конспекты по ознакомлению с окружающим "Мини-музей книги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспекты содержат информацию,позволяющую знакомить детей с возникновением письменности иписьменных принадлежностей; с историей книги; с разнообразием алфавитов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
дети знакомятся с историей возникновения бумаги и письменных принадлежностей | 15.63 КБ |
konspekt_ekskursii.docx | 13.49 КБ |
knigi_raznye_nuzhny.docx | 14.49 КБ |
bukvy_so_vsego_sveta.doc | 30 КБ |
konspekt_ekskursii.docx | 13.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект экскурсии « На чем и чем писали в древности»
по мини-музею книги для детей старшей группы.
Программное содержание:
Познакомить детей с историей происхождения книги; показать, как она менялась в течение длительного времени. Формировать интерес к книгам, чтению.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации
Ход экскурсии:
Экскурсовод:- Ребята, я приглашаю вас в наш музей книги. Кто помнит, как он называется? («Не человек, а рассказывает»)
Правильно, а что вы уже знаете о книгах? (Дети коротко рассказывают) Сегодня вы тоже узнаете много интересного. (показывает глиняную табличку) Как вы думаете, что это? Из чего сделана эта табличка? (дети трогают, гладят её, определяют материал) Да, это глиняная табличка. Как вам кажется, почему эта табличка находится в нашем музее книги? (предположения детей). Да потому что на таких табличках и были написаны первые книги!
Давно в Вавилоне
Написана была
На глиняных дощечках
Такие вот дела!
Когда глина была ещё мягкой, незасохшей, на ней ставили значки острой палочкой. А потом такую табличку обжигали в специальной печи и она становилась твердой. Такие глиняные книги – дощечки были толстыми и тяжелыми.
Их приходилось хранить в деревянных ящиках (воспитатель показывает набор принадлежности для письма – ручки. Перья, палочки и т.д.)
Попробуйте найти здесь те предметы, которыми писали на глиняных табличках. Правильно, это острые палочки. Как вы думаете, удобно ли было писать на таком материале, такими предметами?
Поэтому люди постоянно искали другие материалы, пригодные для письма. В некоторых странах писали на камнях! (Детям предлагаются крупные камни с процарапанными символами. Дети ощупывают их.) До наших времен дошли каменные плиты с выбитыми буквами-символами. Представьте, что вам надо написать длинное письмо на камне: какой же величины должен быть камень, чтобы на нем уместился хотя бы коротенький рассказ?
Какой бы материал предложили бы вы для письма?(бумагу) Но до изобретения бумаги было далеко. Но до изобретения бумаги было ещё далеко. В Китае например умели делать тонкий красивый материал – шелк. Из него до сих пор шьют красивые наряды. А в давние- давние времена китайцы писали на шелке кисточкой! Найдите нужные предметы в нашем музее. (дети находят кусочек шелка и кисточки). А потом те же китайцы придумали шелковую бумагу. (показ образца, дети пробуют его наощупь) Они же придумали и бумагу из коры деревьев и щепочек. (показ иллюстрации) В большом каменном сосуде эти щепки заливали водой и долго растирали, чтобы получалась бумажная каша. Потом эту кашу выливали на большую деревянную сетку так, чтобы на этой сетке не было комочков и бугорков. Когда бумажная каша высыхала, то и получался лист бумаги. Это был большой секрет. Китайцы никому не открывали тайну создания бумаги. Поэтому в других странах люди писали на тех материалах, которые у них были под рукой. Например у нас на Руси было много березовых лесов. И русские люди придумали использовать для письма березовую кору – бересту. Бересту срезали с березы, а буквы на бересте процарапывали палочками из костей животных. Затем бересту скручивали в свитки. (показ свитка) Такие «книги» из березовый коры назывались берестяными грамотами. Какие похожие слова вы знаете? (грамотей, грамотный, грамматика).
