Конспект НОД по разделу "Развитие представлений об окружающем и о себе"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Остроглазова Ирина Геннадьевна

Конспект НОД по разделу "Развитие представлений об окружающем и о себе" программы Л.А. Венгера "Развитие" для воспитателей, сдающих на соответствие занимаемой должности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по разделу «Развитие представлений об окружающем и о себе» программы Л.А.Венгера «Развитие»

Тема: «Это я»

Возраст: средняя группа

Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

Организационный момент, включающий:


 • постановку цели, которая должна

 быть достигнута учащимися на данном

 этапе урока (что должно быть сделано

 учащимися, чтобы их дальнейшая

 работа на уроке была эффективной)

 • определение целей и задач, которых

 учитель хочет достичь на данном этапе

 урока;

 • описание методов организации

 работы учащихся на начальном этапе

 урока, настроя учеников на учебную

 деятельность, предмет и тему урока (с

 учетом реальных особенностей класса,

 с которым работает педагог)


Цель непосредственной образовательной  деятельности: организовать познавательную деятельность воспитанников.


 Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:


 Образовательные: формировать у детей представление о строении тела человека; закрепить знания детей о уже известных  частях тела.


Развивающие: развивать у детей внимание, ассоциативное и логическое  мышление, образную память и воображение; развивать речевую активность; развивать умения устанавливать причинно следственные связи.


 Воспитательные: формировать навыки общения внутри группы; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и умение работать в коллективе и подгруппами.



Данную непосредственно образовательную деятельность я начну с ритуала приветствия «Здравствуй, друг!», использование этого приема позволит мне создать в группе благоприятный морально-психологический настрой на предстоящую совместную деятельность. Цель педагогического приема – воспитание доброжелательных отношений друг к другу, создание ситуации сплоченности группы детей и педагога. Итогом проведения ритуала приветствия является создание замкнутого круга, что символизирует готовность к совместному выполнению предстоящей работы.

С целью формирования позитивной мотивации на предстоящую учебную деятельность задам детям вопрос: «Вы любите играть? А во что вы любите играть? ». Так как в группе есть малообщительные, стеснительные дети спрошу у них: « С чем вы любите играть?» Затем предложу детям всей группы подумать и назвать любимые игры, цель данного приема – активизация умственной деятельности детей

Подготовка к изучению материала через повторение опорных знаний:

 • определение целей, которые учитель

 ставит перед учениками на данном

 этапе урока (какой результат должен

 быть достигнут учащимися);

 • определение целей и задач, которых

 учитель хочет достичь на данном этапе

 урока;

 • описание методов, способствующих

 решению поставленных целей и задач;

 • описание критериев достижения

 целей и задач данного этапа урока;

 • определение возможных действий

 педагога в случае, если ему или

 учащимся не удается достичь

 поставленных целей;


 • описание методов организации

 совместной деятельности учащихся с

 учетом особенностей класса, с которым

 работает педагог;

 • описание методов мотивирования

 (стимулирования) учебной активности

 учащихся в ходе опроса;

 • описание методов и критериев

 оценивания ответов учащихся в ходе

 опроса.


Вторую часть непосредственно образовательной деятельности я начну с использования метода «создание проблемной ситуации».

Предлагаю кукле Маши побывать на нашей игре, пытаюсь ее посадить, поставить. В этом мне помогают дети. Кукла падает, и я прошу объяснить детям, почему так происходит.

Обсуждая с детьми этот вопрос, я подвожу их к мысли, что кукла мягкая, в ней нет твердой основы, как в людях, поэтому она не может сидеть, стоять, ходить. Твердая основа – это кости. Дети, стоя перед зеркалом, ощупывают руки, ноги, туловище и головы, пытаются почувствовать свои кости – цель этого приема обогащение чувственного опыта ребенка.

Для наращивания темпа деятельности детей, а так же для поддержания их интереса я во второй части непосредственно образовательной деятельности проведу дидактическую  игры «Назови лишнее». Так как данная игра предполагает работу в парах, то перед началом выполнения задания, я уточню, что если у какой-либо пары возникнут трудности при назывании лишнего слова, то они могут обратиться за помощью к друзьям. Данный прием позволит мне снять тревожность у некоторых детей, которые боятся ответить неправильно, а так же поможет поддержать настрой детей на достижение цели задания общими усилиями. В группе двое детей – гиперактивные, для концентрации их внимания на правильное выполнение задания я создам у детей ощущение важности ситуации «Это очень ответственная работа».

Для подготовки детей к третьему этапу работы, а именно изучению нового учебного материала проведу игру «Наоборот». Цель игры выяснение знаний детей о строении человеческого тела, основанных на личном опыте детей, закрепление знаний о строении тела, основанных на личном чувственном опыте самого ребенка

Для перехода к освоению нового последними ситуациями игры «Наоборот» будет изображение скелета человека.

После выполнения задания, для профилактики утомляемости детей проведу динамическую паузу

Изучение нового учебного материала.

