Долгосрочный групповой проект старший дошкольный возраст "Мы - россияне"
проект по развитию речи (старшая группа)
Целью данного проекта является воспитание чувства гордости за родную страну, её достижения и культуру.
Гордость - сильное чувство. Оно предполагает удовлетворение и радость, которые испытывает человек, когда видит чьи-либо или свои успехи, достижения; когда осознаёт достоинства, таланты, положительные качества, присущие отдельному человеку, группе людей или обществу в целом.
Проект позволит решить задачи воспитания и образования, направленные, в целом, на личностное развитие ребёнка-дошкольника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Реализация проекта предполагает широкое применение инновационных методов и приёмов ТРИЗ-технологий, современных информационных технологий.
В ходе интегрированной совместной деятельности участников образовательных отношений у детей появится уникальная возможность глубокого погружения в предлагаемую тему.
Важную роль в проектной деятельности сыграют родители воспитанников. Несомненно, совместное проживание сотворчества в проекте послужит сплочению детско-родительских отношений, упрочению семей. Педагоги, которые будут привлечены к реализации проекта, получат уникальный опыт взаимодействия по реализации содержания разных образовательных областей.
Проект "Мы - россияне" будет иметь логическое продолжение на следующий учебный год в виде долгосрочного группового проекта "Мы - разные, мы - вместе" по формированию толерантности, патриотизма, гражданственности и этнотолерантности в условиях поликультурного общества у детей подготовительной к школе группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgosrochnyy_gruppovoy_prekt_my_-_rossiyane.docx | 92.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребёнка - детский сад №16 "Белочка"
Долгосрочный групповой проект
(старший дошкольный возраст)
"Мы - россияне"
Разработала и реализовала:
воспитатель
Кондрюкова Олеся Анатольевна
город Бердск
2016 год
Введение.
Метод проектов занимает особое место в системе дидактических методов и приёмов, используемых педагогами ДОУ. Проектирование в нашем детском саду прочно вошло в практику работы с детьми и стало одним из направлений инновационной деятельности в саду. Особую актуальность оно получило в период внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, когда педагоги оказались перед необходимостью обновления содержания деятельности; форм и способов организации детей.
Анализируя целевые ориентиры на этапе завершения, мы с коллегами пришли к выводу, что проектирование представляет собой "универсальный инструмент" для их формирования. В ходе реализации проекта значительно повышается мотивация детей к различным видам деятельности, формируются навыки сотрудничества детей и взрослых, осуществляется деятельностный подход в образовании, а также - совершенствуется субъектная позиция ребёнка в педагогическом процессе.
Организация проектной деятельности включает в себя постановку цели, составление плана её реализации, поиск информации, которая потом будет осмыслена и обработана, оценку её выполнения и результат работы над проектом – модели, схемы, макеты, другие варианты продуктивной деятельности.
Одним из наиболее эффективных способов разработки проектов педагоги считают использование так называемой модели «трех вопросов»: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что мы узнали?
Уникальность представленного проекта заключается в широком использовании краеведческого материала для реализации поставленной цели.
Автор умело сочетает традиционные виды совместной деятельности участников образовательных отношений с инновационными, к которым с уверенностью можно отнести методы и приёмы ТРИЗ-педагогики, современные информационные технологии.
Курсовая подготовка у признанных мастеров ТРИЗ: Анатолия и Светланы Гин, Татьяны Александровны Сидорчук на базе лицея-интерната №7 г. Бердска и НГПУ позволила педагогу глубоко овладеть технологией, обобщить первоначальный опыт на педагогическом совете в ДОУ.
Данные промежуточного диагностического обследования детей старшей группы (январь 2017 год) показывают эффективность проводимой работы: дети проявляют стойкий познавательный интерес к прошлому и настоящему родного города, страны; к народному творчеству; проявляют бережное, созидательное отношение к окружающему. Дети уважительно относятся к культуре, традициям и обычаям русского народа, знают и соблюдают нормы и правила поведения, принятые в социуме, испытывают чувство гордости за свою Родину.
Активное участие родителей в проектной деятельности значительно обогатило её содержание. Родителям приятно ощущать себя значимыми и нужными в группе. Они высказывают высокую степень удовлетворённости от участия в разнообразных совместных мероприятиях и их результатов.
Педагоги детского сада, принимающие участие в проекте «Мы
- россияне», получают бесценный опыт взаимодействия по реализации содержания разных образовательных областей программы дошкольного воспитания; дополнительную мотивацию к дальнейшим творческим проявлениям в профессиональной деятельности.
Методист МАДОУ ЦРР№16 Гацко В.М.
