Конспект НОД по теме «В семье все бывает» ведущий вид детской деятельности - восприятие художественной литературы ( художественное произведение: рассказ В. Осеевой «Печенье»)
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа) на тему
"...Восприятие (чтение) художественной литературы является универсальной культурной практикой ребенка, так как выступает одним из элементов процесса познания мира; выступает тем идущим от взрослого видом деятельности, который становится для ребенка «особой» культурной практикой. Суть состоит в том, что художественные тексты позволяют детям интуитивно схватывать целостную картину мира – мира общественных отношений во всем многообразии связей вещей, событий, отношений."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект по рассказу Печенье | 26.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по теме «В семье все бывает»
ведущий вид детской деятельности - восприятие художественной литературы
( художественное произведение: рассказ В. Осеевой «Печенье»)
Возрастная группа: старшая.
Вид (разновидности) деятельности детей:
- восприятие художественной литературы (чтение (слушание), обсуждение (рассуждение);
Интегрированные виды деятельности: литературно-коммуникативная.
Содержание деятельности детей (дидактические единицы):
- представления о членах семьи, о внимательности к душевному состоянию близких.
Интегрированная форма: НОД
Задания для совместной деятельности детей
Задание | Способ предъявления задания | Способ презентации детьми результатов выполнения задания |
Послушайте стихотворение М.Тахистовой о семье. Ответьте на вопрос: «Что такое семья?». Перечислите членов семьи, определите, кто из членов семьи относится к старшему, а кто к младшему поколению. Расселите членов семьи по принципу «чем старше, тем выше этажом он живет». | Словесная инструкция. | Восприятие стихотворения, формулирование понятия «семья», актуализируют знания об иерархии в семье. |
Рассмотрите портрет . | Словесная инструкция. | Рассматривание. |
Послушайте рассказ В. Осеевой «Печенье» и ответьте на вопросы. | Словесная инструкция. Зачитывание вопросов. | Восприятие текста. Устный ответ на вопросы. |
Окажите помощь заболевшему дедушке (д/игра «если мой дедушка заболел). | Словесная инструкция и словесный пример. | Рассматривание символов на карточках и формулировка способов оказания помощи и проявления внимания к дедушке. |
Ответьте на вопрос: «Что вы можете сделать для того, чтобы ваши родные не огорчались?», сложите ваши мысли-фишки в копилку «Умных мыслей». | Словесная инструкция. | Формулирование ответов. |
Образовательные задачи.
ЗНАНИЯ
Формировать представления детей о внимательном, чутком, благодарном отношении к старшим членам семьи.
ОТНОШЕНИЯ
Развивать у детей заботливое отношение к старшему поколению семьи.
ДЕЙСТВИЯ
Формировать у детей умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности (игровой, коммуникативной).
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
– приглашение к участию (устное).
2. Материалы для деятельности детей.
Материальные средства для деятельности детей:
– книга (с тестам произведения);
– портрет В.Осеевой;
– д/игра «Домик поколений»
– д/игра «Если мой дедушка заболел»
– вазочка и фишки-печенье, волшебный торт.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационно-целевой | Воспитатель читает стихотворение о семье, эмоционально настраивает детей на беседу. Воспитатель актуализирует знания детей о поколениях в семье, предлагает расселить членов семьи в доме по этому принципу. Подводит итог работы с помощью пословицы. Воспитатель предлагает рассмотреть портрет автора. | Дети слушают, сопереживают. Дети расселяют членов семьи в доме по заданному принципу. Слушают. Дети рассматривают портрет автора рассказов – В.Осееву. |
Содержательно-деятельностный | Воспитатель читает рассказ Осеевой «Печенье». Педагог предлагает ответить детям на вопросы по прочитанному рассказу. | Дети слушают рассказ. Дети слушают, отвечают на вопросы по данному рассказу. |
Оценочно-рефлексивный | Воспитатель предлагает детям оказать помощь заболевшему члену семьи старшего поколения. Проводит игру «Если мой дедушка заболел». Воспитатель предлагает заполнить копилку «Умных мыслей» ответами на вопрос: «Что я могу сделать, чтобы мои родные не огорчались». Воспитатель дарит копилку мыслей для сюжетно-ролевых игр и книгу, как сборник советов для жизни. | Дети слушают инструкцию и пример педагога и формулируют свои способы оказания помощи и проявления заботы, опираясь на карточки-символы и пример воспитателя. Отвечают на вопрос. В свободной деятельности применяют атрибут для сюжетно-ролевой игры «Семейное застолье», игры-драматизации по прочитанному рассказу. |
Методы и приемы:
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):
– чтение стихотворения;
– вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей),
– предъявление требований к выполнению задания (в символической форме).
2. Методы организации и осуществления деятельности:
– словесные (призыв к обсуждению).
- Методы контроля и самоконтроля:
– рефлексия деятельности.
Вопросы для беседы:
- Кто герои этого рассказа? (При назывании делят на членов семьи старшего и младшего поколения).
- Какой поступок совершили ребята в этой истории? (Не подумали о старших, не позаботились).
Плохой, неправильный поступок называют «проступок».
- Что чувствовали мама и бабушка, глядя на детей в этот момент? (Были огорчены, что сын и внук даже не подумали о них, не предложили печенье).
- Какими словами автор описывает эти чувства мамы и бабушки? (Автор описывает тишину за столом. Иногда такая «звенящая» тишина говорит больше, чем тысяча слов) Воспитатель зачитывает стоки из текста, описывающие нужный момент.
- А мальчики поняли, что огорчили маму и бабушку? (Миша увидел реакцию бабушки и мамы, только когда вышел из-за стола). Что почувствовали ребята, когда увидели, что мама и бабушка огорчены? (Им было стыдно)
- Как вы думаете, после этого застолья мальчики повторяли свою ошибку, или «молчание мамы и бабушки» послужило им уроком?
- Если бы вы оказались в такой ситуации, что бы предприняли, чтобы ее исправить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по художественной литературе. Пересказ рассказа В. Осеевой «Печенье».
Открытое занятие...
Конспект открытого занятия во 2 младшей группе. Непосредственно образовательная деятельность (интеграция областей Чтение художественной литературы, художественное творчество (лепка)). Стихотворение В. Хорола «Зайчик». Морковка для зайчика.
Интегрированное занятие в младшей группе...
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой Тема: чтение рассказа В. Осеевой « Печенье» (старшая группа)
Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной л...
Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в области: познание, художественная литература, художественное творчество,развитие речи, коммуникация, труд для детей подготовительной группы , посвящённый Дню Матери.
Конспектинтегрированной непосредственно – образовательной деятельности в области:познание, художественная литература, художественное творчество,развитие речи, коммуникация, труд для детей подготовител...
Конспект занятия в старшей группе по художественной литературе пересказ рассказа В. Осеевой "Печенье"
МБДОУ д/с «Хунчугеш» с.Кызыл-Даг муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун РТ» Конспект занятияв старшей группепо художественной литературеПересказ рассказа...
Конспект занятия по чтению художественной литературы. Чтение рассказа В.Осеевой "Печенье"
Правильно подобранные вопросы по содержанию прочитанного, помогут детям понять и оценить характер главных героев рассказа....
НОД «Чтение художественной литературы в старшей группе» Тема: «Уроки нравственности в рассказе В. Осеевой «Печенье»
Цель: Приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям на основе рассказа В. Осеевой «Печенье» с использованием технологии продуктивного чтения-слушания....
- Мне нравится (2)