Проект информационно - исследовательский, нравственно - патриотический для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Моя Родина"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Проект долгосрочный, включает в себя, как ознакомление с "малой", так и с "большой" Родиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_rodina.doc | 137 КБ |
moya_rodina.pptx | 1.95 МБ |
Предварительный просмотр:
«Патриотизм, как цель и результат патриотического воспитания молодёжи, – это проявление любви к Родине, Отчизне, Отечеству»
I. Вводная часть:
Проблема: важно, как можно раньше привить у детей любовь к Родине, показать её значимость в жизни каждого человека, а также, какую лепту должен внести гражданин, чтобы сделать свою Родину краше, богаче и величественнее. Но как сложно выполнить эту задачу с маленькими детьми, многое им непонятно, трудно для восприятия. Особенно если родители мало уделяют внимания этой стороне воспитания своего ребёнка. Да и тема ознакомления с малой родиной тоже не решена в полной мере. А ведь именно дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Актуальность: Родина – это святое понятие, которое должно быть развито у каждого из нас. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из главных задач нашего времени. В Требованиях ФГОС ДО говорится о необходимости формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о своей родине, как основе патриотизма.
Дошкольное детство – важный этап становления личности человека, как будущего гражданина своей Родины. Положить начало этому процессу целесообразно с воспитания у ребёнка эмоционально-положительного отношения, любви и уважения к родине. Надо развивать умение видеть красоту своей Родины, пополнять знания детей о ней, а также воспитывать гордость и уважение к её историческому, героическому и культурному наследию. Необходимо формировать любознательность и желание совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны.
Наша большая Родина – Россия – велика и могуча, наша малая Родина - город Наро – Фоминск уникален, им есть о чём рассказать и чем научить гордиться.
Гипотеза: Любовь к Родине – самое великое и дорогое, глубокое и сильное чувство. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своей Родиной, своим народом благодаря комплексному изучению темы «Родина».
Новизна проекта: Создан, апробирован и адаптирован план мероприятий по формированию любви к своей Родине у дошкольников с 5 – 7 лет, который поможет педагогам в своей целенаправленной деятельности с дошкольниками по краеведению.
Цель проекта: Создание условий для зарождения гражданственности и патриотических чувств по отношению к своей Родине.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Помочь уяснить понятия «большая родина», «малая родина»;
- Дать первоначальные знания детям о России;
- Закрепить знания о малой родине г. Наро - Фоминске;
- Обогащать знания детей постепенно при переходе от одного возрастного периода к другому;
- Познакомить с прославившими Родину людьми;
- Знакомить с героическим прошлым Родины;
- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий.
Развивающие:
- Формировать интерес к своей Родине (большой и малой);
- Формировать потребность в самостоятельном изучении;
- Формировать патриотическое сознание дошкольников в процессе исследования своей Родины;
- Развивать коммуникативные умения;
- Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления прославить свою Родину;
- Содействовать развитию навыков продуктивной деятельности;
- Развивать воображение, фантазию, мышление;
- Активизировать и расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь, гордость к своей Родине.
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: информационно - исследовательский, нравственно – патриотический.
Предмет исследования: Россия и г. Наро - Фоминск.
Адресация проекта: педагогам, детям, родителям.
Проблема исследования: необходимо разработать и провести мероприятия по формированию любви к своей Родине. Дети, у которых не заложены основы патриотического сознания в дошкольном периоде могут иметь в дальнейшем проблемы в социализации и в формировании личности.
Место проведения проекта: г. Наро - Фоминск, МАДОУ дс кв 12 «Радуга».
Автор проекта: воспитатель Кудливская Ю.А., Лабунская С.С.
Участники проекта: дети – 27 чел., воспитатели – 2 чел.
Возраст воспитанников: 5 – 7 лет.
Направленность развития деятельности: комплексная.
Продолжительность: 2 года (ноябрь 2018 г. – май 2020 г.).
Ожидаемый результат:
- В результате мероприятий, разработанных с учётом возрастных особенностей, у детей сформируются знания о своей Родине (большой и малой), чувство гордости и любви за неё. Появится желание беречь свою Родину и прославлять своими пока маленькими достижениями.