Паспорт проекта.
Вид проекта: познавательный.
Цель: Воспитание чувства гордости за родную страну, её достижения и культуру.
Задачи:
- развивать интерес к родной стране, ярким событиям прошлого и настоящего;
- знакомить детей с государственной символикой;
- формировать представление о многообразии природы России (Крайний Север, Центральная часть, Юг, Дальний Восток);
- обогащать представление детей о культуре русского народа: народных играх, музыке, игрушках, устном народном творчестве, декоративно-прикладном искусстве;
- знакомить с особенностями внешнего облика, укладом жизни и культурными традициями представителей разных национальностей - жителей России;
- воспитывать уважительное отношение к культуре своего и других народов.
Длительность проекта: 1 год.
Участники проекта:
- дети старшей группы,
- родители воспитанников, воспитатели,
- педагоги ДОУ: воспитатель по изобразительной деятельности;
- музыкальный руководитель,
- хореограф,
- инструктор по физической культуре.
Актуальность.
Важным направлением образовательной деятельности детского сада является нравственно-патриотическое воспитание детей.
Родина для малыша начинается с его семьи, близких, дома, города. Современные дети мало знают об истории и сегодняшнем дне родного края, страны; об особенностях и многообразии природных объектов, об обычаях и традициях русского народа, культуре народов России. Лишь осознав себя частью Отечества, дети смогут гордиться его современным обликом и историей, проявлять уважение к традициям и культуре своего и других народов, бережно и созидательно относиться к окружающему.
Эти нравственные качества не появляются сами по себе. Их формирование и развитие осуществляется постепенно, в процессе накопления и эмоционального освоения ярких впечатлений. Такие впечатления дети получают в ходе разнообразных видов деятельности, совместной со взрослым или самостоятельной.
А.В. Запорожец отмечал, что ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное влияние и гармонично развивает умственные и физические возможности.
По мнению современных учёных, в старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, интерес к Родине начинает проявляться на эмоционально-нравственном уровне. Поэтому накопление конкретных представлений ребёнка об особенностях родного города, края, страны являются благодатной почвой для социального становления личности, формирования у детей ценностных ориентаций в поведении и деятельности.
Краткая аннотация проекта.
Целью данного проекта является воспитание чувства гордости за родную страну, её достижения и культуру.
Гордость - сильное чувство. Оно предполагает удовлетворение и радость, которые испытывает человек, когда видит чьи-либо или свои успехи, достижения; когда осознаёт достоинства, таланты, положительные качества, присущие отдельному человеку, группе людей или обществу в целом.
Проект решает задачи воспитания и образования, направленные, в целом, на личностное развитие ребёнка-дошкольника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Реализация проекта предполагает широкое применение инновационных методов и приёмов ТРИЗ - технологий, современных информационных технологий.
В ходе интегрированной совместной деятельности участников образовательных отношений у детей появится уникальная возможность глубокого погружения в предлагаемую тему.
Важную роль в проектной деятельности играют родители воспитанников. Несомненно, совместное проживание сотворчества в проекте послужит сплочению детско-родительских отношений, упрочению семей. Педагоги, которые будут привлечены к реализации проекта, получат уникальный опыт взаимодействия по реализации содержания разных образовательных областей.
Проект "Мы - россияне" будет иметь логическое продолжение на следующий учебный год в виде долгосрочного группового проекта "Мы - разные, мы - вместе" по формированию толерантности, патриотизма, гражданственности и этнотолерантности в условиях поликультурного общества у детей подготовительной к школе группы.
Постановка проблемы.
Многие мои воспитанники, вместе со своими семьями, регулярно совершают туристические поездки в разные страны мира. Возвращаясь из путешествия, дети с восторгом делятся впечатлениями об увиденном: экзотических растениях и животных, быте и обычаях людей, живущих в этих странах. При этом они имеют недостаточные представления о своей собственной стране, о традициях и культуре русского народа. Всё окружающее кажется им обыденным, и, на первый взгляд, неинтересным. Но это лишь потому, что никто не обращает внимание детей на уникальность, неповторимость природного окружения, людей, которые живут рядом с нами, народную культуру и особенности быта русского народа. Конечно, эпизодические обращения педагога к данному материалу не могут сформировать у детей чувство сопричастности к великому этносу, гордости за его историю и сегодняшний день, ответственности за будущее.
На самом деле, интерес к своему Отечеству у детей велик, его стоит только пробудить. Как меняются лица детей, когда звучит гармонь, как красиво могут они импровизировать в плясовой, как сопереживают персонажам народной сказки, как могут проявить милосердие к другому человеку в трудную минуту! Пусть всё это станет не отдельными эпизодами в жизни ребёнка, а ценностным содержанием его сущности.
