Перспективно-тематическое планирование естественнонаучных представлений у детей с особыми образовательными потребностями
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Пояснительная записка и распределение материала по месяцам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_estestvennonauchnyh.docx41.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад компенсирующего вида № 18 г. Липецка

Перспективно-тематическое планирование

естественнонаучных  представлений  у детей  

с  особыми  образовательными  потребностями

Воспитатель: БАТРАКОВА З.В.

2012 г.

Пояснительная записка.

Дети дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способностью мыслить, проявляют первый познавательный интерес. Мир детей состоит из реальных объектов и предметов. Ребенок познаёт мир, постоянно исследуя и экспериментируя с его объектами, стремясь узнать что-то новое. Ребёнок разбирает игрушки, наблюдает за падающим предметом в воду (тонет или нет), пробует языком в сильный мороз металлические предметы и т.д. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник ещё не знаком с элементарными правилами безопасности поведения в окружающем мире, с законами смешения веществ. И конечно же задача педагога ввести ребёнка в этот удивительный мир, раскрыть его красоту, неповторимость, помочь понять на элементарном уровне научную картину окружающей действительности, научить наблюдать, сравнивать, обобщать, познакомить с различными свойствами веществ, сформировать природоохранительные навыки, воспитать бережное отношение к природному окружению. Выполнить эти задачи мы можем посредством естественнонаучных представлений. Процесс обучения детей с особыми потребностями в развитии организуется на основе закономерностей развития обычных детей и не является изолированной задачей, а входит составной частью в общей комплекс коррекционного обучения воспитанников нашего Д О У.

          Организованное обучение проходит в предметно-развивающей среде, оно должно быть организовано так, чтобы дети могли свободно располагаться для исследовательской деятельности,  игр, наблюдений. Природный и опытно-экспериментальный центры соответствуют программным и возрастным требованиям, должны быть безопасны и минимально доступны.

В процессе развития естественнонаучных представлений у детей с проблемами в развитии целесообразно использовать различные формы обучения: блоки совместной деятельности, наблюдения, целевые прогулки, беседы, художественно-продуктивную деятельность, опыты;  а также  методы:  наглядные, практические, словесные.

Эффективного результата обучения не будет без перспективного планирования, оно должно быть последовательным, соответствовать интеллектуальным и возрастным возможностям наших воспитанников, определять логику содержания знаний, навыков, умений. Каждое научное понятие, с которым мы будем знакомить детей (твёрдое тело, температура воды, временные понятия, рост и развитие растения и т. д.) экспериментально обосновывается и проясняется путём многократного повторения игр, наблюдений, опытов при незначительном усложнении содержания и объёма. Для того, чтобы постижение научной картины мира детьми с проблемами в развитии было осознанным и понятным, необходимо проводить элементарные опыты. Элементарность заключается в характере решаемых задач:  во- первых, они неизвестны  детям дошкольного возраста, во- вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются простейшие понятия и умозаключения, в третьих, используется обычное  игровое и бытовое оборудование, объекты живой и неживой природы.

Надеюсь, что предлагаемое перспективное планирование по направлению «Естественнонаучные  представления у детей с особыми образовательными потребностями» (2 г. обучения) окажет вам, уважаемые педагоги, помощь в обучении и воспитании дошкольников. Дети научатся понимать, что «чудеса», происходящие в окружающем мире ( восход солнца, дождь, ветер, листопад, электричество, сосульки и многое другое), объяснимы и починяются неопровержимым физическим законам. А эти знания  и личный опыт позволят нашим воспитанникам социально адаптироваться и найти своё место в будущей жизни.

                     

                           

Ме-сяц

Тема, задачи

Наблюдения

Беседы, рассказы

Игровая деятельность

Опытно-эксперимен-тальная деят-ть

Художественно-продуктивная

Художественная литература

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

« Какая бывает почва?»

-дать детям первоначальное представление о почве, как компоненте природы, взаимозависимости  почвы и растений;

- рассказать о подземных обитателях ( кроты, жуки, дождевые черви);

- развивать интерес к исследовательской деятельности;

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Тематическое наблюдение:

« Мы на клумбу с лопаткой пришли».

(выкапывание цветов из почвы).