- Данный проект поможет педагогам в работе с детьми по краеведению.
Конечный результат:
1 год – ООД «Россия – Родина моя»
2 год – ООД «Я –гражданин России»
Ресурсное обеспечение: мини – музей г. Наро – Фоминска в группе; электронные презентации и видеофильмы; экскурсии в городской музей боевой славы, по улицам и площадям города, к памятникам и стеле, к достопримечательностям.
Принципы реализации проекта:
- Принцип доступности изучаемого материала;
- Принцип историзма: сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое и настоящее;
- Принцип «Единства эмоций, действий, интеллекта»;
- Принцип интегративности.
Методы проекта:
- тематические НОД, ООД, бесед по ознакомлению с Родиной;
- игры (дид/и, по / и);
- чтение художественной литературы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- викторина, открытая ООД.
Диагностика: Контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о своей Родине у детей 5 – 7 лет.
Цель: определить уровень знаний своей родине:
5 года – знать свjю «малую» родину: название города, своей улицы и 2 – 3 улиц, основные достопримечательности. А также иметь элементарные представление о России, её гавном городе.
7 лет – различать понятия «большая» и «малая» родина, их название; хорошо знать домашний адрес. Знать символику своего города и России. Знать название нескольких городов России, разбирвться в народном творчестве народов России и знать имена некоторых людей, прославивших родину.
Материал: фотографии, презентации, видеофильмы.
Ход проведения: Воспитатель предлагает посмотреть на представленный ресурс, назвать что изображено.
Оценка результатов:
Высокий уровень (З балла): Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет несколько улиц, в 7 лет - площади. Понимает отличие понятия «большая» родина от «малой». Знает символику. Называет города России, две народные росписи.
Средний уровень (2 балла): Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. Путается в символике, как своего города, так и России. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
Низкий уровень (1 балл): Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.
Результаты диагностики:
Сентябрь 2018 г. (5 – 6 лет):
Высокий – 15%
Средний – 12%
Низкий – 75%
Май 2019 г.:
Высокий – 60%
Средний – 19%
Низкий - 21%
Сентябрь 2019 г. (6 – 7 лет):
Высокий – 25%
Средний – 30%
Низкий – 45%
Май 2020 г.:
Высокий – 75%
Средний – 10%
Низкий – 15%
II. Этапы проекта:
- Целеполагание:
- Определение темы, проблемы, актуальности.
- Постановка цели, определение задач.
- Анализ информации о России и г. Наро-Фоминске в группе.
- Выявление уровня знания детей.
- Планирование:
- Создание творческой группы и составление плана работы.
- Разработка проекта «Моя Родина».
- Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.
- Сбор информации, литературы, дополнительного материала.
- Составление перспективного плана мероприятий. Разработка НОД, ООД, бесед.
- Заинтересовать детей темой проекта, привлечь к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
- Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей.
- Основной:
- Проведение НОД, ООД, бесед.
- Рассматривание фото и иллюстраций.
- Организация продуктивных видов деятельности.
- Организация игр.
- Экскурсия в историко – краеведческий музей города.
- Экскурсии по улицам, к памятникам, к стеле, к достопримечательностям города.
- Чтение художественной литературы.
- Создание презентации.
IV. Заключительный:
- Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
- Отчёт о проделанной работе, презентация проекта.
