Перспективное планирование по ознакомлению с коми краем в подготовительной группе
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Планирование непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с Коми краем в подготовительной группе согласно программы "Детство"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_komi.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»
Перспективное планирование
по ознакомлению с коми краем
в подготовительной группе
Воспитатель:
Мингалёва Е.В.
2011 год.
сентябрь | Тема | Цель, задачи | Совместная деятельность |
Я и мой дом. | Родственные связи. (моя семья) | 1. Углублять представления детей о ближайших родственниках, способах поддержки родительской связи. 2. Развивать умение понимать, что та-кое «семья». 3. Воспитывать чувство заботы и уважения к близким людям. | Беседа «Моя семья», Р/игра «У нас праздник», Чтение В.Осеева «Вол-шебное слово», Расматривание аль-бома «Дружная семья», Заучивание пословиц о семье, Ручной труд «Открытка ко дню рождению» |
Ребёнок и природа. | Дары осени. (овощи, выращенные на территории коми) | 1. Обобщать знания детей о том, какой урожай собирают люди на территории РК. 2.Формировать представление о людях работающих в теплицах нашей республики (овощеводы). 3. Воспиты-вать интерес и уважение сельскохо- зяйственному труду. | Рассматривание альбома « Коми край», Беседа «Что нам осень принесла», Д/игры «Вершки и корешки», «Кому что нужно» Аппликация «Овощи на тарелке» |
Север- край неповто-римый | Моя Республика – моя страна. | 1.Углублять представление о том, что РК расположена на севере РФ, каковы условия жизни. 2. Развивать умения замечать изменения, происходящие в окружающем. 3. Воспитывать любовь к родному краю. | Рассматривание альбома «Коми край мой», Чтении лит-ры: «Наш край родной», «Земля моя Коми», Составление рассказов о животных Севера, Слушание песни М.Лебедева «Коми му», Рисование « Как я отдыхал летом» |
Культурное наследие. | Коми изба. (угощение блюдами) | 1. Углублять знания детей о том, что заготавливали люди на зиму. 2. Фор-мировать представление о труде коми народа (охота, рыболовство, сбор уро-жая на огороде и в лесу, квашение ка-пусты, и т.д). 3. Воспитывать чувство гостеприимства | Рассматривание иллюстраций о труде коми народа, Экскурсия в коми избу, Чтение О.Толинской «Рожь», Жуковская «Родной край». Сюж/рол.игра « Семья» |
октябрь | Тема | Цель, задачи | Совместная деятельность |
Я и мой дом. | Посёлок Ярега. (целевая прогулка к обелиску). | 1. Расширять и уточнять знания детей о родном посёлке, его памятными местами.2. Формировать патриотичес-кие чувства. 3. Воспитывать любовь к родному посёлку, желание больше узнать о нём. | Рассматривание альбома «Ярега», Беседа «Посёлок, в котором я живу», Экскурсия « Прогулка в лес» Рисование «Мой любимый посёлок» |
Ребёнок и природа. | Парма – кладовая земли моей. (почва - поверхность земли)
| 1.Обобщать знания детей о свойствах песка, глины и почвы. 2. Установить причинно – следственные связи между свойствами почвы и жизнью растений, между почвой и почвенными обитате-лями. 3. Воспитывать бережное отно-шение к подземным животным. | Чтение «Мир животных и растений», «Энциклопедия для дошкольников» Д/игра «Что, где растёт и почему?» Проведение опытов «Где будет лучше расти?» |
Север- край неповто-римый | Реки, ручейки, моря – по земле текут не зря. (реки коми) | 1. Обобщать знания детей о значении воды в жизни человека, животных и растений. 2. Познакомить детей с по-нятием «круговорот воды в природе». 3. Развивать умение самостоятельно находить вариативные подтверждения способом символизации. | Рассматривание водных просторов на глобусе, карте, Д/игра «Кто живёт в воде», Чтение энциклопедий «Что такое? Кто такой?» и «Почемучка» Сюж/рол.игра «Путешествие капельки» Рисование « В чём живёт вода» |
Культурное наследие. | Коми изба. (изделия из бересты) | 1.Продолжать знакомить с бытом коми народа, посуда из бересты (солонка, чаши, лотки, короба, туеса)2. Расска-зать, как изготавливается посуда из бересты. 3. Воспитывать уважение к труду мастеров – умельцев. | Рассматривание иллюстраций, Рассматривание изделий из бересты, Дид/игра «Укрась предмет» Сюж/рол.игра «Магазин сувениров» |
