Конспект занятия по развитию представлений об окружающем мире с элементами экспериментирования.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Конспект занятия по развитию представлений об окружающем мире с элементами экспериментирования на тему: «Почему семена сеют в землю».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_semena_seyut_v_zemle.docx | 23.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип занятия: развивающее.
Цель: Подвести детей к пониманию значения плодородной почвы для жизни растений.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки и связи.
- Познакомить детей через исследовательскую деятельность с составом почвы и опила
- Учить детей построению моделей, отображающих взаимосвязь растения и условий жизни (на примере зависимости растений от света, тепла, воды и питательной почвы).
Развивающие:
- Развивать у детей интерес к поисково- исследовательской деятельности, самостоятельно формулировать выводы..
- Развивать логическое мышление.
Воспитательная:
- Воспитывать аккуратность при проведения исследовательской деятельности.
- Воспитывать умение слушать ответы своих товарищей.
- Воспитывать навыки коммуникативного общения.
Методы: игровой, словесный, наглядный, эвристический.
Приёмы:
- Игровая мотивация.
- Беседа.
- Моделирование.
- Исследование.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: Три ёмкости с разными почвами: с землёй, песком и опилом, в которые заранее посеяны семена кабачков; шкатулка с семенами.
Раздаточный: Для составления модели на полу на досочках тарелки с карточками с условными обозначениями света, тепла, воды, почвы и растений; для проведения опытов в маленьких розетках лежат: земля, песок, опил, салфетка. На столе на подносах стоят баночки с землёй, розетка с замоченными в воде семенами, маленькая лопаточка, стаканчики с водой, салфетки; карточки синего и красного цвета для самооценки.
Т. С. О. – компьютер, экран, электронный микроскоп.
Индивидуальная работа: упражнять Вову Б., Софью Ч. В самостоятельном формулировании выводов. Настю Б., Сережу П. вовлекать в самостоятель-ную деятельность.
Словарная работа: Ввести в активный словарь детей слова – кристаллы, кристальный, перегной, гумус, семена, росток.
Предварительная работа:
-- проведение опытов «Знакомство детей с почвой», «Песок и глина вокруг нас».
-- наблюдение «История про варежку».
-- рассматривание проросших семян в микроскоп,
-- уход за комнатными растениями,
-- чтение произведений художественной литературы,
-- разучивание физ.минутки,
-- посадка семян в ёмкости с разным составом: песок, опил, земля.
-- составление моделей взаимосвязи растений и животных и условиях их жизни.
Ход занятия:
I часть:
1. Игровая мотивация:
Воспитатель: К нам приходила Весна и оставила в подарок шкатулку. Как вы думаете, что в ней?
(Дети выдвигают различные предположения, гипотезы. Воспитатель останавливается на том, что там семена).
Воспитатель: Что можно с ними сделать?
2. Введение в проблему:
Мы с вами уже сеяли семена в различные почвы. Что с ними произошло?
Воспитатель: Посмотрите, какой большой вырос кабачок в земле. Мы сеяли семена одновременно в одинаковые баночки, ухаживали за ними одинаково, и росли они у нас в одном месте. А кабачок нам даже пришлось пересадить в ведёрко побольше. Почему не выросли семена в песке и опилках?
(Выдвижение детьми предположений и гипотез).
-- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Наверно должна быть питательная почва.
Воспитатель: Что нужно ещё для хорошего роста и развития растений?
3. Работа с моделью.
Воспитатель: Давайте вспомним, как условно мы обозначаем условия, какой подсказкой: тепло – градусник, свет – лампочка, капля – вода, питательная почва, зелёный квадрат – растения. Выложите у себя схему-подсказку. (Дети выкладывают модель зависимости роста и развития растений от условий жизни: свет – тепло – вода – питательная почва).
Поменяйтесь друг с другом местами и проверьте, правильно ли составил подсказку ваш товарищ.
-- В какой почве растения будут расти лучше: в богатой питательными веществами или бедной?
-- Кабачок вырос большой благодаря питательной почве.
4. Поэтапное решение проблемы:
Воспитатель: Сегодня мы определим, какая почва подходит для посадки семян. Итак, перед вами три баночки с различным содержимым. Что в них вы видите?
