ПРИКЛЮЧЕНИЯ ФИОЛЕТОВОГО ЛИСТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Богомягкова Любовь Ивановна

Интегрированное занятие для детей подготовительной группы детского сада.

Интегирируемые образовательные области: «Познание» (обеспечение интеллектуального развития детей, развития познавательных интересов) «Социализация» (освоение первоначальных представлений социального характера), «Коммуникация» (развитие связной речи, обеспечение свободного общения со взрослыми и сверстниками), «Музыка» (приобщение к музыкальному искусству).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ФИОЛЕТОВОГО ЛИСТА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Задачи: 1. Развивать у детей умение достраивать контурное изображение по линии симметрии, называть его, ориентироваться в пространственных характеристиках, выбирать геометрические фигуры по описанию и составлять из них предметное изображение, называть его, составлять из букв слово, активизировать речь-описание и речь-доказательство. 2. Обогащать представления детей о Санкт-Петербурге, развивать умение узнавать и правильно называть некоторые объекты исторического центра города, устанавливать связи между историческими фактами, вызвать удивление и познавательный интерес к архитектуре города. 3. Развивать у детей посредством музыки эмоциональную отзывчивость и  ассоциативное воображение, развивать умение придумывать и конструировать предметные изображения и рассказывать о них. 4. Вызвать у детей желание исполнить танец по тематике мероприятия.          

Игры, игровой, музыкальный и иллюстративный материал: «Геоконт», «Прозрачный квадрат», «Разноцветные квадраты», «Конструктор букв», «Четырехцветный квадрат Воскобовича», игры по выбору детей; цикл музыкальных произведенией их альбома А. Вивальди «Времена года» - «Лето», «Осень»; танец осенних листьев, песня о Петербурге по выбору детей; иллюстрации с архитектурными объектами исторического центра Санкт-Петербурга, среди которых есть Михайловский замок, Петропавловский собор, Кунсткамера.

Интегирируемые образовательные области: «Познание» (обеспечение интеллектуального развития детей, развития познавательных интересов) «Социализация» (освоение первоначальных представлений социального характера), «Коммуникация» (развитие связной речи, обеспечение свободного общения со взрослыми и сверстниками), «Музыка» (приобщение к музыкальному искусству).

Организация: интегрированное мероприятие проводится с детьми подготовительной группы; с подгруппами детей в музыкальном зале; проводят руководитель по музыкальному воспитанию и методист по развивающим играм.

Ход игрового мероприятия:

- Дети, а вы знаете, что настроение может быть цветным: желтым, если радостно на душе, серым, если тоскливо и грустно, крсно-желто-оранжевым, если светит солнышко и наступила осень. Какого цвета у вас настроение? Почему?

- Как вы думаете, у города может быть настроение? Как это можно определить?

Дети свободно высказываются.

- Сейчас зазвучит музыка, а вы попробуйте определить настроение нашего города!

Звучит отрывок из произведения А.Вивальди «Лето. Гроза».

- С каким настроением ассоциируется у вас эта мелодия? Когда (при каком явлении природы) у города может быть такое настроение?

Взрослый помогает детям подобрать прилагательные, описывающие настроение мелодии – грозное, сердитое, устрашающее, гремящее, свирепое, разъяренное, бушующее и т.д. Называют время года – лето и явление природы – гроза.

- А вот другое настроение. Попробуйте его описать, прослушав следующую мелодию!

Звучит отрывок из произведения А.Вивальди «Осень».

- Какое настроение у этой мелодии? Когда (в какое время года) у города может быть такое настроение? Что вам представлялось, когда вы слушали эту мелодию?

Взрослый помогает детям подбирать прилагательные, описывающие настроение мелодии – чуточку печальное, торжественное, спокойное и т.д. Рассказывают о том, как выглядит город осенью.

- Как вы думаете, без чего нельзя представить осень? Сейчас мы проверим ваши предположения, достроив  по линии симметрии одно изображение!

Дети по линии диагональной симметрии достраивают изображение «лист» (половина изображения приготовлена). Ф4, С4, Г3, З4, Ж1, Ж4, О4, К3, Б4.  