Шло время, и наконец бумагу стали использовать для письма не только в Китае, но и в других странах. Но писали на ней все еще разными предметами. (предлагает детям коллекцию письменных принадлежностей). Как вы думаете, что из этого использовали в давние времена, когда не было ручек, фломастеров, карандашей? (дети находят или воспитатель показывает уголь и гусиное перо) Попробуйте написать угольком. (дети экспериментируют) Какие при этом неудобства? (уголь пачкается, ломается). Люди стали использовать гусиные перья. Их надо было подточить специальным ножиком, а потом обмакивать постоянно в чернила. Чернила тоже пачкались, могла и пролиться. Поэтому надо было быть аккуратным. А чтобы буквы на бумаге скорее просохли их посыпали песком или мукой. Про перо для письма даже сочинили загадку:
Поймаю гуся,
Пущу его в воду,
Буду им водить,
Он будет говорить.
А вот загадка про еще одну письменную принадлежность:
Умный Ивашка,
Всю жизнь в одной рубашке,
По белому полю пройдет –
Каждый след его поймет.
Что это? Правильно, карандаш.
Чтобы создать одну книгу при помощи гусиного пера или карандаша требовалось очень много времени. Писал один или несколько человек, у которых был красивый, разборчивый почерк. Но, люди хотели читать книги, хотели, чтобы книг было много. А для этого нужны были специальные машины – печатные станки и пишущие машинки. (показ иллюстраций).
А что сейчас используют для печатания текстов? (дает детям подумать и показывает детский ноутбук).
Видите как много изобретений придумал человек, для того чтобы читать и писать книги. Может быть, когда вы вырастете, то тоже придумаете что-то интересное и новое распространения книг.
Предварительный просмотр:
Конспект экскурсии «Такая разная бумага» для детей старшей группы
Программное содержание:
Познакомить детей с разными видами бумаги, расширить кругозор дошкольников;
Формировать активную жизненную позицию, подвести детей к пониманию, того что бумагу необходимо экономить.
Материал и оборудование:
Разные виды бумаги, указка, иллюстрации.
Ход экскурсии
Экскурсовод:
- Здравствуйте, ребята! Я опять хочу пригласить вас в музей книги. Хотите его посетить? (дети подходят к экспозиции).
Сначала я хочу проверить, а помните ли вы на чем писали в древние времена? (на глиняных табличках, на камнях, на папирусе, на бересте, на коже животных).
Правильно, вы все помните. На этих материалах писать было неудобно. Но вот наконец, изобрели бумагу. Мы уже говорили с вами о том, как на бумажной фабрике делают бумагу с помощью сложной машины. (показывает иллюстрацию, даёт детям вспомнить и повторить информацию) Вы уже знаете, что из бумаги делают книги. А что ещё из неё можно сделать? (альбомы, блокноты, журналы, газеты, картон, коробки, фантики, плакаты, конверты, тетради, обои, цветную бумагу, упаковочную и т.д.)
- Я буду вам показывать разные виды бумаги, а вы называйте: альбомная, цветная, газета, плакат, обои, тетрадная. А сейчас задание будет ещё труднее – я буду вас по очереди приглашать, а вы должны будете угадать, что это за бумага наощупь, с закрытыми глазами! А остальные должны будут молчать, не подсказывать.
(Дети на ощупь определяют фольгу, бархатную, гофрированную бумагу, салфеточную и описывают свои тактильные ощущения: бумага мягкая, нежная, тонкая, рвется – салфетка; жесткая, шершавая, плохо сминается – картон; жесткая, но бархатистая, приятная на ощупь – бархатная; гладкая, скользкая – фольга; тонкая, мягкая, слегка сморщенная – гофрированная. Взрослый может помочь наводящими вопросами).
- Молодцы, все виды бумаги отгадали!
А как вы думаете, много ли бумаги выпускается на бумажной фабрике? Да, ведь она необходима нам всем каждый день. Но помните ли вы, из какого материала создается бумага? Правильно, из древесины. Но подумайте, если всеми нами каждый день используется столько бумаги, то сколько же деревьев вырубается для её изготовления? Да, очень много. Чем это плохо? (предположения детей). А чем мы с вами можем помочь? (высказывание детей).
Можем ли мы с вами экономнее расходовать бумагу? А что это значит, как вы думаете? Не рвать бумагу попусту, использовать весь лист при рисовании; бережно относиться к книгам, чтобы они прослужили дольше. Можете вы это сделать? А ещё можно собирать ненужную, использованную бумагу, старые газеты и журналы и сдавать их в пункт приёма макулатуры. Макулатура – это старая бумага, которую можно переработать, переделать и использовать снова. Давайте договоримся с родителями и откроем такой пункт приёма макулатуры у нас в детском саду.
