Проект региональной программы "Сияние Севера"
методическая разработка (окружающий мир, младшая группа) по теме
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине»
В.А.Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_siyanie_severa.doc | 338 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»
Рассмотрена на Совете педагогов № 1 «23»августа 2012 г | Утверждено: Заведующий МКДОУ ДСОВ «Светлячок» Ч.Р. Шарафутдинова «23» августа 2012 г
|
Программа по дополнительному образованию
культурологической и экологической направленности
«Сияние Севера»
для детей 3-7 лет
Срок реализации: 4 года
Автор: Поварницына Светлана Анатольевна
Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
ХМАО – Югра, Тюменская область,
Октябрьский район, п. Сергино,
2012 год
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй,
заботливый садовник укрепляет корень,
от мощности которого зависит жизнь растения
на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине»
В.А.Сухомлинский
Пояснительная записка
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру, традиции своего народа. Особенно остро встаёт вопрос глубокого и научного обоснования национально - региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия, формирование ответственного отношения к окружающей среде и здоровью на основе правовых и нравственных норм, начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Региональная культура становится для ребёнка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личной культуры.
В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, достояния культуры, родная природа, история народа – то, что составляет фундамент становления личности.
История человечества показывает, что вопросы гражданского, патриотического воспитания находились в центре внимания любого государства и решались с учётом социальных потребностей, с использованием различных средств, методов, форм работы.
Настоящее время отражает общественные противоречия, связанные с серьёзными изменениями в социокультурной обстановке, с новыми этапами реформирования образования. Процессы гуманизации и демократизации в образовании нарастают и требуют реальной отдачи.
Культура базируется на общечеловеческих и культурных ценностях, экологическое мировосприятие развивается в процессе освоения человеком экологической культуры общества, представляющей собой часть материальной и духовной культуры, что воспитывает в человеке чувство собственного достоинства, внутреннюю свободу личности, уважение и доверие к окружающим миру, гармоничное сочетание патриотических, национальных и интернациональных чувств.
Сохранение культурных и экологических ценностей нашего края является важным условием процветания общества. Оторванность от национальной культуры, от исторических корней приводит к появлению у подрастающего поколения негативных тенденций: безнравственности, цинизма, антипатриотизма, социальной апатии, экологической безграмотности, преклонения перед иностранными, иногда не лучшими, традициями и стилем жизни, заимствования внешних ориентиров. Утрачивается чувство защищённости, ответственности за свою деятельность, происходит деформация общественной психологии и менталитета.
В младшем и среднем дошкольном возрасте деятельность педагогов направлена на элементарное ознакомление детей с природой ближайшего окружения, бережное, заботливое отношение к ее богатствам, любви к ней в старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления работы по культурологическому и экологическому воспитанию. К ним относится формирование у дошкольников нравственных чувств на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Воспитание гражданственности, патриотизма экологической культуры определяется субъективными усилиями педагогов и родителей и объективным состоянием общества.
Известно, что любовь, понимание, уважение, стремление к сохранению культуры, восстановлению её материальных и духовных ценностей целесообразно начинать с детства, с формирования ценностных ориентаций личности.
Исходя из выше сказанного нами была разработана программа по дополнительному образованию, отражающая региональный компонент, культурологической и экологической направленности «Сияние Севера».
Разработанный материал базируется на изученной нами программе Е.В. Гончаровой «Экология для малышей» под общей редакцией КБН, профессора Г.Н.Гребенюк, по проблеме усвоения детьми регионального культурного наследия.
Цель программы: познакомить детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который их окружает; формировать экологическую культуру на основе историко - географических и природных особенностей, традиционного и современного природопользования с учетом особенностей этнических культур; воспитывать целостную личность, сочетающую в себе нравственные, моральные, гражданские и многокультурные черты.
Данная программа предполагает решение следующих задач:
- Формирование представлений, умений о том, что Россия очень большая, богатая, многонациональная страна, а ХМАО является её частью;
- Помочь раскрыть уникальность родного края (историко – географические факторы территории ХМАО, разнообразие животного и растительного мира, сезонные изменения в природе, взаимодействие человека с природой в условиях ХМАО);
- Знакомство с народными традициями и правилами, по которым веками живут коренные жители Севера;
- Развитие потребности у детей в здоровом образе жизни (здоровье человека в условиях Севера);
- Формирование любви к родному краю и интерес к его прошлому и настоящему.
Решение этих задач основывается на следующих принципах:
- Регионализация культурологического и экологического образования.
Данный принцип способствует формированию у детей комплексного взгляда на проблему взаимодействия человека с окружающей средой, культурными ценностями. Применение регионального подхода к воспитанию и обучению позволяет основательно усвоить детям, основные цели современной экологии, постичь культуру родного края, вовлечь их в посильную практическую деятельность.
- Гуманизм.
В программе реализуется идея разумности и гуманности человека, сообщества людей. Детям предоставляется возможность, думать, говорить, выражать свои мысли, осознанно действовать, предвидя последствия своих действий, осознанно относиться к себе и к другим существам, к природе в целом.
- Непрерывность.
Формирование у подрастающего поколения устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствование практических навыков и умений решать культурологические и экологические проблемы.
- Целостность.
Этот принцип позволяет формировать у дошкольников целостное понимание современных культурологических и экологических проблем служит одним из существенных условий интеграции знаний.
- Научность.
Одним из важных принципов программы является ее научность. Выделяют две группы идей и адекватных им понятий: естественно – научные и педагогические. Они тесно взаимосвязаны, но вместе с тем, имеют и самостоятельное значение.
Естественно – научные идеи. Освоение знаний, отражающие эти идеи, обеспечивают формирование основ культурного и экологического сознания и поведения дошкольников. Среди них важное место занимают единство человека и природы, идея единства живого и неживого в природе.
