Календарно-тематический план по развитию связной речи для старшего дошкольного возраста на период декабрь, январь, февраль.
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Календарно-тематический план по развитию связной речи для старшего дошкольного возраста на период декабрь, январь, февраль.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Старший дошкольный возраст
№ п/п | Декабрь | |||
1 неделя «Зима» | 2 неделя «Одежда | 3 неделя «Зимние забавы» | 4 неделя «Новый год» | |
Понедельник | Беседа: «Зимний день короче ночи». Цель: Продолжать обучать детей выделять, называть и описывать признаки времени года. Развивать умение поддерживать разговор, беседу. | Беседа: «Одевайся потеплей!». Цель: Продолжать знакомить детей с обобщающим понятием «одежда», закреплять название видов сезонной одежды, отличать и называть назначение, материал. Закреплять умение слушать и понимать обращенную речь. | Беседа: «Зимнее веселье». Цель: Продолжать формировать у детей представления о зимних забавах и развлечениях, видах зимних спортивных игр. Развивать умение отвечать на вопросы, поддерживать разговор, беседу. | Беседа: «Что такое Новый год?». Цель: Формировать представления детей о празднике новый год. Учить давать полные и развернутые ответы. Формировать способность к налаживанию взаимодействия со сверстниками с помощью речи. |
Вторник | Занятие 1. Рассказ по картинному плану «Зима. Изменение в природе». Цель: Развивать связную речь. Учить составлять рассказ с опорой на картинный план и вопросы. Расширять и закреплять словарь по лексической теме «зима». Формировать понятие «время года». Развивать мышление, память, логику. | Занятие 3. Рассказывание по картинке «На зимней прогулке». Цель: учить детей связно и последовательно составлять описательный рассказ по иллюстрации, следить за логикой своего повествования. | Занятие 5. Составление рассказов «Зимние забавы». Цель: Учить составлять рассказы по картинно-графическим схемам. Формировать навык составления рассказа с элементами творчества по картинному плану. Закреплять и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы». | Занятие 7. Пересказ с опорой на иллюстрацию «Наряжаем ёлку». Цель: Учить составлять рассказ с опорой на иллюстрацию, проявлять фантазию, рассказывать последовательно. Развивать связную речь. |
Среда | Поручения и задания «Защитим корни деревьев от морозов». Цель: подготовка детей к выполнению поручений: на прогулке проводить наблюдения за деревьями, корнями деревьев, укрыть корни деревьев снегом. Учить с помощью речи налаживать контакт со сверстниками, понимать обращенные у нему указания и выполнять их в соответствии с инструкцией. | Заучивание стихотворения. А. Шибаев «Какая одежда?» Цель: учить воспроизводить заученный текст стихотворения с соответствующей интонацией и выразительностью, понимать смысл содержания стихотворения. | Сюжетно-ролевая игра «Зимние забавы на прогулке». Цель: обучать первичным способам усвоения общественного опыта по средствам сюжетно-ролевой игры. Активизировать словарь по теме «Зимние забавы». Формировать умения детей выполнять игровые действия, связанные с ролью, вести простейшие ролевые диалоги по подражанию и словесной инструкции. Развивать умение детей отвечать на вопросы. Развивать умение играть вместе. Воспитывать культуру общения. | Заучивание стихотворения «Что ты делаешь зима» Р. Фархади. Цель: Учить воспроизводить заученный текст и соответствующий ритм стихотворения, при рассказывании наизусть использовать средства интонационной выразительности. |
Четверг | Занятие 2. Ознакомление с художественной литературой, русская народная сказка «Морозко». Цель: познакомить с р.н.с. «Морозко». Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, формировать умение активно вступать в речевое взаимодействие, передавать образ персонажа. Учить сопереживать героям сказки. | Занятие 4. Знакомство с художественной литературой «Новый костюм» (амер. сказка). Цель: закреплять умение с интересом выслушивать литературное произведение, давать краткую характеристику действиям персонажа произведения. | Занятие 6. Знакомство с рассказом Н. Носова «На горке». Цель: развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий. Учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений; побуждать детей пояснять смысл словосочетаний из текста. Развивать умение рассуждать, делать выводы. Воспитывать положительное отношение к труду, развивать чувство юмора. | Занятие 8. Знакомство с художественной литературой «Снеговик почтовик» В. Сутеева. Цель: учить сопереживать героям сказки, закреплять умение понимать заданные вопросы и отвечать на них. Учить устанавливать элементарные связи последовательности событий в тексте литературного произведения. Развивать связную речь. |
