Перспективно-тематическое планирование естественнонаучных представлений у детей с особыми образовательными потребностями
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Пояснительная записка и распределение материала по месяцам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_estestvennonauchnyh.docx | 41.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 18 г. Липецка
Перспективно-тематическое планирование
естественнонаучных представлений у детей
с особыми образовательными потребностями
Воспитатель: БАТРАКОВА З.В.
2012 г.
Пояснительная записка.
Дети дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем, они овладевают речью, способностью мыслить, проявляют первый познавательный интерес. Мир детей состоит из реальных объектов и предметов. Ребенок познаёт мир, постоянно исследуя и экспериментируя с его объектами, стремясь узнать что-то новое. Ребёнок разбирает игрушки, наблюдает за падающим предметом в воду (тонет или нет), пробует языком в сильный мороз металлические предметы и т.д. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник ещё не знаком с элементарными правилами безопасности поведения в окружающем мире, с законами смешения веществ. И конечно же задача педагога ввести ребёнка в этот удивительный мир, раскрыть его красоту, неповторимость, помочь понять на элементарном уровне научную картину окружающей действительности, научить наблюдать, сравнивать, обобщать, познакомить с различными свойствами веществ, сформировать природоохранительные навыки, воспитать бережное отношение к природному окружению. Выполнить эти задачи мы можем посредством естественнонаучных представлений. Процесс обучения детей с особыми потребностями в развитии организуется на основе закономерностей развития обычных детей и не является изолированной задачей, а входит составной частью в общей комплекс коррекционного обучения воспитанников нашего Д О У.
Организованное обучение проходит в предметно-развивающей среде, оно должно быть организовано так, чтобы дети могли свободно располагаться для исследовательской деятельности, игр, наблюдений. Природный и опытно-экспериментальный центры соответствуют программным и возрастным требованиям, должны быть безопасны и минимально доступны.
В процессе развития естественнонаучных представлений у детей с проблемами в развитии целесообразно использовать различные формы обучения: блоки совместной деятельности, наблюдения, целевые прогулки, беседы, художественно-продуктивную деятельность, опыты; а также методы: наглядные, практические, словесные.
Эффективного результата обучения не будет без перспективного планирования, оно должно быть последовательным, соответствовать интеллектуальным и возрастным возможностям наших воспитанников, определять логику содержания знаний, навыков, умений. Каждое научное понятие, с которым мы будем знакомить детей (твёрдое тело, температура воды, временные понятия, рост и развитие растения и т. д.) экспериментально обосновывается и проясняется путём многократного повторения игр, наблюдений, опытов при незначительном усложнении содержания и объёма. Для того, чтобы постижение научной картины мира детьми с проблемами в развитии было осознанным и понятным, необходимо проводить элементарные опыты. Элементарность заключается в характере решаемых задач: во- первых, они неизвестны детям дошкольного возраста, во- вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются простейшие понятия и умозаключения, в третьих, используется обычное игровое и бытовое оборудование, объекты живой и неживой природы.
Надеюсь, что предлагаемое перспективное планирование по направлению «Естественнонаучные представления у детей с особыми образовательными потребностями» (2 г. обучения) окажет вам, уважаемые педагоги, помощь в обучении и воспитании дошкольников. Дети научатся понимать, что «чудеса», происходящие в окружающем мире ( восход солнца, дождь, ветер, листопад, электричество, сосульки и многое другое), объяснимы и починяются неопровержимым физическим законам. А эти знания и личный опыт позволят нашим воспитанникам социально адаптироваться и найти своё место в будущей жизни.