В рамках данного проекта для этого будут созданы оптимальные условия.
Этапы проекта.
1. Подготовительный:
- Интегрированная совместная деятельность: "Мой дом, моя улица";
- Беседы: "Моя семья", "Как я провёл лето", "Мы - сибиряки";
- Сюжетно-ролевые игры: "Экскурсия по городу", "Поездка к бабушке в деревню";
- Домашнее задание: изготовление схемы "Моя дорога в детский сад";
- Чтение литературных произведений и стихотворений, просматривание иллюстраций к ним: Т. Коти «Моя первая книга о России», Е.Благинина «Родина», «Шинель»; П. Воронько «Лучше нет родного края», «Родина»; С. Дрожжин «Привет тебе, мой край родной...»; Н. Забила «Наша Родина» (отрывок, пер. с укр. 3. Александровой); М.Исаковский «Поезжай за моря-океаны»; Г. Ладонщиков «Родная Земля»; И. Суриков «Вот моя деревня», «Родина», М. А. Румянцева "Россия", Б.Арбит "Бердск";
- Разучивание русских народных игр, пословиц, поговорок;
- Разучивание и исполнение русских народных песен, частушек, колядок;
- Продуктивные виды деятельности:
- рисование: "Моя семья", "Праздник в родном городе";
- аппликация (обрывная): "В нашем городе осень";
- лепка: "Моё домашнее животное";
- коллективное конструирование: "Мой любимый детский сад".
2. Основной:
- Интегрированная совместная деятельность;
- Продуктивные виды деятельности;
- Игра, игровые упражнения;
- Образовательные ситуации;
- Целевые прогулки, экскурсии;
- Праздники, тематические и музыкальные развлечения.
Каждый месяц содержание основного этапа варьируется. В содержание оптимально включены разнообразные, инновационные формы организации детей, методы и приёмы ТРИЗ - педагогики, использование современных информационных технологий; предусмотрено взаимодействие с педагогами ДОУ, работниками учреждений культуры и родителями воспитанников.
3.Контрольный:
- Выставка продуктов совместной деятельности всех участников образовательных отношений.
Содержание проекта
" Мы - россияне"
Содержание проекта (мероприятия). Совместная деятельность. | Развивающая среда | Методическое обеспечение и интернет-ресурсы | Детская продуктивная деятельность | Совместная деятельность с родителями |
Сентябрь. 1. Интегрированная совместная деятельность: "Город, в котором я живу" (с использованием системного оператора). Программное содержание. Обогащать представление детей о городе Бердске, формировать понимание выражения "малая родина", воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им. (Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). Содержание деятельности. - Рассматривание старых и современных фотографий с видами города. - Ситуация общения "300-летие нашего города". - Чтение стихотворений местных поэтов. - Дидактические игры с усложнением "Узнай и назови", "Похоже - непохоже". - Чтение стихотворения Б. Арбит о Бердске. - Игра "Хорошо-плохо" | Альбомы с фотографиями старого и современного г.Бердска. Символика г.Бердска. Семейные фотографии. Кукла-Городовичок. | О.М Хлытина, В.И.Баяндин "Путешествие с городовичком по столице Сибири". Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 30. Стихи местных поэтов. | Работа с картой: "Мой родной город". Сюжетная аппликация "Мой красивый город Бердск" (коллективная композиция). Выставка детских рисунков "Любимый город глазами детей". | Родительское собрание "Воспитываем патриотов" Викторина с родителями "Знатоки родного края". Конкурс семейных газет "Мой любимый город Бердск". Сбор материала для создания группового фотоальбома "История города Бердска" Домашнее задание: -подготовить фотоматериалы о праздновании 300-летия города Бердска. |
2. Интегрированная совместная деятельность: "Города - соседи ". Программное содержание. Обогащать представление детей о городах России, познакомить с историей и символикой Новосибирска, некоторыми достопримечательностями города Новосибирска - столицы Сибири. (Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). Содержание деятельности. - Разминка "Назови соседей". - Рассматривание иллюстраций с изображением г.Новосибирска. - Игра "Похоже-непохоже" (найти отличия у гербов Бердска, Новосибирска). - Игровое упражнение "Город будущего" (с использованием колец Луллия). Дидактическая игра "Собери из частей целое" (городской пейзаж). | Открытки с достопримечательностями г.Новосибирска, иллюстрации с изображением символов Новосибирска, кукла - Городовичок. | О.М Хлытина, В.И.Баяндин "Путешествие с городовичком по столице Сибири". | Работа с картой "Чем интересны города - соседи?". Раскрашивание символов г.Новосибирск | Создание группового альбома "В новосибирском зоопарке" (из семейных архивов). Совместное составление рассказа "Город Новосибирск" |
