Проект "Край родной, навек любимый"
методическая разработка (окружающий мир, подготовительная группа) по теме
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kray_rodnoy_navek_lyubimyy.docx | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Черлакский детский сад №9 комбинированного вида»
Проект "Край родной, навек любимый"
Разработан учителем-логопедом
Широватовой Мариной Викторовной 2011-2012 учебный год
Омская область р. п. Черлак
Вид проекта: краткосрочный -(2 недели)
Участники проекта: дети логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели
Пояснительная записка.
Актуальность проекта.
Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом. взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, об его историческом прошлом.
С целью развития у ребят нравственно-патриотических чувств педагоги ставят перед собой несколько задач: развить интерес к истории своей страны, края, поселка, к событиям прошлых лет, обобщить и систематизировать знания о родном крае, познакомить с краеведческим музеем поселка Черлак, расширение детского кругозора. О воспитании у дошкольников любви к родному краю писали В.С. Сухомлинский, Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова.
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традиция других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей страны.
Одним из приоритетных направлений гражданского и патриотического воспитания является краеведение как эффективное средство воспитания базиса личностной культуры ребенка.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Цель проекта:
-формирование у детей ключевых компетенций;
-воспитание любви к родному краю, поселку, формирование представлений о достопримечательностях поселка;
- воспитание чувства гордости за поселок, в котором живем;
-обобщение и систематизация знаний о родном крае,
-знакомство с краеведческим музеем поселка Черлак,
-расширение детского кругозора
Задачи:
• формирование представления детей о родном крае и родном поселке;
• закрепление знаний о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
• воспитание умения видеть красоту родного края и поселка, радоваться ей;
• формирование общих представлений об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик поселка;
• воспитание чувства гордости за принадлежность к своему народу, доброжелательного отношения к людям другой национальности.
Ожидаемые результаты:
– сформированность у детей ключевых компетенций, представлений о родном крае и родном поселке, об основных архитектурных сооружениях, памятниках, определяющих облик поселка; знание названий улиц поселка и значение этих названий. Умение видеть красоту родного края и поселка, радоваться ей; умение ориентироваться по карте-схеме поселка.
Этапы реализации проекта:
Первый этап - подготовительный
Изучение методической литературы
Составление перспективного плана
Создание развивающей среды
Подбор игр и оборудования
Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности
Второй этап - реализация проекта.
Тематический план работы по ознакомлению детей
логопедической группы с родным краем
План мероприятий к проекту.
«Мой поселок» (путешествие по фотографиям )
Рассказ учителя-логопеда (местоположение, особенности застройки, историческое и боевое прошлое).
Знакомство с достопримечательностями поселка.
Экскурсия в краеведческий музей.
Изготовление панно из природного материала «Герб Черлака».
Рисование на тему «Мой поселок»; « Мой дом».
Выставка детских работ в краеведческом музее.
Конструирование с крупным строительным материалом: «Моя улица»
Третий этап. Заключительный – презентация проекта.
Оформление фотоальбома «Наш город».
Оформление альбома «Мы ими гордимся»
1 неделя
1 день
«Я люблю свой поселок, в котором живу»: беседа о профессиях людей, живущих в поселке
Рассказы учителя-логопеда об исторических местах района и его знаменитых людях (в честь кого названы улицы).
Рассматривание фотографий.
Пометка на карте района (каким-либо значком) самых интересных объектов.
Составление схемы (улицы поселка).
Д.И « Угадай, где я нахожусь»
2 день
«Наша Родина - Россия» Беседа о флаге, гербе, гимне России. Прослушивание гимна.
Народные игры.
Рисование на тему «Моя Родина Россия».
Беседа о народных приметах.
Беседа о народных промыслах.
3день
Беседа о знаменитостях, рассказ о казачестве.
Экскурсия в мини-музей ДОУ: «Во имя жизни», посвященному ветеранам Черлака
Рассматривание карты поселка, рассказ учителя-логопеда о достопримечательностях города Омска.
Рассказы детей о родном крае.
Чтение стихов и пение песен.
4 день
«Черлак раньше и сейчас». Экскурсия по поселку.
Просмотр презентации «Что Родиной моей зовется»
Выставка рисунков.
Изготовление макетов детского сада и прилегающих домов.
5 день
Работа с родителями: консультация «Патриотическое воспитание дошкольников».
Папки - передвижки «Изучаем край родной».
Изготовление фотоальбома: «Мой поселок».
«День открытых дверей».
Экскурсии по памятным местам поселка.
Целевые прогулки:
По близлежащим улицам.
В парк победы к памятнику неизвестному солдату.
2 неделя
1 день
«Я люблю свой поселок» : беседа о художниках, живущих в поселке.
Экскурсия в художественную школу.
Рассматривание альбома «Художники Черлака».
Рисование в художественной школе «Любимые сказки»
Рассматривание экспозиции «Народные промыслы»
Пометка на карте района (каким-либо значком) художественной школы.
Составление схемы экскурсии.
Д.И « Угадай, где я нахожусь»
2 день
«Наша Родина - Россия». Беседа о месте России на карте мира.
«Население нашего поселка»: беседа о национальностях нашего поселка
Народные игры.
Беседа о народных приметах.
Беседа о народных промыслах.
Рисование на тему «Народы нашего поселка».