Ме-сяц | Тема, задачи | Наблюдения | Беседы, рассказы | Игровая деятельность | Опытно-эксперимен-тальная деят-ть | Художественно-продуктивная | Художественная литература |
С Е Н Т Я Б Р Ь | « Какая бывает почва?» -дать детям первоначальное представление о почве, как компоненте природы, взаимозависимости почвы и растений; - рассказать о подземных обитателях ( кроты, жуки, дождевые черви); - развивать интерес к исследовательской деятельности; - воспитывать бережное отношение к окружающему миру. | Тематическое наблюдение: « Мы на клумбу с лопаткой пришли». (выкапывание цветов из почвы). Наблюдение за почвой в огороде; за опавшей листвой, ветром, за песком в песочнице; за насекомыми, птицами. | Рассказ: « Для чего нужна почва». Беседа: « Кто живёт под землёй?» | Д\ игры: «Вершки и корешки». « Чей домик?» Ира- имитация: « Летаем – ползаем». П\ игры: «Солнышко и дождик». «Птицы в гнёздышках». | « Почему земля сухая?» « Свойство песка». ( сухой, значит сыпется). | Лепка: «Червячок». Аппликация: « Ведёрко». Рисование: « Травка-муравка». | В Глушко. « Грядка». Т. Макаров. « Сказка о листьях». Э. Шим. « Кто капает грядки». Б. Заходер. «Крот и лиса». Л. Квитко. «На песке». |
О К Т Я Б Р Ь | «Разные растения» - познакомить детей с многообразием растительного мира природы; -учить называть растения, которые растут на территории детского сада (деревья, кусты, трава); - закрепить знания о значении корня в жизни растения, о необходимых условиях для роста и развития растений; - формировать знания о живой и неживой природе; - воспитывать бережное отношение к птицам. | Тематическое наблюдение: « Золотой ковёр». Наблюдения за берёзой, кустами, травой, в огороде, в цветнике; рассматривание листьев берёзы, каштана, ветки сосны. Наблюдения за сезонными изменениями в природе. | Рассказ: «Всё живое должно жить». Беседа: «Что помогает растениям расти и развиваться». | Д/ игры: « Какое время года». «От чьей ветки детки». «Вершки и корешки». П/ игры: « Раз, два, три к дереву беги»! « Кто скорее соберёт?»
| « Почему земля сухая, влажная?» « Свойства пека». ( влажный, мокрый). | Лепка: « Грибы». Аппликация: «Осенний Ковёр». Рисование: «Красивые цветы». (поролоновыми кисточками). | С. Воронин « Моя берёза». М. Пришвин «Дуб». Н. Павлов « Земляника». Е. Серова « Одуванчик». А. Плещеев «Как мой садик свеж и зелен». Т. Собакина « Если я сорву цветок» |
Н | « Свойства бумаги и ткани». - учить детей определять качество и свойство бумаги и ткани (толщина, гладкость, мнётся, рвётся, режется, прочность); -развивать тактильное восприятие; -формировать навыки использования бумаги в разных видах деятельности (рисование, аппликация), - воспитывать аккуратность, желание к экспериментальной деятельности. | Наблюдение за деревьями, за дождём: «Дождик, дождик, кап да кап». Наблюдение за солнцем, небом. | Рассказ: « Какой бывает бумага». | Д\ игры: «Что кому нужно?» «Помоги Незнайке». «Ателье». П\ игры: « Ловишки с ленточками». « Кто быстрее до флажка». | « Что прочнее?» ( бумага или ткань). «Рвётся – режется». | Лепка. «Ёлочка». Аппликация. «Листья летят». ( обрывние). Рисование. «Осенний дождь». | Рассматривание книг, газет, журналов, Чтение отрывка из произведения С. Маршака «Почта». Загадывание загадок. |
Д Е К А Б Р Ь | «Растения рядом». - учить детей устанавливать зависимость комнатных растений от участия в их жизни человека; - формировать понятия о необходимых условиях для развития и роста растений (тепло, свет, вода, почва); - познакомить со свойствами воды: жидкая, не имеет запаха; - воспитывать чуткость, самостоятельность. | Наблюдения за деревьями, кустарниками: сравнить берёзу и ель; за птицами, за снежинками, небом, солнцем. | Рассказ педагога: « Как мы можем заботиться о комнатных растениях». | Д\ игры: «Какая помощь нужна растению»? (использование модели растения и природный фактор). «Назови растение». «Сложи целое». | «Вода жидкая, она льётся». «Вода не имеет запаха». | Лепка. «Кувшин для воды». Рисование. «Моё растение». Аппликация. «Аквариум». | Сказка «Вершки и корешки». А. Барто. «Колокольчики». С. Маршак. «Водопровод». В. Жуковский. «Знать, солнышко утомлено». В. Одоевский. «Мороз Иванович». (отрывок). |