Педагогические идеи. В психологии и педагогике доказано, что развитие личности ребенка происходит системно и целостно (К.А. Абульхапова – Славская, В.Н. Мясищев). Для того, чтобы обеспечить системное и целостное развитие личности дошкольника, программа должна обладать качеством системности и обеспечивать формирование базисных структур личности ребенка (сознание, деятельность, отношение).
- Системность.
Обеспечение дошкольников знаниями культурологической и экологической направленности по принципу системности, последовательности, во взаимосвязи с другими образовательными областями.
- Преемственность.
Культурологическое и экологическое образование дошкольников продолжается в начальной школе
- Стимулирование активности детей.
Важным блоком культурного и экологического образования детей является их практическая деятельность в природе, отношение к ней. Она обеспечивает практическое применение полученных знаний, укрепляет субъективные позиции ребенка в разных видах деятельности.
Программа включает в себя следующие разделы для работы с детьми младшего (дети 3- 4 лет), среднего (дети 4- 5 лет), старшего дошкольного возраста (дети 5- 7 лет).
- «Моя Родина – Россия»
- «Мой край – ХМАО»
Программа реализуется во время непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми младшего и среднего дошкольного возраста 2 раза в месяц - всего 18 раз в год, с детьми старшего дошкольного возраста 3 раза в месяц - всего 27 раз в год, а так – же во время образовательной деятельности осуществляемой в ходе режимных моментов (прогулка, игры, ситуативные беседы) и самостоятельной деятельности детей.
Реализация регионального компонента культурологической и экологической направленности осуществляется через образовательные области:
- здоровье;
- физическая культура;
- безопасность
- социализация
- познание;
- труд;
- коммуникация;
- чтение художественной литературы;
- художественное творчество;
- музыка.
Продолжительность образовательной деятельности детей по возрастным группам
Группа | Вторая младшая группа (дети 3-4 лет) | Средняя группа (дети 4-5 лет) | Старшая группа (дети 5-6лет) | Подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет) |
Количество НОД в месяц/ время (мин) | 2/15 | 2/20 | 3/25 | 3/30 |
Количество НОД в год | 18 | 18 | 27 | 27 |
Формы организации образовательной деятельности, осуществляемой, как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов
Формы образовательной деятельности | ||
Непосредственно образовательная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность детей |
Формы организации детей | ||
Индивидуальные Подгрупповые групповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные подгрупповые |
|
|
|
Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста
по реализации регионального компонента культурологической и экологической направленности (дети 3-4 лет)
Временной период | Раздел | Тематика периода | Развернутое содержание работы (цель) | Варианты итоговых мероприятий Проекты | |||
Сентябрь | Моя Родина – Россия.
| «Где мы живем?» (мой поселок, мой дом) 1-2 неделя | Познакомить детей с поселком, в котором они живут: его названием, объектами (улица, дом, магазин) Дать представления о квартире (доме людей), ее внутреннем устройстве и назначении. | Проект совместно с родителями: «Дом в котором я живу» | |||
«Что нас окружает?» 3-4 неделя | Формировать представлений детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Научить различать основное состояние погоды: дует ветер, идет дождь (снег); пасмурно, солнечно. Формировать умение устанавливать связи: светит солнце – становится теплее, дует ветер – качаются ветки деревьев, идет дождь (снег) - на земле лужи (сугробы) | Собирание с детьми на прогулке разноцветных листьев, рассматривание их, сравнение по форме и величине. Выставка детского творчества «Листопад, листопад». Изготовление вертушек | |||||
Октябрь | «Маленькие исследователи» 1-2 неделя | Развивать умение различать и называть признаки воды, снега, льда, песка, глины (снег белый, холодный; вода льется, может быть теплой, холодной; лед твердый, скользкий; песок сыпучий, из влажного песка можно лепить; засохшая глина – твердая, а когда она влажная, можно лепить) Знакомство детей с различными свойствами воды на примере простейших опытов с водой и другими предметами. Формирование знаний детьми элементарных способов применения воды. | Игры с песком, глиной и водой | ||||
«Почва» 3-4 неделя | Формирование представлений детей о почве: что это такое, что находится в почве (черви, жуки, корни растений) | Экспериментирование «Посадка лука в прозрачную тару с землей» | |||||
Ноябрь | Мой край -ХМАО | «Деревья, кусты, травы» 1-2 неделя | Познакомить с основными жизненными формами растений, стадиями развития, цикличностью, учить различать характерные признаки травянистых растений, кустов, деревьев. Сформировать представление о потребностях и состоянии растения. Дать первоначальные сведения о местообитании растений, способе существования | Изготовление игр экологического содержания. | |||
«Осинины» 3-4 неделя «Вот пришли морозы и зима настала» 1-2 неделя | Формировать знания детей о сезонных изменениях в природе в осенний период: природа меняет свою окраску, засыпает. Знакомить с особенностями труда людей осенью (сбор урожая, заготовка грибов, орехов) Знакомство с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. Расширение представлений о зиме. Формирование представления о безопасном поведении зимой на улице, исследовательского и познавательного интереса в ходе экспериментирования с водой и снегом. Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Знакомить детей с народными зимними играми и забавами. | Выставка детского творчества Выставка детского творчества: «Зимушка-зима» | |||||
Декабрь | |||||||
«Братья наши меньшие» 3-4 неделя | Расширение знаний о домашних и диких животных, птицах, рыбах, насекомых, земноводных, обитающих в данной местности. Знакомить с правилами безопасного поведения на природе. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой. | ||||||
Январь | «Комнатные растения» | Учить различать и называть 2-3 комнатных растения и их части. Формировать желание ухаживать за комнатными растениями. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений. | Наблюдение за ростом и развитием комнатного растения | ||||