Пятница | Заучивание стихотворения «Зимняя ночь в деревне» И. Никитина. Цель: Учить с естественными интонациями читать заученный текст, соотносить смысл стихотворения с изображением. Развивать связную речь. | Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды». Цель: Развивать умение детей самостоятельно организовывать совместную игру, разрешать возникшие в игре конфликты, регулировать поведение на основе игровых правил. Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов, мимики, интонации. | Заучивание стихотворения «Мы слепили снежный ком…» О. Высоцкой. Цель: Учить воспроизводить заученный текст и соответствующий ритм стихотворения, при рассказывании наизусть использовать средства интонационной выразительности. | Сюжетно-ролевая игра «Новый год». Цель: Воспитывать готовность к сотрудничеству в процессе планирования и реализации сюжета игры. Развивать воображение, инициативность, самостоятельность в процессе обсуждения содержания ролевых диалогов. Формировать желание организовывать сюжетно- ролевые игры. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать ролевые взаимодействия и взаимоотношения. |
№ п/п | Январь | |||
1 неделя «Дикие животные» | 2 неделя «Времена года» | 3 неделя «Семья» | 4 неделя «Транспорт и профессии на транспорте» | |
Понедельник | Беседа: «Где спят звери?» Цель: Продолжать знакомить детей с дикими животными – особенностями их жизнедеятельностью в зимний период, где они спят и как называются их домики. Закреплять умение слушать и понимать обращенную речь. Учить детей свободно ориентироваться в контексте темы беседы, активно отвечать на вопросы и задавать их. | Беседа: «Круглый год». Цель: Познакомить детей с понятиями «год», «календарь». Учить называть месяцы года по порядку, Выделять характерные особенности сезонов года. Развивать связную диалогическую речь. Продолжать обучать навыкам речевого этикета – уметь выслушивать речь сверстника, вежливо исправить речевые ошибки. | Беседа: «В моей семье…». Цель: формировать у детей понятие о семье, семейных ценностях, внутрисемейных отношениях, схожести всех членов семьи. Учить владеть диалогической формой речи. Формировать умение проявлять осведомленность в контексте темы беседы. | Беседа: «Транспорт» Цель: Расширить обобщенные представления детей о транспорте, его назначении. Познакомить с профессиями людей, работающих на различном виде транспорта. Развитие лексико-грамматического строя речи, расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Формирование навыков словоизменения. Развитие связной речи. |
Вторник | Занятие 9. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Не ладно скроен, да крепко сшит». Цель: Учить детей пересказывать содержание рассказа близко к тексту, передавать прямую речь. Развивать связную речь. | Занятие 11. Пересказ рассказа К. В. Лукашевича «Зима». Цель: Закреплять умение отгадывать загадки. Учить умению отвечать на вопросы по тексту. Закреплять умение самостоятельно пересказывать рассказ, эмоциональное передавать его содержание. Развивать связную речь. | Занятие 13. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Кто лучше всех?» Цель: Учить самостоятельно пересказывать рассказ. Формировать умение соблюдать структуру рассказа. Закреплять умение эмоционально передавать диалоги персонажей. | Занятие 15. Развитие речи «Транспорт и профессии на транспорте». Цель: Формировать представления о транспорте, профессиях на транспорте. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Формировать обобщения по теме. Развитие связной речи. |
Среда | Заучивание стихотворения В. Берестова «Мишка». Цель: Учить детей отгадывать загадки. Закреплять умение отвечать на вопросы по тексту. Учить запоминать и воспроизводить стихотворный текст, используя средства интонационной выразительности. | Заучивание стихотворения В. Орлова «Кто в чём» Цель: Учить умению отвечать на вопросы. Закреплять заученный текст. Учить запоминать содержание стихотворения. Формировать умение воспроизводить текст выразительно и с соответствующей интонацией. | Сюжетно-ролевая игра «Семья». Цель: Учить детей отражать в играх события реальной жизни. Воспитывать навыки коллективной игры, умение договариваться между собой о распределении ролей. Развивать умение детей самостоятельно разрешать возникшие в игре конфликты. | Ситуативная беседа: «Как вести себя в транспорте». Цель: Формирование осознанного отношения к правилам поведения в общественном транспорте. Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте. Закрепить виды транспорта. Побуждать детей к использованию в речи вежливых форм общения. Воспитывать чувство уважения к другим пассажирам, ответственности за свои поступки. |