(В одной баночке земля, в другой баночке песок, и в третьей – опилки).
Воспитатель: Посмотрите на них, как они выглядят?
(Земля чёрная, песок коричневый или серый, опилки жёлтые).
-- Какой можно сделать вывод?
Вывод: почвы отличаются по цвету.
Воспитатель: Потрогайте, какие они на ощупь?
(Земля рыхлая, мягкая, песок рыхлый, сыпучий, опилки тоже рыхлые и сыпучие).
-- Какой из этого следует вывод?
Вывод: почвы одинаковые на ощупь.
Воспитатель: Как вы думаете, какая из этих почв самая питательная? Почему?
(Высказывание детьми гипотез и предположений).
5. Физ. минутка.
К свету, к солнцу из земли
Ты, росток, скорей пошли!
(Дети опускаются на корточки.)
Как весною в ранний час
Семена взошли у нас.
Вышли к солнышку из тьмы:
(Дети медленно встают – «вырастают», потягиваются.)
Здравствуй, солнце, это мы!»
(Дети поднимают руки над головой, машут кистями рук.)
Мал ещё росток-ребёнок:
(Дети опускают руки вниз.)
Только-только из пелёнок.
(Дети наклоняют голову в разные стороны.)
6. Гимнастика для глаз.
Мы глаза поднимем к небу,
И отпустим до земли.
Журавли летят по небу,
А в земле растут цветки.
II часть:
Воспитатель: Давайте это проверим. Мы сейчас рассмотрим песок в микроскоп. Что вы видите?
(Песчинки, маленькие кристаллики, камушки…).
Воспитатель: Песок не удерживает влагу, в нём нет остатков перегнивших листьев, травы, нет гумуса, который так полезен для растений.
Воспитатель: Взгляните на опилки в микроскоп. Что вы видите?
(Опилки – это мелкие частицы дерева. Они плохо впитывают воду, в них нет питательных веществ).
Воспитатель: Давайте рассмотрим землю в микроскоп. Что вы видите?
(Я вижу остатки травы, веточек, останки погибших насекомых…).
Воспитатель: Как можно это назвать одним словом? Это перегной, или по-другому его ещё называют гумус. Повторите все хором, прохлопайте это слово. Это плодородный слой земли, содержащий в себе питательные, полезные вещества, необходимые для роста и развития растений. Воспитатель: К какому выводу мы придём с вами? В какую почву лучше всего высевать семена?
(В землю, богатую перегноем – гумусом).
III часть:
7. Игровое упражнение «Посади семя в землю».
Воспитатель:
Посадите семя в горшочек с землёй.
-- Как мы будем сажать семена?
(Сделаем лопаточкой ямку, положим в неё семя, прикроем сверху землёй и польём водой).
Чтобы мог росточек распуститься,
В земле он должен поселиться.
Уж ты, семечко-зерно,
Ляжешь в борозду на дно!
Ты не бойся золотое,
Ничего, что там темно!
А мы польём его водицей –
Пускай скорей укоренится.
Пусть солнышко его согреет,
Пусть урожай скорей поспеет.
8. Итог:
-- Что вы сегодня делали?
-- Что нового и интересного узнали?
-- Что вам больше всего понравилось делать?
-- Какую оценку вы бы себе поставили за работу?
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок»
Конспект занятия по развитию представлений об окружающем мире с элементами экспериментирования на тему: «Почему семена сеют в землю».
Семенова А.П.
воспитатель
г. Советский
старшая группа
март 2010 г.
Самоанализ занятия по развитию представлений об окружающем мире с элементами экспериментирования.
Тема: «Почему семена сеют в землю».
Занятие было проведено с детьми старшей группы «Почемучки».
Цель занятия: Подвести детей к пониманию значения плодородной почвы для жизни растений.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки и связи.
- Познакомить детей через исследовательскую деятельность с составом почвы и опила
- Учить детей построению моделей, отображающих взаимосвязь растения и условий жизни (на примере зависимости растений от света, тепла, воды и питательной почвы).
