программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей 5-7 лет "Край родной, навек любимый"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

 

Пояснительная  записка.

 

 

« Человеку никак  нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»

К. Паустовский.

 

 

            Родина, Отечество……. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто даёт жизнь новому существу.  Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени.

             Нравственно-патриотическое воспитание   можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

·        особенности  дошкольного возраста;

·        многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире;

·        отсутствие концепции, теоретических и методических разработок.

            Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из  задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание  любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране, городу. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей   их  среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

            Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Яркие впечатления  о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются   в памяти человека на всю жизнь.

У каждого  народа  свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности  в духе патриотизма.

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом.

Поэтому воспитание  любви к своему отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.  Для успешности   работы с детьми по ознакомлению с городом, где они живут, необходимо применять проектный метод.

            Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию  нравственных основ и чувства патриотизма.

Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon celi_i_zadachi_programm1.doc178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цели и задачи программы.

        Цель  патриотического воспитания детей дошкольного возраста: состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре республики, города, созданной трудами родных и близких людей.

Задачи:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу;

- формирование  бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание  уважения к труду взрослых;

-  формирование элементарных знаний о правах человека;

- развитие интереса к народным традициям и промыслам;

- расширение  представлений о городах   России и Татарстана;

- знакомство с символикой   (герб, флаг, гимн)  России, Татарстана, городов Татарстана;

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, республики, города;

- формирование толерантности,  чувства  уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности; на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как   воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Любовь к родному краю,

 родной культуре, родной речи

 начинается с малого –

 любви к своей семье, к своему жилищу,  к своему детскому саду.

 Постепенно расширяясь, эта любовь

 переходит в любовь к родной стране,

 к ее истории, прошлому и настоящему,

 ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

        

В нашей группе проводится работа по расширению представлений детей о родной стране, об обычаях и культуре своего народа. Большое значение придается изучению российской символики, гербов городов России. Дети знакомятся с многообразием природы нашей страны, различными профессиями, получают первые знания по истории России.

        Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании своего собственного "я", своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию детей в нашей группе  реализуются в течение двух лет.

Данная работа разбита на блоки по месяцам всего года и рассчитана на два года обучения.

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы.

Месяц

Тема

Задачи

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

"Моя семья"

  1. расширять знания детей о своей семье, учить рассказывать о своих родственниках.
  2. Продолжать учить делать простые умозаключения.
  3. Воспитывать любовь и уважение к самым близким людям.

Аппликация: «Дом, в котором я живу»

 Рисование на тему "Моя семья".

 Беседы на тему "Где мы отдыхали летом" (рассматривание фотографий).

 Обсуждение ситуаций из жизни семьи.

 Сюжетно-ролевая игра "Семья".

Октябрь

"Мой любимый детский сад"

  1. Расширять знания детей о своём  детском  саде.
  2. Учить  рассказывать о сотрудниках детского сада.
  3. Составлять  описательные рассказы о любимых игрушках.
  4. Продолжать обогащать словарный запас, развивать связную речь.
  5. Учить отгадывать загадки.
  6. Воспитывать уважение к людям разных профессий, воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Пение песен и чтение стихов о детском саде.

Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы.

Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

Труд по уборке листьев на участке детского сада.

 Выставка детских рисунков на тему "Мой любимый детский сад".

Рисование  на тему: «Моя любимая игрушка»

Ноябрь

"Я и мое имя"

  1. Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей. Рассказать о том, как на Руси давали имена и что они означали; объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии; вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям.
  2. Познакомить со способом образования отчества.
  3. Развивать логическое мышление, память, связную речь.
  4. Воспитывать уважение к сверстникам и другим окружающим.

Для чего человеку имя? (беседа).

 "Полное" и "неполное" имя (игра).

 Этюд "Назови ласково".

 Изготовление именных карточек.

 Рисование на тему "Мой лучший друг".

