Перспективный план по ознакомлению с окружающим и СБО
методическая разработка по окружающему миру по теме

перспективный план для подготовительной коррекционной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл persp_sbo_i_oznakomlenie_s_okruzh.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ:

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ» И «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»

подготовительная коррекционная группа

(Учитель – дефектолог: Клочкова Ю.Е.)

ДЕКАБРЬ

Тематическое планирование

ЗАДАЧИ

образовательные

коррекционные

воспитательные

речевые

«Одежда, обувь, головные уборы»

Уметь сопоставлять зимние изменения в природе с жизнью человека. Учить определять материал, из которого сделана та или другая вещь.

Формировать соответствие назначения предмета с материалом.

Учить описывать основные признаки предмета, знать его назначение

Формировать навыки ухода за одеждой.

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Учить составлять описательные рассказы и загадки о демисезонной, зимней одежде.

«Продукты питания»

Познакомить с последовательностью выполнения профессиональных действий повара, разнообразием продуктов питания

Учить сравнивать сходные предметы по форме, цвету, материалу. Учить группировать предметы по признакам путем сравнения пар и групп предметов разных видов.

Учить уходу за посудой.

Воспитывать ответственность за свое здоровье, понимать важность сбалансированного питания для роста.

Продолжать работу над смысловым значением слов.

Учить слушать и понимать речь взрослого, отвечать на вопросы

«Зима. Снег»

Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе. Учить устанавливать причинно – следственные связи.

Продолжать формировать навыки обследования предметов на полисенсорной основе.

Учить выявлять существенные признаки ранней и поздней зимы.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Учить любоваться красотой окружающей природы.

Учить составлять описательные рассказы с опорой на картину – пейзаж и по представлениям.

«Новый год»

Приобщать детей к истокам народной культуры.

Расширить и закрепить знания о праздновании Нового Года.

Формировать знания о традициях празднования Нового года у разных народов.

Формировать способы восприятия на суженной зрительной основе.

Воспитывать интерес к обычаям родного народа.

Включать детей в работу взрослых  по подготовке к празднику.

Воспитывать эстетические чувства.

Развивать эмоциональную восприимчивость при заучивании стихотворений к празднику.

ЯНВАРЬ

Тематическое планирование

ЗАДАЧИ

образовательные

коррекционные

воспитательные

речевые

«Зимние забавы»

Расширять представления о жизни детей в других странах.

Закрепить знания о сезонных развлечениях жителей России.

Формировать знания о традициях родного народа.

Учить различным способам обследования предметов.

Воспитывать интерес к обычаям родного народа.

Воспитывать толерантность к другим народам и их обычаям.

Формировать умение выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово.

«Зимующие птицы»

Закрепить и расширить знания о зимующих птицах, их повадках.

Обобщение представлений о зависимости между зимними явлениями в природе

Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида зимующих птиц. Формировать связи между условиями жизни и внешним видом зимующих птиц.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Учить любоваться красотой окружающей природы.

Формировать знания о помощи людей зимующим птицам в условиях города.

Учить составлять описательные загадки по алгоритму «птицы».

Учить составлять рассказы о реальных жизненных ситуациях из опыта ребенка на заданную тему.

«Звери наших лесов»

Закрепить и расширить представления о диких животных. Познакомить с повадками диких животных  зимой.

Расширять представления о классификации животного мира

Формировать знания о диких животных родного края.

Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида диких животных

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Учить любоваться красотой окружающей природы.

Учить составлять описательные загадки по алгоритму «животные».

Тренировать в образовании слов названий детенышей.

ФЕВРАЛЬ

Тематическое планирование

ЗАДАЧИ

образовательные

коррекционные

воспитательные

речевые

«Домашние животные»

Познакомить с особенностями ухода за домашними животными в холодный сезон.

Систематизировать знания о жизнедеятельности домашних животных.

Формировать знания о домашних животных родного края.

Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида домашних животных

Воспитывать бережное отношение к домашним животным.

Познакомить с различными животноводческими профессиями, воспитывать интерес к труду взрослых.

Учить составлять описательные загадки по алгоритму «животные».

Тренировать в образовании слов названий детенышей, формы множественного числа.

«Посуда»

Уточнить названия чайной, кухонной и столовой посуды..

Знакомить с разнообразными материалами для изготовления посуды.

Введение понятий о свойствах предметов.

Учить различать и называть части посуды. Определять материал.

Учить группировать сходные предметы по форме и цвету.

Прививать эстетику при обучении сервировке стола. Воспитывать бережное отношение к посуде, правильное с ней отношение.

Уточнить и активизировать качественный  и предметный словарь. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными значениями.

«Моя семья»

Формировать понятия «Откуда я?»