Февраль | «»Зимушка –зима» 1-2 неделя | Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы, отмечать поведение зверей и птиц зимой.. | Выставка детского творчества «Зима» | ||||
«Мы – жители Югры» 3-4 неделя | Осуществление патриотического воспитания Знакомство с профессиями рыбака, охотника. Воспитание любви к малой Родине. | ||||||
Март | «Весна –красна» 1-2 неделя | Формирование элементарных представлений о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной. | «Музыкальная природа» (слушание пения птиц, шум дождя, звуки природы» | ||||
«Знакомство с народной культурой и традициями» 3-4 неделя | Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, сказки и др.). Использовать фольклор народов Севера при организации всех видов детской деятельности. | Выставка детского творчества. Организация выставок «Моя любимая книжка», «Книги моей семьи»; | |||||
Апрель | «Человек и его здоровье» 1-2 неделя | Развивать у детей понимание необходимости гигиенических процедур для сохранения здоровья. Отметить влияние воды на здоровье человека. Формировать привычку к здоровому образу жизни | Проект « Не курите, я хочу быть здоровым» | ||||
«День Земли» 3 -4 неделя | Формирование у детей понятия, что наш общий дом – это планета Земля. На Земле живут люди и животные. Воспитывать уважительное, бережное отношение ко всему живому на нашей планете. | «Планета Земля» выставка детских рисунков. | |||||
Май Июнь Июль Август | «Весна» 1 -2 неделя | Уточнить элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежда и труд людей, изменения на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах фруктах, ягодах. | |||||
«Такие разные животные» 3 -4 неделя | Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом. Расширение знаний детей о сезонных изменениях в природе, о богатстве растительного и животного мира. Наблюдение за насекомыми, имеющимися в нашей местности | Семейная выставка «Поделки из ненужных вещей»; | |||||
Юные помощники природы | Формирование желания трудиться в природе. Развитие элементарных трудовых умений, желание ухаживать за растениями. Расширение представлений детей о лете, о сезонных изменениях (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и песком. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту летней природы. | Проект «Выращиваем цветы». Выставка детского творчества «Родные края |
Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы с детьми среднего дошкольного возраста по реализации регионального компонента культурологической и экологической направленности (дети 4 -5 лет)
Временной период | Раздел | Тематика периода | Развернутое содержание работы (цель) | Варианты итоговых мероприятий Проекты |
Сентябрь | Моя Родина – Россия.
| «Где мы живем?» (мой поселок, мой дом) 1-2 неделя | Расширять представления детей о поселке, в котором они живут: его названии, объектах (улица, дом, адрес) закреплять название местности, в которой живут и ее характерные особенности. Познакомить с гербом и флагом родного поселок. | Проект совместно с родителями: «Дом в котором я живу» |
«Человек и природа» 3-4 неделя | Познакомить детей с действиями людей, направленными на благоустройство родного поселка, на сохранение и бережное отношение к зеленым массивам, рекам в данной местности | |||
Октябрь | «Маленькие исследователи» 1-2 неделя | Развивать умение различать и называть признаки воды, снега, льда, песка, глины (снег белый, холодный; вода льется, может быть теплой, холодной; лед твердый, скользкий; песок сыпучий, из влажного песка можно лепить; засохшая глина – твердая, а когда она влажная, можно лепить). Знакомство детей с различными свойствами воды на примере простейших опытов с водой и другими предметами. Познакомить детей со значением воздуха для живых организмов, понятием «ветер» и его значением для растений. | Игры с песком, глиной и водой, ветром. | |
«Мой организм» 3-4 неделя | Дать детям элементарные знания о человеческом организме, его органах, частях (руки , глаза, ресницы, желудок и тд.).учить любить себя, заботиться о своем организме. | Викторина о здоровье «Что такое хорошо, что такое плохо?» | ||
Ноябрь | Мой край - ХМАО | «Что нас окружает?» 1-2 неделя | Формировать представлений детей об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Учить различать, называть состояние погоды по существенным признакам: дует ветер, идет дождь (снег); пасмурно, солнечно. Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи: в жаркую погоду вода в лужах высыхает быстрее, в холодную - медленнее | Собирание с детьми на прогулке разноцветных листьев, рассматривание их, сравнение по форме и величине. |
«Природа родного края» 3-4 неделя | Продолжать учить детей распознавать растения ближайшего окружения. Различать хвойные (4 вида) и лиственные деревья и кустарники (3 вида). Учить узнавать лесные ягоды и грибы, распознавать съедобные и несъедобные (мухомор) | Выставка детского творчества «Своими руками» | ||
Декабрь | Комнатные растения 1-2 неделя | Научить узнавать 4-5 комнатных растений уголка природы по форме, окраске листьев, цветков. Выявлять связи между особенностями листьев и способами ухода за растениями (полив, удаление пыли), учить прослеживать взаимосвязь между ростом и развитием растений от способа и качества ухода за ними. | ||
Животные домашние и дикие 3-4 неделя | Сформировать представления о жизни диких животных (белка, заяц), где живут, чем питаются, как спасаются от врагов. Расширять представления детей о связях животных со средой обитания, с неживой природой. | Выставка поделок из природного материала | ||
Январь | Знакомство с Красной Книгой 1-4 неделя | Дать представление о редких видах животных и растениях ХМАО. Познакомить с Красной книгой. Воспитывать бережное отношение к природе. | ||
Февраль | Сезонные изменения в природе 1-2неделя | Формировать представление о характерных особенностях начала и конца зимнего сезона. Закреплять знания детей о быте коренных народов севера в данный период времени. Познакомить с национальной одеждой и жилищем. | ||
«Мы помощники» 3-4 неделя | Привлекать детей к посильному труду во время прогулки. Учить уважать труд других людей. | |||