Декабрь

Новый год у ворот"

  1. Продолжать обогащать знания детей об этом празднике, дать информацию о том, как справляют Новый год за рубежом.
  2. Продолжать обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Изготовление открыток с новогодними пожеланиями в рисунках.

 Составление письма Деду Морозу

 Рисование на тему "Новогоднее представление".

 Аппликация "Елка".

 Проведение конкурса "Лучшая новогодняя игрушка" (вместе с родителями).

 Изготовление поделок из бумаги  малышам.

Январь

"Наша Родина – Россия»

  1. Формировать  знания и представления о России, основной символике (флаг, герб).
  2. Ввести в активный словарь существительные: Родина, страна, президент, Россия, столица, государство, язык; прилагательные: богатая, любимая, огромная, единственная, прекрасная.
  3. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
  4. Учить рассуждать, делать выводы.
  5. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Объяснение значения пословиц о Родине.

Рассматривание репродукций   ,картин о родной природе

Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.

Рисование на тему "Моя Родина".

Пение русских народных песен, частушек, "калядок".

Рождественское развлечение.

Русские  народные игры.

Февраль

"Наши защитники"

  1. Формировать представления о защитниках Отечества; раскрывать значение слова «Отечество».
  2. Ввести в активный словарь  существительные: офицер, командир, солдат, армия, ракетчик, пулемётчик, артиллерист; прилагательные: отважные, храбрый, смелый, мужественный, доблестный, военный; глаголы: воевать, защищать, сражаться, сопротивляться, побеждать, служить.
  3. Упражнять в составлении рассказов по картине, по плану.
  4. Воспитывать чувство гордости за советскую армию.

Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества.

Просмотр видеофильма "Защитники Отечества".

Пение песен об армии.

Связь с другими видами деятельности

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Спортивное развлечение "Вместе с папой".

Рассказы пап о службе в армии.

Март

"Международный женский день"

  1. Уточнить знания детей о празднике, о тех, кого поздравляют в этот день.
  2. Ввести в словарь существительные:  подарок, сюрприз,  комплимент, забота, хозяюшка, улыбки, доброта,  рукоделие, уборка; прилагательные: любимая, родная, милая, добрая, заботливая, красивая, ласковая, трудолюбивая.
  3. Учить пересказывать небольшие тексты, заучивать стихотворения о маме, о празднике.
  4. Упражнять детей в составлении рассказа по картине, учить составлять рассказ из личного опыта по плану.
  5. Воспитывать  любовь и уважение к  маме, другим близким людям.

        

Беседа о мамах.

Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму»,  «Как я помогаю ей».

Пение песен о маме, чтение стихов.

Рисование портрета "Моя мама".

Изготовление подарка маме.

Семейные посиделки "Вместе с мамой".

Апрель

"Наши космонавты"

  1. Обогащать словарный запас детей по теме.
  2. Ввести в активный словарь существительные: космос, планета, скафандр, станция, орбита, солнце.
  3. Активизировать в речи слова-антонимы и синонимы; уточнять значение слов.
  4. Упражнять в составлении рассказов по картине, по опорным схемам, по мнемотаблице.
  5. Воспитывать уважение к людям разных профессий.

Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма).

 Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Они дружны, поэтому у них все получается.

Игра "Космонавты".

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры "Космонавты".

Выставка рисунков на тему: « Космос глазами   детей»

Конструирование космического корабля.

Май

"Этот День Победы"

  1. Обогащать словарный запас по теме.
  2. Ввести в активный  словарь существительные: памятник, победа, салют, слава, герой, подвиг, память; прилагательные: памятный, великий, бессмертный, героический.
  3. Учить выразительному чтению стихотворений по теме.
  4. Воспитывать чувства уважения к людям старшего поколения.

Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

Слушание и пение фронтовых песен.

Игры (соревновательного характера)

Экскурсия к Вечному огню.

Посещение музея доблести и славы.

