Календарно-тематический план по развитию связной речи для старшего дошкольного возраста на период декабрь, январь, февраль.
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Календарно-тематический план по развитию связной речи для старшего дошкольного возраста на период декабрь, январь, февраль.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Старший дошкольный возраст
№ п/п | Декабрь | |||
1 неделя «Зима» | 2 неделя «Одежда | 3 неделя «Зимние забавы» | 4 неделя «Новый год» | |
Понедельник | Беседа: «Зимний день короче ночи». Цель: Продолжать обучать детей выделять, называть и описывать признаки времени года. Развивать умение поддерживать разговор, беседу. | Беседа: «Одевайся потеплей!». Цель: Продолжать знакомить детей с обобщающим понятием «одежда», закреплять название видов сезонной одежды, отличать и называть назначение, материал. Закреплять умение слушать и понимать обращенную речь. | Беседа: «Зимнее веселье». Цель: Продолжать формировать у детей представления о зимних забавах и развлечениях, видах зимних спортивных игр. Развивать умение отвечать на вопросы, поддерживать разговор, беседу. | Беседа: «Что такое Новый год?». Цель: Формировать представления детей о празднике новый год. Учить давать полные и развернутые ответы. Формировать способность к налаживанию взаимодействия со сверстниками с помощью речи. |
Вторник | Занятие 1. Рассказ по картинному плану «Зима. Изменение в природе». Цель: Развивать связную речь. Учить составлять рассказ с опорой на картинный план и вопросы. Расширять и закреплять словарь по лексической теме «зима». Формировать понятие «время года». Развивать мышление, память, логику. | Занятие 3. Рассказывание по картинке «На зимней прогулке». Цель: учить детей связно и последовательно составлять описательный рассказ по иллюстрации, следить за логикой своего повествования. | Занятие 5. Составление рассказов «Зимние забавы». Цель: Учить составлять рассказы по картинно-графическим схемам. Формировать навык составления рассказа с элементами творчества по картинному плану. Закреплять и активизировать словарь по теме «Зима. Зимние забавы». | Занятие 7. Пересказ с опорой на иллюстрацию «Наряжаем ёлку». Цель: Учить составлять рассказ с опорой на иллюстрацию, проявлять фантазию, рассказывать последовательно. Развивать связную речь. |
Среда | Поручения и задания «Защитим корни деревьев от морозов». Цель: подготовка детей к выполнению поручений: на прогулке проводить наблюдения за деревьями, корнями деревьев, укрыть корни деревьев снегом. Учить с помощью речи налаживать контакт со сверстниками, понимать обращенные у нему указания и выполнять их в соответствии с инструкцией. | Заучивание стихотворения. А. Шибаев «Какая одежда?» Цель: учить воспроизводить заученный текст стихотворения с соответствующей интонацией и выразительностью, понимать смысл содержания стихотворения. | Сюжетно-ролевая игра «Зимние забавы на прогулке». Цель: обучать первичным способам усвоения общественного опыта по средствам сюжетно-ролевой игры. Активизировать словарь по теме «Зимние забавы». Формировать умения детей выполнять игровые действия, связанные с ролью, вести простейшие ролевые диалоги по подражанию и словесной инструкции. Развивать умение детей отвечать на вопросы. Развивать умение играть вместе. Воспитывать культуру общения. | Заучивание стихотворения «Что ты делаешь зима» Р. Фархади. Цель: Учить воспроизводить заученный текст и соответствующий ритм стихотворения, при рассказывании наизусть использовать средства интонационной выразительности. |
Четверг | Занятие 2. Ознакомление с художественной литературой, русская народная сказка «Морозко». Цель: познакомить с р.н.с. «Морозко». Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, формировать умение активно вступать в речевое взаимодействие, передавать образ персонажа. Учить сопереживать героям сказки. | Занятие 4. Знакомство с художественной литературой «Новый костюм» (амер. сказка). Цель: закреплять умение с интересом выслушивать литературное произведение, давать краткую характеристику действиям персонажа произведения. | Занятие 6. Знакомство с рассказом Н. Носова «На горке». Цель: развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий. Учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений; побуждать детей пояснять смысл словосочетаний из текста. Развивать умение рассуждать, делать выводы. Воспитывать положительное отношение к труду, развивать чувство юмора. | Занятие 8. Знакомство с художественной литературой «Снеговик почтовик» В. Сутеева. Цель: учить сопереживать героям сказки, закреплять умение понимать заданные вопросы и отвечать на них. Учить устанавливать элементарные связи последовательности событий в тексте литературного произведения. Развивать связную речь. |