Я Н В А Р Ь | «Защитные свойства снега». - учить детей устанавливать взаимосвязь между сезонными изменениями и состоянием растительного мира природы зимой; - расширить знания о свойствах снега; - формировать желание к опытно - экспериментальной деятельности; - развивать мышление, коммуникабельность; -воспитывать активность, бережное отношение к природе. | Наблюдение за погодой, снегом, снегопадом, за сугробами, за свойством снега в морозную погоду, солнцем, ветром, за поведением птиц (сорока, воробей). | Рассказ: «Зимушка-зима». Беседа. «Что можно делать зимой». | Д\игры: «Сложи картинку». «Назови зимние признаки». «Что лишнее»? П\игры: «Снежиночки-пушиночки». «Два мороза». «Раз, два, три, к дереву беги»! | «Почему снег тает»? «Где быстрее растает снег»? | Лепка. «Снеговик». Аппликация. «Падает снежок». Рисование. «Вот зима кругом бело». | А. Блок. «Снег, да снег кругом». Н. Никитин. «Встреча зимы». Я. Аким. «Первый снег». В. Берестов. «Снегопад». Сказка: «Заюшкина избушка». Потешка: «Уж ты, зимушка- зима»… |
Ф Е В Р А Л Ь | «Огород на окне». -учить детей создавать мини-огороды в зимнее время года; -развивать желание заботиться о своём растении; -закрепить знания о необходимых условиях для роста растений; -формировать наблюдательность, умение высказывать свои суждения; -воспитывать чувство ответственности, доброту. | Наблюдение за комнатными растениями; за всходами овса, травы, ветками в вазе в разной среде; на прогулке за кустами, деревьями, почками на ветках; рассматривание снега, льдинки; за природными явлениями: ветром, рыхлым снегом, оттепелью. | Рассказ. «Растения всякие нужны, растения всякие важны». Беседа. «Как росло семечко овса (травы). | Д\игры: « Назови растение». «Что где растёт?» «Живое-неживое». П\игры: «Солнышко и дождик». «Что происходит в природе?» | «Таяние снега и льда» ( что быстрее растает?» «Состояние почвы от температуры воздуха». | Лепка. «Горшочек». Аппликация. «Ветки в вазе». Рисование. «Дерево зимой». | А. Плещеев. «Как мой садик свеж и зелен» З. Александрова. «Одуванчик». М. Подлесова. «Морковки». РНС «Репка». Потешки: «Ой, в зелёном бору…» «Солнышко, ведёрышко…» |
М | «Невидимый волшебник» (воздух) -познакомить детей с понятием «воздух», с природным явлением «ветер»; -рассказать о его свойствах: не имеет запаха, невидимый, имеет вес; -формировать знания о значении воздуха для всего живого мира природы; -развивать интерес к познавательной деятельности; -воспитывать желание заботиться о своём здоровье, окружающей среде. | Наблюдение за погодой из окна группы: качание деревьев, движение облаков; на прогулке: за ветром, за полётом птиц, насекомых, вертушками, полётом воздушных шаров. | Рассказ: «Воздух и его значение». «Наши помощники». (органы дыхания). | Д\игры: «Угадай, от какого дерева семена?» «Мыльные пузыри». «Угадай, кто я?» П\игры: «Самолёт». «Раздувайся, пузырь». «Замри». Иры-превращения: «Птиц - в бабочки». «Летает - не летает». | «Почему крутится вертушка?» «Надувание воздушных шаров». «Тонет - не тонет». | Лепка. «Бабочка». Аппликация. «Шары летят». Рисование. «Облака плывут». (способом размывания). | Р Н С «Гуси-лебеди». Чтение отрывков из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Я. Аким. «Цветные огоньки». И. Токмакова. «Разговор ветра и осинок». Слушание записи «Шум ветра». |