План мероприятий:
год | № | Тема | Содержание | Цель |
5 – 6 лет, 2018 – 2019 гг. | ||||
1 | 1 | «Страна, в которой мы живём» | ООД, просмотр презентации. Дид/и «Узнай страну по карте». Рисование «Храмы России». Под /и «Раз, два, три – к берёзке беги» | Продолжать знакомить с обобщающим понятием «родина», дать понятие «большая» и «малая» родина |
2 | «Природа нашей Родины» | ООД, беседы, просмотр презентаций. Рисование природы красками и пластилином. | Знакомить с климатическими природными зонами России, растительным и животным миром. Воспитывать бережное отношение к природе родного края | |
3 | «Города и сёла» | ООД, беседа, просмотр презентации. Дид/и «Отгадай, это город или село». Целевая экскурсия к школе. Рисование «Деревенские дома». Пластилинография «Дома» | Знакомство с городом и селом, нахождение сходства и различия. | |
4 | «Москва – столица России» | ООД, беседа, просмотр презентации. Знакомство с расположением г.Москва на карте России. Пластилинография «Звёзды Москвы» Аппликация «Спасская башня» | Обогащение знаний детей о г. Москва | |
5 | «Знакомимся с культурой, традициями и праздниками русского народа» | Беседа, просмотр презентаций. Рисование и пластилинография на тему «Пасха» | Познакомить детей с культурой, традициями и праздниками русского народа, дошедшими до наших дней. | |
6 | «Знакомство с народным творчеством России» | Беседа, просмотр иллюстраций и фотографий. Просмотр презентаций. Пластилинография «Дымковская барыня (коллективная)». Рисование «Изделия Городца», «Золотая Хохлома», «Гжель». | Познакомить с мастерами – умельцами России и их ремеслом | |
7 | «Мы помним и гордимся» | НОД, беседа. Чтение Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники» Экскурсия в Детский парк к Мемориалу погибших воинов с возложением цветов | Знакомство с боевым прошлым Родины и людьми, прославившими её своими подвигами | |
8 | «Они прославили Россию» | ООД, беседа, просмотр презентации. | Сообщение знаний о людях, прославивших Россию своими достижениями | |
9 | «Как хорошо ты знаешь свой город» | Викторина, беседа. Целевая прогулка по улицам М.Жукова, Комсомольской, Луговой. Чтение стихотворений о городе. Слушание гимна Наро – Фоминска. Создание фотоальбома «Я люблю свой город» | Закрепление знаний о своей малой родине | |
10 | «Россия – Родина моя» | ООД, просмотр презентации. Пластилинография «Флаг России». Рисование «Флаг России». Слушание «Гимн России». | Закрепление знаний детей | |
6 – 7 лет, 2019 – 2020 гг. | ||||
2 | 1 | «История России» | ООД, беседа, просмотр презентации. Рисование «Богатыри». Под/и «Состязание богатырей» (перетягивание каната, скачки на конях). Разучивание физминутки «Богатыри» Заучивание П.Воронько «Лучше нет родного края» | Обобщение и расширение знаний детей о своей «большой» Родине |
2 | «Природа России» | ООД, беседы, просмотр презентации. Рисование, аппликация по теме. Чтение стихотворений А. Пушкина, А.Фета, Ф.Тютчева, С. Есенина о природе. | Продолжать знакомить с климатическими зонами России, растительным и животным миром. Воспитывать бережное отношение к природе родного края | |
3 | «Государственная символика России» | ООД, беседа, просмотр презентации. Дид/и «Найди флаг России», «Найди среди гербов разных стран герб России». Слушание «Гимн России». | Знакомство с символикой России | |
4 | «Главные города России» | ООД, беседа, просмотр презентаций. Рисование «Спасская башня» Конструирование из Лего «Спасская башня». | Расширить знания детей о г. Москва и познакомить с г. Санкт - Петербург | |
5 | «Жизнь и быт крестьян» | ООД, беседа, просмотр презентаций. Рисование «Русская изба». Познакомить с ремеслом кузнеца | Расширить знания детей о сельских жителях России, о их быте, труде, культуре | |
6 | «Достопримечательности г. Наро – Фоминска» | НОД, беседа, просмотр презентации. Целевая прогулка к ближайшим достопримечательностям. Дид/ и «Найди герб и флаг г. Наро – Фоминска». Создание фотоальбома «Любимый город» | Познакомить с основными достопримечательностями г. Наро – Фоминска и их историей возникновения | |
7 | «Знаменитые люди России» | ООД, беседа, просмотр презентации. Рисование по сказкам А. Пушкина. Интерактивная игра «Путешествие в мир сказок» Конструирование грузовика из бросового материала | Продолжать знакомить с людьми, прославившими Россию своими делами и достижениями | |
8 | «Знакомимся с культурой, традициями и праздниками русского народа» | Беседа, просмотр презентаций. Экскурсия в городской историко – краеведческий музей. Рисование и пластилинография на тему «Пасха» | Продолжать знакомить детей с культурой, традициями и праздниками русского народа, дошедшими до наших дней. | |