Пятница | Заучивание стихотворения «Зимняя ночь в деревне» И. Никитина. Цель: Учить с естественными интонациями читать заученный текст, соотносить смысл стихотворения с изображением. Развивать связную речь. | Сюжетно-ролевая игра «Магазин одежды». Цель: Развивать умение детей самостоятельно организовывать совместную игру, разрешать возникшие в игре конфликты, регулировать поведение на основе игровых правил. Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов, мимики, интонации. | Заучивание стихотворения «Мы слепили снежный ком…» О. Высоцкой. Цель: Учить воспроизводить заученный текст и соответствующий ритм стихотворения, при рассказывании наизусть использовать средства интонационной выразительности. | Сюжетно-ролевая игра «Новый год». Цель: Воспитывать готовность к сотрудничеству в процессе планирования и реализации сюжета игры. Развивать воображение, инициативность, самостоятельность в процессе обсуждения содержания ролевых диалогов. Формировать желание организовывать сюжетно- ролевые игры. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать ролевые взаимодействия и взаимоотношения. |
№ п/п | Январь | |||
1 неделя «Дикие животные» | 2 неделя «Времена года» | 3 неделя «Семья» | 4 неделя «Транспорт и профессии на транспорте» | |
Понедельник | Беседа: «Где спят звери?» Цель: Продолжать знакомить детей с дикими животными – особенностями их жизнедеятельностью в зимний период, где они спят и как называются их домики. Закреплять умение слушать и понимать обращенную речь. Учить детей свободно ориентироваться в контексте темы беседы, активно отвечать на вопросы и задавать их. | Беседа: «Круглый год». Цель: Познакомить детей с понятиями «год», «календарь». Учить называть месяцы года по порядку, Выделять характерные особенности сезонов года. Развивать связную диалогическую речь. Продолжать обучать навыкам речевого этикета – уметь выслушивать речь сверстника, вежливо исправить речевые ошибки. | Беседа: «В моей семье…». Цель: формировать у детей понятие о семье, семейных ценностях, внутрисемейных отношениях, схожести всех членов семьи. Учить владеть диалогической формой речи. Формировать умение проявлять осведомленность в контексте темы беседы. | Беседа: «Транспорт» Цель: Расширить обобщенные представления детей о транспорте, его назначении. Познакомить с профессиями людей, работающих на различном виде транспорта. Развитие лексико-грамматического строя речи, расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Формирование навыков словоизменения. Развитие связной речи. |
Вторник | Занятие 9. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Не ладно скроен, да крепко сшит». Цель: Учить детей пересказывать содержание рассказа близко к тексту, передавать прямую речь. Развивать связную речь. | Занятие 11. Пересказ рассказа К. В. Лукашевича «Зима». Цель: Закреплять умение отгадывать загадки. Учить умению отвечать на вопросы по тексту. Закреплять умение самостоятельно пересказывать рассказ, эмоциональное передавать его содержание. Развивать связную речь. | Занятие 13. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Кто лучше всех?» Цель: Учить самостоятельно пересказывать рассказ. Формировать умение соблюдать структуру рассказа. Закреплять умение эмоционально передавать диалоги персонажей. | Занятие 15. Развитие речи «Транспорт и профессии на транспорте». Цель: Формировать представления о транспорте, профессиях на транспорте. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме. Формировать обобщения по теме. Развитие связной речи. |
Среда | Заучивание стихотворения В. Берестова «Мишка». Цель: Учить детей отгадывать загадки. Закреплять умение отвечать на вопросы по тексту. Учить запоминать и воспроизводить стихотворный текст, используя средства интонационной выразительности. | Заучивание стихотворения В. Орлова «Кто в чём» Цель: Учить умению отвечать на вопросы. Закреплять заученный текст. Учить запоминать содержание стихотворения. Формировать умение воспроизводить текст выразительно и с соответствующей интонацией. | Сюжетно-ролевая игра «Семья». Цель: Учить детей отражать в играх события реальной жизни. Воспитывать навыки коллективной игры, умение договариваться между собой о распределении ролей. Развивать умение детей самостоятельно разрешать возникшие в игре конфликты. | Ситуативная беседа: «Как вести себя в транспорте». Цель: Формирование осознанного отношения к правилам поведения в общественном транспорте. Познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте. Закрепить виды транспорта. Побуждать детей к использованию в речи вежливых форм общения. Воспитывать чувство уважения к другим пассажирам, ответственности за свои поступки. |