А | «Путешествие в водное царство». - продолжать формировать знания детей о значении воды для жизни живого организма; -развивать представление о том, где существует вода, как она может менять своё состояние; -развивать сенсорное восприятие; -воспитывать бережное отношение к природному ресурсу. | Наблюдение за таянием снега ручейками, ветром, весенним дождём, лужами, водой из крана, поведением птиц, за насекомыми, ветром, небом, облаками. | Рассказ: «Для чего нужна вода». Беседа: «Вода – источник жизни». | Д\игры: «Кто живёт в воде». «Зоологическое лото». «Кто где живёт?» «Назови правило». Ира-имитация: «Река-волна». | «У воды нет запаха, вкуса». «Куда делась вода?» (полив растений) | Лепка. Разные рыбки». Аппликация. «Лодочка плывёт». Рисование. «Ручейки» | И. Токмакова. «Ручеёк». И. Бунин. «Родник». К. Чуковский. «Мойдодыр». С. Маршак. « Водопровод». Л. Квитко. «Ручеёк». |
М | «Источники света». -познакомить детей с источниками света (естественным, природным - солнцем и искусственным освещением); -учить правильно называть части суток; - поощрять желание детей к экспериментальной деятельности; -воспитывать самостоятельность. | Наблюдения за небом, солнцем, облаками, погодой; освещением в групповой комнате; за распусканием листьев у деревьев, кустарников, травой; поведением птиц, насекомыми; наблюдение за горением свечи. | Рассказ: «Небесные светила». «Что придумал человек». | Д\игры: «Времена года». «Что нарисовал художник?» «Загадки-отгадки». «Отгадай, что за растение?» П\игры: «День-ночь». «Совушка». «У медведя во бору». | «Солнечные зайчики». «Где твоя тень». «Почему не проходит свет?» | Лепка. «Солнышко». (налепы) Аппликация. «Облака плывут по небу». Рисование. «Звёздное небо» (поролоновыми шариками) | К. Чуковский. «Краденое солнце». В. Жуковский. «Летний вечер». Н. Сладков. «Медведь и солнце». Е. Благинина. «Если встанешь на заре». С. Маршак. «Круглый год». Потешка: «Солнышко-вёдрышко…» |
И | « Такой разный песок». -учить детей определять состояние природного материала зрительно и тактильно; -закрепить свойства песка: вязкость и сыпучесть; -формировать интерес к объектам неживой природы; -желание экспериментировать и наблюдать; -воспитывать бережное отношение к окружающему миру. | Наблюдения за песком во время игр с ним; за ветром: как песок перемещается во время ветреной погоды; за почвой в огороде, цветнике; за птицами, деревьями, травой, кустами. Рекомендовать родителям отдых с детьми на берегу водоёма. | Рассказ: «Для чего нужен песок». «Где использует песок человек». | Д\игры: «Что живое, что неживое». «Кто где живёт?» «Шумовые баночки». П\иры: «Перелёт птиц». «Мы весёлые ребята». «Солнышко и дождик». | «Песчаный конус». «Из какого песка можно строить горку?» «Узоры из песка». | Лепка. «Подарки для «Лунариков». (ведро, совок). Аппликация. «Птички клюют зёрнышки». Рисование. Смятой бумагой «пустыня». | С. Маршак. «Жёлтая страница». Г. Ладонщиков. «Золотистая гора». Л. Квитко. «На песке». Г.Люшин. «Песчаный дом». |
И | «Какие бывают камешки». -познакомить детей с разнообразием камней, которые могут встречаться в донном месте жительства (песчаник, мел, уголь, гранит), их свойством и качеством; -развивать знания о неживой природе, сенсорное восприятие; -рассказать, как можно использовать камни в быту. | Наблюдение за камнями на территории детского сада, в песке; рассматривание, сбор камней; рекомендовать родителям собрать коллекцию камней для игр и наблюдений. | Рассказ: «Какими бывают камешки». Беседа: «Из чего строят дома». | Д\игры: «Ящик ощущений». «Чей камень?» «Кто где живёт?» П\иры: «Маленькие ножки бежали по дорожке». «Ловишки». | « Что прочнее камень или пластилин?» «Что будет, если положить камешек в воду?» (утонет или нет, изменит свой цвет). «Как услышать камень?» | Лепка. «Разные камешки». Аппликация. «Горы». Рисование. «Узор на камне». (использование натурального камня). | Н. Рыжова. «О чём шептались камешки». Сказка «Три поросёнка» Отрывки из сказки Бажова «Хозяйка медной горы». |