Изготовление праздничных открыток

Оформление выставки книг на военную тематику.

Июнь - август

"Животный мир Татарстана»

  1. Уточнять и расширять представление детей о живой природе родного края: об обитателях вод – речных и озерных рыбах.
  2. Развивать речь, активизировать словарь, умение наблюдать и анализировать, учить делать выводы, выражать их в речи; закрепить умение сравнивать по величине и развитие глазомера.
  3. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Рассматривание   иллюстраций с изображением животных.

разучивание стихотворений о животных.

Рисование» Мой любимый зверь»

Работа по книге « Красная книга Татарстана»

Изготовление  книги « Животный мир Татарстана»

 

Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы.

Месяц

Тема

Задачи

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

"Мой любимый город".

  1. расширять представления о родном городе и его достопримечательностях;
  2. ввести в активный словарь существительные: город, улица, река Кама, проспект, парк, перекрёсток, прилагательные: молодой, цветущий, нарядный, зелёный, прекрасный, чистый;
  3. учить составлять рассказы из личного опыта по теме:»мой город»;
  4. воспитывать любовь к родному городу.

Экскурсии    по  городу.

Прослушивание песен о родном городе.

Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.

Сюжетно-ролевая игра "Почта" (на знание адреса дома и детского сада).

Составление схемы "Я иду в свой детский сад" (дорога из дома в детский сад).

Октябрь

«Откуда хлеб пришёл»

  1. формировать представления о культурных растениях поля (злаках) и их выращивании, о труде хлебороба, мельника пекаря;
  2. Ввести в активный словарь  существительные: пекарь. хлеб, злак, пшеница, колос, комбайн, трактор, мука.
  3. Прилагательные: золотой, тяжёлый, белый, свежий, ржаной, вкусный.
  4. Глаголы: растить, убирать, ухаживать, молоть, месить, печь.
  5. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов.
  6. воспитывать чувство уважения к труду взрослых.
  7. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

-беседа на тему:  «Хлеб всему голова»

- наблюдение за тем, как  привозят и выгружают хлеб.

- разучивание пословиц  о хлебе

- наблюдение за трудом поваров на кухне (как готовят выпечку)

- проведение занятий «Приготовление бутербродов»

Ноябрь

«Мы живём в России»

  1. продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;
  2. Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, родич,, любить, ценить, уважать, символика, традиция, герб, гимн, флаг, стяг, карта, глобус, географическое положение.
  3. учить детей ориентироваться по карте России, по глобусу.
  4. систематизировать знания детей о символике государства, о разновидностях войск;
  5. учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;
  6. воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов

разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;

чтение произведений русских писателей о Росси,Родине, народе, природе, крае, городе;

рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края, района, города;

прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;

 экскурсии по городу.

Декабрь

"По Новогодней карте"

  1. Продолжать обогащать знания детей о празднике
  2. Информировать детей о  том как справляют Новый год в других городах, за рубежом.
  3. Упражнять в умении  ориентироваться по карте Мира
  4. Продолжать обогащать словарный запас , развивать связную речь.
  5. Упражнять детей в составление рассказов из личного опыта про Новый год.

Беседа о праздниках.

 Рассказ воспитателя о встрече Нового года и воображаемое путешествие по карте.

Беседа о Новогодних символах.

Рассказ о Новогодних обычаях.

Оформление группы к празднику.

 Зимние постройки из снега для малышей.

 Новогодний праздник.

Январь

"Мой край  Татарстан»

  1. формировать знания и представления о республике Татарстан, городах  Татарстана, Знакомить с основной символикой (флаг, герб, гимн).
  2. ввести в активный словарь: существительные: Родина, страна, республика, президент, столица, язык,; обогащать речь образными выразительными средствами (эпитетами, , синонимами, родственными словами, относящимися к Родине); развивать долговременную память и мышление; развивать диалогическую речь.
  3. учить стихи о Родине, отрабатывать интонационную выразительность при чтении.
  4. Воспитывать любовь к Родному краю.