Четверг | Занятие 10. Знакомство с худ. Литературой Н. Павловой «Зимняя пирушка». Цель: Учить детей с интересов прослушивать рассказ, Закреплять участие в ситуациях общения. Формировать умение давать характеристику поведения персонажей. | Занятие 12. Знакомство с художественной литературой В. Даль «Старик- годовик». Цель: Закреплять умение с интересом слушать литературное произведение, учить правильно понимать его содержание. Формировать умение анализировать текст рассказа, отвечать на вопросы по произведению. | Занятие 14. Чтение худ. литературы Ю. Коваль «Дед, баба и Алёшка». Цель: Объяснить детям незнакомые слова (запрягать)путём подбора синонимов. Учить умению беседовать по содержанию произведению, отвечать на вопросы по тексту. Учить с интересом прослушивать произведение, активно участвовать в ситуациях речевого общения после прочтения литературного произведения. | Занятие 16. Знакомство с художественной литературой Е. Ильина, «Машины на нашей улице». Цель: Учить детей осмысливать содержание прочитанного, понимать жанровые особенности рассказа, отличие его от сказки. Развивать навыки пересказа литературного текста. Воспитывать безопасное поведение на улицах города. |
Пятница | Поручения и задания «Помогаем птицам!». Цель: Формировать и закреплять умение выполнять поручения. Проводить наблюдения за зимующими птицами. Учить осознавать поставленную цель и выполнять задание в соответствие с поручениями педагога. Учить взаимодействовать и налаживать контакты со сверстниками в ситуациях речевого общения. | Поручения и задания «Снежные январские деньки». Цель: Обращать внимание детей на большое количество снега и удобно ли гулять, когда все дорожки в снегу. Предложить расчистить дорожки, ведущие к участку. Закреплять умение при выполнении поручения следовать указанию, направленному не только на цель, но и на способ действия. Закреплять умение активно взаимодействовать со взрослыми и детьми. | Заучивание стихотворения Н. Саконской «Моя мама». Цель: Учить детей легко запоминать стихотворение. Формировать умение рассказывать стихотворение эмоционально, соблюдая соответствующую интонацию, правильное речевое дыхание. | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на автобусе», Цель: развитие социального поведения, навыки правильного общения в транспорте. Закрепить знания детей о транспорте, профессиях: шофер, кондуктор; инспектор ДПС. Закреплять правила безопасного поведения на улице. Воспитывать коммуникативные навыки общения, дружеские и партнерские взаимоотношения, Совершенствовать диалогическую речь. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, Закрепить умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции. |
№ п/п | Февраль | |||
1 неделя «Продукты питания» | 2 неделя «Профессии» | 3 неделя «Защитники отечества» | 4 неделя «Животные холодных стран» | |
Понедельник | Беседа: «Щи да каша – пища наша». Цель: Познакомить детей с понятием «Здоровая пища», обогащать словарный запас в контексте темы. Закреплять знания о культуре поведения за столом. Учить отвечать на обращенные к ребенку вопросы, в контексте темы, соблюдать речевой этикет (выслушивать ответы других детей, вежливо поправлять неточные ответы сверстников.). | Беседа: «Все работы хороши!». Цель: Продолжать знакомить детей с миром профессий, с трудом взрослых как с продуктивной деятельностью, значением труда человека. Формировать принимать активное участие в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность отвечать на вопросы. Учить выражать своё мнение в контексте темы. | Беседа: «Служивые люди». Цель: Продолжать знакомить детей с военными профессиями. Формировать умение поддерживать разговор, беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, словесно выражать свои представления об окружающем в контексте темы. Учить правильно выстраивать самостоятельные высказывания в ходе беседы. | Беседа: «Животные холодных стран». Цель: Формировать у детей представления о животных холодных стран. Развивать связную речь, слуховое внимание. Формировать умение детей по внешнему виду животных делать сравнительный анализ. Закреплять умение отвечать на вопросы по теме. |
Вторник | Занятие 17. Составление описательного рассказа по иллюстрации «Какой вкусный ужин». Цель: Учить детей составлять описательный рассказ по иллюстрации с опорой на вопросы плана. Формировать умение соблюдать логичность, связность, последовательность описания. | Занятие 19. Рассказ с опорой на иллюстрации «Пекарь в пекарне». Цель: Учить отвечать на вопросы по тексту. Формировать умение самостоятельно составлять описательный рассказ с опорой на иллюстрацию. Закреплять умение в нужной последовательности расставлять сюжетные картинки. Развивать литературную речь. | Занятие 21. Описательный рассказ « На границе». Цель: Закреплять умение отвечать на вопросы по теме. Закреплять умение составлять описательный рассказ по иллюстрации. Учить подбирать слова различных частей речи, соответствующих изображению. | Занятие 23. Составление описательного рассказа «Животные холодных стран». Цель: Учить составлять описательный рассказы. Познакомить с профессией зверолова. Учить согласовывать числительные 1—5 с существительными. Развивать внимание, память, мышление, общую моторику. Развивать связную речь. |