Вам понравилась наша экскурсия? С чем вы сегодня познакомились?
Что вам понравилось?
Приходите в наш музей ещё!
Предварительный просмотр:
Конспект экскурсии
«Книги разные нужны, книги разные важны» для детей старшей группы
Программное содержание:
Познакомить детей с разнообразием книг, вызвать интерес к теме
Материалы и оборудование:
Красочно оформленная выставка книг, указка.
Словарная работа: музей, экскурсовод, книги-гиганты, книжки-малышки, энциклопедии, словари, книга-карусель, учебники, книжка-раскладушка, звучащая книга.
Ход экскурсии. Дети сидят на стульях.
Экскурсовод:
- Здравствуйте, дорогие гости!
Я приглашаю вас в музей. Знаете, что это такое? (выслушивает возможные ответы)
Музей – это место, где хранятся и изучаются различные интересные вещи. Какие интересные вещи вы можете себе представить? Такие интересные, чтобы из них можно было составить коллекцию, выставку, и отправить в музей. (предположения детей).
- Интересные собрания предметов у вас бы получилось. На самом деле в в музее могут быть собраны казалось бы обычные вещи. В мире есть музей часов, музей валенка, музей спичек, музей салфетки, музей утюга. (взрослый перечисляет музеи, делая паузу, чтобы поняли и удивились).
Есть и другие похожие музеи, где собраны всем знакомы вещи, но работники музея так интересно составляют коллекцию этих предметов, рассказывают о них много интересного, что люди которые приходят в музеи никогда не скучают)
Работник музея, который рассказывает посетителям о собранных коллекциях называется «экскурсовод». Кто может повторить это красивое слово? (индивидуальные ответы)
Экскурсовод проводит экскурсии, я тоже экскурсовод. Хотите я проведу для вас экскурсию по нашему музею? Но сначала отгадайте, какие предметы собраны в этом музее. Для этого надо отгадать загадку:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а рассказывает.
Правильно, это книга. И наш музей так и называется – «Не человек, а рассказывает.» (Дети проходят к мини-музею, воспитатель даёт им время рассмотреть экспонаты).
Экскурсовод:- Видите, сколько в нашем музее книг и какие они все разные! Их много. Интересно, сможете ли вы найти нужную? Давайте проверим: я буду называть книгу, а тот, кого попрошу укажет на неё так, чтобы всем было видно, с помощью указки. Федя, покажи, пожалуйста, книгу-гиганта.
Оксана. Найди, пожалуйста, книгу – малышку. (Аналогично дети находят книгу для купания, книгу – шнуровку, книгу – погремушку, книгу с магнитами).
Молодцы! В нашем музее есть и другие необычные книги. Вот эта книга умеет петь! (показывает звучащую книгу, дети по очереди нажимают на музыкальные клавиши) Интересная книга?
А вот эта книга интересна, как вам кажется? (показывает учебник без картинок, выслушивает предположения детей)
На самом деле в этой книге очень много интересного, но познакомитесь вы с ней в школе. Это учебник. Как вы думаете, почему он так называется? Да, потому что многому сможет вас научить. И хоть здесь нет картинок, но эта книга очень важна.
Говорит она беззвучно,
Но понятно инее скучно.
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь в десять раз умней!
Как вы думаете, а это что за книга? (показывает книжку-карусель, держа её за петельку). Эта книжка может крутиться и поэтому называется книга – карусель. Вот как много книг в нашем музее. Как бы вы их описали, какие они? (интересные, красивые, яркие, сказочные, добрые, волшебные) Все их сделали на сложных станках. На есть в нашем музее одна полочка, где лежат книги, которые не печатали на станке. Найдите её. (Дети находят полку с книжками-самоделками, которые они смастерили сами). Ваши книги – очень ценные экспонаты в нашем музее.
Хотите ещё сделать таких же книг?
Куда вы сегодня попали? (в музей)
Вам понравилось?
Приходите ещё, до свидания!
(После экскурсии дети могут продолжать рассматривать книги.)
Предварительный просмотр:
Конспект экскурсии по мини- музею книги
«Буквы со всего света» для детей старшей группы.