Рисование на тему "Моя Родина".

Беседа о народных приметах.

Беседа о народных промыслах.

Рисование на  тему» Укрась национальный костюм»

Аппликация « Укрась тюбитейку»

Чтение татарских народных сказок.

Заучивание наизусть стихотворений татарских поэтов.

Февраль

"Сильны и могучи богатыри славной Руси" (ко Дню Защитника Отечества)

  1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
  2. Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине,.
  3. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
  4. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Рассматривание картины "Богатыри" В. Васнецова.

 Слушание в грамзаписи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.

 Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины.

 Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов ("Смелость города берет", "Тот герой, кто за Родину горой" и др.).

 Связь с другими видами деятельности

 Просмотр видеофильмов "Защитники Отечества".

 Изготовление подарков папам и дедушкам.

 Спортивные развлечения "Вместе с папой".

Март

«Женские профессии»

  1. Закреплять знания детей о празднике, о тех, кого поздравляют в этот день.
  2. Расшрять знания детей о женских профессиях:воспитатель, учитель, логопед, повар, портниха;
  3. Ввести в активный словарь глаголы: заботиться, любить, уважать, слушаться, помогать, работать, ухаживать, растить, радовать, защищать, дарить;
  4. учить пересказывать небольшие тексты о маме,  учить составлять рассказ из личного опыта по плану; учить детей словам поздравления, которые они должны   будут сказать маме, бабушке, воспитательнице и др. - продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи и правильным звукопроизношением
  5. Воспитывать уважение к женщинам разных профессий.
  6. Воспитывать любовь к самому близкому человеку - маме.

Викторина "Что ты знаешь о своих родителях".

 Оформление семейных уголков.

 Изготовление подарков для мам.

Апрель

"Наши космонавты"

  1. обогащать словарный запас детей по теме: ввести в активный словарь существительные космос, космонавт, комета, созвездие, станция, скафандр, неведомость спутник, звезда, планета, Земля, Луна, Солнце; прилагательные: солнечный, лунный, земной, космический; глаголы: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать. - активизировать в речи слова-антонимы и слова-синонимы; уточнять значения слов.
  2. продолжать формировать грамматический строй речи, словообразование и словоизменение. - учить пользоваться развернутой фразовой речью.

Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма).

Пословицы и поговорки о космонавтах.

Спортивное развлечение "Мы -- космонавты".

Конструирование космического корабля

Рисование  тема «Этот загадочный космос»

Аппликация «космонавты»

Май

"Этот День Победы"

  1. обогащать словарный запас детей по теме.
  2. ввести в активный словарь: существительные: памятник, победа, салют, слава, герой, подвиг, память; прилагательные: вечный, доблестный, памятный, героический, великий, бессмертный; глаголы: защищать, воевать, побеждать, наступать, праздновать, прославлять, помнить, поздравлять, чтить; уточнять значения слов.
  3. учить выразительному чтению стихотворений по теме, следить за правильным звукопроизношением. - формировать грамматический строй речи.
  4. Воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения.

Организация книжной выставки на военную тематику.

Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей).

 Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны.

Просмотр видеофильма.

 Экскурсия к Вечному огню.

 Изготовление праздничных открыток.

Июнь

«Растительный мир  родного края.»

  1. Продолжать знакомить детей   с растительным   миром.
  2. Учить сравнивать деревья, кустарники, растения по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа); учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т.д.) различать и называть луговые, лесные цветы.
  3. Знать лекарственные растения.
  4. Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы).
  5. Развивать связную речь у детей.
  6. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
  7. Способствовать формированию коммуникативных навыков.
  8. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Изготовление альбома-гербария  "Природа моего края".

Рисование "Здравствуй лето красное".

Сбор природного материала для поделок.

Содержание работы с родителями.

        Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы, поэтому в своей практике мы широко используем проектную  деятельность.

