Календарно тематическое планирование по программе "Возле моря я живу, море я своё люблю"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Программа расчитанна для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryadom_s_morem_ya_zhivu._more_ya_svoe_lyublyu.docx | 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по программе «Возле моря я живу, море я свое люблю»
Автор составитель: Каргапольцева Юлия Ивановна
Дата | Тема. Продукт. | Цели и задачи | Содержание, области, продукт. Методы приемы, технологии | Предварительная работа | Методическое обеспечение |
27.09 | Всемирный день моря Продукт «Можно-нельзя» изготовление знаков в защиту моря. | Обучающая: Формирование представлений о мире, морях, о родном крае. Развивающая: конструктивные способности, и пространственное моделирование, развитие моторики, эстетические чувства, развивать когнитивные процессы Воспитание любви и ценностного отношения к окружающей среде. | Какие бывают моря? Теплые и холодные, разноцветные, словообразование. Знаки в подарок «Можно - нельзя» Моделирование. Речевая игра: «Без чего не бывает моря», «Что любит море». | Музей мирового океана. Чтение: "Морская сказка" (Женя Бороздина), " Для чего морю наряды?", « Свет в тумане" - сказка, "Соленный ветер надежды" - сказка, "Девочка птица" - сказка, "Какого цвета море" и др. Знакомство с географической картой, глобусом, картой нашей области. Просмотр видеофильма «Дикая природа Балтики» http://www.youtube.com/watch?v=6Lcu99Caxp8 П\И «Море-суша» Для этой игры вам понадобится обруч (по одному на ребенка). Играть можно вдвоем с ребенком и компанией. Обруч кладут на землю. Договариваются, что внутри обруча водная стихия - море, река, океан и.т.п. Снаружи обруча - суша (берег, луг, пляж и.т.п.) По команде "Море" - дети должны запрыгнуть в обруч. По команде - "Суша!" - дети должны находится вне обруча. Вариант: вместо обруча можно просто начертить круг на земле или зимой на снегу. «Капитан» психогимнастика | Географическая карта. Глобус, карта России, области, Светлогорска. |
19.10 | Море бывает разное. Продукт: «Рисуем цвет моря», техника смешивание красок, рисование по мокрому. | Обучающая: Формирование представлений о мире, морях. Развивающая: конструктивные способности, и пространственное моделирование, развитие моторики, эстетические чувства, развивать когнитивные процессы Воспитание любви и ценностного отношения к окружающей среде. | Загадка о море. Художники маринисты – Презентация. Почему художники называются маринистами. Олицетворение настроения моря. Д\игра «Найди настроение». Настроение времена года картины, музыка, чтение, пересказ, д/и " Без чего не бывает моря", Морские волны продолжать знакомить с морем (бывает тихое и спокойное), иногда поднимаются волны (море волнуется) | Слушание звуков моря Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, фотографий. Кто рисует море. Словообразование. Речевая игра «Какие слова, признаки подходят к морю». "Гроза"Дети становятся в круг. Преподаватель говорит детям, что пред грозой обычно очень тихо, и просит детей замереть. Затем слышатся отдаленные тихие звуки: дети трут ладошку о ладошку. Звуки постепенно усиливаются: дети хлопают в ладоши, вначале тихо, потом громче. Вот уже слышна гроза: дети топают ногами. Гроза в разгаре: дети громко топают ногами и хлопают в ладоши. Но вот гроза начинает убывать: все движения в обратном порядке. | Репродукции картин, аудиозапись со звуками моря, книги. Презентация: «Настроение моря» |