Октябрь. 1. Интегрированная совместная деятельность: "Человек и планета" Программное содержание. - Поощрять познавательный интерес к изучению окружающего мира (существуют разные части Земли, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному); - упражнять в распознавании знаков, символов, используемых в картах, схемах, моделях. (Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). Содержание деятельности. - Рассматривание "Глобус - модель Земли". - Дидактическая игра "Узнай и назови". - Игра-путешествие по планете Земля. - Ситуация общения: "Чем похожи и отличаются люди нашей планеты". - Игра "Подари мне вопрос" | Глобус, физическая и политическая карты мира. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. стр. 121 | Лепка "Моя зеленая Планета" | Домашнее задание: рисование плаката "Сохраним нашу зеленую Планету" Подготовка атрибутов для игры путешествия: размещение в родительском уголке информации "Как сделать прогулку с ребенком полезной и увлекательной?" |
2. Интегрированная совместная деятельность: "Наша страна - Россия". Программное содержание. Формировать представление о том, что Россия - независимое государство, которое имеет свою символику (флаг и герб), соседствует и "дружит" с другими странами мира. Воспитывать чувство гордости за свою Родину. (Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). Содержание деятельности. - Проблемный вопрос: Что называют "Родиной"? - Беседа о государственной символики. - Рассматривание герба, флага России. - Слушание гимна России, песни "Мы о Родине поём" . - Дидактическая игра: "Собери флажок", "Сложи герб" (разрезные картинки). | Карта Российской Федерации, портрет президента РФ, флаг и герб нашей страны. Аудиозапись с гимном России, песней "Мы о Родине поём" (в исполнении Большого детского хора п/у В.С. Попова).
Дидактическая игра: "Собери флажок", "Сложи герб". | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. стр. 121 | Конструирование (с использованием техники торцевания) "Флаг Российской Федерации". Работа с самодельной контурной картой (далее - картой): "Границы России". | Родительское собрание: "Путешествие по великой державе" (знакомство с содержанием долгосрочного группового проекта). Анкетирование родителей "Знаете ли Вы свой город?" Фотовыставка "Моя семья". |
3. Интегрированная совместная деятельность: "Москва - столица нашего Отечества". Программное содержание. Сформировать представление детей о Москве как самом главном городе, столице государства; Познакомить с основными достопримечательностями Москвы; Воспитывать интерес к самому прекрасному городу нашей страны, чувство восхищения и гордости красотой столицы России. (Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). Содержание деятельности. - Проблемный вопрос "Что такое столица?" - Чтение и обсуждение стихотворения М.Глинки "Москва". - Рассматривание иллюстраций с достопримечательностями города Москвы, открыток с изображением города. - Дидактическая игра: "Иностранец" - Слушание песни о Москве "Москва майская" слова В. Лебедева-Кумача, музыка Дм. и Дан. Покрассов. | Иллюстрации с изображением города Москвы: древнего Кремля и Кремля нашего времени, Спасской башни с часами, Царь-Пушки, Царь-Колокола, Красной площади, Воробьёвых гор. Дидактическая игра: "Иностранец". Аудиозапись с песней "Москва майская" слова В. Лебедева-Кумача, музыка Дм. и Дан. Покрассов. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. стр. 118 | Конструирование из строительного материала: "Московский Кремль" Изобразительная деятельность: раскрашивание храма Василия Блаженного. | Домашнее задание: подобрать пословицы и поговорки о Родине и выучить с ребёнком наиболее понравившуюся. |
4. Строительная игра: "Моя Москва". Программное содержание. Закрепить представление детей о достопримечательностях г. Москвы. Развивать навыки игрового общения, воображение детей. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в процессе игровой деятельности. | Строительные наборы, модули, элементы детской мебели, игрушки, подручные материалы для зонирования пространства группы. Иллюстрации с изображением города Москвы (на магнитной доске). | Л.А.Парамонова "Теория и методика творческого конструирования в детском саду". | Совместно с детьми просмотр слайд-программы "Моя Москва" (из семейного архива). | |
Ноябрь. 1. Интегрированная совместная деятельность: " Природа России". Программное содержание. Познакомить с многообразием климатических зон России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью, представителями флоры и фауны разных зон России; формировать в представлении детей образ огромной по территории России. Развивать умение участвовать в коллективных разговорах, связно излагая собственные впечатления с использованием разных форм речи: речи - объяснения, речи-аргументации, речи-доказательства. Воспитывать бережное отношение к природному окружению. (Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). Содержание деятельности. - Беседа о Крайнем севере, тайге, фауне Средней полосы России, степи и климатических особенностях юга России с просмотром слайд - программы. - Рассматривание иллюстраций с изображением разных климатических зон, животных, растений. - Дидактическая игра "Наш вернисаж", "Узнай и назови". - Игры "Хорошо - плохо", "Да-нетка", "Узнай по описанию", "Кому, что нужно". - Слушание песни "Широка страна моя родная". - Психологический этюд "Покажи песню в движении". | Иллюстрации с изображением разных климатических зон, животных, растений. Выставка познавательной литературы в группе "Знайкин уголок". Физическая карта России.