 Данный этап предполагает:

 • постановку конкретной учебной цели

 перед учащимися (какой результат

 должен быть достигнут учащимися на

 данном этапе урока);

 • определение целей и задач, которые

 ставит перед собой учитель на данном

 этапе урока;

 • изложение основных положений

 нового учебного материала, который

 должен быть освоен учащимися;

 • описание форм и методов изложения

 (представления) нового учебного

 материала;

 • описание основных форм и методов

 организации индивидуальной и

 групповой деятельности учащихся с

 учетом особенностей класса, в котором

 работает педагог;

 • описание критериев определения

 уровня внимания и интереса учащихся к

 излагаемому педагогом учебному

 материалу;

 • описание методов мотивирования

 (стимулирования) учебной активности

 учащихся в ходе освоения нового

 учебного материала        

 Третью часть непосредственно образовательной деятельности я начну  с рассказа, какую работу выполняет каждая группа костей (кости рук помогают человеку брать, держать, рисовать и т.д., ног – бегать, ходить, прыгать и т.д.). Все кости у людей связаны между собой, они составляют гибкую и прочную основу человека и все вместе называются скелетом.  Показываю детям рисунок человеческого скелета, указываю на нем какую-либо кость и прошу детей найти и потрогать ее на своем теле (лучше выполнять это перед зеркалом).                                                                 

Спрашиваю детей, что же заставляет кости двигаться, да еще так быстро. Я предлагаю крепко сжать руку в кулак и потрогать плечо, сделать другие упражнения, при которых можно ясно почувствовать и увидеть работу мышц. Затем объясняю детям, что эту работу выполняют мышцы (дети часто называют их мясом, и не настаиваю на правильном названии).



С целью формирования у детей представлений о строении тела я использую ИКТ (презентация PowerPoint«Строение тела») показ слайдов изображающие части тела и уточняю строение, что  позволит мне наглядно показать детям  составные части тела. Для активизации познавательной активности детей при изучении нового материала я буду задавать детям вопросы и дополнять ответы детей.


Закрепление учебного материала,

 предполагающее:

 • постановку конкретной учебной цели

 перед учащимися (какой результат

 должен быть достигнут учащимися на

 данном этапе урока);

 • определение целей и задач, которые

 ставит перед собой учитель на данном

 этапе урока;

 • описание форм и методов достижения

 поставленных целей в ходе закрепления

 нового учебного материала с учетом

 индивидуальных особенностей

 учащихся, с которыми работает педагог.

 • описание критериев, позволяющих

 определить степень усвоения

 учащимися нового учебного материала;

 • описание возможных путей и методов

 реагирования на ситуации, когда

 учитель определяет, что часть учащихся

 не освоила новый учебный материал.        

Для закрепления полученных на третьем этапе занятий я (или кукла Маша) просит каждого ребенка выполнить упражнение на определенную группу мышц (мышцы спины – наклоны, мышцы руки – сгибание и т.д.). Радуюсь, какие дети ловкие и сильные. Дети дают команды мне, и я тоже делаю упражнения. С этой же целью провожу игру «Собери целое из частей». Эта игра необходима для определения качество усвоения материала, для формирования умения коллективно выполнять предложенные действия.

Для рефлексии и уточнения уровня усвоения детьми нового материала проведу мини-треннинг «Обсуждение в кругу» в ходе, которого спрашиваю у детей, нужно ли беречь мышцы и кости, и как это можно делать,        попрошу каждого ребенка высказать свое мнение о том, что он узнал нового, а что уже знали, что понравилось, что вызывало затруднение.        


Подводя итог занятия дам вербальную оценку работе детей в непосредственной образовательной деятельности.

Кукла Маша прощается с детьми и теперь она точно знает почему не может сидеть, стоять.

Задание на дом, включающее:

 • постановку целей самостоятельной

 работы для учащихся (что должны

 сделать учащиеся в ходе выполнения

 домашнего задания);

 • определение целей, которые хочет

 достичь учитель, задавая задание на

 дом;

 • определение и разъяснение учащимся

 критериев успешного выполнения

 домашнего задания.        


Программа обучения в детском саду не предполагает выполнение домашнего задания.

Но для закрепления полученных в ходе непосредственной образовательной деятельности  знаний я предложу детям, совместно с родителями составить мини-рассказ на тему «Заметка в энциклопедию» (одной из части тела).


И при организации свободной художественной деятельности детей, предложу нарисовать

то, что дети узнали на занятии. Дети рассказывают, как рисовать человека. Я изображаю на прозрачном пластике схему тела (рисуется только скелет в целом, серым цветом) и прикрепляю рисунок к листу бумаги. После непосредственной образовательной деятельности я предлагаю детям посмотреть Детскую Энциклопедию Здоровья и объясняю им, где и как изображены скелет и мышцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи, развитию представлений об окружающем мире и себе, формированию культурно-гигиенических навыков в 1 младшей группе. ТЕМА: Как н

Интегрированное занятие в первой младшей группе.Тема: Как нужно ухаживать за собой.  Познакомить детей с произведением А. Барто «Девочка чумазая»...

«Здоровьесберегающая деятельность как средство развития представлений об окружающем мире и о себе у детей с нарушениями речи»

Мини-программа по внедрению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушениями речи....

конспект НОД по "Развитию представлений о себе и об окружающем мире"Крошка Енот и тот»

Задачи.Воспитательные.  Воспитывать умение слушать   сказки  следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия...

Конспект НОД по развитию представлений об окружающем мире "Путешествие в осенний лес" в средней группе

Образовательные области: " Познание"; "Музыка"; "Чтение художественной литературы".В гости приходит Почемучка и приглашает в осенний лес....

Конспект занятия по развитию представлений об окружающем мире с элементами экспериментирования.

Конспект занятия по развитию представлений об окружающем мире с элементами экспериментирования на тему: «Почему семена сеют в землю»....

Конспект НОД Развитие представлений об окружающем мире и о себе

Конспект НОД  Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Младшая группа....