 Наблюдение за почвой в огороде;

за опавшей листвой, ветром,

за песком в песочнице;

за насекомыми, птицами.

Рассказ:

« Для чего нужна почва».

Беседа:

« Кто живёт под землёй?»

Д\ игры:

«Вершки и корешки».

« Чей домик?»

Ира- имитация:

« Летаем – ползаем».

П\  игры:

«Солнышко и дождик».

«Птицы в гнёздышках».

« Почему земля

сухая?»

« Свойство песка».

( сухой, значит сыпется).

Лепка:

«Червячок».

Аппликация:

« Ведёрко».

Рисование:

« Травка-муравка».

В Глушко.

« Грядка».

Т. Макаров.

« Сказка о листьях».

Э. Шим.

« Кто капает грядки».

Б. Заходер.

«Крот и лиса».

Л. Квитко.

«На песке».

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Разные растения»

- познакомить детей с многообразием растительного мира природы;

-учить называть растения, которые растут на территории детского сада (деревья, кусты, трава);

- закрепить знания о значении корня в жизни растения,  о необходимых условиях для роста и развития растений;

- формировать знания о живой и неживой природе;

- воспитывать бережное отношение к птицам.

Тематическое наблюдение:

« Золотой ковёр».

Наблюдения за берёзой,

кустами,

травой,

в огороде,

в цветнике;

рассматривание

листьев берёзы,

каштана,

ветки сосны.

Наблюдения  за

сезонными изменениями в природе.

Рассказ:

«Всё живое должно жить».

Беседа:

«Что помогает растениям расти и развиваться».

Д/ игры:

« Какое время года».

«От чьей ветки

детки».

«Вершки и корешки».

 П/ игры:

« Раз, два, три к дереву беги»!

« Кто скорее соберёт?»

 

« Почему земля сухая, влажная?»

« Свойства пека».

( влажный, мокрый).

Лепка:

« Грибы».

Аппликация:

«Осенний

Ковёр».

Рисование:

«Красивые цветы».

(поролоновыми кисточками).

С. Воронин

« Моя берёза».

М. Пришвин

«Дуб».

Н. Павлов

« Земляника».

Е. Серова

« Одуванчик».

А. Плещеев

«Как мой садик

свеж и зелен».

Т. Собакина

« Если я сорву цветок»

Н
О
Я
Б
Р
Ь

« Свойства бумаги и ткани».

- учить детей определять качество и свойство бумаги и ткани (толщина, гладкость, мнётся, рвётся, режется, прочность);

-развивать тактильное восприятие;

-формировать навыки использования бумаги в разных видах деятельности (рисование, аппликация),

- воспитывать аккуратность, желание к экспериментальной деятельности.

Наблюдение за деревьями,

за дождём:

«Дождик, дождик, кап да кап».

Наблюдение за солнцем, небом.

Рассказ:

« Какой бывает бумага».

Д\ игры:

«Что кому нужно?»

«Помоги Незнайке».

«Ателье».

П\ игры:

« Ловишки с ленточками».

« Кто быстрее

до флажка».

« Что прочнее?»

( бумага или ткань).

«Рвётся – режется».

Лепка.

«Ёлочка».

 Аппликация.

«Листья летят».

( обрывние).

Рисование.

«Осенний дождь».

Рассматривание книг, газет, журналов,

Чтение отрывка из произведения С. Маршака

«Почта».

Загадывание загадок.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Растения рядом».

- учить детей устанавливать зависимость комнатных растений от участия в их жизни человека;

- формировать понятия о необходимых  условиях для развития и роста растений (тепло, свет, вода, почва);

- познакомить со свойствами воды:  жидкая, не имеет запаха;

- воспитывать чуткость, самостоятельность.

Наблюдения за

деревьями, кустарниками:

сравнить берёзу и ель;

за птицами,

за снежинками,

небом, солнцем.

Рассказ педагога:

 « Как мы можем заботиться о комнатных растениях».

Д\ игры:

«Какая помощь нужна растению»?

(использование модели растения и природный фактор).

«Назови растение».

«Сложи целое».

«Вода жидкая, она льётся».

«Вода не имеет запаха».

Лепка.

«Кувшин для воды».

Рисование.