Март | «Малая Родина - милая Родина» 1-2 неделя | Формировать у ребенка этническое мировоззрение как выражение национального характера. Расширять знания о географическом положении места, где живет ребенок. Помочь осознать принадлежность к своему народу. Учить соотносить изображение на фотографиях с реальными местами родного поселка. Развивать связную речь: продолжать учить составлять короткие рассказы на тему из личного опыта. Воспитывать любовь к своему народу, гордость за свою малую родину. | Экскурсия по поселку к значимым местам. | |
«Здорово быть здоровым» 3-4 неделя | Познакомить с правилами здорового образа жизни, необходимости закаливания. Формировать знания о некоторых лекарственных растениях нашего края | Спектакль «Зеленая аптека тундры» | ||
Апрель | «Ягодный край – Октябрьский район» 1-4неделя | Ознакомление детей с особенностями флоры Октябрьского района (дикорастущие ягоды), формирование любви и бережного отношения к природе родного края, формирование знаний о пользе растений, необходимости их охраны. Закрепление навыков экологической культуры поведения. Знакомство детей с названиями дикорастущих ягод, их внешними признаками, обобщающим словом «ягоды»; формирование любовь и бережного отношения к природе родного края. | Изготовление альбома «Ягоды | |
Май | «Олени и собаки в жизни народов Югры 1-2 неделя | Познакомить с основными домашними животными коренных жителей Севера, обратить внимание на характерные особенности их внешнего вида и питания, их значение в жизни народов севера. | Коллективная лепка «Собачья упряжка» | |
«Весенняя пора» 3-4 неделя | Закрепить элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежда и труд людей, изменения на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах фруктах, ягодах | |||
Июнь. Июль. Август | «Летняя пора» | Расширять представления детей о лете. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомить с летними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении в лесу . | Выставки детских рисунков Летние праздники «Здравствуй лето», «Праздник мячей» «Праздник мыльных пузырей и др. Конкурс рисунков на асфальте Спортивные праздники Музыкально-спортивный праздник «День детей» Спортивный досуг «Национальные игры детей ханты, манси». Выставка детского творчества «Славим тебя, Югорская земля» |
Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста по реализации регионального компонента культурологической и экологической направленности (дети 5 -6 лет)
Временной период | Раздел | Тематика периода | Развернутое содержание работы (цель) | Варианты итоговых мероприятий Проекты |
Сентябрь | Моя Родина – Россия. | «Россия» 1-2 неделя | Расширять представления детей о России как стране, в которой они живут; Воспитывать чувство гордости за Родину, чувство сопричастности к её судьбе, поддерживать интерес к её прошлому | Знакомство с рассказом К.Д.Ушинского «Наше Отечество» |
«Неофициальные символы России» 3-4 неделя | Познакомить детей с основными неофициальными символами РФ; Воспитывать любовь и уважение к Родине, её истории и культуре; Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, декоративно-прикладному искусству; | |||
Октябрь | «Символика Российской Федерации. Государственный флаг, герб, гимн России». 1-4 неделя | Познакомить детей с изображением Государственного флага и герба (цветовое решение, расположение полос);Формировать представление о значении Государственного флага и герба РФ; Познакомить детей с Государственным гимном РФ и правилами его исполнения; Дать первоначальные представления о происхождении Государственного гимна, назначении, содержании; Способствовать воспитанию любви к Родине, гордости за неё, уважительное отношение к Государственному флагу РФ | Викторина «Флаг, герб, гимн» | |
Ноябрь | «Сезонные изменения» 1-2 неделя | Систематизировать представления детей о сезонных изменениях в среде обитания и на их основе учить осознавать пути приспособления к ним разнообразных живых существ. | Собирание с детьми на прогулке разноцветных листьев, рассматривание их, сравнение по форме и величине. | |
«Природа родного края» 3-4 неделя | Продолжать учить детей распознавать растения ближайшего окружения. Различать хвойные (4 вида) и лиственные деревья и кустарники (3 вида). Учить узнавать лесные ягоды и грибы, распознавать съедобные и несъедобные (мухомор). Систематизировать представления о заботе человека о диких и домашних животных | Выставка детского творчества «Своими руками» | ||
Декабрь | «Мой край -ХМАО» | «Что мы родиной зовем» 1-2 неделя | Познакомить с ХМАО, его крупными городами, символикой округа. Познакомить с символикой поселка, района. Воспитывать любовь к ХМАО. | |
Ямал- сокровищница России» 3-4 неделя | Познакомить с богатствами края: где прячутся нефть и газ. Географическое положение на карте: особенности климата, растительный и животный мир края | |||
Январь | «Октябрьский –пгт в ХМАО 1-2 неделя | Познакомить детей с символикой пгт. Октябрьский. Учить называть и показывать на карте область, округ и поселки. Познакомить с историей Октябрьского, его прошлым и настоящим, с достопримечательностями. Воспитывать любовь к малой Родине и умение видеть красоту родных мест | Аппликация на тему «Герб района и поселка» | |
«В краю родном, где отчий дом» 3-4 неделя | Закрепить знания о символике родного поселка. Закрепить названия улиц поселка. Дать представление о том, что могут рассказать названия наших улиц. Продолжать формировать интерес к истории родного поселка. Воспитывать любовь к родному краю. | Составление рассказа «Моя улица» по плану | ||
Февраль | «Знакомство с тундрой» 1-2 неделя | Уточнить представления о Севере. Познакомить с особенностями природных условий тундры».Сформировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания». .Познакомить с животными тундры, их способностью приспосабливаться к среде обитания. Воспитывать любовь к природе родного края, желание беречь её. | Создание альбома «Обитатели тундры» | |
«Птицы тундры» 3-4 неделя | Познакомить с птицами тундры. Воспитывать любовь к природе. | Составление небольших рассказов о птицах (воспитатель записывает со слов детей). | ||
Март | «Обитатели водоемов севера » 1-2 неделя | Познакомить с рыбой, обитающей в местных водоёмах. Воспитывать любовь к природе | Составление небольших рассказов о рыбах (воспитатель записывает со слов детей). | |
«Насекомые ХМАО» 3-4 неделя | Познакомить с насекомыми. Показать взаимосвязь живых организмов со средой их обитания. Воспитывать бережное отношение к природе. | Составление небольших рассказов о насекомых (воспитатель записывает со слов детей). | ||