Аудиозапись песни «Широка страна моя родная» муз. И. Дунаевского, сл. В. Лебедева-Кумача. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Развитие речи. стр. 55 | Изготовление коллективного макета из природного и бросового материала "На севере". Работа с картой: "Животные разных уголков России". | Домашнее задание: сочинение "Самая интересная поездка по России." Домашнее задание: выбрать из старых журналов, других источников изображения диких животных, живущих в России и вырезать их вместе с ребёнком. |
2.Игра-путешествие "Северный поход". Программное содержание. Обогащать представление детей о Крайнем севере: образе жизни коренных жителей Севера и их культуре, растительном и животном мире. Познакомить с народными играми северных народов. Развивать воображение детей. Предварительная работа: коллективное рисование "Северное сияние", постройка чума из подручных материалов, конструирование "Собачья упряжка" (пластилин, мелкие игрушки, нитки и т.п.) | Материалы для постройки чума, иглу (жилища из снега), моделирования собачьей упряжки | Большая детская энциклопедия. 5000 событий, фактов, явлений изд-во: Росмэн. | Экскурсия родителей по группе "Наш северный поход" (экскурсоводы - дети). | |
3. Интегрированная совместная деятельность: "Голубое богатство России". Программное содержание: Обогащать представление детей о природе России, познакомить с крупными реками и другими водоёмами: Волга, Енисей, Обь, Бердь, Обское водохранилище, с озером Байкал. Развивать связную монологическую речь, побуждать к составлению небольших рассказов из личного опыта. Воспитывать бережное отношение к природному окружению. (Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). Содержание деятельности. - Проблемный вопрос "Как вы думаете, что называют голубым богатством России?" - Просмотр слайд - программы "Реки моей страны". - Загадывание загадок. - Дидактическая игра "Составь парочку". - Выход на сюжетно-ролевую игру "Рыбалка". | Слайд -программа "Реки моей страны". Иллюстрации с изображением рек, озера Байкала, их обитателей. Правила поведения в картинках на реке зимой. Загадки про реку, лёд. | Слайд -программа "Реки моей страны". | Работа с картой: "Великие и малые реки России". Выставка рисунков "Мы живем на берегу реки Бердь". | Домашнее задание для родителей: беседа о безопасном поведении на реке зимой". Совместная воскресная целевая прогулка к проруби. Наблюдение за "моржами" (знакомить детей с нетрадиционным методом закаливания. Побуждать к активности и самостоятельности в изучении природного мира: высказыванию догадок, размышлений о причинах природных явлений). |
Декабрь. 1. Интегрированная совместная деятельность: " Россия - великая страна". Программное содержание. Познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей. (Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). Содержание деятельности. - Беседа о людях разных национальностей: чем похожи и в чем различие? - Рассматривание кукол в национальной одежде. - Дидактические игры: "Чей костюм?"; "Кто больше знает?"; "Найди общее"; "Найди отличия". - Дидактическая игра "Продолжи узор". | Иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах, куклы, одетые в национальные костюмы. Дидактические игры: "Чей костюм?" ; "Кто больше знает?"; "Найди общее"; "Найди отличия". | Зеленова Н.Г. "Мы живём в России". Подготовительная группа. Стр.57. Алёшина Н.В. "Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью" Стр.137, 158. | Создание мини-музея из кукол "Народы нашей страны". | Посещение группы родителями " Дети - приглашают в наш музей". Изготовление венков, кушаков, других атрибутов народных костюмов для уголка ряжения. |
Январь. Музыкально-тематическое развлечение: "Русские колядки". Программное содержание. Познакомить с традиционными русскими народными праздниками; совершенствовать умение делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности; прививать любовь к традиционным праздникам; развивать понимание названий праздников. Доставить удовольствие от совместно прожитого интересного действа. (Интеграция образовательных областей познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). : Содержание деятельности. - Коледование с песнями и плясками, народными играми и угощением. | Костюмы для праздника, музыкальные инструменты, подарки малышам, изготовленные своими руками. | Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуре. Князева О.Л. Как жили люди на Руси. | Конструирование "Кукла из бабушкиного сундука. Кукла - пеленашка". Изготовление шумовых инструментов для сопровождения Колядок. | Развлечение с родителями "Пришла Коляда, отворяй ворота". Экскурсия вместе с родителями в комнату русского быта городского историко-художественного музея. Выпуск информационного листка для родителей "Зимние народные праздники на Руси". |
