Из опыта работы кружка дополнительного образования "Хочу всё знать".
статья по окружающему миру (старшая,подготовительная группа) по теме

Кирилловых Надежда Александровна

Кружок "Хочу всё знать" в нашем ДОУ является частью системы работы по формированию познавательных интересов дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность. В работе описаны методические и организационные аспекты по данной теме. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кирилловых Надежда Александровна,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад компенсирующего вида №189 «Радуга»

 города Кирова,

воспитатель.

Формирование познавательных интересов

у детей с ограниченными возможностями здоровья

через опытно-экспериментальную деятельность

при ознакомлении с окружающим миром

Из опыта работы кружка «Хочу всё знать»

Совершенствование системы образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании» требует своевременного обеспечения каждому ребенку адекватных условий для его развития. Особую социальную и педагогическую значимость имеет оказание активной дифференцированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес. Целенаправленное стимулирование, способствующее возникновению и развитию познавательного интереса – главная задача работы по данной теме.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность, в деятельности ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, на наш взгляд, является экспериментальная деятельность.

В нашем детском саду создана система работы по организации опытно-экспериментальной деятельности. Частью системы является организация работы кружка дополнительного образования «Хочу всё знать», о котором я расскажу.

Основная идея кружка «Хочу всё знать», да и всей системы в целом, отражается в высказывании древнекитайского философа и мыслителя Конфуция: ««Что я слышу – забываю. Что я вижу – я помню. Что я делаю – я понимаю».

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Организация работы кружка.

  1. Кружок работает в вечернее время.
  2. Его посещают 12 детей из разных групп детского сада.
  3. Бесплатный для родителей.
  4. Продолжительность – 25-30 минут.
  5. Периодичность: 1 раз в неделю.
  6. Содержание занятий строится на основе перспективного плана, утвержденного на педсовете ДОУ.

Работа кружка предоставляет дополнительные возможности для:

  1. получения и обогащения естественнонаучных представлений,
  2. для обследования предметов с разных сторон. Можно подготовить такой опыт, который в другое время провести не представляется возможным.
  3. Так как на занятиях кружка присутствуют дети разных групп детского сада, то они получают возможность общения и расширения опыта в совместной деятельности.

Основная цель работы кружка: способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей c ограниченными возможностями здоровья через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи:

  1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.
  2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
  4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.
  5. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков.

Основные методы:

  1. наглядно-действенный
  2. практический

Принципы:

В своей работе мы опираемся на основные дидактические принципы: доступность, научность, систематичность и последовательность, наглядность. Обращаем внимание на: 

  1. стимуляцию речевой и познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья
  2. создание ситуации успеха деятельности каждого ребёнка
  3. доверительное отношение между взрослым и ребёнком, основанное на сотрудничестве
  4. учёт особенностей детского экспериментирования

Необходимо правильно подобрать объекты для опыта в соответствии с целями и задачами эксперимента. Объекты опыта и выполняемые с ними действия должны быть безопасными для детей.

Форма проведения занятий кружка -  занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования. Это могут быть игры-путешествия, игры-соревнования. Занятия строятся на стремлении вызвать интерес у детей, получить удивление и удовлетворение от открытий, ответы на все «ПОЧЕМУ?», «ОТКУДА?» и «ЗАЧЕМ?».

Мы используем специальные коррекционные и игровые  приёмы:

  1. повтор инструкций,
  2.  хоровое проговаривание,
  3.  выполнение действий по указанию детей
  4. дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным детям, 
  5.  «намеренная ошибка»,
  6. проговаривание хода предстоящих действий,
  7. предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку,
  8. фиксирование детьми результатов наблюдений в блокнотах в виде схематичных рисунков для последующего повторения и закрепления,
  9. моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя - куклы.

Формы работы:

  1. индивидуальная,
  2. работа в группах,
  3. работа в парах,
  4. фронтальная.

В старшей группе наиболее эффективно используются индивидуальная и фронтальная формы работы. В подготовительной группе – парная и групповая.

Для успешной работы кружка «Хочу всё знать» необходимы специальные условия:

  1. Уголок экспериментирования. Такие уголки имеются во всех группах ДОУ.
  2. Шкаф-лаборатория. (Измерительные приборы, природный материал, разные виды бумаги, ткани, других материалов, сосуды и т.д.) В оборудовании лаборатории большое участие принимали родители.

Методическое обеспечение:

  1. Картотека опытов и наблюдений. 
  2. Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Записи музыкальных произведений (звуки природы, голоса птиц и зверей, звуки транспорта и других механизмов).
  4. Таблицы, картины, карточки-схемы.
  5. Художественные произведения (сказки, загадки, пословицы и поговорки).
  6. Материал для взаимодействия с родителями (анкеты, буклеты, оформление информационных уголков).
  7. Методическая литература по организации опытно-экспериментальной деятельности.

         Для анализа работы по данной теме мы проводили диагностики в начале 1 года обучения и в конце второго года обучения. Проведённые диагностики показали:

  1. повысился уровень задаваемых детьми вопросов,
  2. дети стали давать больше аргументированных ответов и ответов познавательного характера,
  3. у детей повысился интерес к содержанию деятельности,
  4. повысился уровень восприятия.

Несколько ниже показатель аргументированных ответов. Это послужило причиной для определения задачи изучения мыслительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе экспериментирования в перспективе.

Результативность:

  1. Повышение уровня восприятия.
  2. Повышения качества мыслительной деятельности.
  3. Повышение интереса к содержанию деятельности.

Перспективы работы:

  1. Дальнейшее развитие условий для опытно-экспериментальной деятельности (развивающая среда): 
  1. Пополнение уголка экспериментирования новыми материалами, приборами;
  2. Пополнение картотеки опытов.
  1. Методическая, исследовательская работа: 
  1. Изучение развития мыслительной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе опытно-экспериментальной деятельности;
  2. Включение в занятия кружка опытов и экспериментов с экологической направленностью.

Общий вывод: «Я хочу знать», «я хочу уметь», «мне интересно», - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия. Кружок «Хочу всё знать» расширяет и даёт ребёнку дополнительные возможности в познании окружающего мира.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка дополнительного образования "Учимся играя".

перспективоне планирование кружка дополнительного образования " Учимся играя" за октябрь месяц 2013г...

Формирование и развитие познавательных интересов детей через опытно- экспериментальную деятельность при ознакомлении с окружающим миром. Из опыта работы кружка «Хочу все знать!»

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....

Презентация творческой работы педагога ( из опыта работы кружка "Радужные странички", изодеятельность)

Презентация представляет собой накопленный мною опыт  работы кружка по интересам " Радужные странички". Содержание работы реализуется за два года, направлено на детей 5-7 лет. В системе...

Статья «Проблема отбора содержания дополнительного образования дошкольников «Шашки – это интересно» (из опыта работы педагога дополнительного образования).»

С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования важную роль в развитии ребенка стало играть, не только основное образование, но и дополнительное....

Автор : Саввина Наталья Геннадьевна , педагог дополнительного образования , ГБУ ДО ДООЦ "ЦГПВиБЖ"Программа "Мир прекрасного" Из опыта работы педагога дополнительного образования

Статья "Нравственно- патриотическое воспитание юного петербуржца"Методическая разработка "Площадь Александра Невского- небесного покровителя Санкт- Петербурга"...

«Организация кружковой работы в ДОО» (из опыта работы кружка «Умелые ручки»)

laquo;… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».В. А. Сухомлинский...