Пояснительная записка
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Пояснительная записка для рабочей программы "Познавательное развитие" составлена с учетом ФГТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_k_programme_po_razvitiyu_rechi_e._brezgulevskaya.docx | 39.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический план
по разделу «Развитие речи детей 5-6 лет» в старшей группе
месяц | №п/п | Тема | Предполагаемая дата | Фактическая дата | |
Сентябрь | 1 | Диагностика | |||
2 | Диагностика | ||||
3 | Рассказывание сказки «Заяц - хваста» | ||||
4 | Заучивание стихотворения М. Пожаровой «Маляры» | ||||
5 | Рассказывание по картине «Осенний день» | ||||
6 | «Рассказываем вместе» | ||||
7 | «Учимся вежливости» | ||||
8 | Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» | ||||
9 | Отбор картинок под определённые слова – обобщения | ||||
10 | Подбор слов и картинок на заданный звук | ||||
Октябрь | 11 | Понятие «гласный звук»; | |||
12 | Диалог и монолог | ||||
13 | Звуки А,О, У, И, Э | ||||
14 | Пересказ сказки «Лиса и рак» | ||||
15 | Выделять гласный звук в слове | ||||
16 | «Как звери искали друзей» | ||||
17 | Выделять слова с определёнными гласными звуками | ||||
18 | Монолог. Описание и повествование | ||||
19 | Звуки К, Г, Х; | ||||
20 | Последовательность | ||||
21 | Выделять согласный звук в начале и конце слова | ||||
Ноябрь | 22 | Диалогическое взаимодействие | |||
23 | Развивать способность находить слова с определённым звуком; | ||||
24 | Описание | ||||
25 | Звуки П, Б | ||||
26 | Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» | ||||
27 | Описание | ||||
28 | Рассказывание «Наши игрушки» | ||||
Декабрь | 29 | Звуки Т, Д | |||
30 | Описание | ||||
31 | Звуки В, Ф | ||||
32 | Диалогическое взаимодействие | ||||
33 | Звук Й | ||||
34 | Описание | ||||
35 | звуками С, З, Ц; | ||||
36 | Описание | ||||
Январь | 37 | Звуки С, З, Сь, Зь | |||
38 | Портрет моего сказочного друга (описание) | ||||
39 | Правильное употребление пространственных предлогов | ||||
40 | Сказочные дома (описание) | ||||
41 | Звук С, Ц; | ||||
42 | Подарок для сказочного друга (описание) | ||||
Февраль | 43 | Согласование порядковых числительных с существительными | |||
44 | Транспорт для сказочного друга (описание) | ||||
45 | Звук З- Зь; | ||||
46 | Диалогическое взаимодействие | ||||
47 | Звук Ш, Ж, Щ, Ч; | ||||
48 | Повествование | ||||
49 | Звук Ш, Ж | ||||
50 | Повествование | ||||
51 | Составление описательных рассказов по картине И.Шишкина «Зима» | ||||
52 | Составление рассказа на тему «Игры зимой» | ||||
Март | 53 | Ззвук Щ, Ч | |||
54 | Повествование | ||||
55 | Спряжение глаголов | ||||
56 | Сказки для малышей. | ||||
57 | Звук З, Ж; | ||||
58 | Повествование | ||||
59 | звуки Ч, Т; | ||||
60 | Повествование | ||||
Апрель | 61 | Изменение слова с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса | |||
62 | Повествование | ||||
63 | Звук Р - Рь; | ||||
64 | Сказки для малышей (диалогическое взаимодействие) | ||||
65 | Звук Л-Ль | ||||
66 | Повествование . | ||||
67 | Слова-антонимы | ||||
68 | Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» | ||||
Май | 69 | Звук С, Ш | |||
70 | Рассказ о Дне Победы | ||||
71 | Звук Л-Ль; | ||||
72 | Рассказ об А.С . Пушкине. | ||||
73 | Звук Р-Рь; | ||||
74 | Составление рассказа по картине «Северные олени» | ||||
75 | Диагностика | ||||
76 | Диагностика | ||||
77 | Диагностика | ||||
78 | Диагностика |
Пояснительная записка
Рабочая программа познавательно-речевой направленности по речевому развитию детей старшей группы (с 5 до 6 лет) составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида «Золушка» муниципального образования город Ноябрьск.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Доронова Т.Н. «Из детства в отрочество» (Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей пятого года жизни). Москва, 2007 г.;
Гризик Т. И. «Развитие речи детей 5-6 лет» (Книга для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество»). Москва, 2007г.;
Гризик Т.И. «Поиграем и узнаем»(Пособие по изучению и развитию речевого слуха детей дошкольного возраста). Москва, «Просвещение», 2005г.;
Гризик Т.И. «Занимательная грамматика» (пособие для обследования и закрепления грамматического строя речи у детей 5-6 лет). – М.: « Просвещение», 2006.