22.11 | Вода камень точит Продукт: выставка-конкурс на лучший морской камушек, рисование на плоских камнях. | Развивать у детей воображение, умение самостоятельно выбирать материал для раскрытия предложенной темы. Познакомить с разнообразием камней ,их свойствами, особенностями, учить классифицировать камни по разным признакам. Дать представление о том, что вода обтачивает камни, шлифует их ,делая гладкими: вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок - острые углы постепенно исчезают, камешек постепенно становится округлым. На них можно рисовать. | Опытно- экспериментальная деятельность. Поиски на экологической тропе шкатулки с камнями –сокровищ Хозяйки Медной горы по нарисованной карте « Найди клад по карте». Рассматривание камней, их обследование. Д/ игра « Ящик ощущений», «Найди камушки отшлифованные водой».Рисование на плоских камнях: «Морской пейзаж» или «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» | Сбор разных камней во время прогулок на территории детского сада, на берегу озера, моря .Создание коллекции камней, работа с коллекциями: рассматривание ,игры с камушками. Экспериментирование: выбрать самый круглый морской камень (гальку). Почему у него нет острых углов? Послушать, как стучат камни друг о друга .Меняют ли цвет камни в воде? Какие камни красивее мокрые или сухие? Речевая игра: «Расскажи о своем камушке».Д/ игра «Найди клад по карте», «Составь узор из морских камушков», «Найди камень по заданному признаку» и др. П\и : «Морской мир» Количество игроков: любое Дополнительно: нет Среди детей выбирается "акула". Все остальные становятся "рыбками". Играют дети как в салки, только до кого дотронется акула становится помощником. | Иллюстрации, фотографии, картины с изображением моря в разные времена года , части суток, погодные условия |
20.12 | Морские сказки. Сочиним морскую сказку: «В гостях у морского царя». Продукт: фестиваль сказок и театрализация сказок на морскую тему. | Развивать творческое воображение, речь, мышление детей, умение сочинять небольшие сказки,используя метод смешивания сказок («салат из сказок»). Воспитательная: воспитание у детей слушать и сочинять сказки о море; Развивающая - развитие когнитивных процессов, креативного мышления, творчества, художественно-эстетического вкуса; развитие памяти, системы духовно – нравственных ценностей личности, способности сочувствовать, сопереживать, сострадать, выручать, помогать, желание творить добрые дела. Обучающая - Интеграция знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, формирование его опыта целостного восприятия. Формирование личностного отношения к окружающему миру. | ТРИЗ, презентация по морским сказкам, беседа по любимым сказкам, игра с карточками "Угадай из какой я сказки", Морской царь загадывает загадки по сказкам морской темы. Д/игра «Угадай из какой сказки». Сказочные персонажи разбежались по другим сказкам. Д/ игра «Калейдоскоп чудес». Дети по парно или подгруппой починяют сказку и придумывают иллюстрацию к ней. | Чтение сказки о маленькой одинокой Рыбке и об огромном синем Море Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности. Одиночество. Неуверенность. Ощущение себя "белой вороной". стихотворений , рассматривание картин, иллюстраций., пешая прогулка к скульптуре "Царевна лягушка". Чтение сказок из книги « Морской царь», А.С.Пушкина « Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке», П.Ершова «Конек-Горбунок» и др. Д/ игры: «Танграм», «Волшебный круг», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо» -составление рыбок, лодок, кораблей, морских сказочных персонажей. Рассматривание иллюстраций к разным сказкам. Конструирование из природного материала «Сказочный морской персонаж». | Репродукции картин и иллюстраций к сказкам. Природный материал. |
24.01 | Подводный мир: животный и растительный мир Продукт: «Подводный мир моря» нетрадиционная техника с использованием витражных красок, рисованием пластилином, контуры, прилипалки, гелевые мелки, гравюра. Выставка поделок из даров моря, макет морского дна, выставка обитателей морских глубин. | Обучающая: знакомство с животным и растительным миром балтийского моря Систематизация и классификация по общим признакам. Развивающая: развивать когнитивные процессы память, воображение, развитие коммуникативных способностей, речь, творческие способности детей. Воспитывающая: воспитывать бережное созидательное отношение к окружающему миру, развивать воображение и интерес к рисованию, интерес к природе балтийского моря. | Беседа об