Коррекционная работа по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с особыми образовательными потребностями в реализации ФГОС
статья на тему

Формирование элементарных математических представлений ребенка- дошкольника  с особыми образовательными потребностями в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий , в которых он обучается, нежели математическое развитие его сверстников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_interneta.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

В  настоящее время  проблеме  воспитания  и развития детей дошкольников с особенностями  в развитии уделяется значительное внимание, как в сфере практики. Это обусловлено, прежде всего, тенденцией к увеличению количества детей с различными проблемами в развитии.

Формирование элементарных математических представлений ребенка- дошкольника  с особыми образовательными потребностями в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий , в которых он обучается, нежели математическое развитие его сверстников.

Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с особыми образовательными   потребностями не развивается полноценно без специального обучения. Коррекционное воздействие состоит, прежде всего, в формировании   психологических механизмов деятельности. Все структурные компоненты деятельности: потребностно- мотивационный, содержательный, операционный и результативный, оказываются несформированными у данной категории детей.

Но, те  не менее, многочисленные исследования  подтверждают оптимистическую идею о том, что  данный ребенок может овладеть математическими представлениями  пари наличии адекватной и своевременной коррекционно- развивающей помощи.

Развитие ребенка по формированию элементарных математических представлений не является изолированной задачей , а входит в общий комплекс коррекционной работы.

Методика формирования элементарных математических представлений  у дошкольников с трудностями в обучения базируется на основных положениях методики  формирования элементарных математических представлений у нормально развивающихся  детей.  Но вместе с  тем, процесс обучения детей интеллектуальной недостаточностью  в целом, и процесс формирования элементарных математических представлений , в частности, имеют свои особенности.  Это, прежде всего, индивидуальный  и дифференцированный  подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, опора на наглядно- образное восприятие, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.

Работа во время непосредственно  образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений начинается с повторения пройденного материала, для детей важна системность, постоянство некоторых структурных элементов, поэтому мы всегда начинаем и заканчиваем традиционным кругом ( все дети и педагог берутся за руки, образуя круг). Это помогает мотивировать детей на предстоящую деятельность, создать эмоциональный настрой.

Разминка всегда у нас проходит в форме игровых  упражнений ( « Бывает – не бывает?», « Что сначала? Что потом?», « Кого больше? и т.д ) и занимает от 1 до  5 минут. Она стимулирует проявление смекалки и сообразительности, позволяет сосредоточить внимание детей, активизировать их мышление, повторить ранее пройденный материал.

Практически весь процесс формирования элементарных математических представлений у детей с проблемами в развитии строится на игровой основе. Игра- это наиболее лучшая форма совместной деятельности по освоению математического содержания.

Детям с неустойчивым вниманием необходимы частая смена деятельности, двигательная зарядка. Мы обязательно включаем задания, связанные с выполнением движений, содержание динамической паузы, связано с темой непосредственно образовательной деятельности, а так же с лексической темой.

Часто своим детям мы создаем проблемные ситуации, это позволяет стимулировать познавательную активность детей.  Побудительным мотивом к поиску является предложение решить какую- либо игровую или практическую задачу.

Организуя самостоятельную работу детей с раздаточным материалом, необходимо мотивировать их на предстоящую деятельность( проверить, научится, узнавать новое и т.п). При подаче нового материала, закреплении и уточнении знаний, способов действий детям предлагаются задачи, в содержании которых отражаются  близкие , понятные им ситуации.  Так, они выясняют, какой длины ленточки, шнурки у ботинок и т.д. Заинтересованность детей в решении таких задач обеспечивает активную работу мысли, прочное усвоение знаний.

Большое внимание в обучении детей имеет активное включение  в работу разных анализаторов, широкое применение наглядных пособий. Наглядной опорой могут служить «заместители» реальных предметов ( модели геометрических фигур).

Например, дети угадывают, каких листьев больше кленовых или дубовых, если кленовые обозначены большими кругами, а дубовые- маленькими. Наш опыт показывает, что дети успешно пользуются такими моделями.

Внимание у детей с трудностями в обучении:

— неустойчивое;

— снижена концентрация ;

— они не могут сосредоточится;

— снижен объем принимаемой информации;

— испытывает «трудности переключения»;

— повышенная отвлекаемость.