9 | «Знакомство с народным творчеством России» | Беседа, просмотр видео и мастер – класса, презентации. Рисование «Роспись филимоновской игрушки, матрёшки». Посещение музея матрёшки семьёй воспитанницы | Познакомить с богородской, филимоновской игрушкой, с русской матрёшкой. Познакомить с работой кузнеца | |
10 | «Мы помним и гордимся. Улицы г. Наро – Фоминска, названные именами героев ВОВ» | Беседа, просмотр презентации. Экскурсия в историко – краеведческий музей города. Интерактивная игра «Я знаю форму военного». Создание «Альбома памяти» | Закрепить знания детей о героическом прошлом г. Наро - Фоминска | |
11 | «Мы помним и гордимся. Города – герои России» | Беседа, просмотр презентации, чтение стихов и рассказов. Пластилинография «Салют над Спасской башней Кремля в День Победы» (коллективная). Чтение З. Александрова «Дозор». Работа с раскрасками «Защитники Отечества» | Познакомить детей с городами – героями и их ратными подвигами | |
12 | «Наро – Фоминск – город воинской славы» | Викторина. Чтение стихотворений и исполнение песен о войне. Чтение рассказа Л.Кассиля «Сестра». Дид/и «Кто защищает нашу Родину?». | Закрепить знания детей о своей малой Родине, её героическом подвиге в годы ВОВ | |
13 | «Я – гражданин России» | ООД, итоговая беседа. Дид/и «Россия – она какая?» | Закрепить знания детей о своей Родине, дать понятие «гражданин», познакомить с правами и обязанностями детей и основными документами, закрепляющими их. |
III. Заключение
В настоящее время остро встаёт вопрос о воспитании гражданственности и патриотизма. Формировать и развивать социально значимые ценности необходимо уже в дошкольном возрасте. Для реализации этой цели мы использовали проектную деятельность, которая способствовала воспитанию у дошкольников любви, уважения и гордости к своей Родине (большой и малой). В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны, гордиться Россией. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры. Обогатились знания о малой Родине – г. Наро – Фоминске. В ходе проекта с детьми проводились различные виды деятельности, которые помогли детям углубить знания о своей Родине и сформировать основы патриотического сознания. У воспитанников появилось желание самостоятельно проводить исследования, делиться полученными впечатлениями. Педагоги, разрабатывая проект, создали план – программу мероприятий для изучения дошкольниками своей Родины.
Дети приобрели:
- Знания о своей Родине, её историческом и героическом прошлом, познакомились с символикой.
- Желание узнавать о всё новые и новые факты.
- Желание радовать свою Родину своими малыми делами и достижениями
Дети научились:
- Беречь свою Родину.
- Делиться полученными впечатлениями.
- Отражать свои чувства к Родине в продуктивных видах деятельности и играх.
Список использованной литературы:
- Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с.;
- Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с.
- Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,
2010. – 80 с;
- Комратова Н. Г., Грибова Л.Ф.Патриотическое воспитание детей 4-6 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ «Сфера», 20011. – 160 с.;
- Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ, - М.: ТЦ «Сфера», 2011 г. – 160 с.;
- Новицкая, М. Ю.Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс, 2003. - 200 с.;
- Подрезова Т. И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание Айрис-Пресс, Айрис-Дидактика, 2008, 128 стр.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема: Формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма – это сложный и многогранный процесс Актуальность: Требования ФГОС ДО: необходимость формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о своей родине, как основе патриотизма Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для становления личности будущего патриота своей Родины
Гипотеза: Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своей Родиной, своим народом благодаря комплексному изучению темы «Родина» Цель: Создание условий для зарождения гражданственности и патриотических чувств по отношению к своей Родине. Задачи: Помочь уяснить понятия «большая родина», «малая родина»; Дать первоначальные знания детям о России; Формировать интерес к своей Родине (большой и малой); Формировать патриотическое сознание дошкольников в процессе исследования своей Родины; Содействовать развитию навыков продуктивной деятельности; Активизировать и расширять словарный запас детей. Воспитывать любовь, гордость к своей Родине.