обитателях разных морей. Загадки. Обитатели Балтийского моря - презентация. Игра с карточками «Морские обитатели». Рассматривание иллюстраций : Флора Балтийского моря. «Морские водоросли». (в море вода солёная, на дне растут водоросли, в воде плавают различные рыбы, большие и маленькие); | Чтение стихов о птицах, рыбах, загадки, чтение рассказов: " Рыба ночь", " От Солнца к Солнцу", " Почему у краба нет головы", " Волшебная рыба" и др. Д\игра: «Узнай птицу». «Сложи рыбу», «Сложи птицу». Слушание: голоса морских птиц. Экскурсия : «Море, залив, орнитологическая станция» «Коммуникация»: «О чем молчат рыбы». «Здоровье»: «Беседа о вкусной и здоровой пищи» «Чудо-цветик» «Сложи рыбку» Сюжетно - ролевая игра: «Рыбное кафе». рассматривание морских растений. Материал: рисунок – образец; картинки с изображением водорослей; тонированный лист Беседы на темы: «Океаны», «Живые организмы Мирового Океана». 2. Рассматривание фотоиллюстраций с картин И.К.Айвазовского «Девятый вал», «Черное море». 3. Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и пресноводные» Просмотр документальных фильмов «Морские обитатели», «Богатства дна морского». П\и : "Усатый сом" "Не человек, не зверь, а с усами." На двух противоположных сторонах зала (площадки) линиями обозначают "берег". Выбирается водящий - "сом". Остальные дети, взявшись за руки, образуют круг - "озеро", ;в центре которого находится водящий. Дети, закрыв глаза, идут по кругу и хором произносят слова: "Дети, дети, не зевайте! Сом усами шевелит, Все на берег, он не спит!" По сигналу" Все на берег..." дети открывают глаза и бегут к берегу, а водящий старается осалить кого-либо из них. Осаленный становится водящим. | Презентация, иллюстрации, музыкальное сопровождение |
21.02 | Морские профессии Продукт: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр. | Образовательная: формировать представления о морских профессиях, систематизация уже имеющихся знаний. Развивающая: развивать когнитивные процессы память, воображение, развитие коммуникативных способностей, речь, творческие способности детей. Воспитывающая: воспитывать интерес к различным профессия, любознательность, | Беседа о том, какие морские профессии знают, в чем заключается их смысл. Загадки. Д\ игра «Услышь профессию», «Отгадай профессию», какие слова тебе помогают отгадать загадку. Предложение детям отправиться в морское путешествие. Игра «Собери рюкзак». Чтение стихотворений о кораблях. Предложить детям помечтать, закрыв глаза: какими они себе представляют моряков — мореплавателей прошлого (характер, внешний вид, корабли, на которых отправлялись в путешествия). Игра «Аквалангисты». Цель: Развивать познавательный интерес к обитателям морского дна, умение видеть интересное и занимательное во время морской прогулки. | Чтение рассказа "Два радиста", экскурсия в порт, встреча с военным моряком, сюжетно-ролевые игры, Чтение рассказа С. Сахарнова из книги «Самый лучший пароход» - " Два радиста". М.Большинцова из книги «У самого синего моря» - «Новые пароходы», «Водолазы»; А.Некрасова «Маяк». Экскурсия в порт, встреча с военным моряком. Посещение вместе с родителями подводной лодки, кораблей « Витязь», «Пацаев» в музее мирового океана. Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Спасатели», «Рыбаки», «Путешествие вокруг света на корабле». П\И «Капитан, корабль, рифы» Количество игроков: любое Дополнительно: повязка на глаза Из числа игроков выбираются капитан и корабль. Остальные участники рассредоточиваются по поляне изображая рифы. Кораблю завязывают глаза, и он начинает непрерывно двигаться. Цель капитана — провести корабль между рифами на противоположную сторону игровой площадки (для уточнения задачи можно также выбрать игрока, изображающего пирс, к которому должен причалить корабль). Для этого капитан отдает кораблю команды: Направо! и Налево!. Корабль должен поворачивать в соответствии с этими командами, продолжая непрерывно двигаться. Если корабль заденет один из рифов — игра проиграна и выбирается новая пара — капитан и корабль. Можно попытаться провести игру одновременно для 2—3 пар капитанов и кораблей (при этом для каждого из них нужно обозначить собственный пирс). | Иллюстрации профессий, атрибуты к сюжетно-ролевым играм. |