Развивающие:
- Развивать у детей интерес к поисково- исследовательской деятельности, самостоятельно формулировать выводы..
- Развивать логическое мышление.
Воспитательная:
- Воспитывать аккуратность при проведения исследовательской деятельности.
- Воспитывать умение слушать ответы своих товарищей.
- Воспитывать навыки коммуникативного общения.
На протяжении всего занятия в комплексе решались поставленные цель и задачи, которые соответствовали программным требованиям реализуемой общеобразовательной программы «Развитие» под редакцией Л. А. Венгера, а также возрасту детей и их индивидуальным возможностям.
Занятие строилось на игровой основе, одна часть плавно перетекала в другую, все части были взаимосвязаны между собой.
Большим сюрпризом для детей был микроскоп и изображение на большом экране наблюдаемых объектов, а также спрятанные под салфеткой баночка с землёй и семена. Разнообразие приёмов, движение по помещению – всё это способствовало повышению у детей интереса к предстоящей деятельности.
Занятие носило развивающий характер: постановка и разрешение созданной проблемной ситуации (Почему не взошли семена в песке и опиле?), построение модели (Что нужно для хорошего роста и развития растений? В какой почве растения будут расти лучше: в бедной или богатой питательными веществами?), исследовательская деятельность (Как выглядят песок, опилки, земля? Какие они на ощупь?) с помощью вопросов развивающих логику мышления дают возможность добиться от детей поставленных на занятии цели и задач.
Использование последовательно задаваемых вопросов, вытекающих один из другого, обеспечило динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяя потребности детей, повышение речевой активности, заинтересованности в выполнении заданий.
Сочетание в занятии динамической паузы, гимнастики для глаз, смены деятельности с продуктивной деятельностью способствовали повышению работоспособности детей, их активности, созданию здоровье сберегающей атмосферы.
На занятии была проведена индивидуальная работа.
После каждого опыта подталкивала детей на формулирование выводов. В образовательную деятельность были включены все дети, они активно работали.
При подведении итога занятия использовался такой приём, как самооценка, т.к. дети в старшем возрасте способны оценить свои возможности.
Таким образом, соблюдение всех частей занятия, последовательность, подбор раздаточного и демонстрационного материала помогло успешно решить поставленные цель и задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию представлений об окружающем мире "Путешествие в осенний лес" в средней группе
Образовательные области: " Познание"; "Музыка"; "Чтение художественной литературы".В гости приходит Почемучка и приглашает в осенний лес....
Конспект НОД по формированию целостности картины окружающего мира с элементами экспериментирования «Какая бывает одежда и ткань» в старшей группе 2017-18
Закреплять знания детей об обобщающем понятии "одежда" и уточнять представления о свойствах различных тканей....
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе на тему: «Свойства и виды тканей».
знакомить с происхождением тканей (лен, хлопок, шелк, шерсть, искусственная ткань),опытно-экспериментальным путем выяснить свойства ткани,сравнить свойства бумаги и ткани,уточнить знания о...
КОНСПЕКТ занятия по ознакомлению детей с окружающим миром с элементами экономики в старшей группе на тему: «Труд – всему голова»
В данной образовательной деятельности продолжаем знакомить детей с трудом, как основой жизни людей, закрепляем с детьми экономические понятия и термины (реклама, бартер, банк, бизнесмен, деньги)...
Мастер-класс на тему: «Развитие представлений об окружающем мире с элементами экспериментирования с применением LEGO-конструктора»
1. Вступительная частьДобрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на нашей встрече!Коллеги, сегодня я предлагаю отправиться нам всем в путешествие на остров искать клад.На чем мы туд...
Занятие по развитию представлений об окружающему миру для детей средней группы с ЗПР по теме "Домашние животные"
В данное занятие введены игры для развития межполушарных связей. развитие межполушарных связей, как у дошкольников, так и детей более старшего возраста благоприятно влияет на интеллектуальное развитие...
Занятие по развитию представлению об окружающем мире для детей с ЗПР по теме "Зимующие птицы"
Данное занятие содержит игры на развитие межполушарного взаимодействия. Эти игры введены в сюжет занятия....