- Какой это лист? Какие архитектурные детали вам напоминает липовый лист? А если мы его перевернем, то липовый лист сразу становится похож на …  

Дети называют липовый лист. Он похож на золотые купола – дети называют храмы и соборы города. Если лист перевернуть, то он становится похож на сердечко, как будто город, рассыпая повсюду золотые сердечки, признается нам в любви.

Предложить детям исполнить осенний танец.

- Все осенние листья были обычными, и только один из них, прилетевший из Фиолетового леса в Санкт-Петербург, был другим, не таким как все. Как вы думаете каким?

Дети свободно высказываются.

- Подгоняемый ветром, фиолетовый лист кружил над городом, любуясь его красотой. Ночь он решил провести на карнизе окна единственного замка в нашем городе. Знаете какого?

Дети высказывают предположения.

- Сейчас мы проверим ваши предположения с помощью разноцветных квадратов / Узнать единственный замок в нашем городе помогут разноцветные квадраты. Квадрат нужного цвета с обратной стороны отмечен липучкой.

Дети ориентируясь на слова взрослого – влево, вправо, вниз, вверх и т.д. должны остановиться на красном квадрате. Называют Михайловский замок.  

- С Михайловским замком связана легенда про привидение царя Павла Первого, для которого был построен этот замок и который трагически погиб в нем. По легенде ровно в полночь в 12 часов в окне замка появляется тень царя с горящей … Как вы думаете, что держит в руке тень царя Павла Первого? Проверить, кто из вас оказался прав, помогут нетающие льдинки.

Дети высказывают предположения, берут игру «Прозрачный квадрат».

 - Найдите два четырехугольника, но не квадрата и не трапеции. Приложите их друг к другу так, чтобы получился большой квадрат. Найдите два треугольника – небольших и не маленьких, приложите их друг к другу так, чтобы получился ромб. Поместите ромб над квадратом. Какой предмет у вас получился?

Дети составляют изображение «свеча» по описанию взрослого.

- Итак, ровно в полночь в 12 часов в окне замка появилась тень царя с горящей свечой в руке … Страшно стало не только вам, но и нашему фиолетовому листочку … Полетел он прочь от замка с привидениями... Покружил над городом и скоро сладко уснул на самом высоком архитектурном сооружении Санкт-Петербурга. А утром листок разбудила необычная музыка. Отгадайте, прослушав мелодию, где уснул наш путешественник? Почему вы так решили?

Звучит карильонная музыка, дети называют Петропавловский собор, доказывают, почему они решили, что это именно он.

- Оказывается, на Петропавловском соборе есть старинные, самые первые и к тому же еще и музыкальные часы в городе! Именно из них каждые 15 минут льется необычная музыка. Звуки какого музыкального инструмента вы только что слышали? Сконструируйте его на «Геоконте», не называя его.

Еще раз звучит карильонная музыка. Дети по представлению конструируют предметное изображение «колокол». Взрослый комментирует: в музыкальных часах находится старинный музыкальный инструмент – карильон. Карильон – это множество колоколов – больших и маленьких, которые каждые 15 минут исполняют мелодии. Этот инструмент Петр Первый привез из Голландии и приказал поместить его на Петропавловском соборе. Как вы думаете, почему именно на Петропавловском соборе?

Петропавловский собор – самое высокое архитектурное сооружение города, поэтому звуки из его колокольни разносилась по всему городу, их могли слышать все горожане.  

- Путешествие нашего фиолетового листочка продолжалось. Очень скоро он оказался на самом первом музее, не только в нашем города, но и во всей стране! До этого люди не знали, что такое музеи. Где же оказался фиолетовый листок? Чтобы проверить ваши предположения, составим часть названия этого архитектурного сооружения.

Дети высказывают предположения, составляют слово «камера», по ассоциации называют Кунсткамеру.

- «Камера» – значит палата, «кунст» – значит редкость, диковинная, удивительная вещь. А все вместе обозначает … «палата редкостей». Как вы думаете, для чего Петром Первым была создана Кунсткамера?

