Сезонные наблюдения - первые шаги в экологию (экологическое воспитание и образование дошкольников)
статья по окружающему миру по теме

Курбатова Светлана Игоревна

 

 

В данной статье представлен подход к экологическому образованию и воспитанию дошкольников, соответствующий Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Раскрыта методика работы с детьми по осуществлению сезонных наблюдений как одной из самых  эффективных форм работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Курбатова Светлана Игоревна

Сезонные наблюдения - первые шаги в экологию

(экологическое воспитание и образование дошкольников)

ГБОУ Центр развития ребёнка-детский сад №857, Москва

В данной статье представлен подход к экологическому образованию и воспитанию дошкольников, соответствующий Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Раскрыта методика работы с детьми по осуществлению сезонных наблюдений как одной из самых  эффективных форм работы с детьми.

Подход к экологическому воспитанию дошкольников основан на  непосредственном  контакте ребенка с объектами природы, на «живом» общение с природой, которое включает в себя: наблюдение,  практическую деятельность и осмысление увиденною в процессе обсуждения. Федеральные государственные требования к программам дошкольного образования включают экологические знания в образовательную область «Познание» и  основную задачу экологического образования формулируют как «формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

В связи с этим наиболее актуален был вопрос о содержании знаний, которые должны усвоить дети в период дошкольного детства. От решения этого вопроса зависит разработка методов обучения и умственного воспитания.

На сегодняшний день научно-педагогическое сообщество не имеет однозначного мнения, какой материал следует включать в систему экологического образования дошкольников. Хотя существуют чётко сформулированные принципы отбора отбора содержания экологического образования, такие как научность, энциклопедичность, системность, гумманистичность, прогностичность, конструктивизм. Специфика работы с детьми дошкольного возраста, в свою очередь, тоже диктует свои принципы, такие как: наглядная представленность  и принцип  деятельности.

             Самым доступным, на наш взгляд, объектом для пополнения, расширения и углубления знаний служит окружающая среда. В экологии, под окружающей средой понимают весь спектр окружающих организм элементов и условий в той части пространства, где обитает организм, все то, среди чего он живет и с чем непосредственно взаимодействует.

         Ежедневно наблюдая за сезонными изменениями, дети познают различные состояния природы (неживой, растительной и животного мира). Приобретают умение видеть и слышать природу. Таким образом педагог не навязчиво воспитывает любовь к природе через прямое общение с ней, учит воспринимать её красоту и многообразие.

Объектами наблюдений становится: погода (физическое состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте в определённый промежуток времени), такие её свойства как температура и влажность; физические явления: туман, облака, дождь, радуга, снег, град, роса, иней, изморозь и др. Всё это можно рассматривать как экологические факторы, влияющие на человека как живой организм.

            Взрослым следует помочь детям, направить их возрастной познавательный интерес в правильное русло. Педагоги дошкольного образования хорошо знают, каковыми должны быть наблюдения по продолжительности и объёму в зависимости от возраста ребёнка. С малышами педагог наблюдает каждое явление отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад). С детьми среднего дошкольного возраста уже можно одновременно наблюдать два-три явления (ветреную и дождливую погоду или расцвечивание листьев на кустах и деревьях и их опадание при порыве ветра).

  При наблюдении с детьми надо вести непринуждённую беседу, постоянно поддерживая интерес к наблюдению за окружающей средой:  если дети уже встречались с наблюдаемым предметом или явлением, то следует активировать их знания о нём с помощью вопросов; если предмет или явление ранее известны, то следует сообщить, как они называются.  Восприятие природы должно вызывать яркие эмоциональные впечатления. Этому способствует задействование различного литературного материала: стихов, песенок, загадок и т.д. Метод наблюдения осуществляется с подключением различных анализаторов: дети нюхают, трогают, слушают объекты природы.

 Организованные взрослым наблюдения помогают детям постепенно прийти к пониманию важного экологического закона природы. Что цветение, прорастание семян у растений, миграция, зимняя спячка, размножение животных и многое другое в природе связаны с длительностью дня (фотопериода), т.е. чередования светлого и темного времени суток, а также в следствии смен времён года.  

