«Организация кружковой работы в ДОО» (из опыта работы кружка «Умелые ручки»)
методическая разработка по аппликации, лепке (средняя группа)

Побережняк Ирина Аркадьевна

«… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umelye_ruchki.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация кружковой работы в ДОО»

(из опыта работы кружка «Умелые ручки»)

«… Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

Еще на Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно играли и свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста.

Курс кружка по тестопластике «Умелые ручки» - лепим из соленого теста, способен увести детей в увлекательную страну художественного творчества, открыть дверцу в мир фантазии и мастерства. Тестопластика является одним из видов народно – прикладного искусства. Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей

Актуальность

С каждым годом становится все больше детей, которые отстают от своих сверстников в своем развитии. Человеческие руки – это тот инструмент, при помощи которого можно повлиять на общее развитие ребенка. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию навыков необходимых для успешного обучения. Лепка развивает чувство прекрасного, а также воспитывает усидчивость, развивает ловкость пальцев и трудовые умения. Велико образовательное и воспитательное значение лепки, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих сверстников в освоении различных приемов ручной умелости.

Мной разработана образовательная программа по дополнительному образованию, утверждена приказом заведующего МБДОУ (приказ № 236 – О от 22.09.2020г).

В течение 2020-2021гг.  являюсь руководителем кружка «Умелые ручки» для детей среднего дошкольного возраста.

Цель кружка: создать условия для самовыражения средствами искусства и развития у детей творческих способностей и интереса к ручному труду, а также развитие познавательной деятельности в процессе приобщения к культуре и традициям родного края,  через формирование умения работы с солёным тестом.

Определив направление в работе, приступила к их реализации. Кружок «Умелые ручки» начал свою работу с октября месяца 2020 г. Посещает кружок 12 детей2 раза в месяц (16 занятий в год по 20 минут),во второй половине дня на основе совместной деятельности с детьми в рамках ОО «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», используя разнообразные методы работы: игровой, наглядный, словесный.

Педагогическая диагностика уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей проводится 2 раза в год (октябрь, апрель) - на начальном и итоговом этапах, по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

На начало учебного года проведено обследование детей, которое отображено в таблице:

  Обобщая результаты первоначальной диагностики творческих способностей наших воспитанников, можно констатировать, что у четверых детей творческие способности в ручном труде находятся на низком уровне, у большей части (6 детей) обследуемых -  творческие способности в ручном труде находятся на среднем уровне, у двоих на высоком уровне.

Занятия в кружке «Умелые ручки» помогли решить следующие задачи:

Обучающие:

-знакомить с новыми способами изображения – лепка из нетрадиционных видов массы для лепки, основными приемами (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);

-формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством лепки;

-формировать умение сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.

Воспитательные:

-воспитывать навыки аккуратной работы;

-воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус;

-воспитывать отзывчивость, доброту,  желание помогать сверстникам.

Развивающие:

-  создать условия для формирования интереса:

- к процессу и результатам работы;

-способствовать повышению речевой активности детей;

-развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-моторную координацию, осязание и тактильно-двигательного восприятия, зрительно-пространственные навыки;

- расширить представления детей о народных промыслах региона: хакасская пиала и её роспись и т.д.;

- организовать участие детей в выставках, конкурсах детского творчества.

 Методы организованной образовательной деятельности:

  1. Словесный метод: беседа, рассказ, объяснения, пояснения, опрос, словесная инструкция.
  2. Наглядный метод: рассматривание наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия), показ приёмов выполнения работы (частичный, полностью).

Формы работы организованной образовательной деятельности:

  • рассматривание эстетически привлекательных предметов;
  • игра;
  • организация выставок;
  • слушание соответствующей возрасту народной, классической, этнической и детской музыки.

        Используемые материалы: мука, соль “Экстра”, клей обойный, клей ПВА, краски акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доска, рамки, пищевая фольга; проволока, лак, валик-скалка, формочки, мисочки для теста, ёмкость с водой, зубочистки, ситечко, бисер, бусинки, мешковина, ткань.