ноябрь | Тема | Цель, задачи | Совместная деятельность |
Я и мой дом. | Наш город - Ухта. | 1. Расширять и уточнять знания детей о родном городе Ухте. 2. Развивать умения называть-достопримечатель-ности города,улицы, проспекты. 3. Прививать любовь к родному городу и коми народу. | Беседа «Наш город – Ухта», Рассматривание альбома «Ухта», Чтение стихов об Ухте- С.Журавлёва, Придумывание рассказов «Я в детском парке» |
Ребёнок и природа. | Тундра – кладовая земли (растительность тунд-ры -грибы) | 1. Расширять представления детей о растительном мире тундры, о взаимо-связи климатических условий Севера с ростом представителей растительного мира.2. Развивать умение сравнивать разновидность тайги и тундры. 3. Вос-питывать интерес к природе | Рассматривание иллюстраций. Альбомы «Что растёт в тайге?», «Что растёт в тундре?», Дид/игра « Грибы», Изготовление альбома «Грибы», Чтение Бианки «Белкина сушильня» Лепка « Корзинка с грибами» |
Север- край неповто-римый | На чём бы я привёз почту. | 1.Углублять представлении детей о характерных видах транспорта в раз-ных странах РК, в зависимости от при-родных условий. 2.Развивать умения правильно группировать предметы по функциям. 3. Воспитывать интерес к познавательным действиям. | Альбом «Транспорт», Чтение «На чём ездили люди», Сюж/рол.игры «Почта на Севере», «Путешествие по родному краю», Дид/игры «Что сна-чало, что потом?», «Что быстрее?». Аппликация «Транспорт, на котором я хотел бы поездить» |
Культурное наследие. | Коми изба. (коми – поэты) | 1.Углублять представление детей о коми – поэтах ( А.Ванеев,С.Журавлёв, П.Образцов). 2. Развивать умение слушать произведения коми – поэтов. 3. Воспитывать у детей и уважение к коми писателям за их труд. | Чтение П.Образцов - «Морозный день», «Воробей»; А.Ванеев - «Лось Васька», «Край мой родной»; С.Журавлёв «Корова», «Осень – рыжая лисица». Знакомство с портретами поэтов, Чтение сказок Коми народа. |
декабрь | Тема | Цель, задачи | Совместная деятельность |
Я и мой дом. | Сыктывкар – столица Коми. (знакомство с симво- ликой) | 1.Обогащать и конкретизировать пред-ставления о столице РК (:герб, флаг, гимн, улицы, достопримечательности). 2. Развивать умение аргументировать свои суждения. 3. Воспитывать любовь к родному городу.
| Альбомы «Сыктывкар», «Край мой Северный», Беседа «Прошлое Республики», знакомство с журналом «Би кинь», Чтение « Мой Сыктывкар», «Народные умельцы» Дид/игра «Назови правильно» |
Ребёнок и природа. | Тундра – кладовая Земли. (растительность тундры - ягоды). | 1. Расширять представления детей о растительности тундры-ягодах (клюк-ва, брусника, голубика, костяника, мо-рошка). 2.Развивать умение сравнивать ягоды тайги и тундры, по внешнему виду, месту произрастания. 3.Воспи-тывать любознательность. | Рассматривание альбомов « Ягоды тундры», «Ягоды тайги», Познавательная игра «Дары тундры», Чтение «Морошкины именины», Дид/игра «Укрась предмет» (с использов.элементов коми), Сюж/рол.игра « Юные экологи» |
Север- край неповто-римый | Шахтёрские руки – нефтяников руки. (труд шахтёров- нефтяников) | 1. Углубить представления детей о труде шахтёров – нефтяников. 2. Под-вести к пониманию значимости этого труда для других людей. 3. Воспиты-вать уважение и гордость к людям, работающим в шахте. | Экскурсия к нефтешахте, Рассматри-вание иллюстраций о труде шах-тёров, Сюж.рол.игра «Нефтяники», Познавательная игра « Что за каму-шек?», Составление рассказа «Мой папа – шахтёр» |
Культурное наследие. | Мастерами славится земля Коми. (народные промыслы). | 1.Углублять представления об извест-ных народных умельцах РК(М.С.Кочев В.Л.Торопов). 2.Развивать умения пра-вильно называть виды прикладного ис-кусства Коми. 3. Воспитывать чувство гордости за своих земляков –умельцев. | Беседа о народных умельцах, Рас-сматривание изделий из глины, бере-сты, Посещение выставки умельцев, Составление альбома « Искусство ко-ми народа», Художественный труд «Изготовление закладки» (плетение) Дид/игра «Укрась предмет» |