На что следует обращать внимание детей при наблюдениях за сезонными изменениями окружающей среды? Во-первых, на характерные тому или иному сезону изменения в жизни растений и животных и с помощью вопросов помогать детям устанавливать связь между изменениями в неживой и живой природе, например: стало холодно – завяли цветы, насекомые спрятались под корой деревьев, улетели птицы. Во-вторых, важно формировать у детей  представления не только о явлении, как о таковом, но и о его сезонном характере. Например, при повторных наблюдениях снегопада педагог говорит: «Опять идет снег. Посмотрите, как большие снежинки тихо кружатся и падают на землю. Снег всегда идет зимой». Или рассматривая с малышами то или иное дерево осенью воспитатель сообщает: «Посмотрите на дерево, листики на нём – жёлтые, красные. Так всегда бывает осенью».           Очень интересно помогут быть построены наблюдения за солнцем, в результате которых дети приходят к выводу, что солнце совершает определённый путь, который изменяется в зависимости от времени года.

  Рядом с методом наблюдений всегда должна быть использована игра, то есть подключены  различные игровые методы, методы созданий игровых-ситуаций.

       Помочь детям осмыслить полученный при наблюдениях материал помогает такой вид совместной деятельности взрослого и ребёнка как  экспериментирование.  Например, зимой детей знакомят со свойствами льда. Дети узнают, что лёд прозрачный; через тонкие льдинки можно видеть различные предметы. Если бросить льдинки на землю, они разбиваются на мелкие кусочки. Лёд твёрдый. По льду можно кататься и не проваливаться. Лёд скользкий.

         Результаты наблюдений можно отражать в «календаре природы», этот метод работы с детьми так и называется «метод отражённой природы». Для формирования умения заполнять календарь, т. е. фиксировать результаты своих наблюдений, а также умения его читать (рассказывать о наблюдениях по календарю), важно, чтобы условные обозначения были просты и понятны детям. Наиболее подходящими могут быть следующие обозначения: дни недели - разным цветом; погоду - значками натуралистического характера (например, ветер - дерево, наклонившееся в сторону, снег графическое изображение снежинок и т. д,). Особо следует остановиться на обозначении степени тепла и холода: это схематическая фигура ребенка, по-разному одетого, в трусах, в платье, в пальто (куртку), в шубе. Дошкольникам такие значки понятны, так как они соответствуют их одежде во время прогулки. Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром. Однако формирование такого типа представлений возможно только при регулярной, упорядоченной во времени фиксацией наблюдений. Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений. Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности.

В конечном итоге, у детей должно быть сформировано представление о том, что жизнь человека на Земле  напрямую зависит от состояния окружающей среды. То есть возникнет предпосылка для формирования экологического сознания у ребёнка-дошкольника, что и заложено Федеральными требованиями к программам дошкольного образования в содержание образовательной области «Безопасность».

        

Литература

  1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1973
  2. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.- М.:Сфера, 2009.
  3. Лучич М.В. Детям о природе.- М.: Просвещение, 1973
  4. «Мы». Программа экологического образования детей/ Н.Н.Кондратьева и др. – 2-е изд., исп. и доп. – СПб: Детство-пресс, 2006. -240 с.

5. Николаева С.Н. Методика экологического образования дошкольников , 2-е изд. -М: Академия, 2005

6. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников.- М.: Мозаика-синтез, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игра – как средство экологического воспитания и образования дошкольников»

Игра как средство экологического воспитания и образования дошкольников.Научить детей видеть красивое  - дело  сложное. Если педагог сам искренне любит природу и бережно относится к ней, он с...

«Первые шаги в экологии» Экологический проект познавательно - исследовательский, групповой, семейный.

Как известно, каждый дошкольник по своей натуре - любознательный Почемучка, маленький исследователь. Поэтому «самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам»....

Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников

Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру....

Использование игры в экологическом воспитании и образовании дошкольников среднего возраста

Статья опубликована в журнале "Молодой учёный" №3 (241), январь 2019 г....

Использование современных образовательных технологий в экологическом воспитании и образовании дошкольников

    На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный  низким уровнем экологической культуры - люди не восприним...

Конспект педсовета «Уголок природы - средство экологического воспитания и образования дошкольников»

Природа — источник знаний о мире, окружающем ребенка. В природе все происходит ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнц...