Петербурговедение (проект) старший дошкольный возраст.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность Зайкова Е.А.
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида
детский сад №2 Калининского района
ПРОЕКТ
« Какие мосты бывают в Санкт- Петербурге?»
Автор:
воспитатель высшей категории
Зайкова Елена Алексеевна.
Санкт- Петербург
2012
По составу участников проект: групповой (старший дошкольный возраст).
Тип проекта: исследовательский, творческий.
По тематике проект: комплексный.
По срокам реализации: 1 месяц.
Реализация образовательных областей по ФГТ: Социализация, Коммуникация, Познание, Безопасность, Художественное творчество.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Развитие у детей эстетических способностей: видеть, чувствовать красоту петербургских мостов;
2. Развитие познавательных интересов: назначение мостов, их декоративное убранство, история появления в городе, изменения внешнего вида;
3. Развитие творческих способностей: сочинение, рисование, аппликация и лепка, дизайн- проект, посвященный мостам в Санкт- Петербурге;
4. Развитие коммуникативных способностей: обсуждения, высказывание гипотез, установление договорённостей.
СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 ЭТАП: определение темы проекта
- Прогулка по городу. Наблюдение за мостами.
- Составление коллекции « Мосты Санкт- Петербурга »- коллекция собирается совместно с детьми и родителями, принимаются любые изображения (вырезки, фотографии, открытки).
- Проблемное обсуждение:
А) Для чего нужны мосты?
Б) Почему в нашем городе так много мостов?
В) Почему в нашем городе такие разные мосты?
Г) Чем красивы мосты нашего города?
2 ЭТАП: подготовительный
- Рассматривание изображений из коллекции.
- Классификация изображений по разным признакам:
А) элементы декоративного убранства;
Б) по функциональности;
В) по протяженности.
- Анализ изображений по вопросам:
А) Что мы знаем о мостах нашего города?
Б) Что мы хотим узнать о мостах нашего города?
В) Как мы можем узнать о мостах нашего города?
3 ЭТАП: реализация проекта
Подтема: « Как выглядели первые петербургские мосты?»
- Проблемное обсуждение 1 уровня:
Чем отличаются мосты между собой? Чем они похожи? Чем украшены мосты? Что мы знаем о том, изображения каких персонажей украшают мосты? Всегда ли петербургские мосты были такими красивыми?
* Показ слайдов о первых мостах и о современных, поиск ответа на вопрос « Всегда ли петербургские мосты были такими красивыми?»
- Проблемное обсуждение 2 уровня:
Чем удивляют петербургские мосты? Кто создаёт петербургские мосты? Какие мосты на Неве? Почему так названы мосты?
* Рассказывание сказки « Секрет Дворцового моста»;
* Рисование « Мосты над Невой».
Подтема: «Кто помогает мостам охранять город и горожан?»
* Рассматривание убранства Банковского моста.
- Проблемное обсуждение 1 уровня:
Что мы знаем о грифонах? Где мы можем о них узнать?
*Рассматривание иллюстраций в книгах с мифами и легендами античности.
*Рассказывание легенды о грифонах.
- Проблемное обсуждение 2 уровня:
Как грифоны Банковского моста помогают охранять наш город?
* Чтение стихотворения « Удивительные сторожа ».
Подтема: «Цветные мосты».
* Проблемное изложение « Как появились цветные мосты».
* Выполнить задание на вычисление, чтобы узнать, сколько цветных мостов на реке Мойке. (Е.А.Никонова «Первые прогулки по Петербургу»).
* Экспериментирование с палитрой.
* Заучивание «чистоговорки »:
Синий мост широкий самый,
Метров сто. Проверьте сами.
* Рассматривание иллюстраций цветных мостов на реке Мойке.
Подтема: « Какие решётки у мостов?»
* Поиск в коллекции самых красивых решёток.
* Выдвижение гипотез « Для чего решётки на мостах?», « Почему так украшены решётки?»
* Продолжи сказку: « Жили- были в подводном царстве Русалки, Морские коньки и Тритоны. Днём они играли в морской пучине. Догоняли друг друга. Ныряли на дно. Ночью поднимались на поверхность моря. При лунном свете плескались в морских волнах. Трубили в красивые раковины. Устраивали состязания, кто заплывёт дальше. Однажды…»
* Пластилинография: « Решётка, которая мне понравилась».
* Аппликация: « Решётка Аничкова моста» (фрагмент по трафарету)
* Рисование: « Нарисуй свою узорную решётку для моста»
* Конструирование « Мост нагнулся над Невой».
* Проведение викторины « Мосты Санкт- Петербурга».
4 ЭТАП. ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЕКТА
- Подготовка и проведение экскурсии по рекам и каналам.
- Коллективная работа- создание дизайн – проекта (макет) « Мосты над Невой».
В предметно- пространственной среде группы необходимо иметь:
*В свободном доступе: книги, иллюстрации, трафареты «Мосты»; фотографии, альбом с детскими рисунками; конструктор со схемами построек мостов; фотоальбом «Наши прогулки по Петербургу. Мосты»; альбом (книга) с детскими рассказами, сказками о мостах Санкт-Петербурга.
*Для совместной деятельности: настольно-печатная игра «Знаешь ли ты Санкт-Петербург?», «Игры на твоём столе – Петербург детям» (серия игр), Петербургская ромашка (игры на ковролине), ребусы, игры-головоломки и мнемотаблицы краеведческого содержания.
Внесение того или иного дидактического оборудования обосновано проведением определённой работы с детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Т. А. Смирнова, Петербургская тетрадь. Изд. Дом « Нева»,- СПб, 2003.
- В. К. Дмитриев, Знакомство с городом. Изд. Корона принт.- СПб, 2010.
- Б. А. Никонова, Первые прогулки по городу. Изд. Паритет.- СПб, 2008.
- Е. Г. Рейнберг, Цикл интегрированных занятий краеведческого направления. Изд. Эпиграф. СПб, 2001.
- Е. В. Никонова, Мы - горожане. Изд. Паритет.- СПб, 2005.
- К. Горбачевич, Е. Хабло, Почему так названы? Изд. Норинт.- СПб,2002.
- Л. К. Ермолаева, Н. Г. Гаврилова, Чудесный город. Изд. СМИО Пресс.- СПб, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста.
Для лзнакомления дошкольников с родным городом Санкт-Петеобургои нами была составлена рабочая программа, в которой мы наметили цели и задачи, а так же, составили примерный план на учебный год. К прогр...
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Петербурговедение»
Аннотация:Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Единственный язык, который легко даётся детям - это ...
Долгосрочный групповой проект старший дошкольный возраст "Мы - россияне"
Целью данного проекта является воспитание чувства гордости за родную страну, её достижения и культуру.Гордость - сильное чувство. Оно предполагает удовлетворение и радость, которые испытывает человек,...
Проект по петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста «Ты прекрасен, город мой"
Побуждение познавательного интереса к городу, восхищение им....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ /Старший дошкольный возраст/ "МОЙ ДОМ - ПРИРОДА"
Формирование осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры....
Исследовательский проект. Старший дошкольный возраст «Лук - лучок».
Актуальность.Проблема экологии в нашей стране стоит очень остро, а дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. Дети дошкольного возраста в недостаточ...
Проект старшего дошкольного возраста "Опасные предметы"
В современных условиях необходимо формировать у детей осознанное выполнение правил поведения в условиях быта, чтобы избежать опасной ситуации...