14.03 | Поможем разморозить море Продукт: изготовление морских обитателей рыб из картона и песка, а также рисование на оргстекле прилипалками, гелевыми мелками, контурами. | Воспитательная - воспитание у детей желания совершать добрые поступки воспитание любви к малой Родине, через Балтийское море; Развивающая - развитие сенсорики, моторики, когнитивных процессов, креативного мышления, творчества, художественно-эстетического вкуса; развитие памяти, системы духовно – нравственных ценностей личности, способности сочувствовать, сопереживать, сострадать, выручать, помогать, желание творить добрые дела. Обучающая - Интеграция знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, формирование его опыта целостного восприятия. Формирование личностного отношения к окружающему миру. | Проблемная ситуация. Использование презентации, стихотворение, загадки, присоединение, п\и «Приветики», «Шкатулка впечатлений» мнемотаблица, ТРИЗ, элементы пескотерапии, ресурсный круг, д/и «Какое наше море». | Д/и " Сложи Сердце", сюжетно-ролевые игры, д\и «Сложи рыбку», чтение стихотворений о Балтийском море. Рассматривание иллюстраций «Морское дно», музейная педагогика, беседа в музее моря. П\и: « Крепкие и надежные друзья» Количество игроков: любое Все встают и выстраиваются в затылок в один большой круг. Дальше надо встать как можно плотнее друг к другу, сделав круг более узким. Затем наступает главная и самая трудная часть. Попробуйте все одновременно согнуть ноги и присесть друг к другу на коленочки. Если получилось, рано радоваться! Теперь постарайтесь удерживаться в таком положении и еще вытянуть руки в стороны. | Плакат " Обитатели моря" Сенсорное сердце, песок, шкатулка впечатлений, карточки, музыка. Презентация. |
18.04 | Дары Балтийского моря! Продукт «Картина из янтаря» | Образовательная: знакомство с янтарем, с его добычей, обработкой Развивающая: развивать когнитивные процессы память, воображение, развитие коммуникативных способностей, речь, творческие способности детей. Воспитывающая: воспитывать бережное созидательное отношение к окружающему миру, интерес к природе балтийского моря. | Проблемная ситуация: почему янтарь называют жемчужиной Балтийского моря? Опытно-эксперементальная деятельность с янтарем, рассматривание янтаря, ТРИЗ. Игровая мотивация: Хозяйка Медной горы и Морской царь споря т, у кого в шкатулке лучше украшения. Посещение выставки янтаря..Рассматривание и сравнение разных кусочков янтаря, сравнение их с кусочками сосновой смолы по запаху, твердости .Рассказать, что янтарь необычный камень ,который очень-очень давно получился из смолы сосен. Жители Прибалтики называют его кусочком солнечных лучей. Почему? Древние люди ценили янтарь и делали из него бусы, фигурки людей, игрушки и по сей день этот промысел остается. В янтаре можно обнаружить древних насекомых. Изготовление картины из янтаря в подарок Хозяйке Медной горы. | Посещение магазина янтаря. Рассматривание жемчуга с янтарем. Экспериментирование; Янтарь и камень. Хождение по дорожкам из янтаре. Экскурсия в п. Янтарный. Рассказы и мифы о янтаре. Выставка поделок из даров моря. Чтение и обсуждение сказки И.Н.Рыжова «О чем шептались камешки» (жур-л д/в №10-2003стр.39) , П.Бажова «Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник изумрудного города», стихотворения В.Кудрявцевой «Алмазная гора». Посещение магазина янтаря. Рассматривание жемчуга с янтарем. Экспериментирование; Янтарь и камень. Хождение по дорожкам из янтаре. Экскурсия в п. Янтарный. Рассказы и мифы о янтаре. Игры: «Вспомни сказку, в которой говорится о камнях», «Камень, ножницы, бумага», «Что исчезло?», «Найди свой камень». Лепка ежа, вместо иголок вдавливание в пластилин мелких кусочков янтаря. Аппликация с использованием янтаря: «Наклей цветок из янтариков». | Янтарь, изделия из янтаря, дорожки из янтаря. Оформление выставки янтаря и янтарных изделий. |