Гриценко 3.А. «Пришли мне чтенья доброго...» пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет. М.: Просвещение, 2004.
Гризик Т.И. «На пути к сказке» (пособие по развитию связной речи для детей 5-6 лет). М. «Просвещение», 2006.
Гризик Т.И. «В мире слов» (пособие по изучению и развитию словаря детей 5-6лет). М.: Просвещение, 2006.
Гризик Т.И. «Маленький помощник»: пособие для подготовки руки к письму. – М.: Просвещение, 2006.
Гризик Т.И ««Умелые пальчики» М.: Просвещение, 2006.
Гербова В.В. «Приобщение детей к художественной литературе» (методические рекомендации). М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Гербова В.В. «Учусь говорить» (Иллюстрированное пособие по обучению детей старшего дошкольного возраста по составлению описательных, повествовательных и творческих рассказов. М. «Просвещение», 2003.
Гербова В.В. «Учусь говорить» М.: ВЛАДОС, 2003 (методические рекомендации) ( пособие для детей 5-7 лет). Москва, «Просвещение», 2007г
Непосредственно-образовательная деятельность по речевому развитию проводится 2 раза в неделю, длительностью 20-25 минут в соответствии с Сан ПиН 2.4.1. 2660-10 (с изменениями) и осуществляется через реализацию образовательной области «Коммуникация».
Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общества со взрослыми и детьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.
Работа по развитию речи проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь).
Рабочая программа имеет целью — формирование грамотной речи, являющейся составной частью общей речевой культуры.
Достижение поставленной цели обеспечивается в процессе решения следующих задач:
Развитие лексической стороны речи
Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представление о мире: активизировать его в самостоятельных высказываниях детей.
Активизировать в речи детей прилагательные, глаголы, числительные. Формировать умение более точно подбирать слова, отражающие качества предмета или явления.
Пополнять словарь словами, обозначающими материал, из которого сделан предмет.
Продолжать работу по расширению обобщающих понятий за счет слов, находящихся в родовых отношениях (например, мебель: стол, стул, кровать, кресло и т.д.; цветы: мак, роза, ромашка и т.д.).
Знакомить детей с синонимами. Учить подбирать слова для более точного выражения мысли (например, влажный и мокрый); для выражения эмоциональной окраски (например: упал и шлепнулся; красивый и великолепный).
Продолжать знакомить детей с антонимами. Упражнять детей в умении подбирать антонимы к словам, относящимся к разным частям речи (существительным, прилагательным, глаголам, наречиям).
Продолжать знакомить с доступными детям многозначными словами различных частей речи. Продолжить работу над лексическими (смысловыми) значениями слов.
2. Формирования грамматического строя речи.
Упражнять детей в правильном употреблении глаголов с приставками. Особое внимание обратить на употребление глаголов, отображающих действия, с приставками у-, по-, при-, вы-.
Обращать внимание детей на изменение смысла предложений (словосочетаний) в зависимости от употребления приставки (например: вышел – зашел).
Упражнять детей в умении правильно согласовывать числительные с существительными.
Упражнять детей в образовании родительного падежа множественного числа существительных. Закреплять правильное употребление и образование сложных форм существительных множественного числа в родительном падеже (из-под, из-за, между и др.).
Упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов; глаголов с помощью приставок; прилагательных от существительных.
Продолжить работу по составлению различных типов предложений.
Продолжать знакомить детей с видами предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
Упражнять детей составлению сложноподчиненных предложений с противопоставительным союзом а, сложноподчиненных предложений.
3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.
Совершенствовать моторику артикуляционного аппарата через правильный подбор артикуляционных упражнений. Систематически проводить артикуляционную гимнастику, способствующую выработке точных, энергичных, хорошо координированных движений речевого аппарата. В повседневной жизни на занятиях систематически проводить специальные упражнения на развитие речевого дыхания, речевого внимания и т.п.
Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка. Учить детей проводить анализ артикуляции звуков по пяти позициям (губы – зубы – язык – голосовые связки – воздушная струя).
Ввести понятие «гласные – согласные звуки» на основе анализа их артикуляции. Закрепить понятие «твердые – мягкие согласные звуки».
Развивать фонематический слух. Учить выделять слова с заданным звуком из речевого потока, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец слова), последовательность звуков в простых словах (например: мак, лук, лак, суп и т.д.).
Упражнять детей в умении дифференцировать звуки ([ш – с], [ж – з], [р – л]). Особое внимание уделить словам, где пары этих звуков встречаются одновременно (шест, жизнь, балерина).
Развивать фонетический слух. Познакомить детей со слоговой структурой слова учить определять количество слогов словах (по схемам, на слух).
Развивать просодическую сторону речи (силу, высоту, темп, громкость речи).
4. Развитие связной речи детей.
Диалогическая речь. Вырабатывать у детей активную диалогическую позицию в общении со сверстниками посредством диалогических сказок.
Продолжать приобщать детей к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным).
Продолжать работу по языковому оформлению реплик участников диалога в зависимости от социальной ситуации (приветствие, извинение, обращение, просьба, утешение, благодарность, прощание, отказ).
Отрабатывать диалоги в театрально-игровой деятельности.
Упражнять детей в умении составлять и проговаривать диалоги в игровых ситуациях (смешных, фантастических, деловых, бытовых и пр.).
Упражнять ребенка в вежливом и тактичном ведении диалога с взрослыми и другими детьми.
Монологическая речь. Начать обучать основам построения связных монологических высказываний повествовательного и описательного типов.
Описание. Упражнять в умении выделить и назвать объект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объекты речи с соответствующими описаниями и расширять их за счет дополнительных характеристик.
Учить видеть и задавать элементарную логику описания отдельных объектов следующим путем: а) определение двух групп характеристик объекта (внешних: качества, свойства, признаки; внутренних: целевое назначение и функция); б) выбор последовательности подачи групп характеристик в простых описаниях.
Упражнять в составлении простых описаний разными средствами (искусство, художественная литература, дидактические игры и задания и т.д.)
Повествование. Упражнять детей в восстановлении последовательности в знакомых сказках (в какой последовательности появились герои, разворачивались события или действия).
Учить детей вычленять (определять) и словесно обозначить главную тему повествования (через цель высказывания, заголовок).
Дать понятие о структуре повествования: зачин, средняя часть, концовка.
Учить детей воспроизводить структурные компоненты знакомых произведений и собственных монологов-повествований.
Учить детей в составлении повествовательных высказываний путем изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказка на новый лад»), путем изменения или изменения отдельных эпизодов текста.
Упражнять в пересказе произведений путем перевода стихотворного текста в повествовательный (прозу).
Реализация этих задач требует совершенствовать все стороны речи: добиваться чистого произношения всех звуков родного языка, расширять и активизировать словарь, продолжать развивать диалогическую речь, обучать простым формам монологической речи. Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.
При составлении рабочей программы учитывался компонент ДОУ в соответствии с приоритетным направлением работы детского сада по воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни. В каждый компонент непосредственно образовательной деятельности включена физкультминутка продолжительностью 3 минуты, гимнастика для снятия зрительного напряжения и пальчиковая гимнастика.
Задачи компонента ДОУ:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Создание благоприятных условий, улучшение эмоционального состояния ребёнка.
Снятие усталости, психологической напряжённости и увеличение работоспособности.
Организация режима двигательной активности, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность организма.
В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной группы к другой, логикой с учётом интеграции других областей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится два раза в год в форме собеседования (индивидуально и по подгруппам).
В рамках программы речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности детей.
«Социализация». Создание условий для развития игровой воображаемой ситуации включая принятие роли, сюжета, игровых действий, игровых предметов и предметов-заместителей; насыщение игровой деятельности игровыми смыслами, разнообразными сюжетами и ролями.
«Художественное творчество». Развитие восприятия, обогащение представлений детей о наглядных свойствах предметов, составление перцептивных задач на восприятие пространственных и временных отношений. Конструирование из строительного материала по плану, предложенному взрослым, а также по собственному плану.
