Примерный конспект занятия по ознакомлению с окружающим « Жалобная книга природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Парадеева Ирина Валерьевна

Воспитывать у детей бережное отношение к родной природе, приобщать детей к социально- культурным традициям своего поселка посредством общественно - значимых акций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерный конспект занятия по ознакомлению с окружающим « Жалобная книга природы»

Программное содержание: Расширять представление детей о растительном и животном мире Шатковского района, взаимосвязи природы и человека. Познакомить детей с Красной книгой Нижегородской области.   Развивать познавательный интерес детей к миру природы. Формировать навыки  элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении. Воспитывать у детей гуманное,  бережное, заботливое отношение к миру природы.

Материал: магнитофон, проектор, экран, музыкальное сопровождение, подарки для березки, напоминающие знаки, фото с изображением редких растений и животных.

Предварительная работа: - Просмотр презентации «Красная книга Нижегородской области»; беседы: «Лес и здоровье», «Мы – часть природы»; наблюдение за деревьями и насекомыми во время прогулок; чтение книг познавательного характера.

Словарный запас: катастрофа, истреблять, редчайшие, потребительски.

Рекомендации к проведению: Звучит веселая музыка, затем раздается радиосигнал SOS.

Воспитатель: Вы слышите, ребята, этот сигнал SOS. Такой сигнал подают с тонущего корабля, и всякий услышавший его, где бы он ни жил,  и на каком бы языке не говорил, всякий знает: где-то гибнут люди, они ждут помощи. Но сейчас, все чаще просят о помощи не только с тонущего корабля; все чаще мы слышим от природы: «SOS! SOS! Остановитесь! Одумайтесь!» Давайте прислушаемся к тревожным сигналам и превратимся из группы мальчиков и девочек в «Зеленых друзей природы» и отправимся с вами в путь – на помощь природе, в лес.   (Показ на проекторе).

Но он такой большой и сильный, почему вдруг жаловаться надумал? На кого обиделся? Я предлагаю отправиться в гости в лес, но сначала вспомним правила поведения в лесу.

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь

Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, никогда не забывай

Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.

Из рогатки не стрелять, ты пришел не убивать

Бабочки пускай летают, ну, кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, нужно всё здесь сохранить!

Ребята, что растет в лесу? Да, деревья, кустарники, травы. А какие деревья растут в нашем шатковском лесу? Посмотрите, что-то с этими деревьями произошло? (Дети замечают, что на одном дереве сломана ветка; на другом кто-то ножичком вырезал на коре дерева надпись; рядом с деревом жгли костре).  Ребята, за что так  обидели березку? В жаркий день  она прятала всех  в тени, весной поила березовым соком. Её березовые  почки лечат от многих болезней, белый ствол и кружевные листочки – радуют своей красотой. Ребята, ведь мы друзья и защитники природы. Мы сможем помочь деревьям – мы научим всех – и малышей и взрослых беречь деревья, охранять лес – ведь это чистый воздух, а чистый воздух это крепкое здоровье. А для нашей березки мы приготовили подарки (дети по очереди дарят подарки):

дарим тебе птицу – она будет тебе другом и спасет от гусениц;

вот тебе солнышко, пусть оно светит ярко – ярко, согревая тебя, помогая листочкам окраситься в зеленый свет;

вот тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя;

дарим тебе дождевого червячка – пусть он сделает землю плодородной, и она будет кормить тебя.

Вы слышите, снова звучит сигнал SOS. Попробуем отгадать, кто  просит о помощи.

Загадки:

1. Белые горошки на зеленой ножке.   (ландыши)

2. Он и мачеха и мать, как цветочек этот звать?   (мать-и-мачеха)

3. Только солнышко пригрело, появился из–под снега

Самый первый, тонкий, нежный, а зовут его …                 (подснежник)

4. Прячет цветок сладкий медок.

И в названье мед таится, узнаете?   (медуница)

5. Кувшинчики, блюдца, не тонут, не бьются.  (кувшинки)

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я и ты, если мы сорвем цветы,

То останутся, пусты  и деревья и кусты, и  не будет красоты.

А знаете ли вы, что эти растения занесены в Красную книгу Нижегородской области? Как вы думаете, почему? Правильно, потому что их осталось мало,  их так и называют – редкие растения. Для чего же нужна Красная книга? Красная книга – это книга не совсем обычная. Красный цвет – сигнал тревоги, надвигающейся опасности, внимания, предупреждения. Вот так выглядит Красная книга Нижегородской области. (Показ).

Ребята, вы слышите, опять звучит сигнал SOS.  А это жалоба от очень обиженного обитателя наших лесов. Правда, не все, может быть, и видели его в лесу – это редкость, а вот на картинках в книгах, сказках она часто встречается, что же случилось?

Сова (за ширмой): Меня кто-то напугал, из рогатки в меня стрелял,

Крыло мне повредил, а дятла чуть наповал не убил.

А за что? Ведь дятлы столько пользы приносят, деревья лечат, дупла для зверей и птиц делают. Да и я много пользы приношу, если бы не я, то пришлось бы многим сидеть без хлеба. Ведь за лето я уничтожаю тысячи мышей – полевок. А они такие прожорливые, что потомство одной полевки способно за лето испортить и съесть тонны зерна. Так что, каждый, кто любит пирожки и пирожные меня уважать должны.

Воспитатель: Сов, ребята, в природе осталось совсем немного. Но у нас, в Нижегородском крае, они хоть и редко, но встречаются. Особый вид сов – филины. Это самые крупные совы. Из-за своей небольшой численности они находятся под охраной и тоже занесены в Красную книгу.  А какие животные и птицы нашего края ещё занесены в Красную книгу? Ребята, помните, беречь нужно и тех животных, и те растения, которые не внесены в Красную книгу. Их, жизнь часто зависит от нас, от нашего поведения в природе.

Воспитатель предлагает детям сделать свою Красную книгу и зарисовать в ней животных и птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Мы друзья природы"

Закрепить различия и характерные особенности диких и домашних животных, птиц; систематизировать представления о сезонных изменениях в природе; развивать умение составлять загадки-описания; закрепить п...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Дары природы»

Программное содержание:1. Продолжать учить детей отгадывать загадки про овощи2. Соотносить отгадки с картинками, узнавать овощи на картинках по их отличительным признакам.3. Воспитывать самостоятельно...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и природой 1 младшей группы «Кто живет в лесу»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и природой 1 младшей группы «Кто живет в лесу»Цель:Формировать у детей представление о диких животных, их внешнем виде, образе жизни. Ра...

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе . Тема "Жалобная книга природы"

Много жалоб накопилось У природы на людей. Воды речек замутились Пересох в лесу ручей. Стали чахнуть липы, клены На обочинах дорог. Скоро свои птичьи трели Соловей нам не споет....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ТЕМА: «КНИГА — МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ» (по произведениям К.И. Чуковского)

Цель: привитие интерес и любовь к книге, как к источнику знаний. Задачи: Обучающие: - актуализировать знания детей о книгах, их строении и разновидностях. - закрепить в памяти дете...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и природой для детей старшего дошкольного возраста

Все мы должны оберегать и любить малую Родину, ведь это частичка нашего «я».Именно в детстве формируются такое понятие, как Родина. Маленькая или Большая Родина – это память, это нев...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (миром природы) для средней группы на тему: «Путешествие на Остров Доброты»

Цель:Способствовать формированию представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека.Задачи:Образовательные:- актуализировать знания детей о лекарственном растении &ndash...