Из опыта работы кружка дополнительного образования "Хочу всё знать".
статья по окружающему миру (старшая,подготовительная группа) по теме
Кружок "Хочу всё знать" в нашем ДОУ является частью системы работы по формированию познавательных интересов дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность. В работе описаны методические и организационные аспекты по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы кружка Хочу все знать..docx | 36.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Кирилловых Надежда Александровна,
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида №189 «Радуга»
города Кирова,
воспитатель.
Формирование познавательных интересов
у детей с ограниченными возможностями здоровья
через опытно-экспериментальную деятельность
при ознакомлении с окружающим миром
Из опыта работы кружка «Хочу всё знать»
Совершенствование системы образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании» требует своевременного обеспечения каждому ребенку адекватных условий для его развития. Особую социальную и педагогическую значимость имеет оказание активной дифференцированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.
Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес. Целенаправленное стимулирование, способствующее возникновению и развитию познавательного интереса – главная задача работы по данной теме.
Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность, в деятельности ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, на наш взгляд, является экспериментальная деятельность.
В нашем детском саду создана система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности. Частью системы является организация работы кружка дополнительного образования «Хочу всё знать», о котором я расскажу.
Основная идея кружка «Хочу всё знать», да и всей системы в целом, отражается в высказывании древнекитайского философа и мыслителя Конфуция: ««Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю».
Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.
Организация работы кружка.
- Кружок работает в вечернее время.
- Его посещают 12 детей из разных групп детского сада.
- Бесплатный для родителей.
- Продолжительность – 25-30 минут.
- Периодичность: 1 раз в неделю.
- Содержание занятий строится на основе перспективного плана, утвержденного на педсовете ДОУ.
Работа кружка предоставляет дополнительные возможности для:
- получения и обогащения естественнонаучных представлений,
- для обследования предметов с разных сторон. Можно подготовить такой опыт, который в другое время провести не представляется возможным.
- Так как на занятиях кружка присутствуют дети разных групп детского сада, то они получают возможность общения и расширения опыта в совместной деятельности.
Основная цель работы кружка: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей c ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
- Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
- Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.
Основные методы:
- наглядно-действенный
- практический
Принципы:
В своей работе мы опираемся на основные дидактические принципы: доступность, научность, систематичность и последовательность, наглядность. Обращаем внимание на:
- стимуляцию речевой и познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья
- создание ситуации успеха деятельности каждого ребёнка
- доверительное отношение между взрослым и ребёнком, основанное на сотрудничестве
- учёт особенностей детского экспериментирования
Необходимо правильно подобрать объекты для опыта в соответствии с целями и задачами эксперимента. Объекты опыта и выполняемые с ними действия должны быть безопасными для детей.
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования. Это могут быть игры-путешествия, игры-соревнования. Занятия строятся на стремлении вызвать интерес у детей, получить удивление и удовлетворение от открытий, ответы на все «ПОЧЕМУ?», «ОТКУДА?» и «ЗАЧЕМ?».
Мы используем специальные коррекционные и игровые приёмы:
- повтор инструкций,
- хоровое проговаривание,
- выполнение действий по указанию детей
- дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным детям,
- «намеренная ошибка»,
- проговаривание хода предстоящих действий,
- предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку,
- фиксирование детьми результатов наблюдений в блокнотах в виде схематичных рисунков для последующего повторения и закрепления,
- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя - куклы.
Формы работы:
- индивидуальная,
- работа в группах,
- работа в парах,
- фронтальная.
В старшей группе наиболее эффективно используются индивидуальная и фронтальная формы работы. В подготовительной группе – парная и групповая.
Для успешной работы кружка «Хочу всё знать» необходимы специальные условия:
- Уголок экспериментирования. Такие уголки имеются во всех группах ДОУ.
- Шкаф-лаборатория. (Измерительные приборы, природный материал, разные виды бумаги, ткани, других материалов, сосуды и т.д.) В оборудовании лаборатории большое участие принимали родители.
Методическое обеспечение:
- Картотека опытов и наблюдений.
- Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Записи музыкальных произведений (звуки природы, голоса птиц и зверей, звуки транспорта и других механизмов).
- Таблицы, картины, карточки-схемы.
- Художественные произведения (сказки, загадки, пословицы и поговорки).
- Материал для взаимодействия с родителями (анкеты, буклеты, оформление информационных уголков).
- Методическая литература по организации опытно-экспериментальной деятельности.
Для анализа работы по данной теме мы проводили диагностики в начале 1 года обучения и в конце второго года обучения. Проведённые диагностики показали:
- повысился уровень задаваемых детьми вопросов,
- дети стали давать больше аргументированных ответов и ответов познавательного характера,
- у детей повысился интерес к содержанию деятельности,
- повысился уровень восприятия.
Несколько ниже показатель аргументированных ответов. Это послужило причиной для определения задачи изучения мыслительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе экспериментирования в перспективе.
Результативность:
- Повышение уровня восприятия.
- Повышения качества мыслительной деятельности.
- Повышение интереса к содержанию деятельности.
Перспективы работы:
- Дальнейшее развитие условий для опытно-экспериментальной деятельности (развивающая среда):
- Пополнение уголка экспериментирования новыми материалами, приборами;
- Пополнение картотеки опытов.
- Методическая, исследовательская работа:
- Изучение развития мыслительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе опытно-экспериментальной деятельности;
- Включение в занятия кружка опытов и экспериментов с экологической направленностью.
Общий вывод: «Я хочу знать», «я хочу уметь», «мне интересно», - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия. Кружок «Хочу всё знать» расширяет и даёт ребёнку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы кружка дополнительного образования "Учимся играя".
перспективоне планирование кружка дополнительного образования " Учимся играя" за октябрь месяц 2013г...
Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....
Презентация творческой работы педагога ( из опыта работы кружка "Радужные странички", изодеятельность)
Презентация представляет собой накопленный мною опыт работы кружка по интересам " Радужные странички". Содержание работы реализуется за два года, направлено на детей 5-7 лет. В системе...
Из опыта работы кружка «Рисуем нитью» в подготовительной группе детского сада №176 Дзержинского района города Волгограда Руководители кружка: воспитатель Москвичева Антонина Михайловна воспитатель Кузюбердина Елена Николаевна
Краткое описания рабочей программы кружка «Рисуем нитью» в подготовительной группе....
Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....
Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования
Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...
«Организация кружковой работы в ДОО» (из опыта работы кружка «Умелые ручки»)
laquo;… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».В. А. Сухомлинский...