Перспективный план по ознакомлению с окружающим и СБО
методическая разработка по окружающему миру по теме
перспективный план для подготовительной коррекционной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
persp_sbo_i_oznakomlenie_s_okruzh.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛАМ ПРОГРАММЫ:
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ» И «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»
подготовительная коррекционная группа
(Учитель – дефектолог: Клочкова Ю.Е.)
ДЕКАБРЬ
Тематическое планирование | ЗАДАЧИ | |||
образовательные | коррекционные | воспитательные | речевые | |
«Одежда, обувь, головные уборы» | Уметь сопоставлять зимние изменения в природе с жизнью человека. Учить определять материал, из которого сделана та или другая вещь. | Формировать соответствие назначения предмета с материалом. Учить описывать основные признаки предмета, знать его назначение | Формировать навыки ухода за одеждой. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. | Учить составлять описательные рассказы и загадки о демисезонной, зимней одежде. |
«Продукты питания» | Познакомить с последовательностью выполнения профессиональных действий повара, разнообразием продуктов питания | Учить сравнивать сходные предметы по форме, цвету, материалу. Учить группировать предметы по признакам путем сравнения пар и групп предметов разных видов. | Учить уходу за посудой. Воспитывать ответственность за свое здоровье, понимать важность сбалансированного питания для роста. | Продолжать работу над смысловым значением слов. Учить слушать и понимать речь взрослого, отвечать на вопросы |
«Зима. Снег» | Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе. Учить устанавливать причинно – следственные связи. | Продолжать формировать навыки обследования предметов на полисенсорной основе. Учить выявлять существенные признаки ранней и поздней зимы. | Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Учить любоваться красотой окружающей природы. | Учить составлять описательные рассказы с опорой на картину – пейзаж и по представлениям. |
«Новый год» | Приобщать детей к истокам народной культуры. Расширить и закрепить знания о праздновании Нового Года. | Формировать знания о традициях празднования Нового года у разных народов. Формировать способы восприятия на суженной зрительной основе. | Воспитывать интерес к обычаям родного народа. Включать детей в работу взрослых по подготовке к празднику. Воспитывать эстетические чувства. | Развивать эмоциональную восприимчивость при заучивании стихотворений к празднику. |
ЯНВАРЬ
Тематическое планирование | ЗАДАЧИ | |||
образовательные | коррекционные | воспитательные | речевые | |
«Зимние забавы» | Расширять представления о жизни детей в других странах. Закрепить знания о сезонных развлечениях жителей России. | Формировать знания о традициях родного народа. Учить различным способам обследования предметов. | Воспитывать интерес к обычаям родного народа. Воспитывать толерантность к другим народам и их обычаям. | Формировать умение выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово. |
«Зимующие птицы» | Закрепить и расширить знания о зимующих птицах, их повадках. Обобщение представлений о зависимости между зимними явлениями в природе | Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида зимующих птиц. Формировать связи между условиями жизни и внешним видом зимующих птиц. | Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Учить любоваться красотой окружающей природы. Формировать знания о помощи людей зимующим птицам в условиях города. | Учить составлять описательные загадки по алгоритму «птицы». Учить составлять рассказы о реальных жизненных ситуациях из опыта ребенка на заданную тему. |
«Звери наших лесов» | Закрепить и расширить представления о диких животных. Познакомить с повадками диких животных зимой. Расширять представления о классификации животного мира | Формировать знания о диких животных родного края. Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида диких животных | Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Учить любоваться красотой окружающей природы. | Учить составлять описательные загадки по алгоритму «животные». Тренировать в образовании слов названий детенышей. |
ФЕВРАЛЬ
Тематическое планирование | ЗАДАЧИ | |||
образовательные | коррекционные | воспитательные | речевые | |
«Домашние животные» | Познакомить с особенностями ухода за домашними животными в холодный сезон. Систематизировать знания о жизнедеятельности домашних животных. | Формировать знания о домашних животных родного края. Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида домашних животных | Воспитывать бережное отношение к домашним животным. Познакомить с различными животноводческими профессиями, воспитывать интерес к труду взрослых. | Учить составлять описательные загадки по алгоритму «животные». Тренировать в образовании слов названий детенышей, формы множественного числа. |
«Посуда» | Уточнить названия чайной, кухонной и столовой посуды.. Знакомить с разнообразными материалами для изготовления посуды. Введение понятий о свойствах предметов. | Учить различать и называть части посуды. Определять материал. Учить группировать сходные предметы по форме и цвету. | Прививать эстетику при обучении сервировке стола. Воспитывать бережное отношение к посуде, правильное с ней отношение. | Уточнить и активизировать качественный и предметный словарь. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными значениями. |