январь | Тема | Цель, задачи | Совместная деятельность |
Я и мой дом. | Откуда стол пришёл? (сравнение старинной и современной мебели | 1.Углублять представление детей о процессе изготовления мебели, её раз-нообразии. 2.Развивать умение назы-вать материал, из которого изготав-ливалась и изготавливается мебель. 3.Воспитывать уважение к труду. | Чтение Д.Родари «Чем пахнут ремёс-ла», Энциклопедия « Всё и обо всём», Экскурсия в коми избу д/с; Сюж/рол. игра «Магазин мебели», Ручн.труд - «Изготовление мебели из бумаги» |
Ребёнок и природа. | Тундра – кладовая земли. (животный мир) | 1.Расширять представления детей о животном мире тундры (белый мед-ведь, песец, северный олень, волк, тюлень). 2.Развивать умение сравни-вать внешний вид, место обитания, пи-тание с животными тайги. 3.Воспиты-вать любознательность. | Беседа «Что такое тундра?», Рассматривание альбома «Животные тундры»,Чтение рассказов «Об Умке» Дид. игра «Кто, где живёт», «Живот-ные тундры», Декор рисование «Ко-ми орнамент», «Знакомство с Север-ным оленем» |
Север- край неповто-римый | Сельские жители. (целевая экскурсия на животноводческую ферму) | 1. Углублять представления о профес-сиях сельских жителей (доярки, меха-низаторы, скотники). 2. Развивать уме-ние находить и высказывать сущест-венные выводы. 3. Воспитывать инте-рес и уважение к труду сельских жи-телей. | Беседа «Чем богат Коми край», Чтение С.Журавлёва «Корова», Загадки о с/х продукции, Пословицы и поговорки о труде, Дид/игры: «Откуда хлеб пришёл», «Кому что нужно», Кол.рисование «На ферме» Сюж/рол игра «Фермеры» |
Культурное наследие. | Коми изба. (рассматривание – люльки, лавки, стола) | 1.Познакомить детей с мебелью коми избы – люлька, лавка, стол. 2.Дать знание о быте коми народа. 3. Воспитывать уважение к труду народа коми. | Экскурсия в коми избу д/с, Рассматривание иллюстраций Дид/игры «К какой части мира относятся -люлька, лавка, полати, диван», Беседа «Как жил раньше Коми народ» |
февраль | Тема | Цель, задачи | Совместная деятельность |
Я и мой дом. | Посуда. ( сравнение старинной и современной посуды). | 1. Углублять представления о предме-тах материальной культуре – посуде. 2. Развивать умение называть материал из которого изготавливалась и изготав-ливается посуда. 3.Воспитывать уваже-ние к труду взрослых, бережное отно-шение к предметам посуды. | Рассматривание посуды в быту, Экскурсия в Коми избу д/с, Чтение «Федорино горе», р.с.н. «Хлеб и огонь»; Составление рассказа «Уга-дай, кто я?», Дид/игра «Подбери картинку», Лепка « Деревенский чугунок» |
Ребёнок и природа. | Тундра – кладовая земли. (птицы севера) | 1.Расширять представление детей о птицах тундры (белая сова, белая ку-ропатка, полярная крачка, чайка моёв-ка). 2. Развивать умение сравнивать внешний вид, место обитания, питание с птицами тайги. 3. Воспитывать лю- бознательность. | Рассматривание альбома «Птицы тундры», Беседа «Чем отличаются птицы тайги от птиц тундры», Дид/игры «Птицы тундры», «Составь рассказ», Чтение литературы, Рисование «Птицы Севера», |
Север- край неповто-римый | Все работы хороши - выбирай на вкус. (труд оленевода) | 1. Углублять знания о различных ви-дах профессий, уточняя особенности занятий: охота, рыболовство, олене-водство, и.д. 2. Развивать умение нахо-дить основание для доказательств мнения. 3. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. | Рассматривание иллюстраций, Беседа «Оленеводы», Чтение «Сампо – Ло-парёнок», Альбом «Все работы хороши», Подвижные игры: «Олене-вод» и «Оленьи упряжки» Сюж/рол. игра «Оленеводы», Ручной труд « Оленья упряжка» |
Культурное наследие. | Коми изба. (рассматривание посуды). | 1. Продолжать знакомить детей с бытом коми народа. 2.Рассказать, как изготавливалась посуда из бересты. 3. Воспитывать уважения к мастерам – умельцам. | Рассматривание иллюстраций, Экскурсия в Коми избу д/с, Рассматривание посуды, Дид/игры «Что за предмет», « Домино» Беседа «Быт коми народа» |
март | Тема | Цель, задачи | Совместная деятельность |
Я и мой дом. | По одёжке встречают.