У данных детишек страдает целостность восприятий, замедление процесса поступающих через органы чувств информации. Нарушена ориентировка в пространстве.  В этой ситуации я использую математические игры с прищепками. Дается инструкция: возьми треугольник и преврати его в елочку.  С правой стороны прицепи 5 прищепок. А с левой — на одну меньше. ( Если ребенок путает стороны, на левой или правой руке надевается цветная резинка, браслетик). Возьми круг и при помощи прищепок сделай лучики, их должно быть не более 8. Положи елочку в  правый нижний угол, а солнышко- в верхний левый.

Память у этих детей непроизвольная, вербальную информацию воспринимают плохо. Чтобы улучшить произвольную память у детей, мы обучаем их различным формам организации запоминания, даем им опорные схемы, модели для запоминания, заучиваем стихи по математическим темам.

Низкое произвольное внимание — одна из причин неуспешности детей. Поэтому постоянно показываем зависимость результата работы от того, как

дети выслушали и запомнили задание, приучать их действовать точно в соответствии с инструкциями.

Мышление у детей с проблемами развития – наглядно- действенное, мы стараемся развить у них наглядно- образное мышление , а далее- словесно-логическое, т.е. абстрактное мышление, при помощи логических, познавательных, сюжетных- математических игр.    Например: «Магазин», «Путешествие на автобусе» и т.д. с билетами из цифр , из геометрических фигур и прочими математическими атрибутами.

Также применяем математические игры в «Сухом бассейне». Например, цифроед съел из цифрового ряда цифры; пропущенные цифры найди в бассейне. ( Дети ищут шарики с нужной цифрой). Или ответ данной задачи спрятан в бассейне. Найди его.

Вводим математические компьютерные игры, т.е. всячески  мотивируем детей для успешного усвоения элементарных математических представлений.

Помимо заданий,  направленных на решение учебной задачи, из области «Познание», мы обязательно интегрируем образовательную область «Физическую культуру». Проводим комплексную психокоррекционную работу. Формами такой работы у нас являются: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, а также точечный массаж. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальце рук.  Применение метода кинезиологической коррекции позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Приведем несколько упражнений: 1. «Качание головой». Покачиваем головой — неприятности долой. (Дышать глубоко.  Расправить плечи, закрыть глаза,  опустить голову вперед  и медленно покачивать головой из стороны в сторону).  2. «Массаж ушных раковин». Ушки сильно разотрем, и погладим, и помнем. (Помассировать мочки ушей,  затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками. 3. «Кивки». Покачиваем головой, чтобы в душе был покой. ( Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед- назад) и т.д. Эти упражнения направлены для развития межполушарного взаимодействия и улучшают мысленную деятельность, запоминание, синхронизируют работу полушарий головного мозга.

Коррекционно — воспитательная работа, основанная на комплексном подходе к формированию математических представлений у детей с трудностями в обучении, в дошкольном возрасте будет способствовать их целостному развитию и подготовке к обучению к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (организованная  образовательная деятельность и режимные моменты),...

«Эффективность работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

Теоретико-практический материал для проведения семинара-практикума для воспитателей "Фотмирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в современных условиях"...

Консультация для воспитателей "Совершенствование работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников" 2016

Под математическим развитием дошкольников следует пони­мать позитивные изменения в познавательной сфере личности, которые происходят в результате освоения математических пред­ставлений и связа...

Презентация консультации для воспитателей "Совершенствование работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников" 2016

Методика ФЭМП в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших предметов в школе и всесторон...

Консультация «Новые формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»

ФЭМП дошкольников входит в образовательную область «Познавательное развитие» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития п...

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понят...

Сказка, как эффективная форма работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Сказка является мудрым учителем, который общается с детьми на их языке – сказочном языке. Любая, даже самая сложная вещь, если она будет давать объяснение этим языком, становится близкой и понят...


 

Комментарии

хороший материал, очень доступный и понятный.

Улендеева Василиса Анатольевна

Полезный материал для педагогов детского сада. Особенно где нет коррекционных групп, а есть дети с особыми образовательными потребностями.