Первый проект, который мы организовывали с родителями, был  - «Мой город». В рамках предварительной работы с детьми были проведены занятия по ознакомлению с окружающим, рисование по  теме: «Машины на нашей улице», « Мой любимый город». Конструирование из строительного материала- «Мой город», конструирование из бумаги- «Дома». С родителями была  проведена беседа, о том, какие дома и машины можно сделать из бросового материала и как мы в дальнейшем будем использовать этот макет в работе с детьми. В проекте приняли участие 10 родителей со своими детьми. Макет города получился, ярким, насыщенным и функциональным.

      Для осуществления проекта   «Генеалогическое древо» мы использовали разные приёмы и методы:

-  Занятие по ознакомлению с окружающим» Моя семья»

- Занятие по правовому воспитанию « Моё имя»

- Беседы с детьми о членах его семьи (где работают родители, чем занимаются), а также бабушки, дедушки, братья и сёстры.

- рассказы детей о своих родителях, бабушках и дедушках.

-рассматривание с детьми семейных фотоальбомов

- беседы с родителями о генеалогическом древе.

Родители собирали сведения, информацию, фотографии всех своих  близких.  Так получились прекрасные проекты, «Генеалогического древа» у   семьи  Катушенок и Сиразетдиновых.

        Проект  «Герб моей семьи» заинтересовал многих родителей, они заинтересовались происхождением   своей фамилии, своей родословной, задумались, какие добрые традиции есть у них в семье. В ДОУ была организована выставка  «Герб моей  семьи».

В проекте участвовали семьи: Юдаковых, Сиразетдиновых, Мингалимовых, Сабировых, Ермолаевых, Катушенок, Игониных, Голобояр, Поповых, Долговых. Было организовано занятие « Знакомство с гербом», где мы с детьми изготовили герб своей  группы.

          В конце ноября   был организован проект « Накормим птиц зимой» Дети с родителями изготовили кормушки. Был проведён праздник «Синичкин  календарь», где мы  с детьми повесили кормушки  на участке группы. Всю зиму  дети не забывали  наполнять кормом птичьи столовые и наблюдали за  птицами, прилетавшими  на кормушку.  В этом проекте  участвовали все  дети и их родители.

          Осенью в ДОУ   был организован проект  « Моя малая  Родина».С родителями была  проведена  консультация  по теме, с детьми   беседа  «Что такое родина?». От нашей  группы участвовали семья  Сиразетдиновых и Катушенок.

      В январе в нашем ДОУ был организован проект «Снеговик всей  семьёй».  Семья Сиразетдиновых оформила  папку-передвижку « История происхождения  снеговиков». Выставка   «Парад снеговиков» удивила  всех разнообразием снеговиков.  В этом проекте участвовало 13 семей. Все работы  были яркими, удивительными, красивыми.

        Следующий наш проект был «Изучаем родной край». Одна из  задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины   творческим  развивающим и интересным для ребёнка.      

Цель проекта: приобщение детей  к истории и культуре родного края.

Задачи:

  1. Формировать интерес к истории родного края.
  2. Расширить кругозор детей на основе материала  доступного их пониманию.
  3. Учить видеть историю вокруг себя.
  4. Воспитывать у детей  любовь к Родине, родному  краю.

Была  проведена   огромная  предварительная  работа. Проводились дидактические игры: «Передай ключ», «Мой любимый город» , «Собери здание», «Букет красивых слов». С детьми было проведено занятие по ознакомлению с окружающим «Мой любимый город», «Мой Татарстан». Проводилось рисование «Мой город».

        Также был разработан и реализован проект "Путешествие по книгам Габдуллы Тукая". Сегодня особенно актуален вопрос, что читать детям. Круг чтения ребенка должен быть правильно сформирован. Именно творчество Габдуллы Тукая поможет решить эту проблему. Тукай оставил огромное творческое наследие и самое большое и важное место в нем занимает поэзия.