1 год – Тема: «Страна, в которой мы живём»
1 год – Тема: «Природа нашей Родины»
1 год – Тема: «Города и сёла»
1 год – Тема: «Москва – столица России»
1 год – Тема: « Знакомимчся с культурой, традициями и праздниками русского народа»
1 год – Тема: «Знакомство с народным творчеством России»
1 год – Тема: «Знакомство с народным творчеством России»
1 год – Тема: «Мы помним и гордимся»
1 год – Тема: «Они прославили Россию»
1 год: Викторина «Как хорошо ты знаешь свой город»
1 год: ООД «Россия – Родина моя»
2 год – Тема: «История России»
2 год – Тема: «Природа России»
2 год – Тема: «Государственная символика»
2 год – Тема: «Главные города России» Москва Санкт - Петербург
2 год – Тема: «Жизнь и быт крестьян»
2 год – Тема: «Достопримечательности г. Наро - Фоминска»
2 год – Тема: «Знаменитые люди России»
2 год – Тема: «Знакомимся с культурой, традициями и праздниками русского народа»
2 год – Тема: «Знакомство с народным творчеством России»
2 год – Тема: «Знакомство с народным творчеством России»
2 год – Тема: «Мы помним и гордимся. Улицы г. Наро – Фоминска, названные именами героев ВОВ» «Альбом памяти»
2 год – Тема: «Мы помним и гордимся. Города – герои России»
2 год: Викторина «г. Наро – Фоминск – город воинской славы»
2 год: ООД «Я – гражданин России»
Список использованной литературы Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с. Алёшина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом: Конспекты занятий, - М.: ТЦ «Сфера», 1999 – 112 с. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ, - М.: ТЦ «Сфера», 2011 г. – 160 с. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду /М. Ю. Новицкая. - Москва: Линка-Пресс , 2003. - 200 с.; Подрезова Т. И. Планирование и конспекты занятий развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание Айрис-Пресс, Айрис- Дидактика, 2008.- 128 с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей? Кто был тебе равен по силе? Терпел пораженья любой! Россия, Россия, Россия, – Мы в горе и счастье – с тобой! Россия! Как Синюю птицу, Тебя бережём мы и чтим, А если нарушат границу, Мы грудью тебя защитим! И если бы нас вдруг спросили: «А чем дорога вам страна?» – Да тем, что для всех нас Россия, Как мама родная, – одна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Я и Родина моя»
Построение психолого-педагогической деятельности в соответствии с ФГОС.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из приоритетных в системе дошкольного воспи...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Я и Родина моя»
Именно на основе любви к малой Родине, к семье, к дому основывается патриотизм. Постепенно любовь и гордость от малого расширяются, и переходят в любовь к своему государству и гордость за историю свое...
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Что мы родиной зовём? Город, в котором мы живём»
Цель: воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину.Предполагаемые итоги реализации проекта:Сформированные знания детей о своей «малой» Родине, об истории в...
Технология по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Что мы Родиной зовём? Город, в котором мы живём
Цель технологии:Формирование патриотического сознания старших дошкольников посредством приобщения к народной культуре, воспитание патриотических чувств, гордости за свою «малую» Родину....
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"
Проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: "Моя малая родина - Поселок Борисовка"...
Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста . Тема: "Бессмертный полк. Этот день Победы!"
Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине, обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны, и к её защитникам.Уточнить и ...
Педагогический познавательно - исследовательский проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста Тема: «Историческое прошлое Ставропольского края»
Воспитание любви к родным местам, к малой родине, к краю развитие толерантности детей дошкольного возраста....