«Моё растение».

Аппликация.

«Аквариум».

Сказка

«Вершки и корешки».

А. Барто.

«Колокольчики».

С. Маршак.

«Водопровод».

В. Жуковский.

«Знать, солнышко утомлено».

В. Одоевский.

«Мороз Иванович».

(отрывок).

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Защитные свойства снега».

- учить детей устанавливать                                    взаимосвязь между сезонными изменениями и состоянием растительного мира природы зимой;

- расширить знания о свойствах снега;

- формировать желание к опытно - экспериментальной деятельности;

- развивать мышление, коммуникабельность;

-воспитывать активность, бережное отношение к природе.

Наблюдение за погодой, снегом, снегопадом, за сугробами, за свойством снега в морозную погоду, солнцем, ветром,

за поведением птиц (сорока, воробей).

Рассказ:

«Зимушка-зима».

Беседа.

«Что можно делать зимой».

Д\игры:

«Сложи картинку».

«Назови зимние признаки».

«Что лишнее»?

П\игры:

«Снежиночки-пушиночки».

«Два мороза».

«Раз, два, три, к дереву беги»!

«Почему снег тает»?

«Где быстрее растает снег»?

Лепка.

«Снеговик».

Аппликация.

«Падает снежок».

Рисование.

«Вот зима кругом бело».

А. Блок.

«Снег, да снег кругом».

Н. Никитин.

«Встреча зимы».

Я. Аким.

«Первый снег».

В. Берестов.

«Снегопад».

Сказка:

«Заюшкина избушка».

Потешка:

«Уж ты, зимушка- зима»…

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

«Огород на окне».

-учить детей создавать мини-огороды в зимнее время года;

-развивать желание заботиться о своём растении;

-закрепить знания о необходимых условиях для роста растений;

-формировать наблюдательность, умение высказывать свои суждения;

-воспитывать чувство ответственности, доброту.

Наблюдение за комнатными растениями;

за всходами овса, травы, ветками в вазе в разной среде;

на прогулке за кустами, деревьями, почками на ветках;

рассматривание снега, льдинки;

за природными явлениями: ветром, рыхлым снегом, оттепелью.

Рассказ.

«Растения всякие нужны,

растения всякие важны».

Беседа.

«Как росло семечко овса (травы).

Д\игры:

« Назови растение».

«Что где растёт?»

«Живое-неживое».

П\игры:

«Солнышко и дождик».

«Что происходит в природе?»

«Таяние снега и льда» ( что быстрее растает?»

«Состояние почвы от температуры воздуха».

Лепка.

«Горшочек».

Аппликация.

«Ветки в вазе».

Рисование.

«Дерево зимой».

А. Плещеев.

«Как мой садик свеж и зелен»

З. Александрова.

«Одуванчик».

М. Подлесова.

«Морковки».

РНС

«Репка».

Потешки:

«Ой, в зелёном бору…»

«Солнышко, ведёрышко…»

М
А
Р
Т

«Невидимый волшебник»  (воздух)

-познакомить детей с понятием «воздух», с природным явлением «ветер»;

-рассказать о его свойствах: не имеет запаха, невидимый,  имеет вес;

-формировать знания о значении воздуха для всего живого мира природы;

-развивать интерес к познавательной деятельности;

-воспитывать желание заботиться о своём здоровье, окружающей среде.

Наблюдение за погодой из окна группы:

качание деревьев,

движение облаков;  

на прогулке:

за ветром, за полётом птиц, насекомых, вертушками,

полётом воздушных шаров.

Рассказ:

«Воздух и его значение».

«Наши помощники».

(органы дыхания).

Д\игры:

«Угадай, от какого дерева семена?»

«Мыльные пузыри».

«Угадай, кто я?»

П\игры:

«Самолёт».

«Раздувайся, пузырь».

«Замри».

Иры-превращения:

«Птиц -  в бабочки».

«Летает - не летает».

«Почему крутится вертушка?»

«Надувание воздушных шаров».

«Тонет -  не тонет».

Лепка.

«Бабочка».

Аппликация.

«Шары летят».

Рисование.

«Облака плывут».

(способом размывания).

Р Н С

«Гуси-лебеди».

