интеллектуальная игра "О счастливчик"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

 

Интеллектуальную игру «О, счастливчик» можно использовать в совместной творческой деятельности детей и взрослых: конкурсы (с различной тематикой), викторины (по сказкам и художественным произведениям). Данная игра хорошо зарекомендовала себя в НОД, кружках, клубах по интересам (например: «Здоровячок», «Клуб любителей и сочинителей сказки» и т.д.).  Игра «О. счастливчик» может найти свое применение на итоговых занятиях: по ознакомлению с художественной литературой, окружающим миром, предметным миром, миром природы и т.д. Игра может являться диагностическим инструментарием по усвоению детьми различных разделов программы.

Игра проводится по типу телепередачи «Кто хочет стать миллионером». Возможна активная помощь инициативной группы детей в подборе темы и вопросов к ней.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_schastlivchik_2.doc128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра  «О, счастливчик».

(для детей 5 -7 лет)

Лукина Лариса Сергеевна

воспитатель высшей категории.

МБДОУ Детский сад №30

Пермский край, г. Чайковский.

Актуальность.

Перед нашим обществом на современном этапе его развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста подготовки их к обучению в школе.

Важно отметить, что задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важнейших мест в развитии представлений психологической науки. Л.С.Выготский сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Важнейший показатель интеллектуальной готовности детей к школе – овладение мыслительными операциями и логическими действиями (сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение, схематизация, моделирование).

Лучшей школой интеллектуальной подготовки  и развития познавательной активности старших дошкольников в детском саду служит игра. Отечественными и зарубежными учеными убедительно доказано, что именно  в игре развиваются основные психические функции ребенка; формируются те новообразования, которые становятся основой его дальнейшего движения, основой формирования учебной деятельности школьном возрасте. В игре формируются социальные мотивы, произвольность; закладываются все необходимые общие способности, обеспечивающие затем нормальное формирование учебной деятельности. Современные психолого-педагогические исследования З.М.Богуславской, О.М.Дьяченко, Е.О.Смирновой и др. доказывают, что для полноценного развития детского интеллекта, мыслительных процессов, познавательной деятельности дошкольников необходимо систематическое использование разнообразных игр в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Одним из ценных средств подготовки детей к школе являются интеллектуальные игры, например; «О, счастливчик». Они способствуют развитию у детей потребности в книге, как источнике знания. У дошкольников развивается познавательный интерес, они начинают осознавать ценность знаний. Интеллектуальные игры, способствуют развитию познавательных психических процессов, воспитывают умения детей регулировать свое поведение усвоенными нормами и правилами, играть в коллективе, развивают самостоятельность, произвольность поведения, творческую личность. Таким образом, цель применения этих игр – целостное развитие личности детей старшего дошкольного возраста, подготовка их к школе.

 В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов у детей формируются интеллектуальные интересы, мотивы; потребности, умение самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в жизни; находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы и обобщения. Это открывает широкие возможности для развития познавательной активности, так как ребенок в играх не просто выполняет требования взрослого, а активно действует, выступает субъектом деятельности. Использование игры «О, счастливчик» способствует успешной интеллектуальной подготовке детей к школе, в частности овладению ими мыслительными операциями и логическими действиями. В игре дети учатся контролировать свои действия и взаимоотношения со сверстниками и окружающими.

Учитывая большую значимость интеллектуально - досуговых игр для будущих школьников, мы разработали и активно используем в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста игры по типу современных телевизионных интеллектуальных передач. Интеллектуальные игры  в нашем ДОУ стали популярны, как среди детей, так и среди родителей. В разработке сценариев игр активное участие принимают родители, дети, педагоги. Интересно и увлекательно проходят игры с приглашением детей из параллельных групп.

Методика использования игры.

