Статья «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДОВ ЧУКОТКИ»
статья (подготовительная группа) на тему
До сих пор жизнь, обычaи и культура чукчей, представителей коренных северных нaродов населяющих Чукотку, остаётся загaдкой, потому что прошлое и нaстоящее этого малочисленного народа овеяно таким количеством легенд, мифов и противоречивых научных исследовaний, что можно уверенно скaзать: разбирaться в них предстоит ещё долго. В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, стала задачей государственной важности, приобретая все большее значение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
До сих пор жизнь, обычaи и культура чукчей, представителей коренных северных нaродов населяющих Чукотку, остаётся загaдкой, потому что прошлое и нaстоящее этого малочисленного народа овеяно таким количеством легенд, мифов и противоречивых научных исследовaний, что можно уверенно скaзать: разбирaться в них предстоит ещё долго. В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, стала задачей государственной важности, приобретая все большее значение.
Под пaтриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричaстности, привязанности к окружающим.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. Сила народной педагогики, народных традиций и обрядов заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности вoспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Так одной из самых эффективных форм педагогического воздействия на личнoсть считается народная сказка. Сказки отображают мировоззрение народа, его нравственно-этические и эстетические принципы, многовековой опыт воспитания подрастающего поколения. Кратко и лаконично выражались идеи нравственного воспитания в народных пословицах и поговорках.
Многoчисленные обычаи и традиции можно отнести к комплексным формам воздействия на воспитание подрастающего поколения. Народные праздники были настоящим кодексом не писаных норм и обязанностей. Oбряды, oтражающие нравственные устои народа, закрепляющие чувства верности друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в праздниках.
Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, несет в себе понятное содержание, которое в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира.
Сущность краеведческой работы наиболее ясно, образно и доходчиво сформулировал русский педагог В.А.Сухомлинский «Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ матери и родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека. Патриотические убеждения, патриотические порывы юной души – вот в чем высокая цель воспитания»1.
Основополагающей задачей нравственного воспитания в дошкольном возрасте является приобщение дошкольника к отеческому наследию. Нравственные качества личности ребенка не могут возникнуть самостоятельно, они формируются по мере накопления и эмоционального освоения детьми конкретных фактов, и зависит от того, какие были использованы средства и методы воспитания, какие условия были для этого созданы. В работе по воспитанию нравственных качеств личности через формирование патриотических чувств, любви к родному краю, можно выделить несколько этапов: создание благоприятной развивающей среды, ознакомление детей с народным фольклором, знакомство с народными традициями, непосредственное создание системы нравственного и патриотического воспитания, через ознакомление с родным городом, страной, закрепление. Немаловажную роль при реализации работы играет подготовленность педагога к осуществлению процесса формирования нравственных качеств личности средствами патриотического воспитания.
Таким образом, приобщение детей к национальной культуре народов Севера не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка
Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Основной целью проектной деятельности является: ориентирование детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.
Дети как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество и продуктивную деятельность. Работа направлена на изучение традиций, обрядов, легенд коренных народов Чукотки, праздников народов Крайнего Севера, которые, несомненно, являются неотъемлемой частью культурной жизни Чукотского автономного округа, и частичкой великой культуры России.
Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство Севера, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.
Для достижения поставленной цели поставлены задачи:
прививать воспитанникам чувство любви к природным и культурным ценностям родного края;
формировать художественный вкус у дошкольников на основе декоративно-прикладного искусства, использовать все виды народного фольклора: сказки, песенки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, которые обладают огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира человека;
пробуждать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, осознание себя частью великого русского народа;
развивать творчество, фантазию, коммуникативные навыки, познавательную активность детей;
воспитывать патриотическую гордость, чувство уважения к людям коренных малочисленных народов Севера; гуманное отношение к людям, проживающим в нашем городе, толерантное отношение к их традициям и культуре.
В своей практической деятельности, я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. В современных методических рекомендациях нет четкого указания на то, сколько проектов в год должно быть реализовано. Но, учитывая преемственные связи с начальной школой, я определила для себя, что это должно быть не мене четырех проектов в год. Хотя практика показала, что их может быть и больше.
Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу
Использование метода проектов в работе с дошкольниками имеет свою специфику: мне необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом стараюсь не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
Как правильно, организовать реализацию проектной деятельности? Самое главное на подготовительном этапе реализации проекта определить наиболее важные моменты направления деятельности: довести до участников проекта важность данной проблемы, подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу, подобрать демонстрационный материал по данной теме, создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую воспитанию нравственно-патриотических качеств, подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности. Систематизировать картотеку подвижных игр народов Севера, сборник развивающих и дидактических игр. Спроектировать перспективный план мероприятий по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО.