«Моя семья» | Формировать понятия «Откуда я?» Закрепить знания детей своей фамилии, имен родственников. Учить понимать родственные связи. Уточнить кем работают родители. | Углублять представление о членах семьи и ближайших родственниках. Продолжать формировать знание о себе самом (имя, фамилия, адрес, имена родственников, близких). Учить различать эмоциональные состояния, жестов, интонацию голоса. | Воспитывать любовь и уважение к своим близким. Формировать культуру поведения | Пополнить активный и пассивный словарь детей. Учить подбирать слова близкие и противоположные по смыслу. |
«День защитника отечества» | Углублять знания о Российской армии. Формировать представления о военной технике, понимать ее назначение и условия работы на ней. | Учить на основе воспринятого давать характеристику социальной принадлежности. | Воспитывать любовь и уважение к Российской Армии. Формировать уважительное отношение к труду взрослых.. | Обогащать словарь детей новыми словами. Формировать реальные представления о конкретных предметах. |
МАРТ
Тематическое планирование | ЗАДАЧИ | |||
образовательные | коррекционные | воспитательные | речевые | |
«Профессии» | Познакомить с разнообразием подарков для мам и бабушек. Учить понимать многообразие социальных ролей, выполняемых взрослыми. Уточнение представлений о работе врачей и медсестер в поликлинике. | Тренировать в умении выделять и называть существенные признаки. Учить группировать предметы по признакам путем сравнения пар и групп предметов разных видов. Учить выделять внешние характеристики возраста. | Воспитывать любовь и гордость за свою маму и бабушку. Учить выражать свою любовь. Воспитывать ответственность за свое здоровье, понимать важность здорового образа жизни. | Продолжать учить согласованию прилагательных и существительных, отвечать на вопросы распространённым предложением. Продолжать работу над смысловым значением слов. |
«Международный женский день - 8 Марта» | Расширять знания о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми. Формировать представления о многообразии народов мира. | Формировать представления о четырех расах, особенностях внешнего вида. Формировать способы восприятия на суженной зрительной основе. | Воспитывать интерес к обычаям родного народа. Включать детей в работу взрослых по подготовке к празднику. Воспитывать эстетические чувства. | Формировать умение выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово. |
«Животные жарких стран» | Учить составлять экологические цепочки. Закреплять умение делать выводы о взаимосвязи условий жизни и повадок животных. | Учить выделять информативные признаки внешнего вида диких животных, устанавливать зависимость внешнего вида животного от условий существования | Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к природе. Учить любоваться красотой природы. | Тренировать в образовании слов названий детенышей, множественного числа от названий животных и их детенышей. |
«Весна» | Закреплять и систематизировать полученные знания о природном мире. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. | Учить выявлять существенные признаки ранней и поздней весны; уточнять знания о сезонных изменениях. | Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Учить любоваться красотой окружающей природы. | Учить составлять описательные рассказы с опорой на картину – пейзаж и по представлениям. |
АПРЕЛЬ
Тематическое планирование | ЗАДАЧИ | |||
образовательные | коррекционные | воспитательные | речевые | |
«Домашние птицы» | Формировать, уточнять и расширять представления детей о домашних птицах. | Учить определять существенные признаки сходства и различия различных видов птиц. Учить пользоваться алгоритмом при составлении описательных рассказов. | Воспитывать заботливое, бережное отношение к природе. Прививать навыки посильной помощи взрослым. | Расширить активный словарь детей. Учить составлять распространённые описательные рассказы по изображению на картинке, а так же по замыслу. |
«Библиотека» | Продолжать расширять представления о людях разных профессий, о значении их труда для общества. Учить навыкам работы с книгой, правилам ремонта книги. | Расширять представления детей о профессии библиотекарь. Развивать способность различать мелкие предметы. Формировать сенсорные представления о книгах. | Воспитывать любовь и уважение к книге. Формировать уважительное отношение к труду взрослых. Формировать культуру поведения | Обогащать словарь детей новыми словами. Тренировать в образовании словосочетаний |
«Школа» | Продолжать формировать представления о социальной роли ученика. Знакомить с различными школьными принадлежностями. | Формировать предметные представления о школьных принадлежностях. | Воспитывать активный интерес к учебному процессу. Воспитывать личностную позицию «я – будущий школьник». | Формировать активный и пассивный словарь детей. Учить использовать правила согласования в самостоятельной речи детей. |
«Наш город» | Закрепить знания символики государства, области и города. Познакомить детей с государственными деятелями страны, области города. | Формирование предметных представлений о географической карте. Формировать предметные представления о символике. | Воспитывать уважение к родному городу, к его историческому прошлому. Воспитывать любовь и интерес к творчеству местных поэтов, писателей и художников. | Обогащать словарь детей новыми словами. Развивать умение составлять творческие рассказы. |
МАЙ
Тематическое планирование | ЗАДАЧИ | |||
образовательные | коррекционные | воспитательные | речевые | |
