Познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Сценарий непосредственно образовательной деятельности. Познавательно - исследовательская деятельность в старшей группе. Тема. "Волшебница вода"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе. | 25.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий непосредственно образовательной деятельности.
Познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе.
Тема: «Волшебница – вода»
Программные задачи:
Образовательные:
- знакомить детей со сойствами воды (жидкая: льётся, растекается); отсутствует запах, цвет, форма; прозрачная, может переходить в твёрдое состояние и обратно;
-учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов, делать выводы;
-дать элементарные представления о фильтрации;
- учить детей последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, активизировать и обогатить словарный запас детей существительными, прилагательными и глаголами по теме;
Развивающие:
- развивать навыки проведения лабораторных опытов: закреплять умениеработать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;
- развивать аналитические свойства ума, мышления;
Здоровьесберегающие:
- формивать у детей элементарные представления о здоровом образе жизни;
- развивать стремление заботиться о своем здоровье;
- формировать элементарные представления о связи между болезнью и её причиной;
Воспитательные:
- воспитывать гуманное, бережливое отношение к природным ресурсам;
- воспитывать любознательность, коммуникативную этику.
Интеграция:
«Здоровье»
Формирование начальных представлений о здоровомобразе жизни.
«Социализация»
Развитие игровой деятельности.
«Безопасность»
Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.
«Коммуникация»
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
«Чтение художественной литературы»
Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, клеёнка. На каждого ребенка: 2- 3 сосуда разной формы, формочка для песка, сухой песок, две тарелочки, стакан воды, стакан молока, воронка, кубик, шарик, мозаика, салфетки, халаты.
Словарная работа:
Обогащение словаря: бесцветная.
Активизация словаря: морская, океаническая, пресная, родниковая.
Предварительная работа:
Беседы на тему: «Зачем человеку вода?», «Какую пользу приносит ?», « Какие бывают водоёмы?». Рассматривание фотоилюстраций различных водоёмов, видеоматериалов.
Чтение сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр»; сказки «Русалочка» Г.Х. Андерсена; «Живая водв» сказка народов Сибири, «Два ручья».
Содержание организованной деятельности детей.
Психогимнастика. Дети встают в круг. Берутся за руки и улыбаются друг другу. Затем садятся на стульчики.
Воспитатель читает стихотворение:
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живём!
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш голубой,
Любимую планету.
На экране детям демонстрируется изображение планеты Земля.
- Посмотрите, ребята, вот это наша планета Земля.
Расскажите, как выглядит наша планета?
- Какого цвета больше на нашей планете? (Голубого).
- Как вы думаете, что может быть голубым на нашей планете? (Вода )
- Да, большая часть нашей планеты покрыта водой.
На экране демонстрируются слайды с изображением водоёмов.
-Бывает вода в морях, как можно по - другому назвать такую воду? Какая она? Морская.
- Бывает вода в океанах, как ее можно назвать? (Океаническая).
- Правильно, а еще мы с вами знаем, что в морях и океанах вода не годиться для питья? Почему? (Вода солёная)
- Моря и океаны – это самые большие водоёмы на земле.
Бывает вода в реках, как она называется? Речная.
- А вода в родниках? (Родниковая).
- Какая эта вода в отличие от морской? (Пресная, ее можно пить).
- Как еще человек использует пресную воду? (Готовит еду, стирает, купается, поливает растения и т.д.)
-Кто знает, в каком водоеме самая чистая вода? (Родниковая вода самая чистая.)
-Вода - одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня мы более подробно познакомимся с ее свойствами.
Я хочу пригласить вас в исследовательскую лабораторию, что бы еще больше узнать о воде. Здесь мы будем проводить опыты. Но сначала повторим правила безопасного поведения для экспериментирования.
Не торопись.
Не толкай соседа во время работы.
Сначала посмотри, потом повтори.
Нельзя пробовать вещества на вкус.
Возьми и на место положи.
Много интересного можно узнать про воду, но для этого надо вооружиться вниманием и терпением. И так приступим. ( Дети надевают белые халаты)
В группу заходит Кикимора.
Кикимора. Здравствуйте! Скажите, а куда это я попала? Очень рада вас видеть! Может быть, вы мне поможете? Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться! И сегодня я хотела искупаться в своем любимом болоте, а оно исчезло! Вместо воды появилось какое - то странное стекло. Откуда оно взялось? И куда подевалась вода из моего любимого болота? И в лужах тоже вода пропала. Вот посмотрите, я принесла это стекло с собой.
Воспитатель. Ты знаешь Кикимора, я думаю, что мы сможем тебе помочь и расскажем, куда делась вода в твоем любимом болоте и в лужах тоже.
Заранее с детьми налили воду в стаканчики и вынесли на мороз. Перед занятием занесли.
Ребята посмотрите, что случилось с водой, которую мы утром вынесли на
мороз? ( Вода замерзла, превратилась в лед).
Вывод. Значит, вода может быть твердой? Когда?
Оставляем на столе стаканчики со льдом, мы позже к ним вернемся.
Опыт 2
Посмотрите, в эти стаканчики я налила обычную воду из-под крана. Возьмите стакан с водой и понюхайте её. Имеет ли вода запах?
Вывод. Вода не имеет запаха.
Посмотрите внимательно и скажите мне, какого цвета вода? (если дети
говорят, что вода белая, я не верю: кладу рядом лист белой бумаги). Отличается
вода в стакане от белого листа? Так все-таки, какая вода по цвету? Имеет ли она
цвет? (Нет)
- Да у воды нет цвета. Про неё можно сказать, что она бесцветная.
Вывод. У воды нет цвета. Вода бесцветная.
- А теперь проведем следующий опыт: у вас на столах лежат пуговицы (мозаика), возьмите их и опустите в стакан с молоком и в стакан с водой. В каком стакане вам хорошо видны пуговицы? ( В стакане с водой)
- А как вы думаете, почему в стакане с водой эти предметы видны, а в стакане с молоком - нет? Какая вода?(Прозрачная)
-А какая вода в грязных
лужах? Прозрачная? (Нет) А какая? (Непрозрачная, мутная, грязная)
Так какая вода бывает прозрачной? (Только чистая)
Вывод. Чистая вода - прозрачная.
- Возьмите стаканчик с песком и переверните его на тарелку. Что случилось с
песком? (Лежит горкой)
Возьмите стакан с водой и опрокиньте ее на тарелку. Что случилось с водой?
(Растеклась)
Вывод. Вода льется и растекается, она жидкая.
Игра малой подвижности «Водяной»
Водящий сидит с закрытыми глазами. Играющие двигаются вокруг него по
кругу со словами:
Дедушка Водяной,
Что сидишь под водой?
Выгляни на чуточку,
На одну минуточку.
Круг останавливается. Водяной встает и с закрытыми глазами подходит к
одному из играющих. Он может трогать стоящего перед ним ребенка, но глаза
открывать нельзя. Задача Водяного определить, кто перед ним. Если он угадывает,
то дети меняются ролями и игра продолжается.
Кикимора. Какая замечательная игра. А я тоже хочу с вами поиграть. Вы
загадки отгадывать любите? Вот я сейчас проверю. (Кикимора загадывает загадки).
Кругом вода, а пить нельзя. (Море, океан)
Из-под земли в подарок людям чистой воды оконце. (Родник)
Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река)
Дети возвращаются за столы.
На ваших столах есть кубики и шарики. Попробуйте положить их в разные
стаканчики. Они остались такими же или их форма изменилась? Да их форма не
зависит от того, в каком сосуде они лежат. Давайте посмотрим с вами какая же
форма у воды? Возьмите стаканчик с водой и перелейте воду колбу, в чашечку,
блюдце. Итак, что происходит с водой. Когда мы ее наливаем в колбу? Какую
форму она принимает? (Форму колбы). А что с ней произошло, когда мы налили ее в чашку, в блюдце? (Форму чашки, блюдца). Значит, вода принимает форму того сосуда, в котором она находиться.
Вывод. Вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который ее
налили.
А теперь мы посмотрим, что же произошло со льдом. (Лед растаял и
превратился в воду). Почему? (В группе тепло)
Кикимора. Жаль, что лед растаял. Я так люблю его есть, он похож на
мороженное - вкусный и прохладный. Особенно мне нравиться сосать сосульки. А вы любите сосать сосульки?
Воспитатель. Что ты, Кикимора! Лед нельзя есть. Ребята, давайте вместе с кикиморой проведём ещё один опыт и посмотрим, почему нельзяа есть лед и сосать сосульки?
Переливаем талую воду в прозрачный стакан.
- Чистая ли вода? (Нет)
- Давайте попробуем профильтровать эту воду. Самый простой фильтр можно сделать из обычной салфетки.
( Воспитатель показывает, как сделать фильтр, устанавливает его в
воронку, затем попускает талую воду через фильтр.)
Посмотрите, чистая салфетка после талой воды? (Нет)
Видите, какой грязный лед.
Вывод. Лед есть нельзя он грязный, холодный - можно заболеть.
Воспитатель. Так что, Кикимора, будешь есть лед?
Кикимора. Что вы! Я больше никогда не буду есть лед. Оказывается он очень
грязный. Можно заболеть, а еще можно заболеть из-за того, что лед холодный.
Воспитатель. Ребята, давайте повторим для нашего гостя все свойства воды,
о которых мы сегодня узнали.
Н а экране демонстрируется видеоролик с проведёнными опытами, дети называют свойства овды.
А что бы ты, Кикимора лучше запомнила о свойствах воды, послушай, какое
стихотворение тебе прочитают наши дети.
Четыре ребенка читают стихотворение о воде
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Кикимора. Это точно без воды нам не прожить, вода нужна всем и везде.Воду нужно беречь. А вы знаете, как нужно беречь воду? (Ответы детей). Вы
молодцы все правильно сказали. Вы очень много знаете о воде. И я хочу вам
подарить вот по такой капельке, что бы вы помнили, что вода нужна всем и берегли её. (Раздает капельки, прощается и уходит).
Воспитатель. Вот мы с вами и познакомились со свойствами воды. Каждый из вас сегодня был очень внимательным, аккуратным, любознательным. Мы не раз еще вернемся с вами в лабораторию, что бы узнать много интересного. А сейчас нам пора возвращаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием информационно компьютерных технологий.Тема. «Былинные богатыри – защитники земли русской»
Программное содержание: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Закрепить представление о былине, о былинных ...
Непосредственно образовательная деятельность: Познание. Формирование целостной картины мира. Познавательно – исследовательская деятельность. Старшая группа с использованием компьютерных технологий. Тема. Защитники Отечества.
Программное содержание:1. Обобщать представления детей о Российской армии.2. Формировать чувство уважени...
«Познавательно-исследовательская деятельность в группах старшего дошкольного возраста»
Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и чувствует сам.Ребенок по своей ...
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
Картотека «Познавательно–исследовательская деятельность» (старшая группа)
Картотека «Познавательно–исследовательская деятельность» (старшая группа)...
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» /Познавательно-исследовательская деятельность Старшая группа
Познавательно-исследовательская деятельностьСтаршая группа...
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа)«Сравнение свойств песка и камней»
Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством экспериментирования....