Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе №5 С использованием метода «Сторисек»
рабочая программа (подготовительная группа)
Чтобы вырастить всесторонне развитую личность, нужно уже с дошкольного возраста прививать ребенку любовь к книге,
художественному слову. Чтение художественных произведений выполняет познавательную, эстетическую и воспитательную функции,
формирует эмоциональную сферу, нравственные идеалы, взгляды и отношения ребенка.
Компоненты, входящие в состав каждого «Сторисека» позволяют организовать различные виды детской деятельности,
объединенные одним художественным произведением. Данная программа включает в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале лексических тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_metoda_storisek_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 157.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе №5
С использованием метода «Сторисек»
Выполнила:
Волощенко А.И.
Воспитатель
Волгоград 2022-2023
1. Актуальность.
Чтобы вырастить всесторонне развитую личность, нужно уже с дошкольного возраста прививать ребенку любовь к книге, художественному слову. Чтение художественных произведений выполняет познавательную, эстетическую и воспитательную функции, формирует эмоциональную сферу, нравственные идеалы, взгляды и отношения ребенка. Однако на сегодняшний день отмечается снижение интереса к художественной литературе. Дети не хотят читать, следовательно, страдают речь, память, моральное воспитание, аффективная сфера, интеллект. В связи с этим одним из основных направлений в работе дошкольных образовательных учреждений является, воспитание интереса и любви к чтению. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление, воображение, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Не секрет, что читателями на всю жизнь, сохраняя любовь к книге навсегда, становятся не все. Научить читать проще, чем научить хотеть читать или любить читать.
Существует довольно много методов работы по приобщению детей к книге, но для того, чтобы сделать процесс чтения жизненной потребностью у современного подрастающего поколения необходимо искать новые способы. Одним из них является проектный метод «Сторисек». Его идея заключается в продвижении детского чтения и обеспечении всем необходимым для получения удовольствия от совместного громкого чтения.
Основатель «Сторисека» - англичанин Нейл Гриффитс, соавтор книг по методологии обучения детей в дошкольном и школьном возрасте, автор книг о детях и играх, их взаимовлиянии, разработчик программ для детских садов.
По мнению Гриффитса, не дети должны много читать вслух, а взрослые. Он уверен, что такой подход - самый главный при обучении ребенка чтению: чем больше ребенок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Гриффитс предлагает сначала решить вопрос «Как помочь ребенку стать читателем?» и уже только потом «Как научить ребенка читать?»
Серия по методу «Сторисек», составлен перспективный план работы. Компоненты, входящие в состав каждого «Сторисека» позволяют организовать различные виды детской деятельности, объединенные одним художественным произведением. Данная программа включает в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале лексических тем.
Цель: развитие интереса у детей дошкольного возраста к художественной литературе через использование метода «Сторисек».
Задачи (для педагогов):
- определить произведения детской художественной литературы, которым посвящается «Сторисек»;
- подобрать дополнительные компоненты для «Сторисека»;
- организовать работу со «Сторисеком» с детьми и выявить результативность проведенной работы;
-повысить компетентность родителей в вопросах приобщение детей к художественной литературе.
Задачи (для детей):
- знакомить детей с творчеством детских писателей;
- развивать связную речь детей.
- обогащать словарный запас через игровую деятельность,
- развивать умения говорения и слушания, обогащать активный, и пассивный словарь ребенка.
- развивать навык осмысленного чтения.
- стимулировать интерес к книге.
Ожидаемые результаты:
1. Расширятся знания детей о жизни и творчестве писателей.
2. Повысится интерес к художественной литературе.
3.Расширятся знания детей о предметах и явлениях окружающей действительности.
4. Реализация данного метода положительно повлияет на развитие всех компонентов устной речи.
5. Будут разработаны материалы для родителей, способствующие повышению их компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе.
Организационно-методическое обеспечение.
Срок реализации данной программы: 2022 – 2023 учебный год.
Занятие проходит в помещении группы. Группа детей состоит из 34 детей, на подгруппы деления не происходит.
Методы, используемые в работе по методу «Сторисек»:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация книг, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, сочинение сказок, прослушивание аудио записи.