Социально –коммуникативное развитие.
Нравственно - патриотическое воспитание носит комплексный характер, пронизывая все виды деятельности дошкольника. Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия в виде объяснения, рассказа, беседы, проектная деятельность. Но и так же осуществляется в повседневной жизни.
Важно, что эти формы повышают детскую мыслительную активность. В этом помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. В своей деятельности приучаем детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Таким образом, у детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, с семьей. Семейные культурные традиции способствуют интериоризации, т.е. переносу внешнего регионального культурного опыта предшествующих поколений во внутренний мир ребенка, формированию базиса личностной культуры дошкольника. Знакомя родителей с проводимой в дошкольном учреждении работой, необходимо возбудить у самих взрослых, особенно молодых, интерес к истории собственной семьи, к тем занятиям, которыми славились представители старшего поколения. Принесенные детьми в группу семейные реликвии – предметы народного творчества – становятся личностно значимыми для дошкольников, т.к. были выполнены или принадлежали родному или близко знакомому ему человеку. Возникает культурная связь поколений в семье, для поддержания которой необходима совместная деятельность детей и родителей, деятельность, наполненная как в эмоциональном, так и в информационно-действенном плане.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. В нашем ДОО реализовывались семейные проекты «Мое генеалогическое древо», «Наши семейные традиции», «Моя малая Родина», «Откуда я родом».
Реализуя образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», ставим задачи:
Формировать культуру дошкольников через приобщение музыкального наследия Северного края.
Закреплять и углублять представления о жанрах музыки северного края, ее средствах выразительности.
Познакомить с традиционным изобразительным искусством чукчей: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской одежды.
Привлекать детей к драматизации произведений народов Севера, выражению смысла художественного текста во внешних действиях, различным импровизациям.
Изобразительная деятельность.
Рисование орнамента: «Оленьи упряжки», «Жилище народов Севера», «Одежда жителей Чукотки», «Мой город», «Полярная лиса», «Северные ягоды», «Животные тундры».
Лепка: «Стойбище» (пластилинографика), «Любимые герои из сказок» (животные). «Северный олень», «Ворон», «Белый медведь», «Корзина с грибами».
Аппликация: «Совушка – сова», «Обитатели Чукотки» (животные),
«Узоры народного орнамента», «Ночной город», «Белый медведь», «Воробей».
Театрализованная деятельность: инсценировка эскимосской сказки «Мышь-хвастунишка», обыгрывание сказки «Айога», чукотской сказки «Как медведь хвост потерял».
Ознакомление с художественной литературой народов Севера – способствовать развитию интереса к художественной литературе народов Севера, как источнику расширения и культурного обогащения мира ребёнка. Обогатить и расширить знания детей о художественной литературе народов Севера. Развивать способность слушать литературные произведения народов Севера – сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета. Привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества произведений, поэтического фольклора о жизни народов Севера. Развивать эмоционально-эстетические чувства, создавать условия для ценностного, социокультурного развития личности. Способствовать развитию творческих способностей дошкольников, самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям. Сформировать системное представление о Северном крае.
Игровая деятельность детей (дидактические игры, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
Познакомить детей с играми народов Севера. Развивать физические качества детей старшего дошкольного возраста (быстроту двигательной реакции, ловкость, меткость, координацию движений в пространстве). Формировать знания и представления о правилах подвижных игр. Пробуждать интерес к национальному многоборью, желание реализовать себя в игре. Формирование чувства сопричастности и духовно - нравственного отношения к культурному наследию малочисленных народов крайнего Севера. Воспитание толерантного отношения к другим нациям. Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, дружеских отношений между собой. Изготовление картотеки с содержанием подвижных игр народов Севера. Дополнение программы по физическому воспитанию дошкольников играми народов Севера, в процессе интеграции физкультурной работы в познавательный процесс.
Познавательное развитие - Развивающие игры: «Угадай по описанию», «Что растет на Севере?», «Найди отличия», «Скажи по-другому», «Животные севера», «Чей хвост», «Чей след», «Кто где живет», «Гостеприимные хозяева». Сюжетно-ролевая игра «Едем на оленях». Экологические игры: «Что перепутал художник», «Узнай животное по его части», «Собери животное», «Четвёртый лишний», «На что похоже?», «Большой, маленький», «Найди пару». Игровые упражнения: «Каких животных севера вы знаете», «Кто больше назовёт животных» .