«Коммуникация». Развитие всех компонентов устной речи детей, диалогической формы речи, монологической речи, используя наглядные модели. Развитие познавательного и эмоционального воображения: использование различных схематических изображений для их последующей детализации в процессе обсуждения с детьми, создание условий для проживания различных ситуаций.
«Чтение художественной литературы». Решение специфическими средствами идентичной основной задачи психолого-педагогической работы – формирования целостной картины мира.
«Здоровье». Расширение кругозора детей в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире.
«Труд». Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственной трудовой деятельности.
«Безопасность». Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы.
«Музыка» и «Художественное творчество». Расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства.
«Труд», «Художественное творчество», «Социализация», «Коммуникация». Развитие наглядно-действенного мышления в процессе детского экспериментирования. Развитие исследовательской деятельности детей с использованием простейших наглядных схем; выявление и анализ таких отношений, как начало процесса, середина и окончание, для чего организуется наблюдение за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением.
«Чтение художественной литературы», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество», «Коммуникация». Развитие наглядно-образного мышления, использование схематизированных изображений: составление задач, решение которых возможно на основе применения простых схем - ориентировка в пространстве, предвосхищение наступления тех или иных событий в результате взаимодействия объектов; осваивание использования простых схем наблюдаемых событий и историй. Создание проблемных ситуации, которые могут быть решены с применением простых схем.
Возрастные особенности детей от 5 до 6 лет
Ребенок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества (ближайшего социума), постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей.
На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими название профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка. Способны к звуковому анализу простых трех звуковых слов. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью. В описательном и повествовательном монологе способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.
Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым.
Требования
к уровню подготовки детей старшей группы
по развитию речи
К концу года дети старшей группы должны знать:
Объяснять правила игры: аргументировано оценивать ответ, высказывание сверстника.
Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.
Самостоятельно состоять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
Определять место звука в слове.
Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.
Употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.
Используемая литература:
1. Алябьева Е.А «Игры для детей 4-7 лет: развитие речи и воображения» М. «Творческий центр» 2009г.
2. Гризик .Т.И, Тимощук Л.Е «Развитие речи детей 5-6 лет», М. « Просвещение», 2007г.
3. Гризик .Т.И«Поиграем и узнаем». . М. « Просвещение», 2005г.
4. . Гризик . Т.И «Умелые пальчики». ( Пособие для детей 5-7 лет). М.: Просвещение, 2007г.
5. Гризик .Т.И «Маленький помощник». (Пособие по развитию мелкой моторики для детей 4-7 лет) М.: Просвещение, 2006г
6. Гербова В.В «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» М, «Просвещение»1984г
7. Доронова Т.Н «Программа «Из детства в отрочество»» М.: Просвещение, 2007г.
8. Ушакова О.С «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» М. «Творческий центр»,2010г.
9. Ушакова О.С, Гавруш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой», М. «Творческий центр», 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.
Целью и побудительным мотивом к созданию перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, организов...
Пояснительная записка на перспективное планирование недели «Яблочный Спас не пройдет без нас».
планирование составлено в целях духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения, приобщения детей и их родителей к нравственной культуре, возрождению традиции празднования праздника «Я...
Пояснительная записка на перспективное планирование системно- интегрированной оздоровительной и педагогической работы с детьми в адаптационный период 1-2 недель сентября.
Целью и побудительным мотивом к созданию авторского перспективного планирования стали: стремления дать возможность ребенку после летнего отдыха включиться в ритм работы детского сада, орга...
Пояснительная записка
В соответствии с «Положением о дошкольном учреждении и о группах с нарушениями речи», Программами дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под редакцией...
Пояснительная записка к планированию занятий в детской студии изобразительного искусства с использованием нетрадиционных изобразительных техник.
Пояснительная записка к планированию занятий в изобразительной студии....
Пояснительная записка к работе на тему: "Перспективное планирование по взаимодействию учителя-логопеда с узкими специалистами и воспитателями в старшей группе для детей группы риска".
«Интерес к учению появляется только тогда,когда есть вдохновение, рождающееся от успеха …»В.А.СухомлинскийПояснительная запискаДошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. Это период ...
Пояснительная записка к теме: "Планирование работы по организации исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста".
С помощью поисково – исследовательской деятельности можно поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности, разви...