Апрель | «Что такое болото?» 1-2неделя | Дать представление о том, что такое болото. Дать представление о торфе. Формировать представление об обитателях болота. Познакомить с растительным миром Болота. Воспитывать бережное отношение к родной природе. | Составление описательных рассказов детьми о ягодах. | |
Знакомство с Красной Книгой 3-4 неделя | Дать представление о редких видах животных и растениях ХМАО. Познакомить с Красной книгой. Воспитывать бережное отношение к природе. | |||
Май | «Жители тундры» 1-2 неделя | Закрепить представления о России. Дать знания о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилище, труд) Уточнить и обогатить представления о коренных жителях Севера. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов. | Конструирование «Чум-дом ненцев» | |
«Промыслы ненцев» 3-4 неделя | Познакомить с трудом коренных жителей севера , их основными орудиями труда. Прививать детям качества, присущие людям этих профессий | |||
Июнь Июль Август | «Летняя пора» | Расширять представления детей о лете. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомить с летними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении в лесу. | Выставки детских рисунков Летние праздники «Здравствуй лето», «Праздник мячей» «Праздник мыльных пузырей и др. Конкурс рисунков на асфальте Спортивные праздники Музыкально-спортивный праздник «День детей» Спортивный досуг «Национальные игры детей ханты, манси». Выставка детского творчества «Славим тебя, Югорская земля» |
Комплексно-тематический план психолого-педагогической работы с детьми подготовительного к школе возраста по реализации регионального компонента культурологической и экологической направленности
(дети 6-7 лет)
Временной период | Раздел | Тематика периода | Развернутое содержание работы (цель) | Варианты итоговых мероприятий Проекты |
Сентябрь | «Моя Родина -Россия» | «Символика Российской Федерации. Государственный флаг, герб, гимн России». 1-4 неделя | Закрепить знания детей о Российской символике (цветовое решение, расположение полос); уточнить представление о значении Государственного флага и герба РФ; происхождении Государственного гимна, назначении, содержании; способствовать воспитанию любви к Родине, гордости за неё, уважительное отношение к Государственной символике РФ | Викторина «Что мы знаем о стране» |
Октябрь | «Мой край – ХМАО» | «Предметы быта ненцев»» 1 неделя | Познакомить с основными предметами быта ненцев, хантов. Воспитывать интерес к предметам быта коренных народов Севера | Экскурсия в мини-музей детского сада |
«Средство передвижения ненцев» 2 неделя | Уточнить представления о средстве передвижения народов севера – нартах, их частях, из чего изготавливаются. Познакомить с видами нарт, орудиями управления оленьей упряжкой. Познакомить с новой профессией – каюр. | Конкурс для детей и родителей: «Изготовление нарт совместно с родителями» Лепка | ||
«О рыбаках и охотниках» 3-4 неделя | Расширить знания детей об особенностях труда охотника в тундре. Развивать интерес к живой и неживой природе. Воспитывать уважительное отношение к профессии охотника. Расширить знания детей о рыбах и рыбной ловле. Воспитывать уважение к людям, работающим в рыбной отрасли. | Составление альбома «Промыслы» | ||
Ноябрь | «Одежда жителей севера» 1 неделя | Уточнить представления об одежде и обуви народов севера, их разновидностях и особенностях. Воспитывать бережное отношение к одежде. Воспитывать интерес к национальной одежде | Аппликация «Платье для Окси» | |
Устное народное творчество ненцев «Знакомство с ненецкими сказками» 2 -3 неделя | Дать понятие об устном народном творчестве. Продолжать знакомить с видами устного народного творчества ненцев. Познакомить с ненецкой сказкой «Сидящий у огня» Показать особенности устного народного творчества ненцев. Воспитывать интерес к традициям коренных народов Севера | Театрализованное представление сказки | ||
«О чём может рассказать одежда?» 4 неделя | Познакомить детей со своеобразной древней письменностью ненцев, хантов. Воспитывать бережное отношение к вещам, уважение к труду мастериц | Ручной труд: «Украшения из бисера» | ||
Декабрь | «Ягодный край» 1 – 2 неделя | Уточнить знания детей о дикорастущих ягодах, их внешними признаками, обобщающим словом «ягоды»; формировать любовь и бережное отношение к природе родного края. | Изготовление альбома о лесных ягодах | |
Орнаменты «Украсим ягушку для Окси» 3 – 4 неделя | Познакомить с основными видами орнамента ненцев, их значением и назначением. | Рисование | ||
Январь | «Меткое слово народа» 1- 2 неделя | Продолжать знакомить с видами устного народного творчества ненцев. Вспомнить ненецкие, хантыйские загадки, потешки, отметить, чем они отличаются. Обратить внимание на способность ненецкого народа подметить и точно выразить словами замеченное Воспитывать интерес к творчеству народов севера. | Лепка«Вако в малице» | |
«Поселение хантов» 3-4 неделя | Учить передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, правильно располагать изображения на листе (постройки, людей, деревья), сохраняя их пропорции и относительную величину. Дать представления о разновидностях жилища хантыйцев и мансийцев Воспитывать уважение к людям этой национальности | Выставка работ детского творчества | ||
Февраль | «Наш край родной и его коренные жители» 1-2 неделя | Продолжать знакомить детей с родным краем; коренными жителями ханты и манси, их трудом, национальной одеждой, обувью. Закрепить название жилья, саней для передвижения. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к коренным жителям ханты и манси. | ||
«Северный олень» 3-4 неделя | Способствовать развитию и углублению представлений о северных оленях: особенностях их строения, месте их обитания, потребностях, о значении их в жизни северного коренного народа. Формировать умение устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой. | Аппликация «Северный олень» – вклеивание декоративных элементов (мелко нарезанных нитей в определённых частях силуэта), передавая эффект пушистой шёрстки. | ||
Март | «Рассказывание по картине «Дети Севера» 1-2 неделя | Учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные знания и представления. Уточнить знания детей о народах нашей страны; | Инсценировка | |