26 апреля 2011 года исполняется 125 лет великому татарскому поэту Габдулле Тукаю. Проект “Путешествие по книгам Тукая” направлен на приобщение дошкольников к творчеству Г. Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэта Г. Тукая. В его произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня. Ценно то, что произведения Тукая пронизаны глубокой любовью к родному краю, его природе, его творческое наследие из поколения в поколение воспитывает в детях любовь и бережное отношение к родному дому, родной земле, учит ценить упорный труд, терпение, закладывает основы эстетического восприятия мира. Нельзя не отметить и педагогически-воспитательную мотивацию в поэзии Г. Тукая, связанную с детской литературой. Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир. Важно, что через его произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям.

        Также важно пропагандировать творчество поэта, воспитывать бережное и трепетное отношение к родному языку.

Цель: Повышение эффективности работы по приобщению детей к творчеству Габдуллы Тукая.

Задачи:

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством Габдуллы Тукая.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к произведениям Габдуллы Тукая.
  3. Формировать у детей честность, правдивость, доброту и отзывчивость посредством произведений Габдуллы Тукая.
  4. Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, умением употреблять его в собственной речи (пословицы, поговорки, народные высказывания).
  5. Учить чувствовать и понимать образный язык стихотворений и сказок Габдуллы Тукая.
  6. Расширять представления родителей о татарской детской литературе и приобщать их к семейному чтению литературных произведений.

Значимость проекта «Путешествие по книгам Габдуллы Тукая» в том, что благодаря проекту расширилось взаимодейстие ДОУ, появились новые направления в совместном сотрудничестве с семьей, библиотекой, татарской гимназией по приобщению детей к прекрасному миру стихов и сказок Г. Тукая.

        Был проведён конкурс чтецов произведений Г. Тукая. Участникам конкурса были вручены дипломы.  

Цель: совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.

Была организована целевая экскурсия в библиотеку:  «Творил для всех, но больше для детей». Цель:        Продолжить знакомить детей с творчеством Г.Тукая,с правилами поведения в общественных местах. Уточнить представления детей о библиотеке. Развивать интерес к печатному слову. Воспитывать бережное отношение к книге.        

        В группе проводилось        чтение произведений  Габдуллы Тукая: «Родной язык», «Малыш и мотылек», «Озорной котенок», «Бедняга заяц», «Забавный ученик», »Водяная»        Цель: пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев.

        Проводились  утренние 5-минутки «Рассказ о прочитанной книге Габдуллы Тукая».

Цель: развивать интерес дошкольников к книгам Тукая; учить составлять рассказы о прочитанном.

        Музыкальная деятельность: разучивание песен «Тукай абый», «Туган тел», слушание «Марш Тукая».

Цель: Развивать песенное творчество, слушать друг друга; учить внимательно слушать произведение и определять к какому жанру относится.

        Проводили        лепку по произведению «Забавный ученик».

 Цель:        Закрепить персонажей произведений Габдуллы Тукая в лепке. Умение создавать у детей фигуры человека и собаки.

        Была проведена        литературная викторина «Путешествие в мир поэзии Г. Тукая».

 Цель:        воспитывать у детей такие качества как: трудолюбие, отзывчивость, уважение к старшим, через познавательные стихи и сказки Габдуллы Тукая.

         Провели                конкурс детских рисунков по произведениям Тукая «Что читал, что видал – на бумаге рисовал».

 Цель:        передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность.

        Была организована выставка «Все о Габдулле Тукае».

 Цель:        обобщить и продемонстрировать материал, накопленный в работе над проектом.

Проводилась        акция «Подари книгу Габдуллы Тукая детскому саду».

Цель:        пополнить библиотеку в группе книгами Г. Тукая. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проекте.         

        С родителями проведены консультации:

– «Как увлечь ребенка чтением книг Тукая»;

– «Советуем прочитать книги Габдуллы Тукая»        

        Для родителей была разработана  памятка «Как подружить малыша с книгами Тукая».