Закрепить знания детей своей фамилии, имен родственников. Учить понимать родственные связи.

Уточнить кем работают родители.

Углублять представление о членах семьи и ближайших родственниках. Продолжать формировать знание о себе самом (имя, фамилия, адрес, имена родственников, близких). Учить различать эмоциональные состояния, жестов, интонацию голоса.

Воспитывать любовь и уважение к своим близким. Формировать культуру поведения

Пополнить активный и пассивный словарь детей. Учить подбирать слова близкие и противоположные по смыслу.

«День защитника отечества»

Углублять знания о Российской армии.

Формировать представления о военной технике, понимать ее назначение и условия работы на ней.

Учить на основе воспринятого давать характеристику социальной принадлежности.

Воспитывать любовь и уважение к Российской Армии.

Формировать уважительное отношение к труду взрослых..

Обогащать словарь детей новыми словами.

Формировать реальные представления о конкретных предметах.

МАРТ

Тематическое планирование

ЗАДАЧИ

образовательные

коррекционные

воспитательные

речевые

«Профессии»

Познакомить с разнообразием подарков для мам и бабушек.

Учить понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми.

Уточнение представлений о работе врачей и медсестер в поликлинике.

Тренировать в умении выделять и называть существенные признаки.

Учить группировать предметы по признакам путем сравнения пар и групп предметов разных видов.

Учить выделять внешние характеристики возраста.

Воспитывать любовь и гордость за свою маму и бабушку. Учить выражать свою любовь.

Воспитывать ответственность за свое здоровье, понимать важность здорового образа жизни.

Продолжать учить согласованию прилагательных и существительных, отвечать на вопросы распространённым предложением. Продолжать работу над смысловым значением слов.

«Международный женский день - 8 Марта»

Расширять знания о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми. Формировать представления о многообразии народов мира.

Формировать представления о четырех расах, особенностях внешнего вида.

Формировать способы восприятия на суженной зрительной основе.

Воспитывать интерес к обычаям родного народа.

Включать детей в работу взрослых  по подготовке к празднику.

Воспитывать эстетические чувства.

Формировать умение выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово.

«Животные жарких стран»

Учить составлять экологические цепочки.

Закреплять умение делать выводы о взаимосвязи условий жизни и повадок животных.

Учить выделять информативные признаки внешнего вида диких животных, устанавливать зависимость внешнего вида животного от условий существования

Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе.

Учить любоваться красотой природы.

Тренировать в образовании слов названий детенышей, множественного числа от названий животных и их детенышей.

«Весна»

Закреплять и систематизировать полученные знания о природном мире. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.

Учить выявлять существенные признаки ранней и поздней весны; уточнять знания о сезонных изменениях.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Учить любоваться красотой окружающей природы.

Учить составлять описательные рассказы с опорой на картину – пейзаж и по представлениям.

АПРЕЛЬ

Тематическое планирование

ЗАДАЧИ

образовательные

коррекционные

воспитательные

речевые

«Домашние птицы»

Формировать, уточнять и расширять представления детей о домашних птицах.

Учить определять существенные признаки сходства и различия различных видов птиц. Учить пользоваться алгоритмом при составлении описательных рассказов.

Воспитывать заботливое, бережное отношение к природе. Прививать навыки посильной помощи взрослым.

Расширить активный словарь детей. Учить составлять распространённые описательные рассказы по изображению на картинке, а так же по замыслу.

«Библиотека»

Продолжать расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества.

Учить навыкам работы с книгой, правилам ремонта книги.

Расширять представления детей о профессии библиотекарь.

Развивать способность различать мелкие предметы. Формировать сенсорные представления о книгах.

Воспитывать любовь и уважение к книге.

Формировать уважительное отношение к труду взрослых.

Формировать культуру поведения

Обогащать словарь детей новыми словами.

Тренировать в образовании словосочетаний

«Школа»

Продолжать формировать представления о социальной роли ученика. Знакомить с различными школьными принадлежностями.

Формировать предметные представления о школьных принадлежностях.

Воспитывать активный интерес к учебному процессу.

Воспитывать личностную позицию «я – будущий школьник».

Формировать активный и пассивный словарь детей.

Учить использовать правила согласования в самостоятельной речи детей.

«Наш город»

Закрепить знания символики государства, области и города.

Познакомить детей с государственными деятелями страны, области города.

Формирование предметных представлений о географической карте.

Формировать предметные представления о символике.

Воспитывать уважение к родному городу, к его историческому прошлому.

Воспитывать любовь и интерес к творчеству местных поэтов, писателей и художников.

Обогащать словарь детей новыми словами.

