Календарно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст)
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме
Вниманию педагов предлагается приблезительное календарно-тематическое планирование по нравственн-патриотическому воспитанию в ДОУ. (старший, подготовительный к школе возраст)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
temat._plan.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Методические рекомендации
В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость». О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию
детей старшей группы.
Месяц | Тема | Содержание занятия по развитию речи | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | "Моя семья" | Работа над понятием "родня". Чтение стихотворения Я. Акима "Моя родня" | Рисование на тему "Моя семья". |
Октябрь | "Мой любимый детский сад" | Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду. | Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. |
Ноябрь | "Мой район и город, в котором я живу" | Экскурсия по району и городу на "автобусе" (по фотографиям и иллюстрациям). | Экскурсия по району и городу на автобусе (желательно с родителями). |
Декабрь 1 - 2 недели | "Я и мое имя" | Для чего человеку имя? (беседа). | Изготовление именных карточек. |
Декабрь 3 - 4 недели | "Новый год у ворот" | Загадки о зиме. | Рисование на тему "Новогоднее представление". |
Январь | "Наша Родина – Россия" | Рассматривание репродукций с картин о родной природе. | Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. |
Февраль 1 – 2 недели | "Москва – главный город нашей Родины" | Сюжетно-ролевая игра "Пароход по Москве-реке". | Оформление стенда "Москва — столица нашей Родины" (вместе с родителями). |
Февраль 3 – 4 недели | "Наши защитники" (ко Дню Защитника Отечества) | Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества. | Изготовление подарков для пап и дедушек. |
Март | "Очень я люблю маму милую мою" | Беседа о мамах. | Рисование портрета "Моя мама". |
Апрель | "Наши космонавты" | Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма). | Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры "Космонавты". |
Май | "Этот День Победы" | Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей). | Экскурсия к Вечному огню. |
Июнь – август | "Ноябрьск — прежде и теперь" | Совместная экскурсия по городу детей, родителей, воспитателей. |
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию
детей подготовительной к школе группы.
Месяц | Тема | Содержание занятия по развитию речи | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | "Моя семья" | Разгадывание ребуса "7 Я". | Беседы с детьми об их домашних обязанностях, о семейных традициях и праздниках. |
Октябрь 1 - 2 недели | "Я люблю свой детский сад и район, где я живу" | Беседа о профессиях людей, работающих в детском саду. | Экскурсия (пешая) по району. |
Октябрь 3 - 4 недели | "Мой северный город" (путешествие по фотографиям и иллюстрациям) | Рассказ воспитателя об истории возникновения Ноябрьска (местоположение, особенности застройки, освоения). | Экскурсия по городу. |
Ноябрь | "Законы, по которым мы живем" | Беседа о Конституции. | Выставка поделок "Руками детей и их родителей". |
Декабрь | "По Новогодней карте" | Беседа о праздниках. | Показ вертепа (вид кукольного театра) со сценами рождения Христа. |
Январь | "Наша Родина — Россия" | Экскурсия по выставке рисунков "Моя Родина". Беседа о людях разных национальностей, живущих в России. | Рисование на тему "Моя Родина". |
Февраль 1 – 2 недели | "Москва — столица нашей Родины" | Рассматривание макета города Москвы. | Рассказы детей из личного опыта (кто побывал в Москве). |
Февраль 3 – 4 недели | "Сильны и могучи богатыри славной Руси" (ко Дню Защитника Отечества) | Рассматривание картины "Богатыри" В. Васнецова. | Просмотр видеофильмов "Защитники Отечества". |
Март | "Моя мама" | Мама — самое прекрасное слово на земле (обсуждение). | Викторина "Что ты знаешь о своих родителях". |
Апрель 1 - 2 недели | "Наши космонавты" | Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма). | Спортивное развлечение "Мы — космонавты". |
Апрель 3 - 4 недели | "Наше государство — Российская Федерация" | Беседа о государстве — "Российская Федерация". | Разукрашивание в альбомах Российского флага. |
Май | "Этот День Победы" | Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей). | Экскурсия к Вечному огню. |
Июнь - август | "Ноябрьск — прежде и теперь" | Совместная экскурсия по городу детей, родителей и воспитателей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДОВ ЧУКОТКИ»
До сих пор жизнь, обычaи и культура чукчей, представителей коренных северных нaродов населяющих Чукотку, остаётся загaдкой, потому что прошлое и нaстоящее этого малочисленного народа овеяно таким коли...
Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем
«С чего начинается Родина? » - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу (поселку).Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом г...
Календарно – тематический план по развитию представлений у детей старшего дошкольного возраста о театре, как о виде искусства.
Примерный календарно – тематический план по развитию представлений у детей старшего дошкольного возраста о театре, как о виде искусства....
Проект информационно - исследовательский, нравственно - патриотический для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Моя Родина"
Проект долгосрочный, включает в себя, как ознакомление с "малой", так и с "большой" Родиной....
Календарно-тематический план на тему "Зима" для детей старшего дошкольного возраста
В календарно-тематическом плане представлены задачи по пяти образовательным областям работы с детьми старшего дошкольного возраста. План соответствует возрасту детей, прослеживается последовательность...
Календарно-тематический план по развитию связной речи для старшего дошкольного возраста на период декабрь, январь, февраль.
Календарно-тематический план по развитию связной речи для старшего дошкольного возраста на период декабрь, январь, февраль....