Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Петербурговедение»
картотека (старшая группа) на тему
Аннотация:
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Единственный язык, который легко даётся детям - это язык игры. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!
Большую роль в работе по знакомству с Санкт-Петербургом играют дидактические игры. Они формируют ценные качества личности ребенка такие как: способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа, закрепляют знания детей о достопримечательностях города Санкт-Петербурга, прививают любовь к родному городу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_po_teme_peterburgovedenie.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22
Колпинского района Санкт-Петербург
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме:
«Петербурговедение»
Воспитатель:
1 квалификационной категории
Соломка Валентина Николаевна
Санкт-Петербург
2017г
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Единственный язык, который легко даётся детям – это язык игры. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна!
Игра — ведущий вид деятельности:
Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий. Игры влияют не только на физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста, также они являются одним из важных средств воспитания. Существует несколько основных видов дидактических игр: словесные игры, игры с предметами и настольно-печатные игры, при этом обязательными атрибутами любых дидактических игр являются обучающие и воспитывающие задачи, а также ряд игровых правил и действий.
Большую роль в работе по знакомству с Санкт-Петербургом играют дидактические игры. Они формируют ценные качества личности ребенка такие как: способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа, закрепляют знания детей о достопримечательностях города Санкт-Петербурга, прививают любовь к родному городу.
- Игры, направленные на развитие устной и письменной речи:
«Найди лишнее слово»
«Назови одним словом»
«Полслова»
«Составь слово из слогов (из букв)»
«Доскажи словечко»
«Закончи предложение»
«Отгадай слово по первым звукам»
«Петербургские рифмы»
«Какой – какая»
- Игры, направленные на воспроизведение в памяти полученных знаний:
«Составь пары» (подбери к памятнику архитектуры или скульптуры автора; подбери к портрету известного и великого человека его памятник, стоящий в нашем городе)
«Кто больше назовет…?»
«Аукцион петербургских названий»
«Правда – неправда»
«Петербургский кубик»
«Кто ответит быстрее?»
«Узнай по описанию»
«Придумай вопрос»
«Я знаю пять названий»
- Игры,направленные на умение воспроизводить в памяти внешний вид объекта:
«Чего не хватает?»
«Выбери недостающую деталь»
«Найди лишнюю картинку»
«Узнай картинку по ее части»
«Сложи изображение из частей»
«Составь архитектурно-скульптурный ансамбль»
«Собери пары картинок»
«Узнай по силуэту»
«Подбери к силуэту его изображение»
«Найди ошибку художника»
- Игры,направленные на развитие умения выполнять математические вычисления, связанные с цифрами.
«Петербургская математика»
«Найди правильное число»
- Игры, направленные на развитие ассоциативного мышления, воображения:
«Петербургские ассоциации»
«Изобрази скульптуру»
«Отгадай скульптуру по пантомиме»
«Черный ящик»
- Игры, направленные на развитие пространственного ориентирования:
«Петербургский навигатор»
«Встаньте правильно»
К командным соревнованиям можно отнести такие игры, как:
«Что? Где? Когда?»
"Поле чудес"
«КВН»
«Путешествия по…»
«Прогулка по…»
«Экскурсия по…»
«Спасение … (сказочного героя...) от…»
«Собираем коллекцию экспонатов для музея…»
«Поиски пропавшей достопримечательности (клада...)»
«Поиски тайного (загадочного...) места в Санкт-Петербурге».
Детям очень нравится соревноваться между собой. С особым увлечением ребята выполняют игровые задания в подгруппе. Это воспитывает у них, помимо волевых качеств характера, умение взаимодействовать с другими детьми в команде: договариваться, слушать, уступать, принимать решение, предвидеть и переживать какой результат получится. Такие игры дают возможность ярче проявить себя каждому ребенку, увидеть вклад каждого ребенка в общее дело. Подобные соревнования также можно проводить и с участием родителей.
Описание некоторых игр:
- «Сложи картинку»
Задачи: закреплять знания детей о достопримечательностях С-Пб, учить узнавать на картинке и называть памятники архитектуры, составлять целое из частей, прививать любовь к родному городу.
