ООД театрализованная деятельность по художественной литературе в         средней группе  русская народная сказка «Теремок»...

Конспект открытого театрализованного занятия по художественной литературе в средней группе по русской народной сказке «Теремок»

1. Учить детей создавать образы живых существ с помощью пластических выразительных средств, ориентироваться в пространстве группы, строить ролевой диалог. 2. Закрепить умение составля...