17.05 | Мы друзья моря! Продукт: Экологический десант | Воспитывать эстетическое отношение к природе. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами. Развивать у детей воображение, умение самостоятельно выбирать материал для раскрытия предложенной темы. | Закрепление знаний полученных во время экскурсии в порт, " Каким я вижу Балтийский берег в будущем" - творческое задание. Беседа о подводном мире, описание красоты подводного мира. Вызвать желание побывать там. «Путешествие в подводный мир». Загадки Нептуна о морских обитателях. Продолжение путешествия – сюрприз – «встреча с актинией». Игра «Актиния», завершение путешествия . Сконструировать сфотографировать кусочек морского дна с актинией, водорослями, кораллами. Творческая работа детей. С помощью аппликации, мини-рисования сконструировать модель фрагментов подводного мира. Итог – сохранение чистоты морских глубин и морского побережья. | Прогулки на море, экскурсии по променаду, рассматривание склонов и берега, экологическая акция - укрепим склон, экскурсия на "Высоту Эфа, поездка в Приморье, посадка растений по склонам и изготовление табличек по откосам не ходить, поход в информационно-туристический центр и рассматривание старых фотографий с морским побережьем г.Светлогорска, Презентация - «Чудеса подводного мира», Слушание: «Звуки моря». Загадывание загадок, чтение художественной литературы, сказок. Рисование – экспериментирование на тему: «Я рисую море…». Просмотр диапозитивов, иллюстраций, открыток, на морскую тему. Посещение с родителями музея мирового океана, рисование морских обитателей. Подвижные игры: « Море волнуется», «Морская фигура». Беседа о жизни морских жителей. П\и: «Дедушка Водяной» Количество игроков: любое Все встают в круг и ходят вокруг, водящего с закрытыми глазами : - Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой! Выгляни на чуточку, на минуточку! После чего водяной встает и выбирает наугад любого игрока, трогает и пытается угадать - кто это. Если угадал, то угаданный становится "Водяным» | Фотографии моря. Презентация. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование "Страна, в которой я живу"
Формировать представление о Родине, государственных праздниках на основе ознакомления с ближайшим окружением. Расширить представления детей о родной стране и родном городе, познакомить детей с российс...
Календарно-тематическое планирование в средней группе на тему " Рыбы. Животный мир морей и океанов."
Цель: Продолжать обогащать представления детей об окружающем мире, обобщить и систематизировать знания детей о морях, его жителях....
Календарно тематическое планирование ( в подготовительной группе ОНР) по ФГОС тема :Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы.
Комплексно -тематическое планирование с учетом работы с детьми нарушением речи....
Календарно-тематическое планирование в младшей группе на тему " Рыбы. Животный мир морей и океанов."
Цель: Познакомить детей с многообразием морских обитателей; рыбами (об особенностях строения, обитания, что едят, где живут, обогащать и активизировать словарь по данной теме, воспитывать любовь и ува...
календарно-тематическое планирование Тема: Животный мир морей, океанов, рек, озер, болот
Закрепить знания детей о представителях подводного мира, показать их особенности, жизнь в водной среде. Воспитывать умение видеть красоту и многообразие подводного мира.Итоговое мероприятие: Выставка ...
Календарно - тематическое планирование в старшей группе (дистанционное обучение) на тему "Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы"
Календарно - тематическое планирование в старшей группе (дистанционное обучение) на тему " Животный мир морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы"...
Календарно-тематическое планирование во 2 младшей группе "Береги своё здоровье"
Календарно-тематическое планирование во 2 младшей группе "Береги своё здоровье"...