«Мы – жители Октябрьского района!» 3-4 неделя | Воспитывать у детей любовь к малой родине; продолжать знакомить детей с символикой посёлка Сергино и Октябрьского района, их достопримечательностями. Закрепить знания о природных богатствах родного края; продолжать развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания. Развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край, посёлок. Закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях творческого и трудового общения; воспитывать чувство гордости за свой район, интерес и любовь к малой родине. | Рисование «Здания нашего посёлка», «Машины едут по улице», «Достопримечательности нашего посёлка»; | ||
Апрель | «Флаг сельского поселения Сергино» 1-2 неделя | Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к флагу сельского поселения Сергино. Развитие навыков мелкой моторики рук: вырезания, использования ножниц и клея; развитие зрительно - двигательных координации. | Экскурсия к администрации поселения | |
«Знакомство с мужской одеждой хантов и манси» 3-4 неделя | Продолжать знакомить с национальной одеждой и обувью ханты и манси, с разновидностью и назначением. Познакомить с мужской одеждой ханты и манси Упражнять в умении сравнивать ненецкую и хантыйскую одежду. Воспитывать бережное отношение к одежде. | Ручной труд «Воротник для платья» | ||
Май | Праздник оленевода 1 неделя | Развивать познавательные способности через обобщение представлений детей о проведении праздников в стойбище оленеводов. Совершенствовать развитие физических качеств: силу, быстроту, ловкость, выносливость; упражняться в беге, прыжках, метании. Вызвать эмоциональную отзывчивость, творческую активность. Воспитывать любовь и уважение к традициям народов Севера его истории. | Спортивное мероприятие | |
«Орнамент обско-угорских народов» 2 неделя | Познакомить детей с изделиями прикладного искусства народов ханты и манси; дать представление о художественном разнообразии, богатстве, красоте народных орнаментов; воспитывать любовь к прикладному искусству обско-угорских народов; развивать интерес к шитью различных изделий. | Рисование орнаментов народов севера | ||
«Игрушки детей народа ханты и манси» 3-4 неделя | познакомить детей с хантыйской куклой “акань”; обратить внимание на особенности кукол; воспитывать у детей интерес к хантыйской кукле “акань”, развивать чувство гордости за народ ханты через национальные традиции; учить изготовлять куклу, показать последовательность изготовления. | Составление рассказов о любимых игрушках | ||
Июнь Июль Август | «Летняя пора» | Совершенствовать представления детей о лете. Закреплять умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Уточнить знания о летних видах спорта. Формировать представления о безопасном поведении в лесу. | По плану работы на летний период |
Планируемые результаты освоения программы по дополнительному образованию культурологической и экологической направленности «Сияние Севера» на каждом возрастном этапе
Воспитанник будет | Возраст детей |
3-4 года | |
Знать | - название улицы, поселка в котором живёт; - существенные признаки растений, воды, снега, льда, песка, глины; - названия 2-3 деревьев, травянистых растений, кустов, грибов, лесных ягод; - названия домашних и диких животных, птиц, рыб, насекомых; - некоторые способы удовлетворения потребностей диких животных; - наиболее характерные признаки сезонных изменений; - |
Уметь | - различать основное состояние погоды: пасмурно, солнечно, идет снег, дождь; - сообщить о потребностях животных – зверей, рыб, птиц, насекомых; - показать характерные признаки хорошего и неудовлетворительного состояния животного; - различать и называть 2-3 комнатных растения; - распознавать «намерения» животных по их выразительному поведению |
Иметь представление | - о потребностях и состоянии растения; -о местообитании растений, способе существования; - о элементарных способах ухода за комнатными растениями; - о необходимости гигиенических процедур для сохранения здоровья |
Воспитанник будет | Возраст детей |
4-5 лет | |
Знать | - свой дом, двор, улицу, адрес, географическое расположение места; - название местности и характерные особенности: природные и климатические условия, характеристику антропогенных структур, созданных людьми для жизни и отдыха; - растения ближайшего окружения, диких животных; - правила здорового образа жизни |
Уметь | - делать сравнительный анализ почвы и песка по цвету, состоянию и свойствам - находить и называть лесные ягоды, грибы; - оказывать посильную помощь в уходе за растениями и территорией ДОУ |
Иметь представление | - о себе как жителе поселка; - о действиях людей направленных на благоустройство родного поселка; - о значении воздуха для живых организмов, значение ветра для растений; - о разнообразии жизненных форм растений; - о назначении основных органов и частей растений, об овощах и фруктах - о связи животных с средой обитания; - о сезонах по существенным признакам: состояние погоды и основные явления; - о гербе, флаге родного поселка |
Воспитанник будет | Возраст детей |
5-6 лет | |
Знать | - название страны, региона, поселка в котором живёт; -символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн) - столицу России; - символику округа, поселка; -особенности климата, растительного и животного мира; - полезные ископаемы ХМАО; - названия некоторых улиц своего поселка; - достопримечательности поселка; -животных тундры; - птиц тундры; - рыбу, обитающую в местных водоёмов; - насекомых Севера; - обитателей болота; - растительный мир болота; - название коренных народов Севера (ханты, манси, ненцы); - название жилища коренных жителей Севера (чум); - промыслы коренных народов Севера, их орудия труда; - домашних животных жителей Севера, их особенности. |
Уметь | - находить на карте Россию, ХМАО; - называть область округ и поселок, в котором живёт; - узнавать символику РФ; - узнавать символику округа и района (флаг, герб); - узнавать и называть некоторых животных тундры; -узнавать и называть некоторых птиц тундры; - узнавать и называть рыбу, обитающую в местных водоёмах; - передавать в рисунке строение четвероногого животного и его характерные особенности; - строить чум из счётных палочек, пластилина и ткани; - передавать в лепке оленя в движении. |