Для игры: парные иллюстрации или фотографии одной из достопримечательностей города (образец для складывания и разрезная картинка).
Правила игры: найти на картинке и назвать данный памятник архитектуры и сложить картинку по образцу.
- «Узнай достопримечательность по ее фрагменту»
Задачи: закрепить знания об архитектурных памятниках С-Пб, развивать зрительное внимание, память, прививать интерес к родному городу.
Для игры: картинки с видами Санкт-Петербурга (игровые поля),
к игровому полю - 6 карточек с цифрами от 1 до 6.
Правила игры: играют 2-6 детей. Ведущий закрывает лист карточками с цифрами. Дети могут играть парами: один называет номер карточки, другой снимает ее. Игрок по фрагменту старается узнать и назвать все изображение. Если информации не достаточно, он открывает последовательно вторую, третью и другие карточки. Выигрывает тот, кто быстрее и по меньшему количеству открытых фрагментов узнает целое изображение.
- «Что напутал художник»
Задачи: поддерживать интерес детей к родному городу, закреплять знания о памятниках архитектуры, развивать наблюдательность, внимание, память.
Для игры: картинки (иллюстрации) с ошибками в изображении памятников архитектуры.
Правила игры: найти ошибку и объяснить свой ответ.
- «Узнай по описанию»
Задачи: развивать умение узнавать достопримечательности Санкт-Петербурга по описанию.
Для игры: карточки с изображениями памятников и зданий города.
Правила игры: ведущий читает текст к карточке. Кто догадается, что изображено на картинке и даст правильный ответ, получает соответствующую картинку. Побеждает тот, кто наберет большее число карточек.
Вопросы к карточкам:
- По приказу Петра I на острове построили крепость. На стенах крепости - пушки, для охраны Петербурга от врагов. Затем крепость стала тюрьмой. Сейчас здесь музей. Назовите эту крепость.
(Петропавловская крепость)
- На площади стоит памятник: конь, вставший на дыбы и всадник, простирающий руку вдаль. Под копытами коня извивается змея.
(Медный всадник) 3. Старинный сад за ажурной чугунной решеткой с колоннами из розового камня. На аллеях сада установлены мраморные статуи. Знаете ли вы название этого сада?
(Летний сад)
4. Главная площадь нашего города. Её окружают великолепные постройки (зимний дворец), старинный сад. Назовите эту площадь.
(Дворцовая площадь)
5. Главная река на берегах которой вырос прекрасный город – С-Пб. К ее водам спускаются сфинксы и львы, а в волнах отражаются Дворцовый, Литейный и другие мосты. Назовите эту реку.
(Нева)
6. Каменное сказочное животное с телом льва и головой человека. Встречается на берегах Невы и других уголках города. Кто это?
(Сфинкс)
7. Перед Русским музеем в Санкт-Петербурге установлен памятник великому русскому поэту. Назовите имя поэта.
(А.С. Пушкин) 5. «Силуэты».
Задачи:
формировать у детей представления о разнообразии архитектурных зданий в нашем городе;
закрепить понятия «Архитектура» и «Скульптура»;
развивать зрительное внимание;
воспитывать интерес к родному городу.
Ход игры:
Детям предлагается подобрать карточки к изображениям архитектуры и скульптуры (с одной стороны силуэт сооружения, а с другой стороны - его изображение).
6. «Домино Санкт-Петербург»
Задачи: прививать любовь к родному городу, интерес к его достопримечательностям, учить узнавать и называть памятники архитектуры.
Для игры: карточки, разделенные на две части: на одной части- изображение достопримечательности Петербурга, на другой - название достопримечательности города, не соответствующее изображению, помещенному рядом.
Правила игры: играют 2-3 детей. Карточки раздаются игрокам. Игру начинает игрок, у которого карточка с изображением Петропавловской крепости. Следующим может сделать ход игрок, у которого есть карточка с изображением, соответствующим надписи на карточке первого игрока. Карточка накладывается картинкой на название и т.д.