Развивать умение составлять творческие рассказы.

МАЙ

Тематическое планирование

ЗАДАЧИ

образовательные

коррекционные

воспитательные

речевые

«День Победы»

Расширять представления детей о государственных праздниках.

Рассказывать о том, как в годы войны храбро сражались и защищали страну от врагов.

Формировать знания о праздновании Дня Победы.

Расширять представления детей о военных профессиях.

Воспитывать любовь и уважение к Российской Армии.

Воспитывать гордость и уважение к Родине.

Формировать уважительное отношение к воинам-ветеранам.

Упражнять в составлении рассказов о реальных событиях из жизни детей на заданную тему, например: «Как я ходил на салют».

«Откуда хлеб пришел?»

Расширять представления детей об использовании человеком природной среды для выращивания хлеба.

Продолжать формировать понимание трудового процесса

Учить строить наглядно – схематические модели трудового процесса.

Формировать сенсорные представления о разных видах зерновых.

Воспитывать любовь и уважение к хлебу.

Формировать уважительное отношение к труду взрослых.

Формировать культуру поведения.

Обогащать словарь детей новыми словами.

Формировать реальные представления о конкретных предметах.

«Насекомые»

Формировать представления о взаимосвязи жизнедеятельности насекомых и растительного мира.

Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида насекомых.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Учить любоваться красотой окружающей природы.

Учить составлять описательные загадки

Упражнять в составлении рассказов по предложенной  схеме.

«Цветы, растения»

Формировать представления о растительном мире указанных природных зон.

Учить выявлять существенные признаки растений сада, луга, парка, огорода.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Учить любоваться красотой окружающей природы.

Учить составлять описательные рассказы с опорой на картину – пейзаж и по представлениям.

Литература

1.      Азарян Р.Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе. М.: 1989.

2.      Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства. М.:1964.

3.      Базарный В. Ф. Зрение у детей: проблемы развития. — Новосибирск: Наука СО, 1991.

4.      Белос М.Е., Белостоцкая Е.Ш. Берегите зрение детей. М.: 1976.

5.      Волчкова В.Н.,.Степанова Н.В Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Воронеж:  ТЦ «Учитель», 2006г –392с.)

6.      Гигиена детей и подростков / под ред. Г.Н.Сердюковской и А.Г.Сухарева. М.: Медицина, 1986.

7.     Григорьева Л.П.. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М.: 1999

8.      Демирчоглян Г.Г. Тренируйте зрение. М.: 1990.

9.  Демирчоглян Г.Г. Школа здоровья глаз. СПб.: 1996.

10.  Дефектология. Словарь-справочник. - Под редакцией Б.П. Пузанова. М.: "Новая школа". -1996.

11.  Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. Учебное пособие. М.: 2001. // «Адаптивная физическая культура» № 1-2, 2000; №3-4, 2001.

12.  Номенклатурно-правовое обеспечение организации начальной школы - детского сада для детей с нарушением зрения и научно-методические рекомендации./ Л.И.Плаксина (составитель – редактор). - М.: 1998.

13.  Плаксина Л.И Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. - М.: Город. 1998.

14.  Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. - Калуга: Адель, 1998.

15.  Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения // «Дефектология.» 2001. —1 2.

16.  Подколзина Е.Н. Ознакомление дошкольников с ролью зрения в их жизнедеятельности.// «Воспитание и обучение детей с нарушением зрения» №5, 2005г.

17.  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад-начальная школа). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Программа начальной школы. Коррекционная работа в начальной школе./ п/р Л.И.Плаксиной - М.: Просвещение. – 1997.

18.  Развитие зрительного восприятия // В кн.: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Коррекционная работа в детском саду.  М.: Экзамен, 2003.

19.  Розенблюм Ю.3., Корнюшина ТА., Фейгин А.А. Компьютер и орган зрения. М.: 1999.

20.  Солнцева Л.И.. Тифлопсихология. М.: 2002

21.  Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к уроку. - М.: 2001г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе

Перспктивное планирование во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром О.В.Дыбина по программе М.А.Васильевой . А также перспективный план по развитию речи во второй младшей группе по п...

Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром.

Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром для работы с детьми ЗПР....

Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром средняя группа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Вид занятий «Ознакомление с окружающим» Перспективный план составлен на основе задач  примерной программы  «Детство» под редакцией В. И. Логиновой СПб.:...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕМ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

материал содержит краткое содержание занятий по ознаколению с окружающем и развитию элеентарных  матеатических представлений на год для старшей группы сЗПР...

Календарно-перспективный план по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы

Календарно-перспективный план по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы...

Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром для средней группы

Перспективный план включает темы по ознакомлению детей средней группы с предметным, социальным и природным миром...