Иметь представление | - о неофициальных символах России; - о значении Государственного флага; - о происхождении герба России; - о символическом происхождении Государственного гимна; - о истории возникновения поселка; - о взаимосвязях живых организмов со средой обитания; - о том, что такое болото; - о торфе; - о редких видах животных и растений ХМАО; - о Красной книге. |
Воспитанник будет | Возраст детей |
6-7 лет | |
Знать | - название страны, региона, поселка в котором живёт; -символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн) - столицу России; - средства передвижения коренных народов – нарты; - особенности труда рыболова; - знать особенности труда охотника; - некоторые национальные потешки, сказки; - название коренных жителей Севера (ханты и манси, ненцы); - основные промыслы хантов, ненцев и манси; - названия жилища ненцев, хантов, манси; - средства передвижения хантов, ненцев и манси; - некоторые орнаменты хантов и манси; |
Уметь | - находить на карте Россию, ХМАО; - узнавать и называть средства передвижения ненцев – нарты; - узнавать ненецкий орнамент; - составлять несложный орнамент из бисера; - изображать ненецкий орнамент в рисунке; - узнавать и различать жилище ненцев, хантов и манси; - лепить лодку-колданку, нарты - узнавать хантыйский орнамент; - изображать орнаменты хантов и манси; |
Иметь представление | - о предметах быта коренных народов Севера; - о том из чего изготавливают нарты; о видах нарт; - о профессии – каюр; - о устном народном творчестве; - о одежде и обуви, их разновидностях и особенностях; - о древней письменности народов ; - значение и назначение некоторых хантыйских орнаментов; - о женской и мужской одежде ненцев; - о том, что такое поселение; - о предметах быта хантов и манси; - о значении и назначении орнаментов хантов и манси; - о женской и мужской одежде хантов и манси; - о устном народном творчестве хантов и мани; - об орудиях труда коренных жителей Севера; |
Педагогический анализ знаний рекомендуется проводить в форме наблюдения и бесед во время непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми два раза в год (начало и конец учебного года).
Протоколы показателей достижений воспитанников по усвоению программы по дополнительному образованию культурологической и экологической направленности «Сияние Севера» представлены в приложении № 1,2, 3, 4
Приложение №1
Показатели достижений воспитанников по дополнительной образовательной программе
культурологической и экологической направленности
«Сияние Севера»
(дети 3-4 лет)
Группа: вторая младшая
Воспитатель:____________________________________________________________________
Дата проведения: ________________________________________________________________
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знает и называет свой домашний адрес, название поселка, в котором живет. | Выделяет наиболее характерные сезонные изменения | Знает и называет некоторые растения , животных ХМАО | Может показать и назвать некоторые виды лесных ягод и грибов | Может рассказать о связи животных и растений со средой обитания | Различает и называет признаки воды, снега, льда, песка, глины | Знает элементарные способы ухода за комнатными растениями | Соблюдает правила личной гигиены | Проявляет бережное и осторожное отношение к природе | |||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №2
Показатели достижений воспитанников по дополнительной образовательной программе
культурологической и экологической направленности
«Сияние Севера»
(дети 4-5 лет)
Группа: средняя
Воспитатель:____________________________________________________________________
Дата проведения: ________________________________________________________________
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знает и называет свой домашний адрес, название поселка, района в котором живет. | Может рассказать о поведении животных в соответствии с сезонными изменениями | Знает и называет некоторые растения , животных ХМАО | Может показать и назвать некоторые виды лесных ягод и грибов | Может рассказать о связи животных и растений со средой обитания | Различает и называет признаки воды, снега, льда, песка, глины. Любит экспериментировать. | Выполняет правила здорового образа жизни | Проявляет бережное отношение к природе | Итог | |||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №3
Показатели достижений воспитанников по дополнительной образовательной программе
культурологической и экологической направленности
«Сияние Севера»
(дети 5-6 лет)
Группа: старшая
Воспитатель:____________________________________________________________________
Дата проведения: ________________________________________________________________
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка | Знает и умеет называть страну, регион, поселок в котором живёт. | Узнаёт и называет символику страны, округа, поселка, района. | Знает особенности климата, растительного и животного мира ХМАО. | Знает и называет полезные ископаемые ХМАО. | Умеет находить на карте Россию, ХМАО | Узнаёт и называет некоторых животных и птиц, обитающих в тундре. | Узнаёт и называет рыбу, обитающую в местных водоёмах. | Знает насекомых Севера. | Знаком с растительным и животным миром болота. | Имеет представление о редких видах животных и растений ХМАО, о Красной книге. | Знает коренных жителей Севера (ненцы), особенности их быта. | Знаком с промыслами ненцев, орудиями их труда. | Итог | |||||||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | ||
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №4
Показатели достижений воспитанников по дополнительной образовательной программе
культурологической и экологической направленности
«Сияние Севера»
(дети 6-7лет)
Группа: подготовительная к школе
Воспитатель:____________________________________________________________________
Дата проведения: ________________________________________________________________
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Знает и называет коренных жителей Севера (ненцы, ханты, манси). | Узнаёт и называет жилище коренных народов. | Знает основные промыслы коренных жителей Севера. | Узнает и называет средства передвижения ненцев, хантов и манси. | Знаком с особенностями быта коренных жителей Севера. | Знаком с особенностями труда рыболова и охотника. | Узнаёт и различает ненецкие и хантыйские орнаменты. | Имеет представление о значении и назначении национальных орнаментов. | Имеет представление об особенностях мужской и женской одежде коренных жит елей Севера. | Знает и называет некоторые потешки и сказки народов Севера. | Итог | |||||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | ||