Игровой метод: игры - драматизации, игры - инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
Описание технологии «Сторисек».
Что же такое «Сторисек»? В переводе с английского языка «storisek» означает мешок историй. Это настоящий мешок, внутри которого находятся следующие компоненты:
• Детская книга
• Научно - популярная книга
• Аудиокнига
• DVD - диск
• Дидактические игры
•Игрушки и дополнительные реквизиты
Детская книга должна соответствовать следующими критериями:
• доступный и интересный уровень для детского восприятия;
• произведение, удобное для громкого чтения;
• качественные иллюстрации.
В дошкольном возрасте ребенок еще не обладает слишком широким кругозором, поэтому наглядность очень важна. Она помогает донести детям важную мысль художественного произведения.
Научно-популярная книга входит в набор с целью развития всесторонних навыков чтения и для формирования читательского вкуса. Она соответствует тематике художественной книги, расширяет и дополняет ее научно познавательными фактами на доступном детском языке.
Аудиокнига позволяет детям прослушать произведение несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания.
Дидактические игры подбираются для расширения кругозора детей, развития навыков осмысленного чтения, связной речи, для формирования навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков. В каждом «Сторисеке» может находиться до трех разноплановых дидактических игр. Все игры также необходимо соотнести с книгой.
Игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить художественную книгу. Игрушки изображают главных героев книги; они развивают словарный запас, помогают лучше понять прочитанное и образы главных героев. Игрушки можно изготовить самостоятельно. Ручное изготовление только разнообразит их, наделит характерными особенностями.
Дополнительными реквизитами могут быть бытовые предметы и предметы окружающей среды из книги.
Этапы:
Подготовительный этап:
1.Определить произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».
2.Подготавить мешок для комплекта материалов. Лучше всего подходит плотный и непрозрачный мешок, возможно, его украшение пуговицами, бисером, вышивкой или бумажными элементами.
3. Подобрать дополнительные компоненты для комплекта.
4. Познакомить детей с биографией и творчеством писателя.
Основной этап:
1. Презентация детям готового «Сторисека». Все пособия и материалы, находящиеся в мешке, должны извлекаться постепенно.
На первом занятии необходимо организовать работу с книгой, которая предполагает громкое чтение, беседу по содержанию, рассматривание иллюстраций.
На втором занятии происходит знакомство с дополнительными реквизитами.
На третьем занятии организуется просмотр мультфильма, снятого по художественному произведению, организовываются игры «Режиссерская версия», «Допиши рассказ». Детям предлагается устно составить краткий сценарий по книге, незначительно изменив ее содержание или сочинить продолжение к книге, обсуждается вопрос о том, можно ли показать спектакль, распределяются роли, идет подготовка к театрализации.
Театрализованные игры являются оптимальным компонентом содержания художественно-речевой и игровой деятельности. Использование знакомых художественных произведений для театрализованной деятельности позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании.
Формы подведения итогов:
- диагностическое обследование детей группы в сентябре 2022 года и итоговое в мае 2023 года;
- выводы и рекомендации по итогам диагностического обследования;
Перспективный план работы по методу «Сторисек»
Месяц | Неделя | Программное содержание | Рекомендованная структура занятия |
| Тема: «Создание Сторисека по сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» | ||
Октябрь | I | Продолжать формировать у детей способность к восприятию литературных произведений, умению выделять главную мысль; формировать умение подбирать наиболее подходящие по смыслу образные слова и выражения; побуждать к активному участию в беседе по заданной теме; формировать умение в речи передавать свои впечатления, своё отношение к героине сказки. | 1. Презентация Сторисека. 2. Знакомство с материалами и пособиями Сторисека. 3. Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». 4. Беседа по содержанию произведения, просмотр иллюстраций. |
II | Развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования. Тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развить языковое чутье.