| 1.Учить «читать» карту РК и устанав-ливать зависимость между природ-ными условиями и видами одежды. 2. Показать разные назначения одежды, обосновать разницу в одежде. 3. Вос-питывать интерес к её моделированию | Рассматривание иллюстраций, Беседа « Наша одежда и одежда Севера», Рассматривание тканей и меха, Дид/игры: «Коми одежда», «Кому что нужно и для чего», Чтение М.Зощен-ко «Глупая история», Аппликация «Составь узор для одежды» |
Ребёнок и природа. | Лекарственные растения. ( растущие в Коми). | 1.Расширять представления о лекарст-венных травах: зверобой, крапива, кле-вер, пижма; ядовитых: волчье лыко, лютик, белокрыльник. 2.Продолжать закреплять представления об условиях роста.3. Воспитывать бережное отно-шение к окружающему. | Рассматривание альбома «Растения Коми края», Чтение рассказов о природе, Загадывание загадок, Викторина «Хорошо ли вы знаете природу края?», Дид/игры: «Где, что растёт?», «Съедобное –несъедобное», Ручн.труд из бумаги «Клевер» |
Север- край неповто-римый | Кто мы? Откуда? Где наши корни? (виды поселения людей Коми). | 1.Формировать представление о видах поселения труда на коми земле, исто-рического характера. 2. Развивать умение высказывать информацию о поселениях народа коми (деревни, слободки, обычаи).3. Воспитывать уважение к истории коми народа. | Рассматривание иллюстраций, Чтение легенды « Пера – богатырь», Беседа «Легенды Коми народа» , «Как появились первые люди в Коми крае», Чтение И.Жеребцов «Рассказы для детей об истории Коми края» |
Культурное наследие. | Рассматривание коми одежды.
| 1.Продолжать знакомить детей с народной одеждой коми : прядение, ткачество, шитьё, вышивка коми орнаментов. 2. Воспитывать уважение к труду коми народа, интерес к их творчеству. | Экскурсия в Коми избу д/с, Рассматривание иллюстраций и одежды Коми народа, Дид/ игра: «Укрась варежку орнаментом» Беседа «Одежда Коми народа» |
апрель | Тема | Цель, задачи | Совместная деятельность |
Я и мой дом. | Обувь. (сравнение старинной и современной обуви). | 1.Расширять представления детей об обуви, её разновидностях в связи с временем года. 2.Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между старинной обувью и сов-ременной.3. Воспитывать уважение к труду людей. | Рассматривание иллюстраций, Беседа «Как к нам приходит обувь», Чтение «Маленький мук», «Город башмач-ков», Коми нар.сказок « Яг – Морт»и «Пера –богатырь», Дид/игры « Под-бери правильно», «Парочки» |
Ребёнок и природа. | Коми земля (рассказывание о Печоро- Илычском заповед-нике) | 1.Познакомить детей с Печоро- Илыч-ским заповедником. 2. Развивать уме-ние выявлять и называть причины создания заповедников. 3.Воспитывать чувство гордости к природным досто-примечательностям родного края. | Рассматривание альбома «Мой край», Работа с картой РК, Рассматривание иллюстраций, Сюж/рол. игра «Мы юннаты», Составление рассказов о животных заповедника Рисование « Животные Севера» |
Север- край неповто-римый | Природные богатства Коми. (гербарии и природные ископаемые) | 1.Формировать представления детей о природных богатствах Коми края (природные ископаемые и растения) 2.Развивать познавательный интерес к богатствам земли. 3. Воспитывать любовь к родному краю. | Рассматривание иллюстраций, Рассматривание гербария и природных ископаемых, Беседа «Богатства Коми земли», Сюж/рол. игра «Юные исследователи», Дид. игра «Что, где растёт и почему», Руч. труд «Своими руками» прир.мат. |