Вывод:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методическое обеспечение программы включает в себя:
Методические пособия для педагогов | Пособия для детей | Демонстрационный и раздаточный материал | Учебные аудио и видеоматериалы |
1. Региональные учебные программы по экологии для образовательных учреждений ХМАО – Югры: Учебное пособие/ Г.Н.Гребенюк, Н.А.Иванова, Е.С.Овечкинаи др.; Под общ. ред. Г.Н.Гребенюк.- Ханты – Мансийск: Полиграфист, 2005. – 248 с. 2. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. Практическое пособие. / Баранникова О.Н.- М.: АРКТИ, 2007 г.; 3. Мой мир. Приобщение ребёнка к социальному миру. / Козлова С..А.- М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2000 г. | -игольницы, иголки, нитки, ткань однотонная трёх видов 4х16см; белая ткань 20х15 см. магнитофон, записи хантыйской спокойной музыки, разноцветные шёлковые ленточки. -карта Тюменской области, ХМАО иллюстрации, изделия из бисера, дидактическая игра «Собери целое из частей». - изображения флага сельского поселения Сергино, вырезанные заранее воспитателем, приготовленные заранее палочки или трубочки из прочного и плотного материала; оборудование, необходимое для проведения занятия по конструированию из бумаги, использование ТСО. | Детский Атлас Мира; карта России, ХМАО; карта полезных ископаемых России, ХМАО; коллекция полезных ископаемых; дидактические куклы в национальной одежде «Окся и Вако»; дидактические игры, атрибуты и игры хантыйского и ненецкого народов; элементы национальной одежды, изделия быта; альбомы с изображением национальных орнаментов коренных жителей Севера; Иллюстрации и фото с изображением: - неофициальных символов России (солнце, берёза, ромашки, матрёшки и т.п.); - символики РФ, округа, города; - российских монет и монет СССР; - Москвы и её достопримечательностей; - п. Сергино, п.г.т. Октябрьский, г.Ханты - Мансийск и его достопримечательностей; - буровых вышек, месторождений; - природы и животного мира ХМАО; - условия жизни, промысла народов севера ; | Аудио: Музыка на слова Н.Н. Антиповой «Гимн Сергино» Видеоряд: слайдовая презентация -Достопримечательности поселка Сергино, п.г.т. Октябрьский, г. Ханты - Мансийск |
Список использованной литературы
- Воробьиное озеро: [Сборник : Для мл. шк. возраста] / Юрий Коваль/ М.: Малыш, 1991.
- Золотая чаша /Сборник сказок народов России/ Издательство: Аркаим, 2004 г.
- Королькова О.А. Ознакомление старших дошкольников с культурой и традициями коренных народов Ямала. - М. Управление дошкольным образовательным учреждением, №8, 2008 г.
- Козлова С..А. Мой мир. Приобщение ребёнка к социальному миру. - М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2000 г.
- Конькова А. М. Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды.- ГИСТЕЛ ДРУК, А – 1031 Вена, Мюнцгассе 6, Австрия,1993. – 117с., 20 000 экз.
- Корчинова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях.- Ростов – на – Дону. «Феникс» - 2002 г.
- Маневцова Л. Ребёнок познаёт мир природы.- М.: Дошкольное воспитание, №8, 2004 г.
Мой дом север. Сказки. Легенды. «Европа – печать и издательство». ЕООД София ТОО «Вилад» Москва, 2001 г.
8. Молданова Т. А. Орамент //Югория; энциклопедия Ханты – Мансийского автономного округа-Ханты–Мансийск, 2000.- С. 313 – 314.
9. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков/ Научно-методическое пособие для педагогов и родителей. - СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2008 г.
10. Нина Искренко «Стихи о Родине».
11. Рыбалова М. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. - М. Дошкольное воспитание, №6, 2003 г.
12.Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика» Гимн.Герб.Флаг. – М.: Вако,2005 г.
13. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень,1994 г.
- С чего начинается Родина?: Опыт работы по патриотическому воспитанию / под ред Л.А.Кандрыкиной.- М.: «Сфера», 2003 г.
- Соловар В. Н., Морокко С. Д.Хантыйские загадки. Под редакцией Н. Б. Кошкаревой.Ханты – Мансийск, 1997, 23 с.Издательство «Н. И. К.»1. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество.-М. «Просвещение» - 1985 г.
- Ханты-Мансийский автономный округ. Атлас. Главное управление геодезии и картографии при Совете Министров СССР. Москва 1980
- Шишкин П. Е., Шабалина И. Д. Мансийские орнаменты /Е. И. Ромбандеева – отв. редактор.-СПб.: отд-ние издательства «Просвещение», 1993.- ил.:88 с
- Ярыгина Н. А. Декоративно – прикладное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников. /Н. А. Ярыгина// Начальная школа плюс До и После.- 2008.- № 4.- С. 38 – 40.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Подвижные игры Севера"
Подвижные игры Севера....
Паспорт педагогического проекта "Животные Крайнего Севера"
Педагогический проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Раскрывает систему работы по ознакомлению с животными Крайнего Севера....
Проект "Детям о Севере"
Экологическое воспитание немыслимо без чувства восхищения природой. Успех воспитателя зависит от умения направить взгляд ребёнка на красоту — помочь увидеть её, услышать, что нас привлекает в природе ...
проект "Сказки народов Севера"
Расширять представления у детей о родном крае, о своеобразии природы, традициях и обычаях народов, проживающих на Ямале;Формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослу...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» Тема: « Региональный компонент» «Север – моя родина»
проведена предворительная работа: проведены целевые прогулки по городу.проведен конкурс на лучший рисунок.оформлены презентацииобогащать и закреплять знания детей о городе (объектах, город...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Познание» Тема: « Региональный компонент» «Север – моя родина»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности«Познание» Тема: « Региональный компонент»«Север – моя родина»...
Проект регионального конкурса исследовательских проектов старших дошкольников и младших школьников. в номинации «Этико-эстетическое направление воспитания»
Проект регионального конкурса исследовательских проектов старших дошкольников и младших школьников. в номинации «Этико-эстетическое направление воспитания» 1.Номинация...