 Цель:        поддерживать у родителей интерес к чтению книг Габдуллы Тукая.

        В апреле ко дню Космонавтики был реализован  детско-родительский проект «Путешествие по Солнечной системе». В процессе работы над проектом дети и их родители собрали неизвестные и удивительные факты о космосе. Дети получили информацию о Солнечной системе и месте нахождения Земли в ней,  об освоении людьми космоса, о первых космонавтах. Совместно с родителями был  создан мини-музей «Космос», в котором представлены макеты Земного шара, ракет, спутников, открытки, фотографии и книги по теме проекта. Свое восприятие Вселенной дети воплотили в рисунках.. Была организована выставка- « Космос глазами детей». Результатом большой работы детей и родителей стала  выставка работ» Космический корабль будущего».

        В течении всего года проводилась работа с родителями и детьми «Наши добрые дела». Для детей младших групп были показаны концерты, готовились подарки  своими руками. Были собраны вещи  и подарены в дом Ребёнка. Проходила « Ярмарка солидарности» - деньги вырученные были отправлены в Фонд ветеранов. К Дню Победы были собраны вещи и отправлены в дом престарелых.

        В апреле-мае был организован проект «Театр юного зрителя».

Нашими детьми для детей младшего возраста были показаны театрализованные представления: «Кто сказал «Мяу», В. Сутеева, «Под грибом»  В. Сутеева и сказка «Болтливая утка»   Г, Тукая.

Цель: развивать театрально-художественную деятельность детей, учить детей по желанию выбирать роль, передавать характерные особенности героев, вызвать радостный, эмоциональный настрой, стимулировать стремление к участию.        

   Участие родителей в детско-родительских проектах способствует сотрудничеству детского сада и семьи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     Мы хотим, чтобы   родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнёров.

         Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему  даёт  ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения  маленького человека в большой мир.

Анкета для родителей «Патриотическое воспитание».

 

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2.Возможно ли патриотическое воспитание  в детском саду?

 

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

 

4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

 

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

 

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

7. Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки нашего поселка, города Кемерово? Если не, то почему?

 

Спасибо за сотрудничество!

ФИребенка

Родная страна

Символика

История народной культуры и традиций

Историко- географический и природный компоненты

Личностный компонент

Название страны

Название города

Домашний адрес

Название достопримечательностей города

Название зеленых зон

Название улиц, площадей

Флаг России

Герб России

Герб родного города

Гимн России        

         

Народная игрушка

Народные праздники

Жилище человека и предметы быта        

         

Природные богатства нашей страны

Различные природно-климатические зоны (тундра, лес)

Виды ландшафта (горы, равнина)        

Отношение к окружающей среде

Забота о близких

Проявление дружелюбия

Умение управлять своими чувствами, договориться

Умение анализировать свои поступки и поступки других        

Мониторинг нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Высокий уровень.

 Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договориться со сверстниками, анализирует поступки. Имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень.

 Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства России, природно-климатические зоны; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

Низкий уровень.

 Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц. Проспектов; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства России, природно-климатические зоны; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договориться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...

авторская программа по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Сумей постоять за Родину-мать!»

«Ты вспоминаешь не страну большую,Какую ты изъездил и узнал…Ты вспоминаешь Родину такую,Какой ее ты в детстве увидал…»...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Родной мой край-земля нижегородская"

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию«Родной мой край- земля нижегородская» О проекте.Вид проекта: Познавательно-исследовательский.Участники проекта: Дети по...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 4-5 лет «Родной свой край люби и знай»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Родной свой край люби и знай»(средняя группа)Паспорт проектаТип проекта:практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективны...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3-4 лет «Родной свой край люби и знай»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшей группы (3-4 года)...

Нравственно-патриотическое воспитание детей через знакомство с родным городом

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Родные истоки".

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Родные истоки". Предназначен для воспитателей детских садов....