Рассказы учителя-логопеда об исторических местах района и его знаменитых людях разных национальностей (в честь кого названы улицы).
3 день
Рассказ учителя-логопеда об истории названия реки Иртыш.
Экскурсия в мини-музей группы «История Черлака»
Рассказы детей о родном крае.
Чтение стихов поэтов Омской области.
Занятие учителя-логопеда «Что Родиной моей зову» (с презентацией).
4 день
Черлак раньше и сейчас. Экскурсия в детскую библиотеку.
Выставка рисунков в библиотеке.
Изготовление коллажа «Наш Черлак на берегу Иртыша».
Родительское собрание: «Воспитание у детей любви к родной природе»
5 день
Работа с родителями: создание «Родословного дерева»
Папки - передвижки «Родина – это значит…».
Изготовление фотоальбома: «Любимая березка», с использованием фотографий, народных песен, стихов, сказок о березе.
«День открытых дверей».
Экскурсии:
Экскурсия в историко - краеведческий музей.
Экскурсия по аллее славы.
Экскурсия к вечному огню.
Экскурсия к памятным местам и памятникам Черлака.
Экскурсия к Доске Почета «Ими гордится район».
Экскурсия в детскую библиотеку.
Экскурсия в художественную школу.
Рисование «Что мы видели в музее?»
«Памятные места Черлака»
Составление рассказа
«Мои любимые места в Черлаке»
Сюжетно-ролевые игры:
«На стройках поселка».
"Машина времени" (путешествие в прошлое и будущее)
«Мы строители»
«Парикмахерская»
«Семья»
«Детский сад»
Конкурсы, выставки:
Выставка детских работ «Люби и знай родной край».
Выставка портретов и фотографий: «Я горжусь своим прадедушкой».
Выставка рисунков «Этот День Победы».
Конкурс стихов поэтов Омской области.
Третий этап – презентация проекта.
Оформление альбома о поселке.
Презентация проекта.
(Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта).
Заключение
Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним из актуальных и эффективных методов является метод проектов. Актуальность методики проектной деятельности подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В.Ф. утверждает: «Метод проектов....очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения»
Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Благодаря использованию различных форм и методов работы в процессе ознакомления дошкольников с родным краем, республикой, с ее народом, бытом и традициями, у детей формируются такие нравственные качества, как любовь к Родине, своему Отечеству, к родной природе, к людям, населяющим эту землю.
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств с помощью проектной деятельности способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о поселке, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об их обычаях и традициях. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно-образного мышление у детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.
Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни.
Несмотря на то, что технология проектирования апробировалась мной только в течение двух недель, можно говорить о некоторых достигнутых результатах.
Дети, участвующие в проектной деятельности:
* проявляют творческую активность в познании окружающего мира;
* сознательно применяют сенсорные ощущения в решении практических задач;
* способны общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;
* воспринимают мир природы, осознавая его уникальность, красоту, универсальность.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
* получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
* смогли реализовать свои творческие способности.
Необходимо и нам, взрослым, помнить, что если мы серьезно и качественно не займемся воспитанием будущей личности с раннего возраста, мы не получим нового поколения людей, способных поднять и восславить Россию.
Список литературы:
1. Дошкольникам о защитниках Отечества / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006
2. Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине // Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. – 2004. №5. С.19-22
3. Зинкин В. Прииртышье, край родной - Омск; Аверс; 1995
4. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Просвещение, 1990
5. Ильчук Н. Ребенок в детском саду, №4, №5, 2005
6. Казакова И. Особенности патриотического воспитания дошкольников // Обруч. – 2003. №6.
7. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.:АРКТИ, 2005
8. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64с .
9. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
10. Морозова Л.Д. Что такое «детское проектирование» // Ребенок в детском саду, №5, 200,9 стр. 9-11
11. Новиков С. В. Очерки истории Черлака и Черлакского района. Омск.ОмГУ, 2008
12. Омск. Городские мотивы – Омск, 1991
13. Солодянкина О.В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. – М.: Аркти, 2010. – 80с.
14. Терехова Г.В. От проекта к культуре проектирования// http://helborblog.blogspot.com/2010/01/blog-post_8685.html
15. Ховякова А. Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста . // Детский сад от А до Я №2 2010 с 144-150
16. Художники Черлака. Каталог: 2003
17. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" №4, 2004 г.
18. Это надо живым. Альманах Омск: Полиграфист, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в ДОУ - "Край родной, навек любимый"
Данный проект рассчитан для детей старшей группы. Он способствует формированию нравственно-патриотических чувств, взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, бережному отношению к п...
Конспект родительского собрания (совместно с детьми) «КРАЙ РОДНОЙ, НАВЕК ЛЮБИМЫЙ».
Расширить кругозор детей о мире природы...
программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5-7 лет "Край родной, навек любимый"
Пояснительная записка. « Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»К. Паустовский....
"Край родной навек любимый".
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с Ф.Г.Т....
План-конспект познавательной деятельности в старшей группе №9 на тему:"Край родной, навек любимый."
Программное содержание: Формировать патриотические чувства, гордость за родной город, познакомить с историей города Энгельса. Продолжать знакомить детей с культурой России, приобщать к истокам народно...
Тематическое планирование на тему: "Край родной навек любимый!"
Данный материал разработан в соответствии с ФГТ....
Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"
Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...