7.«Какой – какая - какое?»
Задачи: обогащать словарный запас детей, упражнять в описании различных объектов городской среды.
Для игры: набор картинок с видами Санкт-Петербурга.
Правила игры: участвуют двое и более детей. Дети рассматривают картинки, выбирают одну из них. Картинку передают из рук в руки и называют определение к ней. Выигрывает тот, кто придумает последнее определение (у кого в руках карточка).
Вариант игры: а) иллюстрации могут появляться на экране интерактивной доски; б) определение находят без опоры на иллюстрации по слову;
8.«Продолжи название»
Задачи: закреплять названия достопримечательностей Санкт-Петербурга, обогащать словарь детей
Для игры: набор картинок с видами города, мяч.
Правила игры: в игре участвует любое количество игроков. Ведущий называет прилагательное и бросает мяч игроку. Игрок с мячом заканчивает фразу. Побеждает игрок, набравший большее количество фишек (картинок) за правильные ответы.
Примерный набор слов: Петропавловская…, Летний …, Медный …, Зимний …, Львиный …, Александровская …, Дворцовая …, Исаакиевский ., Дворцовый…, Казанский…
9.«Рифмы»
Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать слуховое внимание, интерес к родному городу.
Для игры: фишки
Правила игры: участвует любое количество детей. Детям предлагается подобрать рифмы к стихотворным строчкам. Выигрывает тот, кто быстрее или наиболее удачно составит рифму.
Примеры рифм:
Над Невой в полный рост
Поднялся Дворцовый … (мост).
Покормить лебедей на старом пруду
Мы приглашаем в Летнем …(саду)
Над красавицей Невой
Деревья шелестят … (листвой).
Увидеть множество вещей
Приглашаем всех в … (музей).
10.«Закончи предложение»
Для игры: набор картинок с видами города, мяч.
Правила игры: дети садятся в круг. В центре круга раскладываются картинки. Ведущий начинает предложение и бросает мяч игроку, поймавший мяч заканчивает предложение и находит открытку, соответствующую тексту.
Примерные предложения:
Петропавловская крепость построена на …
Адмиралтейство строили с целью…
В Летнем саду шуршат в аллеях …
Александровская колонна стоит на …
11. « Мой город»
Задачи: продолжать знакомство с Санкт-Петербургом; развивать у детей умение ориентироваться на карте-схеме города, закреплять знания о достопримечательностях города.
Для игры: карта-схема С-Пб, флажки для обозначения памятников, фишки, открытки с изображением достопримечательностей С-Пб.
Ход игры: Воспитатель предлагает посмотреть на открытку, назвать достопримечательность и показать на карте её местонахождение. За правильный ответ игрок получает фишку. Победу одерживает игрок набравший наибольшее количество фишек.
12. «Найди отличия»
Цель: развивать умение сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление и речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому.
Ход игры:
Воспитатель предлагает сравнить жителей старого и современного города: как выглядели и одевались; как и где работали мужчины; как и где, работали женщины; во что играли дети; старинные улицы и современные и др.
13.«Отгадай-ка!»
Цель: Учить детей описывать предмет (здание, мост, памятник), не глядя на него, выделять существенные признаки, по описанию узнавать предмет.
14.«Радио»
Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
15.«Где был Петя?»
Цель: Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей; воспитывать уважение к людям труда.
Вторая группа включает в себя игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять замечать афоризмы, делать правильные умозаключения:
16.«Похож — не похож»
Цель: Учить детей сравнивать, замечать, признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу. Развивать наблюдательность, мышление, речь.
17.«Не ошибись!»
Цель: Упражнять детей в различии предметов по материалу; закреплять знания о таких свойствах предметов, как твердый, плотный, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый (сравниваем мрамор и гранит).
Третья группа игры способствует развитию умения обобщать и классифицировать предметы по различным признакам:
18.«Назови одним словом» (мосты, соборы, дворцы и др.)
Цель: Упражнять детей в классификации предметов.
19.«Кому что нужно»
Цель: Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определенной профессии (скульптор, реставратор, архитектор, художник).