«День Победы» | Расширять представления детей о государственных праздниках. Рассказывать о том, как в годы войны храбро сражались и защищали страну от врагов. | Формировать знания о праздновании Дня Победы. Расширять представления детей о военных профессиях. | Воспитывать любовь и уважение к Российской Армии. Воспитывать гордость и уважение к Родине. Формировать уважительное отношение к воинам-ветеранам. | Упражнять в составлении рассказов о реальных событиях из жизни детей на заданную тему, например: «Как я ходил на салют». |
«Откуда хлеб пришел?» | Расширять представления детей об использовании человеком природной среды для выращивания хлеба. Продолжать формировать понимание трудового процесса | Учить строить наглядно – схематические модели трудового процесса. Формировать сенсорные представления о разных видах зерновых. | Воспитывать любовь и уважение к хлебу. Формировать уважительное отношение к труду взрослых. Формировать культуру поведения. | Обогащать словарь детей новыми словами. Формировать реальные представления о конкретных предметах. |
«Насекомые» | Формировать представления о взаимосвязи жизнедеятельности насекомых и растительного мира. | Учить выделять существенные информативные признаки внешнего вида насекомых. | Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Учить любоваться красотой окружающей природы. | Учить составлять описательные загадки Упражнять в составлении рассказов по предложенной схеме. |
«Цветы, растения» | Формировать представления о растительном мире указанных природных зон. | Учить выявлять существенные признаки растений сада, луга, парка, огорода. | Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. Учить любоваться красотой окружающей природы. | Учить составлять описательные рассказы с опорой на картину – пейзаж и по представлениям. |
Литература
1. Азарян Р.Н. Обучение слепых и слабовидящих детей правильной ходьбе. М.: 1989.
2. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства. М.:1964.
3. Базарный В. Ф. Зрение у детей: проблемы развития. — Новосибирск: Наука СО, 1991.
4. Белос М.Е., Белостоцкая Е.Ш. Берегите зрение детей. М.: 1976.
5. Волчкова В.Н.,.Степанова Н.В Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006г –392с.)
6. Гигиена детей и подростков / под ред. Г.Н.Сердюковской и А.Г.Сухарева. М.: Медицина, 1986.
7. Григорьева Л.П.. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. – М.: 1999
8. Демирчоглян Г.Г. Тренируйте зрение. М.: 1990.
9. Демирчоглян Г.Г. Школа здоровья глаз. СПб.: 1996.
10. Дефектология. Словарь-справочник. - Под редакцией Б.П. Пузанова. М.: "Новая школа". -1996.
11. Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура. Учебное пособие. М.: 2001. // «Адаптивная физическая культура» № 1-2, 2000; №3-4, 2001.
12. Номенклатурно-правовое обеспечение организации начальной школы - детского сада для детей с нарушением зрения и научно-методические рекомендации./ Л.И.Плаксина (составитель – редактор). - М.: 1998.
13. Плаксина Л.И Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. - М.: Город. 1998.
14. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе обучения математике. - Калуга: Адель, 1998.
15. Подколзина Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения детей с нарушением зрения // «Дефектология.» 2001. —1 2.
16. Подколзина Е.Н. Ознакомление дошкольников с ролью зрения в их жизнедеятельности.// «Воспитание и обучение детей с нарушением зрения» №5, 2005г.
17. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад-начальная школа). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Программа начальной школы. Коррекционная работа в начальной школе./ п/р Л.И.Плаксиной - М.: Просвещение. – 1997.
18. Развитие зрительного восприятия // В кн.: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. Коррекционная работа в детском саду. М.: Экзамен, 2003.
19. Розенблюм Ю.3., Корнюшина ТА., Фейгин А.А. Компьютер и орган зрения. М.: 1999.
20. Солнцева Л.И.. Тифлопсихология. М.: 2002
21. Тупоногов Б.К. Тифлопедагогические требования к уроку. - М.: 2001г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе
Перспктивное планирование во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром О.В.Дыбина по программе М.А.Васильевой . А также перспективный план по развитию речи во второй младшей группе по п...
Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром.
Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром для работы с детьми ЗПР....
Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром средняя группа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Вид занятий «Ознакомление с окружающим» Перспективный план составлен на основе задач примерной программы «Детство» под редакцией В. И. Логиновой СПб.:...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕМ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
материал содержит краткое содержание занятий по ознаколению с окружающем и развитию элеентарных матеатических представлений на год для старшей группы сЗПР...
Перспективный план по ознакомлению с окружающим и развитию речи (чтение художественной литературы) от 1 года до 2х лет
Развивающий план работы с детьми раннего возраста от 1 года до 2х лет....
Календарно-перспективный план по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы
Календарно-перспективный план по ознакомлению с окружающим миром для второй младшей группы...
Перспективный план по ознакомлению с окружающим миром для средней группы
Перспективный план включает темы по ознакомлению детей средней группы с предметным, социальным и природным миром...