Дети высказывают предположения, взрослый обобщает детские высказывания. Кунсткамера была создана Петром Первым для хранения и показа редких и удивительных вещей – каменьев необыкновенных, костей человечьих и животных, необыкновенных ружей и посуды… Их сам царь привозил из дальних стран, а также собирали по всей стране и везли в Петербург.

- Давайте каждый из вас придумает и сделает с помощью любимых игр такие вещи, которые могли бы по праву занять свое место в Кунсткамере! Постарайтесь придумать и сделать из своих любимых игр действительно что-то небывалое, невиданное, редкое и удивительное!

Дети конструируют предметные изображения по собственному замыслу, рассказывают о сконструированных изображениях.

- С нашим фиолетовым листочком тоже произошла удивительная вещь: он превратился ….

Если дети не устали, то складывают по образцу из четырехцветного квадрата фигуру Ворон Метр.

- Оказывается, это Ворон Метр представил себя осенним листом и оказался в Санкт-Петербурге. Он узнал кое-что новое и интересное о нашем городе. А что вам сегодня показалось новым и интересным? А чтобы скрасить прощание ворона Метра с таким городом как Санкт-Петербург, давайте споем любимую песню …

Дети выбирают и поют песню о Санкт – Петербурге.

 

26.01.2012

Как в Фиолетовом лесу выпал необычный снег

Задачи: 1. Развивать умения находить геометрические фигуры по признакам (форма, цвет, размер), придумывать и конструировать из них узор, составлять фигуру из разного количества меньших частей (от одного до пяти), преобразовывать контур геометрической фигуры до предметного образа, активизировать речь. 2. Развивать самостоятельность и настойчивость в выполнении логических заданий, инициативу и фантазию в выполнении творческих заданий. 3. Развивать умение эмоционально откликаться на музыку, реализовывать под музыку творческие замыслы, развивать стремление к красоте в конструировании плоскостных и контурных силуэтов. 4. Создавать условия для танцев и подвижных игр, связанных с сюжетом игровой ситуации.  

Игры, игровой и музыкальный материал: «Чудо-крестики 2», «Чудо-цветик», «Геоконт Малыш», схема «пятидолька», Медвежонок Мишик, Девочка Долька, Паук Юк, музыкальное сопровождение – А. Вивальди «Зима» (1 часть Largo, 2 часть Allegro), П.И. Чайковский «Декабрь», «Хоровод снежинок» (сл. и муз. Н.А. Якушиной), «Снежинки и льдинки» (в обработке Н.Михайловской), «Сугроб» (танец из балета П.И. Чайковского), «Снежный ком» (муз. Е. Попляковой, сл. Н. Пикулевой).

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Музыка», «Социализация», «Художественное творчество», «Физическая культура».

Организация: Совместная игровая деятельность проводится с подгруппами детей среднего дошкольного возраста в музыкальном зале. Проводят музыкальный руководитель и педагог по развивающим играм.

– Расскажите, что такое зима?

Дети делятся впечатлениями о зиме.

- Жители Фиолетового леса – Медвежонок Мишик, Девочка Долька и Паук Юк мечтают, чтобы к ним в Фиолетовый лес тоже пришла зима! Как можно исполнить мечту наших друзей?  

Дети высказывают предположения.

- А может, нам музыкой позвать зиму? Создать музыкальными звуками зимнее настроение, чтобы зиме захотелось заглянуть в Фиолетовый лес?! Как может «звучать» зима?

Дети играют на музыкальных инструментах, имитируя звон сосулек, шуршание снежинок и т.д., аккомпонируют мелодии А. Вивальди  «Зима» 2 часть Largo.

- Благодаря вам зима пришла и в сказочный Фиолетовый лес! Снег там выпал необычный! Как вы думаете, какой?

Дети высказывают предположения.

- У Медвежонка Мишика на «Чудо-островах» одна снежинка была большим квадратом, четыре – маленькими квадратами.  Чем были похожи снежинки, а чем они различались?

Дети находят в поле игры «Чудо-крестики 2» геометрические фигуры: один голубой квадрат большого размера, четыре фиолетовых квадрата маленького размера. Называют признаки сходства – форма, и различия – цвет, размер.