| 1. Знакомство с дополнительным реквизитом Сторисека (игрушки, дидактические игры и.т.д) 2. Дидактические игры: «Почини предложение», «Маленькое нужное слово», «Если бы…» и др. | |
III | Развивать творческие способности детей, умение составлять новые сюжеты, развивать мимику, пантомимику и жесты; закреплять умения подбирать пословицу к произведению, объясняя свой выбор. | 1. Просмотр мультфильма по сказке «Цветик-семицветик».; 2. Игры: «Режиссёрская версия», «Допиши историю»; «Крокодил», «Найди пословицу», «История слов». | |
IV | Учить с помощью педагога подбирать реквизит, выбирать средства выразительности для инсценировки и драматизации отрывков произведений. | 1. Подготовка к театрализации сказки, подготовка атрибутов. 2. Показ сказки. | |
| Тема: «Создание Сторисека по сказке В. Сутеева «Мешок яблок» | ||
Ноябрь | I | Образовательные задачи: Познакомить со сказкой Д. Мамина Сибиряка «Про зайца – длинные уши.» Формировать умение давать развёрнутые ответы на вопросы по содержанию. Развивающие задачи: Развивать воображение, фантазию, мышление. Способствовать умению передавать образы животных Воспитательные задачи: Воспитывать желание совершать добрые поступки. | 1. Презентация Сторисека. 2. Знакомство с материалами и пособиями Сторисека. 3. Чтение сказки Д. Мамина Сибиряка «Про зайца – длинные уши» 4. Беседа по содержанию произведения. |
II | Закрепить умение детей обобщать полученные знания о животных; формировать умение различать следы животных; развивать зрительное внимание и память.
| 1. Знакомство с дополнительным реквизитом Сторисека (игрушки, дидактические игры и.т.д) 2. Дидактические игры: «Чей след», «Найди тень», «Что сначала, что потом» и др. | |
III | Развивать творческие способности детей, умение составлять новые сюжеты, развивать мимику, пантомимику и жесты; закреплять умения подбирать пословицу к произведению, объясняя свой выбор. | 1. Просмотр мультфильма по сказке В. Сутеева «Мешок яблок»; 2. Игры: «Режиссёрская версия», «Допиши историю»; «Крокодил», «Найди пословицу», «История слов». | |
IV | Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления. | 1. Подготовка к театрализации сказки, подготовка атрибутов. 2. Показ сказки. | |
| Тема: «Создание Сторисека по сказке «Зимовье зверей» | ||
Декабрь | I | Учить эмоционально воспринимать сказку; запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста; учить оценивать поступки персонажей и их последствия, на элементарном уровне понимать побуждения героев; | 1. Презентация Сторисека. 2. Знакомство с материалами и пособиями Сторисека. 3. Чтение русской народной сказки «Зимовье зверей». 4. Беседа по содержанию произведения. |
II | Закрепить умение детей обобщать полученные знания о животных; формировать умение различать следы животных; развивать зрительное внимание и память.
| 1. Знакомство с дополнительным реквизитом Сторисека (игрушки, дидактические игры и.т.д) 2. Дидактические игры: «Опиши я отгадаю», «Загадки-отгадки», «Найди след» и др. | |
III | Развивать творческие способности детей, умение составлять новые сюжеты, развивать мимику, пантомимику и жесты; закреплять умения подбирать пословицу к произведению, объясняя свой выбор. | 1. Просмотр мультфильма по русской народной сказке «Маша и медведь».; 2. Игры: «Режиссёрская версия», «Допиши историю»; «Крокодил», «Найди пословицу», «История слов». | |
IV | Учить с помощью педагога подбирать реквизит, выбирать средства выразительности для инсценировки и драматизации отрывков произведений устного народного творчества.