Четверг | Занятие 10. Знакомство с худ. Литературой Н. Павловой «Зимняя пирушка». Цель: Учить детей с интересов прослушивать рассказ, Закреплять участие в ситуациях общения. Формировать умение давать характеристику поведения персонажей. | Занятие 12. Знакомство с художественной литературой В. Даль «Старик- годовик». Цель: Закреплять умение с интересом слушать литературное произведение, учить правильно понимать его содержание. Формировать умение анализировать текст рассказа, отвечать на вопросы по произведению. | Занятие 14. Чтение худ. литературы Ю. Коваль «Дед, баба и Алёшка». Цель: Объяснить детям незнакомые слова (запрягать)путём подбора синонимов. Учить умению беседовать по содержанию произведению, отвечать на вопросы по тексту. Учить с интересом прослушивать произведение, активно участвовать в ситуациях речевого общения после прочтения литературного произведения. | Занятие 16. Знакомство с художественной литературой Е. Ильина, «Машины на нашей улице». Цель: Учить детей осмысливать содержание прочитанного, понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки. Развивать навыки пересказа литературного текста. Воспитывать безопасное поведение на улицах города. |
Пятница | Поручения и задания «Помогаем птицам!». Цель: Формировать и закреплять умение выполнять поручения. Проводить наблюдения за зимующими птицами. Учить осознавать поставленную цель и выполнять задание в соответствие с поручениями педагога. Учить взаимодействовать и налаживать контакты со сверстниками в ситуациях речевого общения. | Поручения и задания «Снежные январские деньки». Цель: Обращать внимание детей на большое количество снега и удобно ли гулять, когда все дорожки в снегу. Предложить расчистить дорожки, ведущие к участку. Закреплять умение при выполнении поручения следовать указанию, направленному не только на цель, но и на способ действия. Закреплять умение активно взаимодействовать со взрослыми и детьми. | Заучивание стихотворения Н. Саконской «Моя мама». Цель: Учить детей легко запоминать стихотворение. Формировать умение рассказывать стихотворение эмоционально, соблюдая соответствующую интонацию, правильное речевое дыхание. | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автобусе», Цель: развитие социального поведения, навыки правильного общения в транспорте. Закрепить знания детей о транспорте, профессиях: шофер, кондуктор; инспектор ДПС. Закреплять правила безопасного поведения на улице. Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, Совершенствовать диалогическую речь. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, Закрепить умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции. |
№ п/п | Февраль | |||
1 неделя «Продукты питания» | 2 неделя «Профессии» | 3 неделя «Защитники отечества» | 4 неделя «Животные холодных стран» | |
Понедельник | Беседа: «Щи да каша – пища наша». Цель: Познакомить детей с понятием «Здоровая пища», обогащать словарный запас в контексте темы. Закреплять знания о культуре поведения за столом. Учить отвечать на обращенные к ребенку вопросы, в контексте темы, соблюдать речевой этикет (выслушивать ответы других детей, вежливо поправлять неточные ответы сверстников.). | Беседа: «Все работы хороши!». Цель: Продолжать знакомить детей с миром профессий, с трудом взрослых как с продуктивной деятельностью, значением труда человека. Формировать принимать активное участие в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность отвечать на вопросы. Учить выражать своё мнение в контексте темы. | Беседа: «Служивые люди». Цель: Продолжать знакомить детей с военными профессиями. Формировать умение поддерживать разговор, беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, словесно выражать свои представления об окружающем в контексте темы. Учить правильно выстраивать самостоятельные высказывания в ходе беседы. | Беседа: «Животные холодных стран». Цель: Формировать у детей представления о животных холодных стран. Развивать связную речь, слуховое внимание. Формировать умение детей по внешнему виду животных делать сравнительный анализ. Закреплять умение отвечать на вопросы по теме. |
Вторник | Занятие 17. Составление описательного рассказа по иллюстрации «Какой вкусный ужин». Цель: Учить детей составлять описательный рассказ по иллюстрации с опорой на вопросы плана. Формировать умение соблюдать логичность, связность, последовательность описания. | Занятие 19. Рассказ с опорой на иллюстрации «Пекарь в пекарне». Цель: Учить отвечать на вопросы по тексту. Формировать умение самостоятельно составлять описательный рассказ с опорой на иллюстрацию. Закреплять умение в нужной последовательности расставлять сюжетные картинки. Развивать литературную речь. | Занятие 21. Описательный рассказ « На границе». Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы по теме. Закреплять умение составлять описательный рассказ по иллюстрации. Учить подбирать слова различных частей речи, соответствующих изображению. | Занятие 23. Составление описательного рассказа «Животные холодных стран». Цель: Учить составлять описательный рассказы. Познакомить с профессией зверолова. Учить согласовывать числительные 1—5 с существительными. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику. Развивать связную речь. |