Чтение отрывков из произведения

А.С. Пушкина

«Сказка о царе Салтане».

Я. Аким.

«Цветные огоньки».

И. Токмакова.

«Разговор ветра и осинок».

Слушание записи

«Шум ветра».

А
П
Р
Е
Л
Ь

«Путешествие в водное  

                царство».

- продолжать формировать знания детей о значении воды для жизни живого организма;

-развивать представление о том, где существует вода, как она может менять своё состояние;

-развивать сенсорное восприятие;

-воспитывать бережное отношение к природному ресурсу.    

Наблюдение  за таянием снега

ручейками, ветром, весенним  дождём, лужами, водой из крана,

поведением птиц, за насекомыми,

ветром, небом, облаками.

Рассказ:

«Для чего нужна вода».

Беседа:

«Вода – источник жизни».

Д\игры:

«Кто живёт в воде».

«Зоологическое лото».

«Кто где живёт?»

«Назови правило».

Ира-имитация:

«Река-волна».

«У воды нет запаха, вкуса».

«Куда делась вода?»

(полив растений)

Лепка.

Разные рыбки».

Аппликация.

«Лодочка плывёт».

Рисование.

«Ручейки»

И. Токмакова.

«Ручеёк».

И. Бунин.

«Родник».

К. Чуковский.

«Мойдодыр».

С. Маршак.

« Водопровод».

Л. Квитко.

«Ручеёк».

М
А
Й

 «Источники света».

-познакомить детей с источниками света (естественным,  природным - солнцем и искусственным освещением);

-учить правильно называть части суток;

- поощрять желание детей к экспериментальной деятельности;

-воспитывать самостоятельность.  

Наблюдения за небом, солнцем, облаками, погодой;

освещением в групповой комнате;

за распусканием листьев у деревьев, кустарников, травой;

поведением птиц,

насекомыми; наблюдение за горением свечи.

Рассказ:

«Небесные светила».

«Что придумал человек».

Д\игры:

«Времена года».

«Что нарисовал художник?»

«Загадки-отгадки».

«Отгадай, что за растение?»

П\игры:

«День-ночь».

«Совушка».       «У медведя во бору».

«Солнечные зайчики».

«Где твоя тень».

«Почему не проходит свет?»

Лепка.

«Солнышко».

(налепы)

Аппликация.

«Облака плывут по небу».

Рисование.

«Звёздное небо»

(поролоновыми шариками)

К. Чуковский.

«Краденое солнце».

В. Жуковский.

«Летний вечер».

Н. Сладков.

«Медведь и солнце».

Е. Благинина.

«Если встанешь на заре».

С. Маршак.

«Круглый год».

Потешка: «Солнышко-вёдрышко…»

И
Ю
Н
Ь

 « Такой разный песок».

-учить детей определять состояние природного материала зрительно и тактильно;

-закрепить свойства песка: вязкость и сыпучесть;

-формировать интерес к объектам неживой природы;

-желание экспериментировать и наблюдать;

-воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Наблюдения за песком во время игр с ним;

за ветром: как песок перемещается во время ветреной погоды; за почвой в огороде, цветнике;

за птицами,

деревьями, травой, кустами.

Рекомендовать родителям отдых с детьми на берегу водоёма.

Рассказ:

«Для чего нужен песок».

«Где использует песок человек».

Д\игры:

«Что живое, что неживое».

«Кто где живёт?»

«Шумовые баночки».

П\иры:

«Перелёт птиц».

«Мы весёлые ребята».

«Солнышко и дождик».

«Песчаный конус».

«Из какого песка можно строить горку?»

«Узоры из песка».

Лепка.

«Подарки для «Лунариков».

(ведро, совок).

Аппликация.

«Птички клюют зёрнышки».

Рисование.

Смятой бумагой

«пустыня».

С. Маршак.

 «Жёлтая страница».

Г. Ладонщиков.

«Золотистая гора».

Л. Квитко.

«На песке».

Г.Люшин.

«Песчаный дом».

И
Ю
Л
Ь

«Какие бывают  камешки».

-познакомить детей с разнообразием камней, которые могут встречаться в донном месте жительства (песчаник, мел, уголь, гранит), их свойством и качеством;

-развивать знания о неживой природе, сенсорное восприятие;

-рассказать, как можно использовать камни в быту.

