Проект "Край родной, навек любимый"
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

 

Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.  Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kray_rodnoy_navek_lyubimyy.docx27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение  «Черлакский детский сад №9 комбинированного вида» 

Проект "Край родной, навек любимый"

Разработан учителем-логопедом

Широватовой Мариной Викторовной 2011-2012 учебный год

Омская область р. п. Черлак

Вид проекта: краткосрочный -(2 недели)
Участники проекта: дети логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели

Пояснительная записка.

Актуальность проекта.


Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом. взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
С целью развития у ребят нравственно-патриотических чувств педагоги ставят перед собой несколько задач: развить  интерес к истории своей страны, края, поселка, к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае, познакомить с краеведческим музеем поселка Черлак, расширение детского кругозора. О воспитании у дошкольников любви к родному краю писали В.С. Сухомлинский, Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. 
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является  одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка. 
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.  Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

Цель проекта:

-формирование у детей ключевых компетенций;
-воспитание любви к родному краю, поселку, формирование представлений о достопримечательностях поселка;
- воспитание чувства гордости за поселок, в котором живем;

-обобщение и систематизация  знаний о родном крае,

-знакомство с краеведческим музеем  поселка Черлак,

-расширение детского кругозора

Задачи:
• формирование   представления детей о родном крае и родном поселке;
• закрепление  знаний о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
• воспитание  умения   видеть красоту родного края и поселка, радоваться ей;
• формирование общих  представлений об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик поселка;
• воспитание чувства гордости за принадлежность к своему народу, доброжелательного отношения  к людям другой национальности.

Ожидаемые результаты:  

–  сформированность   у   детей  ключевых компетенций, представлений о родном крае и родном поселке, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик поселка; знание названий улиц поселка и значение этих названий. Умение   видеть красоту родного края и поселка, радоваться ей;  умение  ориентироваться по карте-схеме поселка.

Этапы реализации проекта:

Первый этап -  подготовительный 
Изучение методической литературы
Составление перспективного плана
Создание развивающей среды
Подбор игр и оборудования 
Создание  условий  для изобразительной  и продуктивной деятельности

Второй  этап -  реализация проекта.
Тематический план работы по ознакомлению детей
логопедической группы с родным краем

План  мероприятий к проекту.
«Мой поселок» (путешествие по фотографиям )

Рассказ учителя-логопеда (местоположение, особенности застройки, историческое и  боевое прошлое). 
Знакомство с  достопримечательностями поселка.
Экскурсия в краеведческий музей. 
Изготовление панно из природного материала «Герб Черлака». 
Рисование на тему «Мой поселок»; « Мой дом».

Выставка детских работ в краеведческом музее.
Конструирование с крупным строительным материалом: «Моя улица»

Третий этап. Заключительный – презентация проекта.

Оформление фотоальбома «Наш город».

Оформление альбома «Мы ими гордимся»

1 неделя 

1 день
«Я люблю свой поселок,  в котором живу»: беседа о профессиях людей, живущих в поселке
Рассказы учителя-логопеда об исторических местах района и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы). 
Рассматривание фотографий. 
Пометка на карте района (каким-либо значком) самых интересных объектов.
Составление схемы (улицы поселка).
Д.И « Угадай, где я нахожусь»

2 день
«Наша Родина - Россия» Беседа о флаге, гербе, гимне России.  Прослушивание гимна.
Народные игры.

Рисование на тему «Моя Родина Россия».
Беседа о народных приметах.
Беседа о народных промыслах.

 
3день
Беседа о знаменитостях, рассказ о казачестве.

Экскурсия в мини-музей  ДОУ: «Во имя жизни», посвященному ветеранам Черлака
Рассматривание карты поселка, рассказ учителя-логопеда  о достопримечательностях города Омска. 
Рассказы детей  о родном крае. 
Чтение стихов и пение песен.

4 день
«Черлак раньше и сейчас». Экскурсия по поселку.

Просмотр презентации «Что Родиной моей зовется»
Выставка рисунков.
Изготовление макетов детского сада и прилегающих домов.

 

 5 день
Работа с родителями: консультация «Патриотическое воспитание дошкольников».
Папки - передвижки «Изучаем край родной». 
Изготовление фотоальбома: «Мой поселок».
«День открытых дверей».
Экскурсии по памятным местам поселка.
Целевые прогулки:
По близлежащим улицам.
В  парк победы к памятнику неизвестному солдату.

2 неделя

1 день

«Я люблю свой поселок» : беседа о художниках, живущих в поселке.

Экскурсия в художественную школу.

Рассматривание альбома «Художники Черлака».