Среда | Заучивание стихотворения З. Александрова «Вкусная каша». Цель: Закреплять умение отгадывать загадки. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию. Формировать интерес к стихотворным текстам. Учить выразительно и с соответствующей интонацией воспроизводить заученное стихотворение. | Поручения и задания «Мы сегодня воспитатели». Цель: Закреплять умение выслушивать и понимать указания взрослого. Формировать умение достигать поставленной цели при выполнении поручения. Учить составлять словесный отчет о выполнении поручения. Развивать связную речь. | Заучивание стихотворения В. Степанова «Суворовец». Цель: Закрепить понятие детей о суворовцах. Учить запоминать и воспроизводить рифмованные тексты. Поощрять участие в ситуациях речевого общения после прочтения стихотворного произведения. | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на Северный Полюс». Цель: Формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры. Расширить знания детей об экспедиции. Учить называть свою роль, изображать события. Развивать у детей умение соблюдать правила игры и точно выполнять взятые на себя роли, требующие от детей активности, целенаправленности действий, организаторских умений. |
Четверг | Занятие 18. Знакомство с худ. литературой «Тайное становиться явным». Цель: Учить слушать рассказ с интересом. Формировать умение эмоционально реагировать на поведение персонажа. Учить давать оценку поведения героя. Развивать связную речь. Закреплять умение отвечать на вопросы по тексту. | Занятие 20. Знакомство с художественной литературой Б. Емельянова «Не надо и хочется». Цель: Учить детей, что у всех людей есть свои обязанности, которые надо выполнять даже когда не хочется. Закреплять умение отвечать на вопросы по содержанию рассказа. Учить посредством анализа прочитанного произведения формировать эмоциональное отношение к поступкам героев. | Занятие 22. Знакомство с худ. литературой «Шапка не велит». Цель: Закреплять умение проявлять интерес к рассказам с нравственным содержанием. Формировать умение принимать участие в ситуациях общения по прочтении. Закреплять умение выражать впечатления о прочитанном литературном произведении. Развивать связную речь. | Занятие 24. Знакомство с худ. литературой «Почтовая история» Ю. Кушака. Цель: Развитие связной речи. Развитие умений анализировать текст, выделять главное и существенное, понимать смысл прочитанного и отвечать на вопросы по тексту. |
Пятница | Поручения и задания «Накрываем на столы». Цель: Озвучить просьбу-задание: накрыть на столы. Обучать правилам этикета. Учить активно вступать в речевое взаимодействие со сверстниками в ходе решения совместной задачи. Формировать умение общаться в доброжелательной форме. | Заучивание отрывка стихотворения Г. Сапгир «Рабочие руки». Цель: Учить наблюдать за работой других людей, подбирать синонимы к слову «умелые руки». Совершенствовать навыки выразительного рассказывания стихотворений. | Сюжетно-ролевая игра «Мы защитники Отечества». Цель: Продолжать знакомить детей с военными профессиями. Уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба. Совершенствовать у детей умения творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием. Развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь. Продолжать формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры. | Отгадывание загадок по теме «Животные холодных стран». Цель: Уточнить названия животных холодных стран, место их обитания и способы приспособления к окружающей среде. Развивать связную речь. Развивать социальные навыки: уметь работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/09/picture-333329-1444387685.jpg)
План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...
План работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"
план работы по самообразованию на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного развития"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/07/picture-986383-1536295422.jpg)
"Перспективно-тематический план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники"
Перспективно-тематический план по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/04/picture-1184023-1572887513.jpg)
План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».
В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/31/picture-991407-1730372970.jpg)
План самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/28/picture-1439627-1669635937.jpg)
План по самообразованию в старшей группе на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цели и задачи Целью работы над данной темой является:повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;систематизация работы по развитию речи у дошко...
План работы по самообразованию по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группы по теме: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом"
Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом...
- Мне нравится (1)