       Ожидаемые результаты работы кружка:        

       В результате обучения по данной программе дошкольники научатся:

- различным приёмам работы с солёным тестом;

- следовать устным инструкциям;

- будут создавать композиции с изделиями;

- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и фантазию;

- овладеют навыками культуры труда;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Особое внимание уделяется творческим коллективным работам. Это позволило соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, а также развить коммуникативные качества работы в коллективе. В процессе обучения широко использовались наглядные пособия, что способствует сокращению времени на изложение теории. Для создания непринужденной творческой атмосферы использовались игры и игровые приемы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста, развивает малышей эстетически. Раскрашенные изделия выглядят подобно керамическим. А экологическая чистота, доступность и безвредность материала упрощает воплощение задуманного в своей поделке. Можно сказать, что это пластилин своими руками, он мягкий и совсем не липнет к рукам, долго хранится, а готовится в считанные минуты из экологических безопасных ингредиентов.

Работа нашего кружка заинтересовала родителей наших воспитанников. В рамках родительского собрания был проведен мастер класс «Удивительные игрушки из соленого теста». Полки нашей группы украшают поделки, сделанные своими руками наших детей и их родителей.  

В процессе организованной деятельности в кружке наши воспитанники научились доводить начатое дело до конца и показали хорошие результаты обучения, которые были намечены в программе по работе с соленым тестом. Детьми освоены правила техники безопасности при работе с инструментами и красками; правила оборудования рабочего места; правила высушивания изделий, раскрашивания и хранения своих поделок. Дети научились следовать устным инструкциям, последовательно и правильно соединять отдельные элементы при изготовлении своей работы, пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста; оценивать свою работу и работы своих товарищей, работать в коллективе. Поделки, изготовленные своими руками, обладают необыкновенной привлекательностью.

Итак, подводя итоги проделанной работы, следует отметить что развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством занятий тестопластикой, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинальных изделий, в процессе работы, над которыми были самостоятельно применены и усвоены знания, умения, навыки, проявлена индивидуальность, художество, детская фантазия, воображение и особое видение мира.

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица «Верная указка - не кулак, а ласка». Поэтому в кружковой работе был соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.

Для совершенствования работы по данной проблеме наметила следующие перспективы:

- продолжить работу кружка «Умелые ручки» в будущем году;

-продолжить знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности;

- следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей; продолжать осуществлять взаимодействие с семьями своих воспитанников.

Список использованных источников:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -  М.: Просвещение, 2010, 289 с.

2. Грибовская  А. А., Халезова – Зацепина М. Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2 – 7 лет. – ТЦ Сфера, 2013, 80с.

3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М.: Просвещение, 2010, 172 с.

4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Педагогика, 2011, 174 с.

5. Кравцова Е. Е. Понимание игры в психологии Л. С, Выготского. //

6. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. Книга для занятий с детьми дошкольного возраста. М.: Карапуз, 2010, 154 с.

7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная про грамма дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, -  М.: Мозаика – Синтез, 2012, 336 с.

8. Павлова О. В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Средняя группа: комплексные занятия. – Волгоград: Учитель, 2014, 158с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы кружка "Умелые ручки"

Разработки работы кружка "Умелые ручки" в системе дополнительного образования детей второй младшей группы. Цель работы - развитие мелкой моторики рук, знакомство со способами аппликации из различных ...

План работы кружка "Умелые ручки"

Планирование кружковой работы по художественному труду в старшей группе...

План работы кружка "Умелые ручки" с детьми старшего дошкольного возраста

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ....

Перспективный план работы кружка "Умелые ручки" в подготовительной группе.

Образовательная программа "Умелые ручки"Пояснительная запискаТемиатический план...

План работы кружка "Умелые ручки" для 2 младшей-средней группы

Детям очень нравится создавать своими руками интересные поделки, аппликации.  Благодаря этому у них создаётся радостное настроение, появляются навыки работы с различными материалами, развивается ...

Работа кружка «Умелые ручки»

Цель работы — развитие мелкой моторики рук, знакомство со способами аппликации из различных материалов, техникой моделирования, создания мозаики на пластилиновой основе....

Программа кружковой работы для детей 6-7 лет "Очень умелые ручки"

художественно-эстетическое развитие. На протяжении нескольких лет проходят исследования, связанные с творчеством детей. С каждым новым исследованием открываются новые перспективы и возможности для дет...