Рисование в художественной школе «Любимые сказки»

Рассматривание экспозиции «Народные промыслы»

Пометка на карте района (каким-либо значком)  художественной школы.

Составление схемы экскурсии.

Д.И « Угадай, где я нахожусь»

2 день

«Наша Родина - Россия». Беседа о месте России на карте мира.

«Население нашего поселка»: беседа о национальностях нашего поселка

Народные игры.

Беседа о народных приметах.

Беседа о народных промыслах.

Рисование на тему «Народы нашего поселка».

Рассказы учителя-логопеда об исторических местах района и его знаменитых людях разных национальностей (в честь кого названы улицы).

3 день

Рассказ учителя-логопеда  об истории названия реки Иртыш.

Экскурсия в мини-музей  группы «История Черлака»

Рассказы детей  о родном крае.

Чтение стихов поэтов Омской области.

Занятие учителя-логопеда «Что Родиной моей зову» (с презентацией).

4 день

Черлак раньше и сейчас. Экскурсия в детскую библиотеку.

Выставка рисунков в библиотеке.

Изготовление коллажа «Наш Черлак на берегу Иртыша». 

Родительское собрание: «Воспитание у детей любви к родной природе»

5 день

Работа с родителями: создание «Родословного дерева»

Папки - передвижки «Родина – это значит…».

Изготовление фотоальбома: «Любимая березка», с использованием фотографий, народных песен, стихов, сказок о березе.

«День открытых дверей».


Экскурсии:

Экскурсия в историко - краеведческий  музей.
Экскурсия по аллее славы.
Экскурсия к вечному огню.

Экскурсия к памятным местам и памятникам Черлака.

Экскурсия к Доске Почета «Ими гордится район».

Экскурсия в детскую библиотеку.

Экскурсия в художественную школу.

Рисование «Что мы видели в музее?»

«Памятные места Черлака»

Составление рассказа

 «Мои любимые места в Черлаке»


Сюжетно-ролевые игры:
«На стройках поселка».
"Машина времени" (путешествие в прошлое и будущее)
«Мы строители»
«Парикмахерская»
«Семья»
«Детский сад»

Конкурсы, выставки:

Выставка детских работ «Люби и знай родной край».

Выставка портретов и фотографий: «Я горжусь своим прадедушкой».

Выставка рисунков «Этот День Победы».

Конкурс стихов поэтов Омской области.


Третий  этап – презентация проекта.

Оформление альбома о поселке.

Презентация проекта.

(Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта).

Заключение

Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной  деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В.Ф. утверждает:  «Метод проектов....очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать   творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения»

Прежде всего,  в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств с помощью проектной деятельности способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о поселке, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.

Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.

Несмотря на то, что технология проектирования   апробировалась  мной только в течение  двух недель, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.

Дети, участвующие в проектной деятельности:

* проявляют творческую активность в познании окружающего мира;

* сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;

* способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;

* воспринимают мир природы, осознавая его уникальность, красоту, универсальность.

Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:

* получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;

* смогли реализовать свои творческие способности.

Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.

Список литературы:

1. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006

2. Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004. №5. С.19-22

3. Зинкин В. Прииртышье, край родной - Омск; Аверс; 1995

4.  Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Просвещение, 1990

5. Ильчук Н. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005

6. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6.

7. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.:АРКТИ, 2005

8. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64с .

9. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

10. Морозова Л.Д.  Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 200,9 стр. 9-11

11. Новиков С. В. Очерки истории Черлака и Черлакского района. Омск.ОмГУ, 2008

12. Омск. Городские мотивы – Омск, 1991

13. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. – М.: Аркти, 2010. – 80с.

14. Терехова Г.В. От проекта к культуре проектирования// http://helborblog.blogspot.com/2010/01/blog-post_8685.html

15. Ховякова А. Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста . // Детский сад от А до Я №2 2010 с 144-150

16. Художники Черлака. Каталог: 2003

17. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" №4, 2004 г.

18. Это надо живым. Альманах  Омск: Полиграфист, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в ДОУ - "Край родной, навек любимый"

Данный проект рассчитан для детей старшей группы. Он способствует формированию  нравственно-патриотических  чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к п...

программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5-7 лет "Край родной, навек любимый"

Пояснительная  записка.  « Человеку никак  нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К. Паустовский....

"Край родной навек любимый".

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с Ф.Г.Т....

План-конспект познавательной деятельности в старшей группе №9 на тему:"Край родной, навек любимый."

Программное содержание: Формировать патриотические чувства, гордость за родной город, познакомить с историей города Энгельса. Продолжать знакомить детей с культурой России, приобщать к истокам народно...

Тематическое планирование на тему: "Край родной навек любимый!"

Данный материал разработан в соответствии с ФГТ....

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...