Наблюдение за камнями на территории детского сада, в песке;

рассматривание, сбор камней;

рекомендовать родителям собрать коллекцию камней для игр и наблюдений.

Рассказ:

«Какими бывают камешки».

Беседа:

«Из чего строят дома».

Д\игры:

«Ящик ощущений».

«Чей камень?»

«Кто где живёт?»

П\иры:

«Маленькие ножки бежали по дорожке».

«Ловишки».

« Что прочнее камень или пластилин?»

«Что будет, если положить камешек в воду?» (утонет или нет, изменит свой цвет).

«Как услышать камень?»

Лепка.

«Разные камешки».

Аппликация.

«Горы».

Рисование.

«Узор на камне».

(использование натурального камня).

Н. Рыжова.

«О чём шептались камешки».

Сказка

«Три поросёнка»

Отрывки из сказки Бажова

«Хозяйка медной горы».

А

В
Г
У
С
Т

   «Природные явления».

-расширить представление детей о летних природных явлениях (гроза, радуга, молния, роса);

- развивать мыслительную деятельность, умение  делать выводы (прошёл дождь – появилась радуга, лужи);

-учить детей правильно вести себя во время дождя, грозы    (не выходить на улицу);

- воспитывать эстетическое восприятие природных явлений.

Наблюдения за летним дождём,

небом, росой, радугой, туманом,

ветром,

облаками,

солнцем;

птицами, насекомыми;

наблюдение в огороде, в цветнике.

Рассказ.

«Солнце, воздух и вода».

« Радуга-Дуга».

«Времена года».

Д\игры:

«Когда это бывает?»

«Что ты видишь, назови».

«Отгадай по описанию».

«Ботаническое лото».

П\игры:

«Бабочки».

«Солнышко и дождик».

«Замри»!

С\ролевая игра.

«Путешествие на солнечную полянку».

Д\игры: «Солнечные зайчики».

«Радуга».

«Мыльные пузыри».

«Кораблекрушение»

Лепка.

«Бабочка».

Аппликация.

«Цветущий луг».

Рисование.

«Радуга-дуга».

Г. Илюшин.

«Капелька»

В. Берестов.

«Весёлое лето».

Н. Некрасов.

«Перед дождём».

Н.Калинина.

«Летом».

В.Ладынец.

«Гром».

Б. Заходер.

«Дождик».

Загадывание загадок, пение песенок, потешек.

Литература.

Экологическое воспитание в детском саду. О. А. Соломенникова.

Развитие естественнонаучных представлений.  В.А. Зебзева.

Беседы о нравственности и экологии. Л.П.Молодова.

Поэтический образ природы. Л.В. Компанцева.

Наш дом-природа. Что у нас под ногами.  Н.А. Рыжова.

Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью. Н.В. Алёшина.

Неизведанное рядом. О.В. Дыбина.

Как знакомить дошкольников с природой. П.Г. Саморукова.

Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной  недостаточностью. Л.Баряева, О. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Соколова. Санкт- Петербург, «Каро», 2007г.

«


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.

Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках  деятельности Консилиума образоват...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»

Конспект образовательной деятельностив подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей»на тему «Прогулка в лес»...

Коррекционная работа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с особыми образовательными потребностями в реализации ФГОС

Формирование элементарных математических представлений ребенка- дошкольника  с особыми образовательными потребностями в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий , в кото...

Конкурс "Ярмарка педагогических идей" (для методкабинета) Технологии включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ.

В ноябре 2017 г. в МДОУ Детский сад №11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области» был проведён краткосрочный практико – ориентированный логопедический проект "Сост...

Технологии включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ. (Презентация).

В ходе проекта использовалась интеграционная технология, т. е. присутствовало сочетание нескольких коррекционных направлений: дети слушали сказку, объяснение педагога, видели фотографии своего города,...

«Использование технологии «Нумикон» в процессе формирования математических представлений у детей с особыми образовательными потребностями»

Вопрос подготовки ребенка к школьному обучению волнует и педагогов. и родителей. В современных условиях растет количество детей не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Желание родителей с...

Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска», январь 2020 г.

Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»...