Программное содержание:
Расширять знания детей об окружающем мире, развивать познавательные способности, формировать интерес к чтению.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации с изображениями людей разных национальностей, образцы различных шрифтов; листы бумаги, карандаши, шнурки.
Предшествующая работа:
Чтение сказок разных народностей, рассматривание иллюстраций к ним. Чтение сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо».
Ход экскурсии
Экскурсовод::
- Ребята, я снова приглашаю вас в музей книги. Хотите ещё раз побывать там? Угадайте, о чём я хочу рассказать:
Чёрные чернизины
Строчками нанизаны.
Засмотрелся Фома,
Понабрался ума.
Что это? Правильно, это – буквы. А почемув нашем музее книги мы сегодня говорим о буквах, как вы думаете? (предположения детей) Да, буквы, письменность необходимы при написании книг. Но так было не всегда. Вспомните сказку о том, «Как было написано первое письмо», что люди в то время использовали вместо букв? (знаки, рисунки, символы). (воспитатель показывает иллюстрации со шрифтом острова Пасхи)
- Посмотрите, какие были рисунки. (дает время рассмотреть) Какие знакомые изображения вы видите? (птица, рыба, волна и т.д.) Правильно, и здесь зашифровано сообщение о рыбной ловле. У египтян лодка с парусом означала слово «плыть», а без паруса – «стоять». Лес – 2 дерева.
Разные народы придумывали разные письменные знаки. (показ иллюстрации с изображением индейцев Южной Америки).
Эти люди из племени индейцев живут в далёкой Южной Америке, и вот какая у них была азбука. ( показ шрифта). На какие фигурки похожи эти символы, присмотритесь к ним (дерево, человек, олень). Какую историю вы могли бы сочинить, глядя на эти знаки? (заслушивается 1-2 небольших рассказа)
А хотите придумать собственную азбуку, нарисовать какие нибудь рисунки – символы, глядя на которые можно что-либо рассказать? Придумайте и нарисуйте с помощью знаков, как человек пошел в лес, или свою любую историю. (дети зарисовывают несколько символов. Затем 2-3 рисунка рассматриваются и кратко обсуждаются)
А некоторые народы и вовсе обходились без письменности. Они не знали букв, но все равно отправляли друг другу послание. Например индейцы Северной Америки (показ иллюстрации) «писали письма» завязывая на веревочках сложные узелки! Хотите попробовать написать письмо, как индейцы? (детям предлагается связка шнурков, даётся возможность поиграть с ними, завязывая узлы)
- Вы ещё будете играть в индейцев и писать письма с помощью узлов. А сейчас вернемся в наше время. К сожалению не все люди могут читать. Есть люди, у которых плохое зрение, или они вообще не видят. Это большая беда. Представьте, как тяжело этим людям. Но и для них созданы специальные книги с особым шрифтом. Это выпуклые круглые знаки, которые можно… Догадайтесь, что сделать? Да, потрогать. Именно так и читают слепые люди. (детям предлагается пощупать шрифты Брайля).
Помните, зрение нужно беречь и давать глазам отдохнуть. Давайте сделаем гимнастику для глаз. (активная минутка) Много интересного скрыто в книгах, даже буквы у всех народов разные. (рассматривание иллюстраций с индийским, греческим, английским шрифтом). Но мало этого, некоторые народы пишут сверху вниз! (показ иллюстрации с изображением японца и японских иероглифов; рядом с иероглифами проведенная стрелка показывает направление письма). А в арабских странах пишут справа налево! (воспитатель подчеркивает направление рукой, показывает иллюстрации).
Вот какие разные буквы! А вы хотите научиться читать, понимать буквы?
Прилетели галки в поле
И уселись на снегу…
Стану я учиться в школе,
Разобраться в них смогу.
Растите скорее, чтобы научиться читать!
Предварительный просмотр:
Конспект экскурсии «Такая разная бумага» для детей старшей группы
Программное содержание:
Познакомить детей с разными видами бумаги, расширить кругозор дошкольников;
Формировать активную жизненную позицию, подвести детей к пониманию, того что бумагу необходимо экономить.
Материал и оборудование:
Разные виды бумаги, указка, иллюстрации.
Ход экскурсии
Экскурсовод:
- Здравствуйте, ребята! Я опять хочу пригласить вас в музей книги. Хотите его посетить? (дети подходят к экспозиции).