Интеллектуальную игру «О, счастливчик» можно использовать в совместной творческой деятельности детей и взрослых: конкурсы (с различной тематикой), викторины (по сказкам и художественным произведениям). Данная игра хорошо зарекомендовала себя в НОД, кружках, клубах по интересам (например: «Здоровячок», «Клуб любителей и сочинителей сказки» и т.д.).  Игра «О. счастливчик» может найти свое применение на итоговых занятиях: по ознакомлению с художественной литературой, окружающим миром, предметным миром, миром природы и т.д. Игра может являться диагностическим инструментарием по усвоению детьми различных разделов программы.

Игра проводится по типу телепередачи «Кто хочет стать миллионером». Возможна активная помощь инициативной группы детей в подборе темы и вопросов к ней.  

Технология интеллектуальной игры «О, счастливчик».

Предварительная работа:

  1. Просмотр телеперадачи «Кто хочет стать миллионером».
  2. Знакомство с правилами игры.
  3. Составление конспекта игры (тема, вопросы).
  4. Изготовление медалей, грамот участникам игры.

Материалы, оборудование:

  1. Mагнитная доска с магнитами,
  2. Наглядный материал «Лесенка счастливчика»

                                                                                                        

                                                

                                             Правила игры:

  Перед игрой проводится отборочный тур (можно в начале игры). Воспитатель предлагает вопрос. Тот, кто первый готов к ответу – отвечает. Воспитатель задаёт вопрос и предлагает 4 варианта ответа. Подумав, игрок называет правильный ответ. Если игрок в сомнении или не знает ответа, у него есть 3 подсказки (звонок другу, помощь болельщиков и «50 на 50»). Если игрок отвечает правильно, то поднимается по лесенке счастливчика. Достигнув «вершины» - игрок побеждает.

Перспективы совершенствования.

 Возможно, разнообразить игру новой тематикой и содержанием по таким образовательным областям как познание (мир природы и развитие сенсорной культуры), социализация  (этикет, труд, гражданское воспитание, безопасность, ребенок в мире социальных отношений), художественное творчество, физическое развитие. Интересны будут игры на познание окружающего мира с такой тематикой, как «Подводный мир», Жизнь животных», «Про зеленые леса и лесные чудеса» и др. Полезны и поучительны будут игры на закрепление детьми знаний о родном городе, труде людей, на усвоении норм и правил поведения.  

                                         Заключение.

Интеллектуальная игра разработана и используется в работе с детьми в нашем ДОУ с 2008 года. Она вызывает большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Диагностические данные (по методике О.Дьяченко, Л. Ясюковой, Л.Денякиной) показали прирост по показателям: развитие умения детей обобщать, сравнивать, классифицировать. Анализировались и показатели: уровень интереса к игре, степень проявления инициативы, знаний и правил игры и уровень развития игровых умений. Показатели повысились в среднем на 18 %. При проведении диагностик по речевому развитию, ознакомлению с художественной литературой дети показали хорошие знания. Необходимо и дальше развивать поэтический слух, речь детей, за счет использования образных выражений, слов и словосочетаний с переносным значением. Учить замечать и воспроизводить в речи образные выразительные средства, аллегории, подбирать эпитеты, сравнения, антонимы, развивать словотворчество в играх.

                                                                                         

Приложение.

Интеллектуальная игра     «О, счастливчик»!    

Цель: Развивать у детей интерес к художественной литературе, поэтический слух, закреплять знания о жанровых, языковых особенностях русской сказки. 

Вопросы для отборочного тура.

Расположите в порядке возрастания: юноша, младенец, дошкольник, мужчина, школьник.

  1. Какая избушка была у зайца из русской народной сказки «Заюшкина избушка»?

    - ледяная

    - лубяная

    - соломенная

2. Что купила муха – цокотуха на базаре?

    - чайник

    - самовар

    - кастрюлю.

3. Как звали маленькую девочку, родившуюся в цветке?

    - Белоснежка

    - Дюймовочка

    - Хаврошечка

4. В кого мог превращаться великан – людоед  в сказке Ш. Перро «Кот в сапогах».

    - в слона

    - в комара      

    - в мышь

          5. Мойдодыр – это что?

            -  щетка

            - умывальник

             - мочалка

        6. Кто был обладателем цветика – семицветика?