А В | «Природные явления». -расширить представление детей о летних природных явлениях (гроза, радуга, молния, роса); - развивать мыслительную деятельность, умение делать выводы (прошёл дождь – появилась радуга, лужи); -учить детей правильно вести себя во время дождя, грозы (не выходить на улицу); - воспитывать эстетическое восприятие природных явлений. | Наблюдения за летним дождём, небом, росой, радугой, туманом, ветром, облаками, солнцем; птицами, насекомыми; наблюдение в огороде, в цветнике. | Рассказ. «Солнце, воздух и вода». « Радуга-Дуга». «Времена года». | Д\игры: «Когда это бывает?» «Что ты видишь, назови». «Отгадай по описанию». «Ботаническое лото». П\игры: «Бабочки». «Солнышко и дождик». «Замри»! С\ролевая игра. «Путешествие на солнечную полянку». | Д\игры: «Солнечные зайчики». «Радуга». «Мыльные пузыри». «Кораблекрушение» | Лепка. «Бабочка». Аппликация. «Цветущий луг». Рисование. «Радуга-дуга». | Г. Илюшин. «Капелька» В. Берестов. «Весёлое лето». Н. Некрасов. «Перед дождём». Н.Калинина. «Летом». В.Ладынец. «Гром». Б. Заходер. «Дождик». Загадывание загадок, пение песенок, потешек. |
Литература.
Экологическое воспитание в детском саду. О. А. Соломенникова.
Развитие естественнонаучных представлений. В.А. Зебзева.
Беседы о нравственности и экологии. Л.П.Молодова.
Поэтический образ природы. Л.В. Компанцева.
Наш дом-природа. Что у нас под ногами. Н.А. Рыжова.
Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью. Н.В. Алёшина.
Неизведанное рядом. О.В. Дыбина.
Как знакомить дошкольников с природой. П.Г. Саморукова.
Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Л.Баряева, О. Гаврилушкина, А. Зарин, Н. Соколова. Санкт- Петербург, «Каро», 2007г.
«
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.
Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках деятельности Консилиума образоват...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей» на тему «Прогулка в лес»
Конспект образовательной деятельностив подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями в рамках «Школы родителей»на тему «Прогулка в лес»...
Коррекционная работа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с особыми образовательными потребностями в реализации ФГОС
Формирование элементарных математических представлений ребенка- дошкольника с особыми образовательными потребностями в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий , в кото...
Конкурс "Ярмарка педагогических идей" (для методкабинета) Технологии включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ.
В ноябре 2017 г. в МДОУ Детский сад №11 «Золотой петушок» г. Ртищево Саратовской области» был проведён краткосрочный практико – ориентированный логопедический проект "Сост...
Технологии включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательное пространство ДОУ. (Презентация).
В ходе проекта использовалась интеграционная технология, т. е. присутствовало сочетание нескольких коррекционных направлений: дети слушали сказку, объяснение педагога, видели фотографии своего города,...
«Использование технологии «Нумикон» в процессе формирования математических представлений у детей с особыми образовательными потребностями»
Вопрос подготовки ребенка к школьному обучению волнует и педагогов. и родителей. В современных условиях растет количество детей не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Желание родителей с...
Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска», январь 2020 г.
Справка участника апробации электронных образовательных курсов для детей с нарушением слуха на базе ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска»...