Февраль. Беседа "Олимпийские надежды ". Программное содержание. Формировать у детей представление об Олимпийских играх как мирном соревновании людей; развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, совершенствовать личностные качества детей с использованием нравственного и эстетического опыта Олимпиад: сотрудничество и взаимопомощь, выдержка, волю к победе, целеустремленность, желание получить наилучший результата в деятельности. (Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие). Содержание деятельности. - Проблемный вопрос "Что такое олимпиада?" - Мультимедийная презентация с использованием интерактивной доски: «Олимпийские виды спорта», «Передача олимпийского флага из Ванкувера в Сочи». - Психологический этюд "Мы - спортсмены". - Дидактическая игра "Угадай и назови". | Спортивный инвентарь для физкультурного досуга: 3 флажка разного цвета, 2 ориентира, штаны для бега, 4 обруча, 2 корзины, луковицы, 2 мяча, 2 ракетки, воздушные шарики, клюшки. Альбомы фотографий и иллюстраций, познавательного материала по теме «Олимпиада». Аудиозапись: Олимпийские гимн. Сочи 2014. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. стр. 81 Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. Стр. 88 | Выставка рисунков детей на тему «Зимние виды спорта». | Сценарий совместной деятельности: "Организация подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста"
Фотогазета «Мы занимаемся спортом» (по итогам физического досуга). Конкурс семейных рисунков "Мой привет Олимпиаде". |
Март. 1. Интегрированная совместная деятельность: " Русские народные промыслы". Программное содержание. Обогащать представление детей о русских народных промыслах, воспитывать интерес к уникальному творчеству народных умельцев. Активизировать словарь детей словами: хохломская, филимоновская, богородская, дымковская игрушки. (Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). Содержание деятельности. - Экскурсия в комнату русского быта для знакомства с выставкой предметов русско-народного творчества. - Беседа о народных промыслах. - Дидактические игры "Узнай и назови", "Похожи - не похожи?" - Роспись трафарета "Мы мастера из Дымково. Дымковская лошадка". | Предметы русских народных промыслов: хохломская посуда, дымковские, филимоновские и богородские игрушки. Дидактическая игра "Узнай и назови", "Похожи - не похожи?" | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Стр. 59. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр.58, 64. | Аппликация: «Орнаменты для сарафанов и кокошников». Рисование орнаментов по мотивам дымковской росписи. Пластилино графия "Разноцветные рушники". Лепка по мотивам богородской игрушки: "Косматый мишка". | Мастер - класс по росписи тарелок: "Дымковское чудо" от воспитателя по изобразительной деятельности. |
2.Интегрированная совместная деятельность: "Наш русский огород". Программное содержание. Знакомить детей с многообразием семян овощных культур. Обогащать представление о труде людей в природе. Воспитывать трудолюбие, желание участвовать в коллективных видах деятельности для получения лучшего результата. Побуждать к использованию в речи пословиц и поговорок о труде. Поощрять аккуратность, умение самостоятельно планировать собственную деятельность и прогнозировать её результат. (Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). Содержание деятельности. - Рассматривание семян овощных культур. - Обсуждение алгоритма деятельности при посадке овощных культур. - Подготовка контейнеров с землей для посева рассады. - Посадка семян в землю, уход за посевами. - Заполнение дневников наблюдений "юных огородников". - Дидактическая игра "Поможем Золушке разобрать семена". - Дидактическая игра "Выложи и угадай" (выкладывание контуров загаданного предмета с помощью крупных семян). - Дидактическая игра "Угадай на ощупь" (сухой бассейн с фасолью и мелкими игрушками). | Семена овощных культур, почвогрунт, материалы и оборудование для посева семян и ухода за посевами. | Г. Серикова "Всё о семенах овощных культур". | Посадка семян в землю, уход за посевами. | Тематическое совместное развлечение «Посиделки с самоваром». Выставка "Золотые руки наших бабушек". |
3. Музыкальное развлечение "В гостях у гармошки". Программное содержание. Приобщать детей к истокам народного творчества. Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа. Развивать в процессе музицирования чувство музыкального слуха. Совершенствовать умение слушать музыку; различать жанры народных песен. (Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). Содержание деятельности. - Встреча с музыкальным фольклорным коллективом - театром народных инструментов "Родники" г.Новосибирск (народные игры, слушание русско-народных песен, народные песни и пляски). | Потешный фольклор (дразнилки, скороговорки, считалки, потешки, заклички, загадки, пословицы). Музыкальные инструменты: свистулька, ложки, бубны, трещотки. | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Стр. 53, 59. | ||