-  Под красивую музыку снежинки закружились в воздухе и сложились в одну большую и необыкновенно красивую, ажурную снежинку. Послушайте музыку и составьте такую снежинку, которую она вам подскажет!

Тихо звучит музыка П.И. Чайковского «Декабрь», дети конструируют «снежинку» из пяти геометрических фигур. Показывают и рассказывают, что у них получилось.

- На Поляне Чудесных Цветов, где живет Девочка Долька, снежинки были вот такой необычной формы… Таких снежинок было много …

Взрослый показывает силуэтную схему фигуры «пятидолька». Дети составляют из частей игры «Чудо-цветик» как можно больше силуэтов.

– На что были похожи снежинки на Поляне Чудесных Цветов? Сколько снежинок необычной формы у каждого из вас получилось?

Дети подбирают образные сравнения, сосчитывают количество снежинок – 4.  

- Cколько много снежинок оказалось на Поляне Чудесных Цветов! Девочка Долька подхватила в руки легкие снежинки, и они закружили ее с собой в хороводе!  

Дети исполняют «Хоровод снежинок» (сл. и муз. Н.А. Якушка).  

- Снег выпал и у Паука Юка на Поляне Золотых Плодов. Сначала все снежинки были одинаковой формы …, какой? Чем отличаются квадраты?  

Дети называют геометрические фигуры – квадраты Ф4, К4, Ж4, Г4; Ф3, К3, Ж3, Г3, называют отличие – размер. Конструируют квадраты на геоконте по образцу взрослого.

- Как только зазвучала музыка, квадраты превратились в снежники невиданной красоты! Помечтайте (можно с закрытыми глазами) под музыку и сконструируйте такие снежинки на геоконте!  

Звучит музыка  А. Вивальди «Зима» 1 часть Allegro, дети преобразуют квадраты - «превращают» их в снежинки, украшают оставшейся «паутинкой». Показывают, что у них получилось.

- Медвежонок Мишик, Девочка Долька и Паук Юк очень обрадовались выпавшему снегу! Друзья решили поиграть с ним, чтобы надолго запомнить такой необычный снежный день в Фиолетовом лесу!  

– Сначала друзья услышали, как шуршат снежинки и звенят льдинки! Потом Медвежонок, Долька и Паук собрали все снежинки в большой – пребольшой сугроб. А из сугроба они скатали снежный ком!  

Дети под музыку играют в игры – «Снежинки и льдинки» (в обработке Н.Михайловской), «Сугроб» (танец из балета П.И. Чайковского), «Снежный ком» (муз. Е. Попляковой, сл. Н. Пикулевой).  

- Вот так закончился один зимний снежный день в Фиолетовом лесу! Понравился он вам? А жителям Фиолетового леса?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "Путешествие по Санкт - Петербургу" в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".

Конспект совместной деятельности"Путешествие по Санкт - Петербургу"в рамках проекта "Мой город Санкт - Петербург".Составитель:воспитатель высшей квалификационной категории Костерева Н.Н.Исп...

Презентация "Санкт-Петербург-мой родной, любимый город. Дневной Санкт-Петербург

Пётр любил свой город, следил за его благоустройством. Однажды с полицмейстером ехал по мосту через канал. От моста отвалилось несколько досок. П.ётр начал "гладить" дубинкой спину генерала-полицмейст...

«Невероятные приключения в Санкт- Петербурге» настольная игра. Краткосрочный творческий проект.

«Невероятные приключения в Санкт- Петербурге»  настольная игра.Краткосрочный творческий проект по Петербурговедению,в результате которого создается настольная игра!Педагог с помощью вопросов выяс...

Методическая разработка: Физкультурный досуг «Приключения на островах Санкт –Петербурга» в рамках проекта «Мой любимый город Санкт -Петербург»

В дошкольном возрасте важно прививать знания о городе, воспитывать гордость за город, в котором ты живешь.Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствован...

Буклет и маршрутный лист "Зелёный памятник Санкт-Петербурга"

Сопроводительный материал к культурной практике "Нескучный выходной" (материалы для родителей)....

«Приключения Умки в Санкт-Петербурге, или как полярный медвежонок чуть в беду не попал»

Конспект тематического занятия для детей младшего дошкольного возраста...