Сначала я хочу проверить, а помните ли вы на чем писали в древние времена? (на глиняных табличках, на камнях, на папирусе, на бересте, на коже животных).
Правильно, вы все помните. На этих материалах писать было неудобно. Но вот наконец, изобрели бумагу. Мы уже говорили с вами о том, как на бумажной фабрике делают бумагу с помощью сложной машины. (показывает иллюстрацию, даёт детям вспомнить и повторить информацию) Вы уже знаете, что из бумаги делают книги. А что ещё из неё можно сделать? (альбомы, блокноты, журналы, газеты, картон, коробки, фантики, плакаты, конверты, тетради, обои, цветную бумагу, упаковочную и т.д.)
- Я буду вам показывать разные виды бумаги, а вы называйте: альбомная, цветная, газета, плакат, обои, тетрадная. А сейчас задание будет ещё труднее – я буду вас по очереди приглашать, а вы должны будете угадать, что это за бумага наощупь, с закрытыми глазами! А остальные должны будут молчать, не подсказывать.
(Дети на ощупь определяют фольгу, бархатную, гофрированную бумагу, салфеточную и описывают свои тактильные ощущения: бумага мягкая, нежная, тонкая, рвется – салфетка; жесткая, шершавая, плохо сминается – картон; жесткая, но бархатистая, приятная на ощупь – бархатная; гладкая, скользкая – фольга; тонкая, мягкая, слегка сморщенная – гофрированная. Взрослый может помочь наводящими вопросами).
- Молодцы, все виды бумаги отгадали!
А как вы думаете, много ли бумаги выпускается на бумажной фабрике? Да, ведь она необходима нам всем каждый день. Но помните ли вы, из какого материала создается бумага? Правильно, из древесины. Но подумайте, если всеми нами каждый день используется столько бумаги, то сколько же деревьев вырубается для её изготовления? Да, очень много. Чем это плохо? (предположения детей). А чем мы с вами можем помочь? (высказывание детей).
Можем ли мы с вами экономнее расходовать бумагу? А что это значит, как вы думаете? Не рвать бумагу попусту, использовать весь лист при рисовании; бережно относиться к книгам, чтобы они прослужили дольше. Можете вы это сделать? А ещё можно собирать ненужную, использованную бумагу, старые газеты и журналы и сдавать их в пункт приёма макулатуры. Макулатура – это старая бумага, которую можно переработать, переделать и использовать снова. Давайте договоримся с родителями и откроем такой пункт приёма макулатуры у нас в детском саду.
Вам понравилась наша экскурсия? С чем вы сегодня познакомились?
Что вам понравилось?
Приходите в наш музей ещё!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект НОД Ознакомление с окружающим (предметное окружение) "Познание" с детьми подготовительной группы на тему: «Любимые книги наших детей».
«Любимые книги наших детей»....
Презентация "Ознакомление детей с Красной книгой РФ"
Природа с рождения окружает ребенка. Важно воспитывать способность у детей позитивно взаимодействовать с природой, руководствоваться гуманным и экологически грамотным отношением к окружающей природе. ...
Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с художественной литературой. Книга аудиосказок.
Сравнительно с недавних пор появился новый способ подачи информации-аудиокнига. Это диктуемая диктором литература, текст. Основная ценность аудиокники при работе с дошкольниками-задействование ау...
Примерный конспект занятия по ознакомлению с окружающим « Жалобная книга природы»
Воспитывать у детей бережное отношение к родной природе, приобщать детей к социально- культурным традициям своего поселка посредством общественно - значимых акций....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ТЕМА: «КНИГА — МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ» (по произведениям К.И. Чуковского)
Цель: привитие интерес и любовь к книге, как к источнику знаний. Задачи: Обучающие: - актуализировать знания детей о книгах, их строении и разновидностях. - закрепить в памяти дете...
Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром "Книга интересных фактов о птицах"
итоговое занятие на тему "Книга интересных фактов о птицах"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ «КНИГА – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ»
Цель: прививать интерес и любовь к книге, как к источнику знаний.Задачи:Обучающие:- актуализировать знания детей о книгах, их строении и разновидностях.- закрепить в памяти детей произведения К.И.Чуко...