20.«Найди рифму»
Цель: Упражнение в подборе рифмующихся слов; воспитание желания играть словами; побуждение к творческим проявлениям.
21. «Ремонт»
Задачи:
формировать у детей представления о зданиях нашего города, об их разнообразии;
развивать у детей зрительное внимание, логическое мышление и речь - доказательство;
воспитывать любознательность у дошкольников.
Ход игры:
Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с недостающими элементами, задача подобрать нужную часть.
22. « Каждому предмету (вещи) своё место»
Задачи:
формировать у детей представления о разнообразии зданий в нашем городе и об их назначении.
развивать у детей логическое мышление, умение классифицировать предметы по какому-либо признаку;
развивать речь-доказательство;
воспитывать интерес к родному городу.
Ход игры:
Ведущий предлагает детям карточки (по одной), ребята выбирают объект и выкладывают на поле, которому они соответствуют. Например, в магазин те предметы, которые необходимы в магазине. В художественный музей – картины и т.п. Для проверки можно предложить детям перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно. Можно играть с подгруппой детей, в этом случае водящий показывает карточки, а играющие выбирают нужную картинку.
23. «Дверная скважина».
Задачи:
формировать представления о памятниках архитектуры в нашем городе;
развивать память, внимание, пространственное мышление у детей старшего дошкольного возраста; воспитывать интерес к родному городу.
Ход игры:
Играют 4-5 человек. Ведущий накрывает иллюстрацию листом с вырезанной замочной скважиной и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие, постепенно передвигая верхний лист, не поднимая его. Все рассматривают иллюстрацию одновременно, каждый имеет возможность водить лист в течение минуты. Затем ведущий предлагает желающему рассказать, что изображено на картинке. Остальные исправляют и дополняют его. В заключение игры картинка открывается, и ребята выбирают победителя, который рассказал наиболее правильно и подробно. Победитель становится ведущим. Как усложнение: сначала замочная скважина большего размера, далее размер уменьшается.
24. «Визитки»
Задачи:
формировать у детей знания об архитектурных зданиях С-Пб;
развивать умение ориентироваться в пространстве;
развивать умение соотносить часть изображения с целым;
развивать связную речь и речь – доказательство;
развивать внимание, память;
воспитывать интерес к родному городу
Для игры: карточки с изображением зданий нашего города, таблица с расположенными на ней фрагментами зданий, карточки – визитки с изображением гостей и их числовым адресом.
Ход игры:
Воспитатель говорит детям, что к ним в город прибывают гости. Их нужно разместить. У гостей есть визитки, где написан их адрес. К этим адресам есть таблица. Вам нужно посмотреть на цифры, изображенные на карточке. Первая цифра обозначает номер строчки, и искать ее нужно в первом столбике сверху вниз, а вторая цифра обозначает номер столбика и искать ее нужно на верхней строчке слева направо. Найдя нужный фрагмент, вы должны узнать, что это за здание, найти его и придумать предложение с этим словом. Побеждает тот, кто правильно выполнит все задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста по теме "Животные Африки"
Данный материал можно использовать как пособие к занятию по теме "Животные Африки", а также в презентации содержатся электронные игры для детей на закрепление знаний по данной теме....
Социализация детей дошкольного возраста. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.
Социально-педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии соб...
Методическая разработка. Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста. Тема: « Дни недели».
Методическая разработка.Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста.Тема: « Дни недели».Цель: Сформировать знание дней недели. Развивать такие качества, как организованность, точность, ...
Презентация - дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с применением ИКТ по теме: "Правила дорожного движения"
Авторская разработка. Необходимо в игре соотнести специальные машины (грузовые, автобус, скорая помощь, почтовая машина) к зданиям (больница, детский сад, столовая, почта) и специальным знакам (знак о...
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме "Правильное питание".
Игры разработаны согласно ФГОС ДО...
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космос»
Цель: активизировать и расширить словать по теме «Космос». Развивать восприятие, память, логическое мышление....
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме «Петербурговедение».
Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста по теме «Петербурговедение»....