5. Интегрированная совместная деятельность: "Зачем нужен паспорт?". Программное содержание. Обогащать представления детей о социальном поведении взрослых, их социальных ролях. Упражнять детей в деловом общении со взрослыми и сверстниками. Закреплять умение сотрудничать, использовать в речи разные её формы: речь-объяснение, речь-доказательство, речь-аргументацию. Воспитывать основы гражданской позиции детей. (Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). Содержание деятельности. - Проблемный вопрос "Для чего нужен человеку паспорт?" - Рассматривание и обсуждение паспорта. Обсуждение алгоритма составления паспорта сказочного героя. - Самостоятельное составление паспортов сказочных героев. | Дорожная сумка, паспорт, бланки сказочных паспортов, клей, кисть, фломастеры. | Журавлева Н.М., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Составление загадок детьми по знакомым им произведениям (статья) http://www.trizminsk.org/e/prs/232022.htm Синдяева О.Н., Сидорчук Т.А. Обучение старших дошкольников составлению связных текстов фантастического содержания (статья) http://www.trizminsk.org/e/prs/232056.htm | Изготовление паспортов героев русских сказок. | Детский спектакль для родителей "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". |
Апрель. 1. Интегрированная совместная деятельность: "Что за прелесть эти сказки!" Программное содержание. Знакомить с различными видами сказочных произведений, упражнять в узнавании персонажей сказок, названия и автора. Закреплять и совершенствовать умения использовать средства выразительности (поза, жест, мимика, интонация, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный). Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). Содержание деятельности. - Рассматривание иллюстраций к русско-народным сказкам. Дидактическая игра "Назови героя сказки". - Разучивание присказок, зачинов и концовки сказок. - Дидактическая игра "Угадай по движению". | Выставка сказок в литературном уголке. | Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Стр. 114, 124, 158, 178, 197, 237, 250, 289, 341, 412. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. Стр. 70 | Лепка - экспериментирование с художественными материалами: "Пернатые, мохнатые, колючие..." Организация выставки рисунков детей «Герои сказок». Коллективная работа (пластилинография) "Пасхальное чудо!" к городскому конкурсу детского творчества "Дорого яичко ко Христову Дню" | Консультация для родителей «Как сделать речь ребёнка образной и выразительной с помощью сказки». Поместить в родительский уголок информацию с примерной тематикой сказок для детей 5-6 лет. |
2. Игра-драматизация по мотивам русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Программное содержание. Совершенствовать использование в речи выразительных средств языка (повторов, "сказочных" слов, образных выражений). Развивать фразовую речь в соответствии с текстом сказки, речевую и пантонимическую выразительность, чувство партнерства в драматизации; закрепить знание содержания сказки; доставить удовольствие от игры. (Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). Предварительная работа: - Рассказывание сказки. - Рассматривание иллюстраций. - Беседа по сказке. Содержание деятельности. - Обыгрывание эпизодов сказки. Драматизация сказки. | Иллюстрации с русской народной сказкой "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка". Маски (шапочки) персонажей сказки. | Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Стр. 341. | Драматизация русской народной сказки "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (для детей средней группы). | Домашнее задание: изготовление атрибутов и декораций для спектакля |
Май. 1. Интегрированная совместная деятельность: "Наши деды надевают ордена". Программное содержание. Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историческими фактами военных лет. Обогатить представления детей о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям принимавшим участие в сражениях за Родину. (Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). Содержание деятельности. - Проблемный вопрос: "Кого называют героем?" - Чтение Л.Кассиль "Твои защитники". - Рассматривание плаката «Родина – мать зовет». - Просмотр слайд - программы "Наша Победа". | СД-диск с песнями ВОВ: «Синий платочек», «День Победы». Плакат «Родина – мать зовет». Художественная литература военной тематики. Слайд-программа "Наша Победа". | Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Стр. 81. Великая Отечественная война. /http://puzkarapuz.ru/51511-velikaya-otechestvennaya-vojna.html Малышам (и не только) о празднике Победы - 9 мая, о войне, об орденах и медалях / http://kids-kids.ru/archives/138 | Аппликация «Открытка для ветерана». Лепка "По всей России обелиски как души, рвутся из земли..." Рисование «Салют Победы» | Литературно-музыкальный праздник "Люблю тебя, моя Россия!" Участие детей и родителей в городском празднике «День победы». Домашнее задание: Разучивание пословиц и поговорок о доблести, чести и славе. |