| 1. Подготовка к театрализации сказки, подготовка атрибутов. 2. Показ сказки. | |
| Тема: «Создание Сторисека по сказке П. Бажова «Серебряное копытце» | ||
Январь | II | Учить воспринимать и передавать содержание произведения, составлять портретную характеристику героя, расширять читательский кругозор, обогащать словарный запас; развивать внимание; воспитывать чувство доброты, любви к природе, животным, заботы о слабых. | 1. Презентация Сторисека. 2. Знакомство с материалами и пособиями Сторисека. 3. Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце». 4. Беседа по содержанию произведения, просмотр иллюстраций. 5. Дидактические игры: «Ласковые слова», «Пирамида пожеланий», «Подарок для друга». «Шляпа доброго волшебника» и др. |
III | Развивать творческие способности детей, умение составлять новые сюжеты, развивать мимику, пантомимику и жесты; закреплять умения подбирать пословицу к произведению, объясняя свой выбор. | 1. Просмотр мультфильма или слушание аудио сказки «Серебряное копытце»; 2. Игры: «Режиссёрская версия», «Допиши историю»; «Крокодил», «Найди пословицу», «История слов». | |
IV | Учить с подбирать реквизит, выбирать средства выразительности для инсценировки и драматизации отрывков произведений устного народного творчества. | 1. Подготовка к театрализации сказки, подготовка атрибутов. 2. Показ сказки. | |
| Тема: «Создание Сторисека по русской народной сказке «Морозко» | ||
Февраль | I | Развивать способность рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Развивать внимание, память, логическое мышление, умение отстаивать свое мнение в обсуждении.
| 1. Презентация Сторисека. 2. Знакомство с материалами и пособиями Сторисека. 3. Чтение русской народной сказки «Морозко». 4. Беседа по содержанию произведения. |
II | Формировать умение моделировать сказку с помощью геометрических фигур, пересказывать ее, используя алгоритм. Развивать фонематическое восприятие, формировать грамматический строй речи.
| 1. Знакомство с дополнительным реквизитом Сторисека (игрушки, дидактические игры и.т.д) 2. Дидактические игры: «Составь предложение», «Что было до…», «Что сначала, что потом» и др. | |
III | Развивать творческие способности детей, умение составлять новые сюжеты, развивать мимику, пантомимику и жесты; закреплять умения подбирать пословицу к произведению, объясняя свой выбор. | 1. Просмотр мультфильма по русской народной сказке «Маша и медведь».; 2. Игры: «Режиссёрская версия», «Допиши историю»; «Крокодил», «Найди пословицу», «История слов». | |
IV | Учить с помощью педагога подбирать реквизит, выбирать средства выразительности для инсценировки и драматизации отрывков произведений. | 1. Подготовка к театрализации сказки, подготовка атрибутов. 2. Показ сказки. | |
| Тема: «Создание Сторисека по сказке В. Осеевой «Волшебная иголочка» | ||
Март | I | Ознакомление детей с содержанием произведением «Волшебная иголочка», Осеевой В.А.; развитие литературной речи, умения отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать желание детей слушать произведение;
| 1. Презентация Сторисека. 2. Знакомство с материалами и пособиями Сторисека. 3. Чтение сказки В.А. Осеевой «Волшебная иголочка». 4. Беседа по содержанию произведения. |
II | Развивать образность речи (подбор определений, сравнений к заданному слову). Воспитывать у детей чуткость к художественному слову, способность сострадания и сочувствия героям сказки.
| 1. Знакомство с дополнительным реквизитом Сторисека (игрушки, дидактические игры и.т.д) 2. Дидактические игры: «Докажи словечко», «Продолжи сказку», и др. | |
III | Развивать творческие способности детей, умение составлять новые сюжеты, развивать мимику, пантомимику и жесты; закреплять умения подбирать пословицу к произведению, объясняя свой выбор. | 1. Просмотр мультфильма или слушание аудио сказки «Волшебная иголочка» В.И. Осеевой; 2. Игры: «Режиссёрская версия», «Допиши историю»; «Крокодил», «Найди пословицу», «История слов». | |
IV | Закрепление последовательности развития сюжета сказки. Развивать умение отвечать на вопросы викторины. Развитие речи, памяти, индивидуальных творческих способностей, умения мыслить. | 1. Электронная игра по сюжету сказки «Волшебная иголочка»; 2. Викторина «Угадай -ка» | |
| V | Учить с помощью педагога подбирать реквизит, выбирать средства выразительности для инсценировки и драматизации отрывков произведений. | 1. Подготовка к театрализации сказки, подготовка атрибутов. 2. Показ сказки. |
| Тема: «Создание Сторисека по сказке «Крылатый, мохнатый да масленый» | ||