Культурное наследие. | Народное творчество нашего края. (обобщающее) | 1.Обогащать представления детей о народном творчестве Коми народа : изделия из бересты, вязаные, выши-тые, плетёные вещи, из дерева. 2.Спо-собствовать воспитанию интереса к народному творчеству, гордости и уважения к умельцам народа Коми. | Экскурсия в Коми избу д/с, Рассматривание народных изделий, Беседа «Творчество умельцев Коми земли», Познавательная игра «Что было бы если..? (не было народных умельцев» |
май | Тема | Цель, задачи | Совместная деятельность |
Я и мой дом. | Мир – наш общий дом. (обобщающее занятие) | 1.Обобщать представление детей о ми-ре ( на основе глобуса), о разных частях света. 2. Развивать умение находить на карте Республику и читать природные условия, обосновывая ответ. 3. Воспитывать любознатель-ность. | Рассматривание глобуса и карты РК, Рассматривание альбома «Коми край мой Северный», Беседа «Богатства земли Коми», Коллективная работа «Этажи растительного царства» (рисование и аппликация). |
Ребёнок и природа. | Охрана природы человеком. (кранная книга) | 1.Формировать у детей представления о заповедниках РК, о Красной книге РК. 2. Развивать умения замечать изме-ниния, происходящие с природой из-за неправильного отношения к ней чело-века. 3. Сформировать осознанное от-ношение к правилам поведения в лесу. | Рассматривание иллюстраций по легендам Коми народа (Яг –Морта, Ворса,Чукли), Рассматривание Красной книги России и РК, Сюж/рол.игра «Мы экологи», Рисование «Исчезающие животные» |
Север- край неповто-римый | Экскурсия в центре Коми Культуры им. Б. Шахова. | 1.Углублять представления детей об укреплении дружбы народов, прожи-вающих на территории г.Ухты. 2.Развивать познавательный интерес к богатствам музея. 3. Воспитывать уважение к Коми народу. | Экскурсия в Музей, Рассматривание иллюстраций, предметов быта, музыкальных инструментов Коми народа, Сюж/рол.игра «Магазин сувениров», Дид/игры «Наряди Коми куклу», «Составь рассказ» |
Культурное наследие. | Народные песни, фольклор.
| 1.Познакомить детей с коми народным фольклором. 2. Дать знания об исполнении коми песен (прослушива-ние аудиозаписей). 3. Воспитывать уважение к коми народному творчеству. | Экскурсия в Коми избу д/с, Рассмативание иллюстраций и альбома «Асья Кыа», Прослушивание аудиозаписей с Коми песнями, Сюж/рол игра « Мы артисты» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.
Материал подобран по методике Ушаковой О.С...
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.
В перспективном планирование содержится материал по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.В нем содержатся задачи на каждый месяц, а также темы занятий и совместная деяте...
Перспективное планирование по ознакомлению с Коми краем в подготовительной группекалендарная раз
Календарная разработка материала с целями, задачами,продуктивной деятельностью...
Перспективное планирование по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе.
Перспективное планирование в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром составлено по программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. В...
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе №5 С использованием метода «Сторисек»
Чтобы вырастить всесторонне развитую личность, нужно уже с дошкольного возраста прививать ребенку любовь к книге, художественному слову. Чтение художественных произведений выполняет познавательную, эс...
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе №5 С использованием метода «Сторисек»
Чтобы вырастить всесторонне развитую личность, нужно уже с дошкольного возраста прививать ребенку любовь к книге,художественному слову. Чтение художественных произведений выполняет познавательную, эст...
Перспективное планирование по ознакомлению с худ.литературой в подготовительной группе.(Ушакова, Голицына)
Перспективное планирование....