Среда | Заучивание стихотворения З. Александрова «Вкусная каша». Цель: Закреплять умение отгадывать загадки. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Формировать интерес к стихотворным текстам. Учить выразительно и с соответствующей интонацией воспроизводить заученное стихотворение. | Поручения и задания «Мы сегодня воспитатели». Цель: Закреплять умение выслушивать и понимать указания взрослого. Формировать умение достигать поставленной цели при выполнении поручения. Учить составлять словесный отчет о выполнении поручения. Развивать связную речь. | Заучивание стихотворения В. Степанова «Суворовец». Цель: Закрепить понятие детей о суворовцах. Учить запоминать и воспроизводить рифмованные тексты. Поощрять участие в ситуациях речевого общения после прочтения стихотворного произведения. | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на Северный Полюс». Цель: Формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры. Расширить знания детей об экспедиции. Учить называть свою роль, изображать события. Развивать у детей умение соблюдать правила игры и точно выполнять взятые на себя роли, требующие от детей активности, целенаправленности действий, организаторских умений. |
Четверг | Занятие 18. Знакомство с худ. литературой «Тайное становиться явным». Цель: Учить слушать рассказ с интересом. Формировать умение эмоционально реагировать на поведение персонажа. Учить давать оценку поведения героя. Развивать связную речь. Закреплять умение отвечать на вопросы по тексту. | Занятие 20. Знакомство с художественной литературой Б. Емельянова «Не надо и хочется». Цель: Учить детей, что у всех людей есть свои обязанности, которые надо выполнять даже когда не хочется. Закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию рассказа. Учить посредством анализа прочитанного произведения формировать эмоциональное отношение к поступкам героев. | Занятие 22. Знакомство с худ. литературой «Шапка не велит». Цель: Закреплять умение проявлять интерес к рассказам с нравственным содержанием. Формировать умение принимать участие в ситуациях общения по прочтении. Закреплять умение выражать впечатления о прочитанном литературном произведении. Развивать связную речь. | Занятие 24. Знакомство с худ. литературой «Почтовая история» Ю. Кушака. Цель: Развитие связной речи. Развитие умений анализировать текст, выделять главное и существенное, понимать смысл прочитанного и отвечать на вопросы по тексту. |
Пятница | Поручения и задания «Накрываем на столы». Цель: Озвучить просьбу-задание: накрыть на столы. Обучать правилам этикета. Учить активно вступать в речевое взаимодействие со сверстниками в ходе решения совместной задачи. Формировать умение общаться в доброжелательной форме. | Заучивание отрывка стихотворения Г. Сапгир «Рабочие руки». Цель: Учить наблюдать за работой других людей, подбирать синонимы к слову «умелые руки». Совершенствовать навыки выразительного рассказывания стихотворений. | Сюжетно-ролевая игра «Мы защитники Отечества». Цель: Продолжать знакомить детей с военными профессиями. Уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба. Совершенствовать у детей умения творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием. Развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь. Продолжать формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры. | Отгадывание загадок по теме «Животные холодных стран». Цель: Уточнить названия животных холодных стран, место их обитания и способы приспособления к окружающей среде. Развивать связную речь. Развивать социальные навыки: уметь работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...
План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...
"Перспективно-тематический план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники"
Перспективно-тематический план по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста...
План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план ...
План самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
План по самообразованию в старшей группе на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цели и задачи Целью работы над данной темой является:повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;систематизация работы по развитию речи у дошко...
План работы по самообразованию по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группы по теме: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом"
Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом...
- Мне нравится (1)