Статья "Значение эмоционального проживания культурного опыта человечества для развития личности ребенка"
статья (окружающий мир) на тему
статья о значении развития эмоциональной сферы ребенка и приобщении ребенка к культурным, нравственным и историческим ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_emocionalnogo_prozhivaniya_kulturnogo_opyta_chelovechestva.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение эмоционального проживания культурного опыта человечества
для развития личности ребенка
Проблему усвоения общечеловеческого опыта решал в рамках
педагогической психологии А.Н. Леонтьев: «Человек в ходе своей жизни
усваивает опыт человечества, опыт предшествующих поколений людей, это происходит именно в форме овладения им знаниями и в меру этого овладения». Однако, чтобы овладеть значением, мало обрести соответствующее знание. Нужно, чтобы в процессе усвоения эти мысли и знания стали «внутренне своими», «вместились в личность», начали определять отношение к миру. Иначе говоря, процесс овладения данным знанием, значением
обязательно предполагает выявление того, «чем для самого человека
становятся те мысли и знания, которые мы ему сообщаем».
Вступая в диалог с текстом, мы порождаем новое предпонимание, что
соответственно расширяет горизонт собственного сознания. Понимая новый текст, предмет, явление, мы начинает ещё в чем-то новом понимать себя. Х.Гадамер сформулировал это предельно кратко и красиво: «Само понимание есть самопонимание в чем-то» . Так, наследие прошлого становится способом самопознания; так происходит «познание в инобытии самих себя».
Но как может человек воздержаться от собственных стандартных
предсуждений? Ответ Х. Гадамера звучит так: надо стать «сопричастным
тексту», «вовлечься в него», «принять в нем подлинное участие».
Самозабвение – есть способ услышать другого. К самозабвению может
привести игра, т.к. она имеет свойство поглощать нас целиком.
М.М. Бахтин пишет: «Вживанием осуществляется нечто, чего не было
ни в предмете вживания, ни во мне до акта вживания, и этим осуществленным нечто обогащается бытие-событие, не остается равным себе...на месте другого, как и на своем, я нахожусь в том же бессмыслии». Поэтому понимание для М.М. Бахтина - это единое и единственное событие: «понять предмет –значит понять его в отношении ко мне в единственном бытии – событии».
А.Н. Леонтьев обсуждает, по сути дела, тот же самый механизм «личной
встречи».
В своих представлениях о природе усвоения общечеловеческих ценностей философы, теологи, психологи оказались едины. Они подчеркивают, что усвоение несводимо к безличному знанию: индивидуальное сознание страстно – оно есть не только знание, но и отношение. Этому отношению, в зависимости от концепции автора, присваивается лишь разное имя: «личная встреча», «диалог», «событие», «личностный смысл». И пока личная встреча не состоится, пока мы не наладим диалог с текстом или не попадем с ним в единое событие, т.е. не «оживим» его своим отношением, он останется нами не понят, не станет живым участником смысловой сферы личности. Эту необходимость каждый раз воссоздавать то, что уже известно, М.К.
Мамардашвили называет «законом непрерывного творения мира». Согласно этому закону «вся цивилизация, вся культура, все христианство – это сказки, выдумки, ерунда в той мере, в какой это не вырастает из души каждого... не порождено каждым изнутри себя» .
Исследования А.Н.Леонтьева предлагают психологические средства,
которые позволяют воссоздать свое отношение – механизм «возвращения чувственного опыта»: «Одна из сторон движения значений в сознании конкретных индивидов состоит в «возвращении» их к чувственной предметности мира. В своей «надиндивидуальности» значения безразличны к формам чувственности, в которых мир открывается конкретному субъекту...их функционирование в осуществлении его реальных жизненных связей необходимо предполагает их отнесенность к чувственным впечатлениям» . Иначе говоря, именно через возвращение к чувственно данной человеку предметности мира раскрывается ему смысл значения, значение превращается в «для-себя-бытие конкретного субъекта».
Итак, чтобы значение начало функционировать в реальных жизненных связях субъекта, «нужно «прожить его» – ведь смысл порождается не значением, а жизнью».
Созвучную позицию относительно возможности осмысления общечеловеческих ценностей путем переживания форм, в которых они зафиксированы в культуре, мы находим в работе В.К. Вилюнаса. «Развивая понятие чувственной ткани, предложенное А.Н. Леонтьевым, и обсуждая важность «новой интерпретации чувственной ткани как проблемы субъективного переживания», В.К. Вилюнас подчеркивает: «Образы, мысли, идеи не могут существовать без некоторого носителя, субстанции воплощения, и такой субстанцией является субъективное переживание. Человек может для сохранения перекодировать образы в ту или иную систему символов и знаков...но для того, чтобы стать достоянием другого человека, они должны быть им перевоплощены обратно, переведены из конвенциального, внешнего, во внутреннюю; живой носитель. Важно подчеркнуть, что именно субъективное переживание является носителем психологических образов».
Итак, приобщение к культурным ценностям невозможно без освоения «языка эмоций».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие личности ребенка в процессе приобщения к культурно-историческому наследию казачества"
Представляю вам презентацию "Развитие личности ребенка в процессе приобщения к культурно-историческому наследию казачества". Надеюсь она будет полезна воспитателям....
Концепция «Педагогические условия эмоционально – нравственного развития личности ребенка в дошкольном образовательном учреждении», методический материал для педагогов ДОУ
Актуальность Развитие личности ребенка требует проектирования особой системы образования. Прежде всего этот тезис имеет смысл применительно к дошкольному...
«Эмоциональное развитие личности ребенка через театрализованную деятельность»
Театрализованная деятельность способствует знакомству детей с рпазличными видами театра,создает радостную атмосферу, помогает ребенку расслабиться и снять напряжение. А значит всё это способствует пол...
«Семья как социально-культурный институт развития личности ребенка»
В истории человечества сложилось два направления воспитания: семейное и общественное....
Технология Музейная педагогики. Создание мини-музея для развития социо- культурного развития личности ребенка.
Создание мини- музея в условия группы детского сада....
Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме по проблеме "Социальное партнерство семьи и ДОУ как условие социо-культурного развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС" на базе МБДОУ д/с №18 г.Альметьевск, апрель 2017 г.
В данном докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ОВЗ Гимадиевой Г.З. по взаимодействию с родителями и установлению с ними партнерских отношений в условиях реализации ФГ...
Консультация для родителей и педагогов: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников, как средство развития личности ребенка
Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о...