            - Белоснежка

            - Дюймовочка

           - девочка Женя

        7. Что проглотил крокодил в одной из сказок К. Чуковского?

           - Солнце

          -  Луну

         - Звезду

        8. Что потеряла Золушка на балу?

          - серебряные башмачки

         - Золотой ключик

         - хрустальную туфельку.

         9. Какие волшебные слова говорил Емеля?

            - Сивка бурка вещая каурка стань передо мной, как лист перед травой

            - По - щучьему велению, по – моему хотению

            - Избушка, избушка стань по старому, как мать поставила, к лесу задом, ко мне передом.  

            10. Кто написал сказку «Красная Шапочка».

            - К. Чуковский

            - русский народ

            - Ш. Перро

Примечание. Правильные ответы:   1, 7 – А;     2, 3, 5, 9 – Б;       4, 6,8, 10 – В.

Интеллектуальная игра     «О, счастливчик»!  

Цель: Продолжать учить детей осмысливать содержание басни, аллегорию, соотносить идею басни со значением пословиц, развивать чуткость к восприятию образного строя басни, развивать речь, точность, выразительность, ясность изложения мыслей.  

Вопросы для отборочного тура.

Расположите в порядке возрастания: село, улица, дом, страна, город.

  1. Как называется короткая поучительная история, в которой говорится о животных, а подразумеваются люди.

а) сказка                б) басня                    в) рассказ                             г) стихотворение

2. К какой басне подходит пословица «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».

а) Стрекоза и муравей.      б) Лебедь, рак и щука.      в) Ворона и лисица.     г) Собака и ее тень.

3. Кто написал басню «Ошибка».

а) И.А. Крылов            б) Л.Н. Толстой          в) А.С. Пушкин            г)  С. В. Михалков

4. О каких людях можно сказать, что они такие как заяц в басне С. Михалкова «Ошибка».

а) трудолюбивые           б) трусливые              в) храбрые                г) ленивые

5. Что означает выражение: «зима катит в глаза».

а)   быстро наступила  зима        б)  Скоро Новый год       в) смотреть картину о зиме                                     г) на улице идет снег.

6. О каком человеке можно сказать, что он как муравей в басне И.Крылова?

а) беззаботном         б) трусливом                в) трудолюбивом              г) смелом

7. Как можно сказать по - другому: «Волков бояться в лес не ходить»?

 а)  Воз и ныне там        б) трусливому зайке и пенек волк            в) кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку                г) душа в пятки ушла.

8. Какую отрицательную черту людей высмеивает  И.А. Крылов в басне «Стрекоза и муравей».

а)  жадность                    б) глупость                   в) лень                          г) трусость

9. К какой басне подходит пословица «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»?

а) Лебедь, рак и щука         б) Ворона и лисица    в) Стрекоза и муравей    г) Ошибка

10. Какая черта людей показана в образе вороны в басне И.А. Крылова?

  а) щедрость                    б) доброта                   в) глупость                   г) скромность

   Примечание. Правильные ответы:  5, 9 – А;     1,2, 4,7 – Б;     6, 8, 10 – В     3 – Г.                                        

                                           

                            Интеллектуальная игра    «О, Счастливчик»!

                                                Хочу  все знать!

Задачи: Развивать познавательную активность, самоконтроль и саморегуляцию своих действий, закреплять знания детей о природе, окружающем мире.

Вопрос для отборочного тура.               

Расположите в порядке возрастания: трава, мох, дерево, кустарник.

  1. Назовите самый жаркий и сухой материк, на котором круглый год лето.

а) Антарктида                 б) Африка                в) Евразия                      г) Австралия.

2. Что из перечисленных названий не является планетой?  

а) Марс                           б) Земля                     в)  Луна                             г)  Юпитер

3. Какой океан самый холодный?

 а) Индийский       б) Северный Ледовитый     б) Атлантический             г) Тихий

4. Какой месяц году - начало, зиме – середина?        

а) январь               б) декабрь                              в)  ноябрь                        г) февраль

5. О какой птице говорят: « И петь не поет, и летать не летает»?