2. Интегрированная совместная деятельность: "Мой детский сад". Программное содержание. Обогащать представления детей о детском саде: воспитанниках, профессиях сотрудников и назначении помещений. Воспитывать у детей любовь и привязанность к детскому саду. (Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие). Содержание деятельности. - Беседа "Детский сад - наш дом родной". - Целевая прогулка по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. - Интервью "С кем я хочу дружить?" - Дидактические игры "Да-нетка", "Узнай по описанию", "Кому, что нужно", "Фантазеры". - Ситуация общения: "Почему наш сад имеет название "Белочка"?" (составление описательного рассказа о белочке с помощью модели имен признаков). -Беседа - фантазирование "В нашем детском саду исчезли все взрослые..." - Речевая игра "Подари мне вопрос" (вопросы уточняющего и оценочного типа (Что хорошего? Что плохого? Правда ли? Верно ли?) | Альбомы с фотографиями старого и современного детского сада. | Коллективная работа (пластилинография): "Наш детский сад - самый лучший" | Домашнее задание: Составление схемы "Я иду в свой детский сад (дорога из дома в детский сад). Творческое задание: семейный рисунок к 70-летию детского сада "Мой красивый детский сад". Анкетирование "Детский сад глазами родителей". |
Мониторинг.
1. Изучение познавательного интереса к родной стране, её настоящему и прошлому.
2. Представление о природном многообразии России.
3. Представление о народах, населяющих Россию, их культуре и жизненном укладе.
4. Проявление в поведении детей отношения к предметам и явлениям ближнего окружения, родному городу, стране.
Ожидаемые результаты.
- Дети проявляют интерес к играм, книгам, рассказам взрослого о родной стране.
- Понимают, что Россия - большая многонациональная страна, в которой все люди должны жить в мире и согласии.
- Имеют представления о природе родной страны, ярким событиям её недавнего прошлого, великих россиянах (воинах, изобретателях, путешественниках, художниках), прославивших Россию.
- Стремятся поделиться впечатлениями о поездках в другие города, о телевизионных программах, прочитанных, вместе с родителями, книгах и т.п.
- С удовольствием исполняют народные песни, танцы, играют в народные игры.
- Охотно участвуют в общих делах социально-гуманистической направленности, проявляют инициативность и самостоятельность.
- Выражают желание в будущем, когда вырастут, трудиться на благо родной страны.
- Дети гордятся своей Родиной, собственной принадлежностью к великому этносу.
Критерии оценки.
у детей:
- стойкий познавательный интерес к прошлому, настоящему и будущему родного города, страны;
- чувство гордости за свой город, стремление сохранить его самобытность, красоту;
- уважительное отношение к культуре, традициям и обычаям русского народа, других народов России;
- бережное, созидательное отношение к предметам и явлениям ближнего окружения;
у родителей:
- удовлетворенность от участия в совместных с детьми делах; жизни группы и детского сада.
у педагогов:
- повышение профессиональной компетентности в вопросах взаимодействия по реализации содержания образовательных областей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный экологический проект в дошкольном образовательном учреждении
В современной системе образования все чаще используется интегрированный подход, при котором ребенок получает единое и комплексное обучение уже с детского сада и до окончания школы. ...
Перспективный план долгосрочного группового проекта «Семья»
Перспективный план долгосрочного группового проекта «Семья»в подготовительной к школе группе...
Долгосрочный групповой проект по образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
Одной из актуальных задач дошкольного учреждения является обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах. Как показал анализ несчастных случаев с детьми, знания детьми одних лишь Правил дорожного ...
Познавательно-исследовательский, долгосрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста.САД-ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями...
«Времена года» Долгосрочный групповой проект
Экология. Формирование основ экологической культуры. В период дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышлени...
Диагностический материал к долгосрочному групповому проекту "Мы-россияне!"
Диагностический материал к долгосрочному групповому проекту "Мы - россияне"...
Познавательно-исследовательский, долгосрочный групповой проект для детей старшего дошкольного возраста «Огород на окне»
Заканчивается зима. Солнышко с каждым днём всё выше и выше, а день всё длиннее и теплее. Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду яв...