Презентации: «Животные Севера», «Давайте познакомимся» (о жителях Севера); видеоролики: «Северное сияние», «Где-то на белом свете» (о животных); мультфильмы: «Умка», «Сампо из Лапландии».
Физическое развитие - подвижные игры: «Переправа», «Перетягивание палки», «Поднимание партнера, «Заячьи прыжки», «Поймай оленя», «Оленья упряжка», «Дорога с препятствием», «Ловкий оленевод», «Важенка и оленята», «Олени и пастух». Физкультминутки, игры малой подвижности. Психогимнастика, гимнастика для глаз, мимика и жесты.
Работа с родителями - оформление папки-передвижки: «Мифологический жанр», буклет «Загадочный мир Севера» (для совместных занятий с ребёнком дома), Стенд по лексической теме «Жизнь на Севере». совместная творческая проектная деятельность детей и родителей в семье на темы : «Жители Чукотки», «Разные сказки».
Совместная творческая деятельность. Поделки из бросового материала: «Мой край». Викторина для детей и родителей - «О Чукотке я знаю все». Подборка художественной и познавательной литературы совместно с родителями: В.Степанов «Атлас животного мира», И Манивиц Энциклопедия «Арктика и Антарктика», «Почемучка», Г.Меновщиков «Сказки Севера», А.Тамбиев «Живые пути планеты», Розалин Уэйд «Лед», полярная энциклопеция «Арктика-мой дом» (народы севера земли).
Предполагаемые итоги: Принятие навыков нравственного поведения с людьми разных национальностей, в обществе, в быту, в природе, развитие умений: соблюдать традиции родного народа в повседневной жизни и специально организованных этнокультурных мероприятиях; Способствовать развитию навыков к коллективной этнокультурной деятельности (участие в национальных праздниках, в театрализованных постановках);
Сформировать культурные ценности, способствующие развитию духовности, нравственно - патриотических позиций, которые определены на уровне человеческих отношений, чувств посредством художественной литературы (коренных) малочисленных народов Севера;
Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм. Воспитание у детей милосердия, сострадания, терпимого отношения к окружающим. Способствование формирования в познавательной и эмоциональной сфере сознания детей образного представления о неповторимости и своеобразии родного края, его истории, национальном характере, его культуре.
Проектная деятельность в ДОО, относится к современным педагогическим технологиям, которые являются инновационными в деятельности образовательных организаций.
Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.
Область применения опыта: Предлагаемый опыт адресуется как молодым специалистам, так и педагогам со стажем. Он не является материалом, который необходимо неукоснительно и неизменно внедрять в свою практику. Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками.
Заключение: Все выше сказанное, свидетельствует о том, что использование краеведческого материала позволяет решать задачи современного дошкольного образования, помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей малой Родине, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом национальные ценности в духовном, материальном и эстетическом плане. Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания, открыть им глаза на народное богатство Чукотки, привить любовь и уважение к народным ценностям своего региона.
Библиографический список литературы:
1. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М.: Молодая гвардия, 1998г. – 240с.; Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы. Москва: Учпедгиз.;
2. Игра-путешествие как форма развития познавательной активности детей. Журнал «Дошкольное воспитание», №10, 2004
3. Синявский Н.И., Власов В.В., Фынтынэ О.А. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера.
4. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников / Н. В. Микляева. — К.: Сфера, 2013. — 144 с.
5. ШорыгинаТ.А. Беседы о русском севере: методические рекомендации.–М.,2008
6. «Почемучка». Детская энциклопедия/Сост.: А.Дитрих, Г.Юрмин,
Р. Кошурникова. – М,1992.
7.Флинта В. Животные севера. –М.,2001.
8. Полярная энциклопедия школьника «Арктика – мой дом». ГУП «Северные просторы», 1999.
9.NAUKA-RASTUDENT.RU – Идеи патриотического воспитания в трудах известных советских педагогов. - электронный журнал.
10. Розалин Уэйд «Лед» (открытия, факты, находки).ООО «Издательская группа «Азбука-Аттикус», Москва «Махаон» 2011г.
11.Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...
Методическая разработка раздела образовательной программы по теме: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»
Методическая разработка раздела образовательной программы по теме:«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к культурному наследию родного края»...
Воспитание нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем
«С чего начинается Родина? » - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу (поселку).Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом г...
Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики...
Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к национальной культуре народов Якутии
Нравственно-патриотическое воспитание: значение и актуальностьВ современном образовательном процессе, особенно в контексте дошкольного воспитания, понятия нравственности и патриотизма занимают централ...
Методическая разработка на тему: «Формирование нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения дошкольников к традициям и культуре казачества»
Методическая разработка направлена на достижение программной цели, развитие нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста....