«Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников»
учебно-методический материал
Участие во Всероссийской конференции "Инновационная деятельность в образовательной организации: вчера и сегодня" в качестве докладчика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 44.29 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование технологии исследовательского обучения
в развитии познавательно-исследовательской деятельности
старших дошкольников»
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
Усваивается всё прочно и надолго,
когда ребёнок слышит, видит и
делает сам!!!
Современные дети живут и развиваются в эпоху информации и компьютеризации. В условиях часто меняющейся жизни от человека требуется не только владеть знаниями, но и, в первую очередь, уметь добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Одной из таких технологий, применяемых в работе с детьми старшего дошкольного возраста, является технология исследовательской деятельности.
Технология исследовательской деятельности дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Данная технология предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на все интересующие его вопросы, позволяет почувствовать себя исследователем.
Цель - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Задачи:
*Расширить и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
*Формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
*Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
*Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
*Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
*Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
*Стимулировать желание детей экспериментировать.
Новизна состоит в том, что данная технология формирует первоначальные исследовательские умения детей, включает дошкольников в активную познавательную деятельность, в частности, исследовательскую, через интеграцию образовательных областей.
Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения.
П.2.7 ФГОС ДОО определяет один из видов детской деятельности для детей дошкольного возраста (3г.-8л.) познавательно-исследовательскую (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними).
Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности, используются разнообразные формы работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:
- организованная образовательная деятельность;
- беседы познавательного, эвристического характера;
- опыты, эксперименты;
- просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
- игры (сюжетно-ролевые, развивающие);
чтение книг, энциклопедий, рассматривание картин и иллюстраций;
- наблюдение за явлениями природы и живыми объектами;
- экскурсии и целевые прогулки;
- труд в природе;
- тематические дни и недели;
- конкурсы, выставки, мини-музеи, коллекции;
- праздники, развлечения, вечера досуга, театрализованная деятельность;
- художественная и конструктивная деятельность;
- речевое творчество: сочинение сказок, загадок, разгадывание кроссвордов.
Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда, поэтому мы постарались обустроить ее таким образом, чтобы она способствовала развитию познавательно-исследовательской деятельности детей.
Современное дошкольное образование отличается широким использованием интерактивного оборудования, информационно-коммуникационных технологий. В дошкольном детстве ребенок знакомится с возможностями использования компьютерных технологий для расширения представлений об окружающем мире, установления причинно-следственных связей в явлениях природы. Наш детский сад имеет свою детскую научно-исследовательскую лабораторию и для работы были приобретены комплекты разного лабораторного оборудования, обеспечивающий интерактивную информационно-развивающую среду и способствующий развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и особое место в ней занимают цифровой микроскоп, «Лаборатория Наураша», 3Д мобильный планетарий, интерактивные доски, мини-метеостанцию, комплект реактивов и оборудования для различных опытов.
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию окружающего мира? Как способствовать развитию творческой активности? Эти и другие вопросы непременно встают перед нами - воспитателями. Чтобы поддержать исследовательские способности ребенка и сделать эксперимент более интересным и запоминающимся в нашем детском саду используется цифровой микроскоп. С помощью данного оборудования занятия для детей стали проходить более интересно и насыщено. Работу с микроскопом в нашем детском саду мы начали с небольшой группой детей 4–5 лет, так как в данном возрасте ярко выражено исследовательское поведение. К концу учебного года ребята самостоятельно уже могли проводить свои эксперименты и исследования.
Использование микроскопа для исследования объектов живой и неживой природы.
Задачи:
-научить детей пользоваться цифровым микроскопом;
‒ развивать интерес к практической познавательно-исследовательской деятельности;
‒формировать научное мировоззрение;
‒удивить дошкольников микромиром, окружающим нас ‒ обогащать словарный запас, развивать речь детей;
‒ воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Новизна заключается в том, что ребенок впервые прикасается к микромиру, видит его изнутри, понимает его сущность. Использование информационных технологий детьми позволяет более эффективно решать поставленные задачи общего, интеллектуального развития ребенка, позволяют развивать у детей абстрактное, логическое, оперативное мышление, умение прогнозировать. Дети получают практические знания по использованию микроскопа, умение анализировать, вести сбор и обработку информации, делать выводы. Таким образом, использование цифрового микроскопа в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень. Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу воспитателя.
Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т. п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
Результаты деятельности к концу подготовительной к школе группы:
‒ самостоятельно владеют лабораторным оборудованием;
‒ умеют устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства;
‒ умеют получать информацию об объекте в процессе его практического преобразования; ‒ действуют по алгоритму;
‒владеют экспериментальными навыками и навыками наблюдения, находят новые конструктивные решения при выполнении заданий;
‒умеют выделять причинно-следственные связи.
Развивающие занятия построены таким образом, чтобы в доступной игровой форме сформировать у детей необходимые знания и навыки, раскрыть их творческие способности, научить их самостоятельно пользоваться интерактивным оборудованием, мыслить и рассуждать. Мы знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А экспериментирование напоминает ребятам «фокусы», они необычны, а главное — дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После занятий — экспериментирований у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Для ответов на такие вопросы приходит на помощь цифровой микроскоп, лаборатория Наураша, планетарий.
Исследовательская деятельность в детском саду свою работу не прекращает и продолжается дома совместно с родителями.
Исследования с детской цифровой лабораторией Наураша.
Применение цифровой лаборатории позволяет нам опытным путем подтвердить или опровергнуть свои предположения относительно различных природных процессов или явлений. Лаборатория представляет собой компьютерную программу, главный герой, которой,- мальчик Наураша, маленький ученый, исследователь, помощник педагогов и друг детей, увлеченный желанием познавать мир. Лаборатория представлена шестью модулями, с помощью которых, у детей есть возможность ознакомится с «Температурой», «Кислотностью», «Электричеством», «Магнитным полем», «Светом», «Звуком».
Работа с интерактивной доской.
Применение интерактивной доски значительно расширяет возможности предъявления учебно — воспитательной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятия с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливает освоение материала.
Посещение 3Д мобильного планетария.
Планетарий состоит из купола с застежкой на «молнии», проектора, колонки и
светоизоляции. С помощью него детям дается возможность очутиться на тех просторах, в
которых побывать не всем возможно. Расширяет кругозор дошкольников, повышает
интерес, тягу к знаниям. Обучающие фильмы по продолжительности составляют 15-20
минут, но за это время дошкольники запоминают больше, чем на занятии в группе.
Робототехника.
Свою работу мы начали со знакомства с роботом «Мышь» - это программируемый робот, который прост в управлении, соответствует требованиям безопасности и имеет эстетический внешний вид. На тематическом коврике программируем путь пошагово, нажимая на кнопки, шагая к определенной цели, проговаривая каждый ход действия робота. Выполняя игровые задания, дети учатся ориентироваться в окружающем пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация, также развивается воображение, формируется логическое мышление, дети учатся мыслить алгоритмами, то есть составлять последовательный план действий.
Метеостанция.
Экологическое воспитание дошкольников - это познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. В связи с этим у нас возникла идея создания метеостанции на участке нашей группы, чтобы дети имели возможность на практике отслеживать изменения погодных условий, пользоваться приборами для определения погоды, наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды (народные приметы).
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...
Открытое занятие по физкультуре на семинаре "Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников"
Темы занятия "Сила тяготения" (Школа мяча).Задачи: – дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле– формировать...
"Использование кейс-технологии в развитии познавательно -исследовательской деятельности дошкольника"
quot;Использование кейс -технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольника"...
Проект «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...
Использование Лего-технологий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (сценарий мастер-класса)
Представление педагогического опыта по легоконструированию. Знакомство педагогов с различными вариантами игр, посредством построек из Lego, для развития познавательно-исследовательской ...
«Использование кейс –технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольника».
laquo;Использование кейс –технологии в развитии познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»....
Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников»
Рекомендации для родителей по развитию познавательно-исследовательских умений у дошкольников старшего возраста...