Апрель | I | Способствовать формированию умения эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий; побуждать детей выделять героев сказки, определять их поступки; обогащать и активизировать словарный запас детей; знакомить с новыми фразеологизмами (душа в душу, водой не разольешь); способствовать развитию диалогической речи, умения вступать в речевое взаимодействие с взрослым, реагировать на сообщения сверстников; воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству. | 1. Презентация Сторисека. 2. Знакомство с материалами и пособиями Сторисека. 3. Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый». 4. Беседа по содержанию произведения. |
II | Закрепить умение детей обобщать полученные знания о животных; формировать умение различать следы животных; развивать зрительное внимание и память. | 1. Знакомство с дополнительным реквизитом Сторисека (игрушки, дидактические игры и.т.д) 2. Дидактические игры: «Чей след», «Найди тень», «Что сначала, что потом» и др. | |
III | Развивать творческие способности детей, умение составлять новые сюжеты, развивать мимику, пантомимику и жесты; закреплять умения подбирать пословицу к произведению, объясняя свой выбор. | 1. Просмотр мультфильма или слушание аудиозаписи русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масленый»; 2. Игры: «Режиссёрская версия», «Допиши историю»; «Крокодил», «Найди пословицу», «История слов». | |
IV | Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления. | 1. Подготовка к театрализации сказки, подготовка атрибутов. 2. Показ сказки. | |
| Тема: «Создание Сторисека по сказке Б. Заходера «Серая звездочка» | ||
Май | I | Поддерживать интерес ко всему живому; развивать нравственные чувства; донести идейное содержание произведения до детей: некрасивый – не значит плохой и бесполезный. Расширить знания детей об особенностях жизни жаб. Мотивированно отнестись к поступкам героев, давать характеристику героям. Формировать умение представить себе сказочного героя во всем многообразии его черт | 1. Презентация Сторисека. 2. Знакомство с материалами и пособиями Сторисека. 3. Чтение сказки Б. Заходера «Серая звездочка». 4. Беседа по содержанию произведения, просмотр иллюстраций. |
II | Развивать активный словарь; учить правильно, изменять слова в роде, числе, падеже; учить связывать слова в предложении; учить пользоваться правильным темпом, речевым дыханием.
| 1. Знакомство с дополнительным реквизитом Сторисека (игрушки, дидактические игры и.т.д) 2. Дидактические игры: «Комплементы», «Ты мой друг», «Пирамида пожеланий», «Письмо Серой звездочке» и др. | |
III | Развивать творческие способности детей, умение составлять новые сюжеты, развивать мимику, пантомимику и жесты; закреплять умения подбирать пословицу к произведению, объясняя свой выбор. | 1. Просмотр мультфильма по сказке «Серая звездочка».; 2. Игры: «Режиссёрская версия», «Допиши историю»; «Крокодил», «Найди пословицу», «История слов». | |
IV | Учить с помощью педагога подбирать реквизит, выбирать средства выразительности для инсценировки и драматизации отрывков произведений. | 1. Подготовка к театрализации сказки, подготовка атрибутов. 2. Показ сказки. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Выготский, Л.С. Мышление и речь: Соб. соч. в 6-ти т. - Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982.
2. М.В. Бедердинова Использование проектного метода «Сторисек» или как потрогать сказку // Дошкольная педагогика. – 2018.- №2.- С.7.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.
Материал подобран по методике Ушаковой О.С...
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.
В перспективном планирование содержится материал по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе.В нем содержатся задачи на каждый месяц, а также темы занятий и совместная деяте...
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в средней группе.
В перспективном планировании содержится материал по ознокомлению схудожественной литературой в средней группе. В нем содержатся задачи на каждый месяц, а также темы занятий и совместная деятельность п...
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в младшей группе
Детям 3-4 лет необходимо читать знакомые, любимые детьми художественные произведения. Необходимо воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать г...
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе
Данный материал будет полезен воспитателю в планировании работы по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе на год ....
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе...
Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе №5 С использованием метода «Сторисек»
Чтобы вырастить всесторонне развитую личность, нужно уже с дошкольного возраста прививать ребенку любовь к книге, художественному слову. Чтение художественных произведений выполняет познавательную, эс...