а) сова                   б) орел                                  в) глухарь                          г) страус

6.  Какой птицу называют «гонцом весны»?

а) кукушка            б) воробей                          в) скворец                          г) ласточка

7. Какое природное явление не встречается зимой?

а) туман               б) метель                             в) снегопад                        г) иней

8. Какое дерево не растет в нашей местности?

а) Сосна              б) осина                                в) пальма                         г) клен    

9. Назовите самый короткий месяц в году?

а) май                  б) март                                 в) июнь                           г) февраль

10. У какого насекомого  уши на передних ногах?

а) жук                б) бабочка                           в) кузнечик                      г) муравей

Примечание. Правильные ответы: 4, 7 – А,    1, 3, 8  - Б,       2,6, 10 – В,    5, 9 – Г.

           

Интеллектуальная игра «О, счастливчик»!

( по произведениям  К. Чуковского).

Задачи: закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях литературных произведений, развивать внимание, память, речь.  

Вопрос для отборочного тура.

Расположите в порядке убывания скорости: машина, космический корабль, велосипед, самолет.

1. Кто написал сказку «Краденое солнце»?

а) Ш. Перро               б) А. Пушкин           в) К. Чуковский                   г ) Е. Чарушин

2. Как называется произведение К. Чуковского в котором от мальчика – грязнули убежали все вещи?

а) Тараканище           б) Мойдодыр            в) Путаница                    г) Федорино горе

3. Что просил прислать на обед крокодил?

а) сапоги                    б) мясо                      в) туфли                          г) галоши

4. От кого получил Айболит телеграмму?

а) Федоры                  б) гиппопотама        в) слона                           г) Бармалея

5. Кто принес Айболиту телеграмму от гиппопотама?

а) почтальон             б) полицейский        в) шакал                           г) медведь

6. Кто спас животных от таракана в произведении К. Чуковского «Тараканище»?

а) воробей                б) сова                            в) дятел                            г) ворона

7. Произведение К. Чуковского «Федорино горе» - это?

а) рассказ                 б) сказка                         в) быль                                 г) басня

8. На чем ехали медведи в произведении?  

а) На велосипеде       б) машине                    в) автобусе                        г) трамвае

9. Чем тушил море крокодил?

а) водой                   б) огнетушителем          в) пирогами                     г) землей

10. Что проглотил крокодил в одном из произведений К. Чуковского?

а) Луну                    б) звезду                      в) Солнце                            г) планету

Примечание. Правильные ответы: 6, 8 – А,    2, 4, 7 – Б,     1,5, 10 – В,     3, 9 – Г.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра (подготовительная группа) "О, счастливчик!"

Итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной группе...

Конспект игры детей и родителей подготовительной группы "О,счастливчик".

Игра познавательно-интеллектуальная "О, счастливчик".Цель: показать степень интеллектуальной готовности детей к школе родителям.Материал к игре: эмблемы на две команды детей"Почемучка", "Знайка"."Цвет...

Ребёнок в XXI веке: человек познающий и играющий. Проектная деятельность в детском саду

Цель данной статьи – поделиться с коллегами-педагогами опытом работы, направленной на  всестороннее развитие детей с речевыми нарушениями, через театрализованную и познавательную деятельность. Гл...

Конспект игры "Шоколадный счастливчик"

Интеллектуальная игра для детей подготовительной группы к Всемирному дню шоколада.Цель: знакомство с праздником – Всемирным днём шоколадаЗадачи: расширять кругозор детей,познаком...

Конспект Интеллектуальная – экологическая игра «О, счастливчик!»

Цель: систематизировать знания о природе родного края, пропагандировать  экологическую культуру среди детей и родителей. Воспитывать умение применять знания в конкретных условиях, воспитывать эмо...

интеллектуальная игра "О, счастливчик!"

Цель: учить анализировать  наблюдаемое в природе и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Развивать у детей познавательный интерес. Учить действовать в игре самостоятельно, тво...

Творческий проект по здоровьюсбережению "Спасение Счастливчика"

Цель проекта: сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью ок...